НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Урюпинского городского суда (Волгоградская область) от 01.06.2020 № 2-391/20

Дело № 2–391/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Урюпинск 01 июня 2020 года

Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи – Савченко И.Н.,

при секретаре судебного заседания – Гайворонской Л.О.,

с участием:

истцов – Широких Т.И., Трофимовой В.Н.,

представителя ответчика администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области – Азарова А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Широких ФИО6, Трофимовой В.Н. к администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об уменьшении размера пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Широких Т.И. и Трофимова В.Н. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области просят признать незаконным и отменить распоряжение администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 20 января 2020 года № 4, распоряжение администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 21 февраля 2020 года № 7; обязать администрацию Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области выплачивать пенсию истцам в размере, установленном до принятия оспариваемых распоряжений.

В обоснование исковых требований указали, что решением Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района от 15.01.2020 года № 9/47 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 06.12.2019 года № 6/69 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области и принятым в соответствии с ним Распоряжением администрации поселения от 20.01.2020 года № 4 размер муниципальной пенсии был уменьшен до <данные изъяты>. Решением Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района от 19.02.2020 года № 12/60 и принятым на основании него Распоряжением № 7 от 21.02.2020 года, размер муниципальной пенсии Широких Т.И. был уменьшен до <данные изъяты>., Трофимовой В.Н. до <данные изъяты>..

Полагают, что решения Совета депутатов являются незаконными и подлежащими отмене, поскольку наличие дефицита бюджета муниципального образования не может являться основанием для уменьшения муниципальной пенсии за выслугу лет. Кроме того, пенсии истцам были назначены ранее, то есть до внесения изменений в соответствующие нормативные акты. Считают, что оспариваемые акты к ним не применимы, так как истцы вышли на муниципальную пенсию до их принятия и на момент принятия распоряжений данные решения в установленном порядке не были опубликованы.

Истец Широких Т.И. в судебном заседании уточнила исковые требования, и просила признать незаконным и отменить распоряжение администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 7 от 21.02.2020 года «Об изменении размера выплаты муниципальных пенсий», возложить на ответчика обязанность выплачивать ей муниципальную пенсии в размере, установленном до принятия оспариваемого распоряжения. Дополнительно пояснила, что на основании распоряжения администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 87 от 14.11.2012 года ей, как замещавшей должность муниципальной службы ведущего специалиста - главного бухгалтера в администрации Искринского сельского поселения, установлена с 25.04.2012 года пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы 22 года, в размере <данные изъяты>. В последующем размеры выплачиваемой пенсии были увеличены. Распоряжением администрации поселения от 20.01.2020 года № 4 размер муниципальной пенсии был уменьшен до <данные изъяты>. Решением Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района от 19.02.2020 года № 12/60 и принятым на основании него Распоряжением № 7 от 21.02.2020 года размер её пенсии был уменьшен до <данные изъяты>. Считает, что распоряжение администрации Искринского сельского поселения № 7 от 21.02.2020 года к ней не применимо, так как она вышла на пенсию до принятия указанного распоряжения.

Истец Трофимова В.Н. в судебном заседании уточнила исковые требования, и просила признать незаконным и отменить распоряжение администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 7 от 21.02.2020 года «Об изменении размера выплаты муниципальных пенсий», возложить на ответчика обязанность выплачивать ей муниципальную пенсию в размере, установленном до принятия оспариваемого распоряжения. Дополнительно пояснила, что на основании распоряжения администрации Лощиновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 10а от 18.01.2012 года ей, как замещавшей должность муниципальной службы ведущего специалиста - заместителя главы сельского поселения, установлена с 11.01.2012 года пенсия за выслугу лет, в размере <данные изъяты>. В последующем размеры выплачиваемой пенсии были увеличены. Распоряжением администрации поселения от 20.01.2020 года № 4 размер муниципальной пенсии был уменьшен до <данные изъяты>. Решением Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района от 19.02.2020 года № 12/60 и принятым на основании него Распоряжением № 7 от 21.02.2020 года, которым истцу размер пенсии был уменьшен до <данные изъяты>. Считает, что распоряжение администрации Искринского сельского поселения № 7 от 21.02.2020 года к ней не применимо, так как она вышла на пенсию до принятия указанного распоряжения.

Представитель ответчика администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области Азаров А.З. в судебном заседании с исковыми требованиями истцов не согласился, пояснив, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта РФ определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, в том числе Широких Т.И. и Трофимовой В.Н.. В связи с уменьшением бюджета Искринского сельского поселения, связанного с объединением двух поселений Искринского и Лощиновского сельских поселений, а также увеличением расходов на коммунальные услуги, благоустройство сельского поселения и необходимостью направления бюджетных средств на решение иных социально-значимых вопросов местного значения, Совет депутатов Искринского сельского поселения принял решение об уменьшении размера муниципальных пенсий. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований Широких Т.И. и Трофимовой В.Н..

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Выплата пенсии муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), определение ее размера (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), а также дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Как усматривается из материалов дела, Широких Т.И. с 10.01.2010 года является получателем страховой пенсии по старости.

Также, истцу Широких Т.И., замещавшей должность муниципальной службы ведущего специалиста – главного бухгалтера администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района, исходя из стажа муниципальной службы 22 полных года, с 25.04.2012 года установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с Положением, принятым решением Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 21.12.2007 года № 31/101 «О принятии Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области» и Распоряжением администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 87 от 14.11.2012 года в размере <данные изъяты> с последующим увеличением размера. По состоянию на 01.01.2020 года размер муниципальной пенсии истца составлял <данные изъяты> (л.д. 183 - 187).

Истец Трофимова В.Н. с 11.11.2006 года является получателем страховой пенсии по старости.

Также, истец Трофимова В.Н., замещавшая должность муниципальной службы заместителя главы администрации Лощиновского сельского поселения Урюпинского муниципального района, имеющая стаж муниципальной службы 21 год, является получателем муниципальной пенсии в соответствии со ст. 24 ФЗ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Положением «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Лощиновского сельского поселения», принятого решением Совета депутатов Лощиновского сельского поселения от 24.03.2011 года № 40/65 «О принятии Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Лощиновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области», распоряжения администрации Лощиновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 10 а от 18.01.2012 года «О назначении муниципальной пенсии Трофимовой В.Н.». С 01.01.2014 года размер муниципальной пенсии Трофимовой В.Н. составлял <данные изъяты> (л.д. 188-190).

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (ст. 86 Бюджетного кодекса РФ).

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.

Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 26.04.2019 N 38-ОД "Об объединении отдельных сельских поселений, входящих в состав Урюпинского муниципального района Волгоградской области, о внесении изменений в Закон Волгоградской области от 30 марта 2005 г. N 1037-ОД "Об установлении границ и наделении статусом Урюпинского района и муниципальных образований в его составе" и Закон Волгоградской области от 18 ноября 2005 г. N 1120-ОД "Об установлении наименований органов местного самоуправления в Волгоградской области" (принят Волгоградской областной Думой 23.04.2019), с согласия населения Искринского сельского поселения и Лощиновского сельского поселения, входящих в состав Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выраженного их представительными органами, объединено Искринское сельское поселение и Лощиновское сельское поселение во вновь образованное муниципальное образование – Искринское сельское поселение (л.д. 166-171).

Распоряжением администрации Искринского сельского поселения № 4 от 20.01.2020 года изменен размер выплаты муниципальных пенсий Широких Т.И. и Трофимовой В.Н. до <данные изъяты> (л.д. 12).

На основании Решения Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 12/60 от 19.02.2020 года «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности и должности муниципальной службы в Искринском сельском поселении Урюпинского муниципального района Волгоградской области», утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности и должности муниципальной службы в Искринском сельском поселении Урюпинского муниципального района Волгоградской области. Указанное решение опубликовано на официальной странице в сети Интернет, и размещено на информационных стендах Искринского сельского поселения, согласно Уставу Искринского сельского поселения (л.д. 118).

Согласно п. 4 Положения, лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Искринском сельском поселении, пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 10 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Искринском сельском поселении. За каждый полный год стажа муниципальной службы, сверх минимально необходимого для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Искринском сельском поселении в соответствующем году, размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 0,5 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего в Искринском сельском поселении. При этом пенсия за выслугу лет не может превышать 15 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Искринском сельском поселении и составлять более 1,5 должностного оклада. Лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности в Искринском сельском поселении, пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 15 процентов среднемесячного денежного вознаграждения (содержания), учитываемого при исчислении пенсии за выслугу лет (л.д. 119-126).

В соответствии с распоряжением администрации Искринского сельского поселения № 7 от 21.02.2020 года изменен размер выплаты муниципальных пенсий Широких Т.И. до <данные изъяты>., Трофимовой В.Н. до <данные изъяты> руб. (л.д. 25).

Ответчиком приведён расчёт размера выплачиваемой истцам Широких Т.И. и Трофимовой В.Н. муниципальной пенсии, который соответствует Положению о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности и должности муниципальной службы в Искринском сельском поселении Урюпинского муниципального района Волгоградской области, утверждённому решением Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 12/60 от 19.02.2020 года (л.д.192).

Исходя из выше приведённых правовых норм, финансирование доплаты к пенсии (пенсии муниципального служащего за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, которые вправе вводить и изменять порядок и условия доплаты к пенсии муниципальным служащим, как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, поскольку решение вопроса о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Следовательно, принятое Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности и должности муниципальной службы в Искринском сельском поселении Урюпинского муниципального района Волгоградской области», утверждённое решением Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района № 12/60 от 19.02.2020 года, а также оспариваемое истцами распоряжение № 7 от 21.02.2020 года «Об изменении размера выплаты муниципальных пенсий», учитывая дополнительный характер такой пенсии, не свидетельствует об ухудшении положения истцов, так как установление размера такой доплаты к получаемой Широких Т.И. и Трофимовой В.Н. страховой пенсии по старости является правом органа местного самоуправления исходя из финансово-экономических возможностей.

Таким образом, оспариваемое истцами распоряжение администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области по изменению и перерасчету размера ранее назначенной истцам Широких Т.И. и Трофимовой В.Н. муниципальной пенсии являются законными, в связи с чем, оснований для признания незаконным распоряжения администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 7 от 21.02.2020 года и возложении на ответчика обязанности по выплате муниципальной пенсии в прежнем размере, установленном до принятия оспариваемого распоряжения, у суда не имеется.

При этом, пенсия за выслугу лет муниципальному служащему по своей юридической природе является дополнительным обеспечением, предоставляемая им за счет средств соответствующих бюджетов, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому, вопреки доводам истцов, изменение правил предоставления таких выплат не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленном законом случаях и размерах.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявления Широких ФИО6, Трофимовой В.Н. к администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 7 от 21.02.2020 года «Об изменении размера выплаты муниципальных пенсий», возложении обязанности выплачивать муниципальные пенсии в размере, установленном до принятия оспариваемого распоряжения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Урюпинский городской суд Волгоградской области.

Судья И.Н. Савченко