НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Уренского районного суда (Нижегородская область) от 14.03.2017 № 2А-92/2017

Дело № 2а-92/2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2017 года г.Урень

Уренский районный суд Нижегородской области

в составе председательствующего судьи Крутовой О.В.

при секретаре Корягиной О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 13 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, в сумме 4054,68 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что согласно сведений, представленных в инспекцию органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в собственности ответчика в 2014 году находились земельные объекты:

- земельные объекты (участки), кадастровый , адрес: <адрес> д.Тулага <адрес>, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, (расчет налога: нал.база 289200,00*нал.ставка0,3000%*доля в праве 1/1* кол-во месяцев владения 12/12=868,00).

- земельные объекты (участки), кадастровый , адрес: <адрес> д.Средняя Ворошиловка, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, (расчет налога: нал.база 1216151,04*нал.ставка0,3000%*доля в праве 8333/1000000* кол-во месяцев владения 12/12=304,00).

На основании данных, представленных органами государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, должнику был исчислен земельный налог за 2012-2014г.г. в размере 3416,68 руб. (867,60+868,00+868,00=2603,60)+(205,08+304,00+304,00=813,08) по указанным выше объектам недвижимости.

На момент подачи заявления задолженность по налогу на землю не погашена.

За несвоевременную уплату земельного налога за 2012-2014г.г., а также ранее исчисленного и неуплаченного налога, начисленная сумма пени составила 638,00 рублей.

Межрайонная инспекция ФНС России № 13 по Нижегородской области просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по налоговым обязательствам в размере 4054,68 рубля, в том числе земельный налог в размере 3416,68 рублей, пени по земельному налогу в размере 638,00 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО1 с административным иском не согласен, пояснил, что в д.Тулага он не проживает с 2004 года и с этого времени не пользуется земельным участком по адресу: <адрес>, дом на участке принадлежал колхозу, после него в доме еще жили люди. В колхозе он писал заявление об отказе от земельного участка. Сейчас он снова написал заявление об отказе от данного земельного участка в сельскую администрацию. Земельным участком в д.Средняя Ворошиловка пользуется колхоз, оп платит колхозу по 200 рублей в год, и колхоз должен сам платить налог.

Суд, изучив материалы дела, выслушав административного ответчика, приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлена обязанность каждого, уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового Кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации)

Налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год (ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2).

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п. 3).

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4).

В соответствии со ст. 57 Налогового кодекса РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1).

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2).

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4).

Установлено, что административный ответчик ФИО1 является плательщиком земельного налога, т.к. в его пользовании в 2012-2014 году находились следующие земельные объекты:

- земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, (расчет налога: нал.база 289200,00*нал.ставка0,3000%*доля в праве 1/1* кол-во месяцев владения 12/12=868,00).

- земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес>, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, (расчет налога: нал.база 1216151,04*нал.ставка0,3000%*доля в праве 8333/1000000* кол-во месяцев владения 12/12=304,00).

На основании данных, представленных органами государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, должнику был исчислен земельный налог за 2012-2014г.г. в размере 3416,68 руб. (867,60+868,00+868,00=2603,60)+(205,08+304,00+304,00=813,08) по указанным выше объектам недвижимости.

За несвоевременную уплату земельного налога за 2012-2014г.г., а также ранее исчисленного и неуплаченного налога, начисленная сумма пени составила 638,00 рублей.

ФИО1, как налогоплательщику, в 2013,2014.2015 г.г. были направлены налоговые уведомления № 574439, № 678583, № 432928 об уплате исчисленного налога за 2012,2013,2014 г.г. на указанные земельные участки.

Расчет и налоговый период, за который исчислен налог и пени, отражены в прилагаемых налоговых уведомлениях, требованиях.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8).

В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 1).

В адрес ФИО1 были направлены требования № 92391, № 13507, № 37785 об уплате налога, а также № 82249 с установленным сроком уплаты данного налога до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку требование ФИО1 исполнено не было, налоговым органом в адрес мирового суда судебного участка №2 Уренского судебного района Нижегородской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа, согласно которого Инспекция просила суд взыскать с ФИО1 задолженность по налоговым обязательствам.

30.06.2016г. мировым судьей был вынесен судебный приказ. Должник не согласившись с данным судебным приказом, направил в мировой суд возражения.

Определением мирового судьи от 21.07.2016г. названный судебный приказ отменен.

Административный истец обратился с данным иском о взыскании с ФИО1 налога и пени в районный суд.

Административный ответчик ФИО1 не согласен с начислением на него налога по земельному участку в д.Тулага <адрес> по тому основанию, что он не пользовался данным участком с 2004 года, от него отказался, и по земельному участку в д.Средняя Ворошиловка по тому основанию, что за данный участок должен платить колхоз, который фактически пользуется его земельным участком.

Суд не может согласиться с указанными доводами административного ответчика по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Из материалов дела усматривается существование у налогоплательщика ФИО1 объектов налогообложения и обязанности по внесению за них налоговых платежей.

Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика физического лица ФИО1 у него имеются следующие объекты недвижимости:

-земельный участок кадастровый , адрес: <адрес>, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.

- земельный участок, кадастровый , адрес: <адрес> д.Средняя Ворошиловка, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ архивного сектора Администрации Уренского муниципального района Нижегородской области следует, что в документах архивного фонда за 2000-2010 г.заявления ФИО1 об отказе от земельного участка кадастровый по адресу : <адрес> не значится.

Согласно предоставленной письменной информации Администрации Горевского сельсовета Уренского муниципального района № 41 от 27.02.2017 г., правообладатель земельного участка с кадастровым ФИО1 от данного участка отказался 18.11.2016 г.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в Горевский сельсовет направлено уведомление о регистрации права собственности за Горевским сельсоветом Уренского муниципального района Нижегородской области на земельный участок кадастровый , адрес: <адрес>, общей площадью 5000 кв.м., всвязи с отказом от права собственности и прекращения права собственного на данный земельный участок прежнего владельца.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Поскольку установлено, что административный ответчик ФИО1 в 2012-2014 г.г. являлся правообладателем земельных участков по адресу: <адрес> кадастровый , площадью 5000 кв.м., и по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 719616 кв.м., то земельный налог за указанные объекты налогообложения в 2012-2014 г.г. ему начислен обоснованно, как и пени за несвоевременную уплату земельного налога.

То обстоятельство, что ФИО1 земельными участками не пользовался, не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты начисленного налога и пени.

До настоящего времени ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам и недоимки по земельному налогу, что не оспаривается административным ответчиком.

Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и исследовав установленные по делу обстоятельства, которыми подтвержден факт нахождения у ФИО1 в 2012-2014 г.г. земельных участков, учитывая, что налоговым органом данное административное исковое заявление подано в шестимесячный срок, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, суд приходит к выводу об удовлетворении требований налогового органа, поэтому необходимо взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции ФНС России №13 по Нижегородской области задолженности по налоговым обязательствам – в размере 4054,68 рублей, из которых: земельный налог в размере 3416,68 рублей, пени по земельному налогу в размере 638,00 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России №13 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Нижегородской области задолженность по налоговым обязательствам в размере 4054,68 рублей, в том числе, земельный налог в размере 3416,68 рублей и пени по земельному налогу в размере 638,00 рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в местный бюджет в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме решения, через Уренский районный суд.

Судья: подпись О.В.Крутова

Решение в окончательной форме принято 20.03.2017 г.

Копия верна:

Судья: О.В.Крутова