НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 16.10.2018 № 2А-513/18

Дело № 2а – 513/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Джилакановой З.М.,

при секретаре Быбченко И.Г.,

с участием административного истца Зобниной М.М.,

административного ответчика Калашникова Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Калашникову Д.М. о взыскании задолженности и пеней по налогу на доходы физических лиц,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ответчика Калашникова Д.М. недоимку по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой за 2016 год в размере 83 617 руб.; пени за период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по налогу в размере 526,79 руб.

В обоснование иска указав, что Калашников Д.М. осуществляет деятельность в качестве адвоката и согласно пункту 1 статьи 227 Налогового кодекса является плательщиком налога на доходы физических лиц.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса).

Калашников Д.М. ДД.ММ.ГГГГ предоставил первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3 – НДФЛ за 2016 год с суммой возмещения налога из бюджета в размере 65233 руб.

В связи с допущенной ошибкой при заполнении декларации, налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ предоставлена уточненная декларация 3 – НДФЛ за 2016 год, сумма налога на доходы физических лиц составила 83617 руб. Срок уплаты налога на доходы физических лиц за 2016 год – ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неуплатой начисленного налога, инспекцией в адрес должника заказным письмом по почте направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога, пени.

В соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 526,79 руб.

Административным ответчиком Калашниковым Д.М. в суд представлено возражение на иск, в котором он указал, что с административными исковыми требованиями он не согласен, считает, что административным истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд к административному ответчику с указанными требованиями. Просил применить срок исковой давности и в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

В судебном заседании административный истец Зобнина М.М. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, пояснила, что срок обращения в суд с административным иском не пропущен.

Административный ответчик Калашников Д.М. в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на иск, просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку административным истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд к административному ответчику с указанными требованиями. Также дополнил, что в нарушение требований ст. 71 Налогового кодекса РФ административным истцом не было направлено ему уточненное требование.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, аналогичное требование содержится в п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Требование об уплате налога согласно п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

Из положений пунктов 1-3 ст. 48 НК РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.

Заявление о взыскании подается в суд в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании ч. 2, 4 – 6 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Разрешая настоящий иск, суд учитывает, что согласно пункту 3 статьи 9 НК РФ налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Функции по контролю и надзору в области налогов и сборов в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506(ред. от 03.04.2015) ", возложены на Федеральную налоговую службу.

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, в соответствии со ст. 227 НК РФ, предусматривающей особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, а также порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от такой деятельности. При этом, они самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ.

На основании представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, что Калашников Д.М. является адвокатом, и в соответствии со ст. 227 НК РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Калашников Д.М. ДД.ММ.ГГГГ предоставил первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3 – НДФЛ за 2016 год с суммой возмещения налога из бюджета в размере 65233 руб.

В связи с допущенной ошибкой при заполнении декларации, налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ предоставлена уточненная декларация 3 – НДФЛ за 2016 год, сумма налога на доходы физических лиц составила 83617 руб. Срок уплаты налога на доходы физических лиц за 2016 год – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-21).

В связи с неуплатой административным ответчиком начисленного налога, инспекцией в адрес Калашникова Д.М. заказным письмом по почте направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога в размере 148850 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-24).

В связи с отсутствием сведений об уплате указанных налогов Калашникову Д.М., в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. Размер пеней рассчитан административным истцом за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности Калашникова Д.М. по уплате налога с учетом всех видов задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 526,79 руб.

Расчет пеней истцом судом проверен, признан правильным, административным ответчиком не оспаривался.

Оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд находит исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Доказательств, опровергающих наличие задолженности по налогу, административным ответчиком не представлено.

Доводы административного ответчика в части не соблюдения налоговым органом требований ст. 71 НК РФ, не направлении в его адрес требования в части уплаты налога по уточненной декларации, суд находит необоснованными, ошибочно основанными на неверном толковании положений ст. 71 НК РФ, поскольку в соответствии с указанной нормой закона, налоговый орган обязан направить повторное требование в случае изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Как установлено судом, обязанность по уплате налога не изменилась и не отпала в связи с подачей уточненной декларацией, также в требовании задолженность в сумме 83617 руб. прописана и имеет место быть.

Суд, рассматривая заявление административного ответчика о пропуске срока подачи административного иска, пришел к выводу, что указанный срок не пропущен по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании с физического лица недоимки по налогу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В силу абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Калашникову Д.М. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого до ДД.ММ.ГГГГ, которое административным ответчиком не было исполнено. В связи с чем, в установленные сроки, административным истцом было направлено мировому судье заявление о вынесении судебного приказа, принято мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам.

ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен мировым судьей. ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением. Таким образом, налоговым органом сроки для обращения в суд соблюдены.

Учитывая, что налоговые требования в добровольном порядке налогоплательщиком Калашниковым Д.М не исполнены, срок обращения в суд для взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, административным истцом соблюдён, заявленные истцом суммы недоимки по налогам, пеням подлежат взысканию с ответчика в доход государства, с зачислением в соответствующий бюджет.

Административный истец в соответствии с пп. 19 ст. 333.36 НК РФ освобождён от уплаты государственной пошлины.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, и зачисляются в доход федерального бюджета.

При указанных обстоятельствах с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2724,31 рублей в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 290, 293,294 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Калашникову Д.М. о взыскании задолженности и пеней по налогу на доходы физических лиц удовлетворить полностью.

Взыскать с Калашникова Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> в доход государства задолженность по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности физическими лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой в общей сумме 84143 рубля 79 копеек, в том числе налог за 2016 год в размере 83617 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 526,79 рублей, с перечислением по следующим реквизитам:

ИНН 8606007859 КПП 860601001,

УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Межрайонная ИФНС России № 2 по ХМАО-Югре)

Р/счет 40101810900000010001 РКЦ г. Ханты-Мансийска,

БИК 047162000 ОКТМО 71878000,

код бюджетной классификации:

- 18210102020011000110 налог на доходы физических лиц от осуществления деятельности физическими лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой ст. 227 НК РФ,

- 18210102020012100110 пени по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности физическими лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой ст. 227 НК РФ.

Взыскать с Калашникова Д.М. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2724 рубля 31 копейку.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, с подачей апелляционной жалобы через Урайский городской суд.

Председательствующий судья З.М. Джилаканова