НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 06.10.2020 № 2-530/20

УИД 86RS0014-01-2020-001505-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2020 г. г. Урай ХМАО – Югры

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Бегининой О.А.,

при секретаре судебного заседания Гайнетдиновой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-530/2020 по иску ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Урай Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) о возложении обязанности включить период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ он в возрасте 54 лет обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», ст.34 ФЗ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика ему было отказано. Причиной отказа послужило отсутствие справки о проживании (работе) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, при этом, ответчик в оспариваемом решении указал, что на момент подачи истцом заявления его стаж составил: 32 года 2 месяца 09 дней - страховой стаж; 17 лет 01 месяц 12 дней - специальный стаж РКС. Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал по адресу: <адрес> относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2, то есть относится к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на комбинате нерудных материалов «Микашевичи» (Республиканское унитарное производственное предприятие «Гранит») в <адрес>. Учитывая, что истец и проживал, и работал на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, имеет право выхода на льготную (досрочную) пенсию: на основании п.6 ч.1 ст.32 ФЗ № 400 с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет, на основании ст. 34 ФЗ № 1244-1 с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год, уменьшение возраста выхода на пенсию по указанным двум основаниям суммируется, то истец имеет право выхода на пенсию с уменьшением возраста выхода на пенсию на 6 лет. Таким образом, истец имел право выйти на пенсию в 2018 в возрасте 54 лет. Так как пенсия не может быть назначена ранее дня обращения гражданина за назначением пенсии, истцу должна быть назначена пенсия с даты обращения к ответчику с ДД.ММ.ГГГГ. Просит обязать ответчика включить истцу период проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить истцу пенсию на основании п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 34 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2, участвующий деле, по средствам видео-конференцсвязи, на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, следует из представленных материалов, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в УПФ РФ по г. Ураю ХМАО – Югры (межрайонное) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости за работу в РКС, МКС п. 6 ч.1 ст. 32 № 400-ФЗ, пенсии с уменьшением возраста на основании ст. 3-37 .

В подтверждение своего права на снижение общего пенсионного возраста представил копию трудовой книжки; справку от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, справку о заработке.

Решением ГУ Управления ПФР в г. Урае ХМАО – Югры (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с отсутствием справки о проживании (работе) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В бесспорном порядке истцу были включены периоды работы, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на комбинате нерудных материалов «Микашевичи» (Республиканское унитарное производственное предприятие «Гранит»). На момент принятия решения стаж ФИО1 составил: 32 года 2 месяца 09 дней - страховой стаж; 17 лет 01 месяц 12 дней - специальный стаж РКС. Указанный факт ответчиком не оспаривался.

В силу ч.ч.2,3 ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, предусмотренном ст. 30 - 37 настоящего Закона.

При этом возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Статья 34 вышеназванного Закона устанавливает, что гражданам, указанным в п. 8 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч.2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности.

В соответствии с п. 8 ст. 13 данного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся (в числе других лиц): граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст. 11 указанного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная зона облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).

Статьей 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 403-О признано, что положения ст.ст. 33 и 34 во взаимосвязи с п.7 и 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Согласно ст. 10 ранее действовавшего Закона СССР от 12.05.1991 № 2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР за пределами зон отчуждения, отселения и зоны проживания с правом на отселение, с плотностью радиоактивного загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 кори/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 миллизиверт (0,1 бэр.).

В силу п.5 ст. 4 ранее действовавшего Закона Республики Беларусь от 12.11.1991 «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с периодическим радиационным контролем - территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км либо стронцием-90 от 0,15 до 0,5 Ки/кв. км или плутонием-238, 239, 240 от 0,01 до 0,02 Ки/кв. км, где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год.

В действующем в настоящее время Законе Республики Беларусь от 26.05.2012 № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» содержатся аналогичные положения (ст. 6).

Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.

В судебном заседании установлено, следует из материалов дела - выписки из лицевого счета застрахованного лица, трудовой книжки, справки от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на комбинате нерудных материалов «Микашевичи» (Республиканское унитарное производственное предприятие «Гранит») в <адрес>.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> исполнительного комитета Республики Беларусь следует, что по информации КУМПП ЖКХ «Микашевическое ЖКХ» истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал по адресу: <адрес> относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2, то есть относится к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Зонам радиоактивного загрязнения утверждены Постановлениями Кабинета Министров (Совета Министров) Республики Беларусь, к которым относится город <адрес>.

В настоящее время истец является гражданином Российской Федерации, что подтверждается копией паспорта.

Договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, "О сотрудничестве в области социального обеспечения" регламентировано, что при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон.

Пунктом 3 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 6 «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы» установлено, что выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, и распространить на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот, льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан.

В силу п. 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Суд полагает, что применительно к порядку подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом согласно российского законодательства истец вправе представить выданную уполномоченными органами Беларусь справку о периоде постоянного проживания на загрязненной территории, соответствующей уровню облучения населения и плотности загрязнения почвы радионуклидами зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации.

В представленной в материалы дела справке от ДД.ММ.ГГГГ констатируется относимость <адрес>, зоне с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации. При этом, указано, что подтвердить данную информацию в форме справки не представляется возможным, так как перечнем административных процедур, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.02010 , выдача такого документа не предусмотрена.

Достоверность сведений, изложенных в трудовой книжке истца и в справках от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> исполнительного комитета Республики Беларусь, справки от ДД.ММ.ГГГГ Республиканского унитарного производственного предприятия «Гранит» ответчиком не оспаривалась. Сведений о проживании ФИО1 на территории РСФСР после 1986 и до 1990 не имеется, что свидетельствует о достоверности в этой части выданных уполномоченными органами Беларусь о периоде проживания в населенном пункте, расположенном в зоне радиоактивного загрязнения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал на территории <адрес>, входящей в зону проживания с периодическим радиационным контролем, с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км.

Поскольку судом установлено, что ФИО1 является гражданином Российской Федерации, в силу ст. 49, 34 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на назначение пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста на два года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом; как законодательством Российской Федерации, так и законодательством Республики Беларусь часть территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, чему в соответствии с пунктом 100 Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн, при обращении к ответчику им были представлены подтверждающие документы - справка о проживании в такой зоне.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что факт постоянного проживания истца на территории <адрес> в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации даже сроком менее 4 лет является достаточным для уменьшения ему пенсионного возраста на 1 год для назначения трудовой пенсии по старости, в связи с чем оснований для отказа в назначении пенсии у ответчика не имелось.

Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Как установлено в судебном заседании, с заявлением о назначении пенсии истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, на день обращения он достиг 54-летнего возраста, его страховой стаж составлял более 25 лет, специальный стаж РКС превышал 15 лет.

Суд при разрешении спора, с целью своевременной реализации права истца на пенсию и надлежащего определения даты возникновения такого права, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года (вопрос ). Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец приобрел право на страховую пенсию по старости по достижении возраста 54 лет, т.е. с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем его иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Урай Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) включить ФИО1 период проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (ст. 34 ФЗ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Урай Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 1 год с 08.11.2018.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Урайский городской суд.

Председательствующий судья О.А. Бегинина

Решение в окончательной форме было принято 13.10.2020.