Дело №2а-65/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 марта 2017 г. Унеча
Унечский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Поставневой Т.Н.
при секретаре Марченко Г.В.
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Брянской области Молодьковой С.А., административного ответчика Кузьменок Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Брянской области к Кузьменок Н.С. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Брянской области обратилась с административным иском к Кузьменок Н.С. о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме 1394 руб. 11 коп. и пени в сумме 102 руб. 87 коп.
При этом ссылается на то, что в спорные периоды административному ответчику принадлежали объекты налогообложения земельным налогом: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> полка, 4 кадастровый №, а также земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №.Административному ответчику были направлены налоговые уведомления на уплату имущественных налогов, однако суммы налогов административным ответчиком не были уплачены, в связи с чем начислена пеня в процентах от неуплаченной суммы налога.
В судебном заседании представитель административного истца Молодькова С.А. исковые требования поддержала.
Административный ответчик Кузьменок Н.С. исковые требования не признала, пояснив, что земельных участков в собственности не имеет, так как один земельный участок принадлежал ее умершей матери, но она после смерти матери не оформляла наследственные права на земельный участок, второй земельный участок ( условную земельную долю) она продала.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ и в соответствии с положениями подпункта 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщики земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного ( бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. При этом государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, являются юридически действительной.
На основании ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 № 141 -ФЗ "О внесении изменении в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Административным ответчиком не отрицается в судебном заседании, что ее матери, ФИО2, принадлежал земельный участок площадью 3500 кв. м по адресу: <адрес> полка, <адрес>, кадастровый №, а также условная земельная доля общая долевая собственность, доля в праве 1/558 адрес: <адрес>, колхоз "Свободный путь" ( ранее адрес указывался : <адрес> ) кадастровый №.
Довод Кузьменок Н.С. о том, что она не является и не являлась собственником земельных участков, так как не оформляла наследственные права на земельные участки после смерти матери, опровергается имеющимися в деле доказательствами.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, на день ее смерти, согласно объяснений самого административного ответчика, а также согласно записям в похозяйственной книге № ДД.ММ.ГГГГ год ( лицевой счет 252 ) административный истец Кузьменок Н.С. проживала и значилась первой в похозяйственной книге по адресу: <адрес> полка, <адрес>, проживала по указанному адресу и год после смерти своей матери, то есть приняла меры к фактическому принятию наследства, пользуясь имуществом ( в частности земельным участком ), принадлежащим матери.
Кроме этого согласно выписок из лицевых счетов за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года Кузьменок Н.С. произвела 20 июля 2007 года оплату земельного налога по платежному извещению 2006 год на сумму 26 руб. 77 коп., а также по платежному извещению 2007 год на сумму 13 руб. 39 коп., что также подтверждает принятие ею мер по фактическому принятию наследства.
Кузьменок Н.С. не отрицала в судебном заседании того, что она получала свидетельство о праве на наследство в части условной земельной доли.
Это подтверждается тем, что административному ответчику Кузьменок Н.С. с 14 сентября 2012 года на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 25 апреля 2011 года, выданного нотариусом Унечского нотариального округа Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежал земельный участок, общая долевая собственность, доля в праве 1/558 расположенный по адресу: <адрес>, колхоз "Свободный путь" кадастровый №.
Согласноп.2 ст.218ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии сп.1 ст.131ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п.2 ст.8.1ГК РФ).
Однако на основаниип.4 ст.1152ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии сп.3 ст.45ГК РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда (п.1 ст.1114ГК РФ).
Согласноп.1 ст.1153ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом (п.1 ст.1162ГК РФ).
При этом свидетельство о праве на наследство является основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество за наследником (п.1 ст.17Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Право собственности на наследственное недвижимое имущество у наследников, вступивших в права наследства (принявших наследство), возникает со дня смерти наследодателя независимо от даты государственной регистрации этих прав ( п.11 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N10/22,п.34постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 N9,письмаМинфина России от 20.05.2015 N03-04-05/28880, от 02.04.2015 N03-04-05/18234, от 11.03.2015 N03-04-05/12830, от 20.02.2015 N03-04-05/8357, от 17.02.2015 N03-04-05/7070, от 16.07.2014 N03-04-05/34612, ФНС России от 21.02.2014 NБС-4-11/3179).
В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, земельный налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства (п.8 ст.396НК РФ).
Таким образом, наследник признается налогоплательщиком земельного налога с месяца открытия наследства, то есть с месяца смерти наследодателя.
Согласно п. 34Постановление Пленума ВС РФ № 9 от 29 мая 2012 года " О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В силу п.35 вышеназванного Постановления принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
В соответствии с п. 5 Постановления ВАС РФ от 23 июля 2009 года № 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" при универсальном правопреемстве вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Таким образом, принятие административным ответчиком части наследственного имущества означает принятие всего причитающегося наследнику наследства, земельный налог Кузьменок Н.С. правильно исчислялся начиная с месяца открытия наследства (п.8 ст.396НК РФ), она признается налогоплательщиком земельного налога с месяца открытия наследства, то есть с месяца смерти наследодателя ( матери -ФИО2).
Помимо этого согласно выписке из информационного ресурса именно Кузьменок Н.С. указана правообладателем земельного участка площадью 3500 кв. м по адресу: <адрес> полка, <адрес> кадастровый №, а также условной земельной доли( общая долевая собственность, доля в праве 1/558) адрес: <адрес>, колхоз "Свободный путь" (ранее адрес указывался : <адрес> ) кадастровый №.
Довод административного ответчика о том, что условную земельную долю она уже давно продала, а поэтому не должна оплачивать земельный налог, несостоятелен, так как дата государственной регистрации прекращения права лишь 11 января 2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся ( имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества по состоянию на 24 февраля 2016 года, а исковые требования предъявлены за период с 2011 по 2015 годы.
Таким образом, Кузьменок Н.С., в силу ст. 388 НК РФ, являлась плательщиком земельного налога.
Ставки налога на землю установлены в соответствии со ст. 394 НК РФ и Решением (Постановлением) органа местного самоуправления.
Уплата земельного налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, производится согласно п. 1 ст. 397 НК РФ, в срок не позднее 1 ноября года ( в редакции, действовавшей в спорный период), следующего за истекшим налоговым периодом, которым в соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ признается календарный год.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Административному ответчику в установленный срок налоговым органом были направлены уведомления № 347409, 439015, 650252, 518480 на уплату имущественных налогов, содержащие расчет подлежащих уплате сумм налогов: за 2011 год 26 руб. 78 коп., за 2012 год 110 руб. 22 коп., за 2013 год 627 руб. 00 коп, за 2014 год 627 руб. 00 коп., итого 1391 руб. 00 коп.
В судебном заседании административный ответчик не отрицает, что налоговые уведомления ею получены.
Суммы налогов в установленный срок административным ответчиком не уплачены.
За каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня в процентах от неуплаченной суммы налога (процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ).
Сумма пени составила 102 руб. 87 коп.
В соответствии с положениями ст. 69,70 НК РФ административному ответчику были направлены требования: от 28 ноября 2012 года № об уплате земельного налога в сумме 29 руб. 89 коп., пени по земельному налогу 7 руб. 51 коп., от 20 декабря 2013 года № об уплате земельного налога в сумме 110 руб. 22 коп., пени по земельному налогу в сумме 9 руб. 16 коп., от 12 ноября 2014 года № об уплате земельного налога в сумме 627 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в сумме 15 руб. 96 коп., от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате земельного налога в сумме 627 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в сумме 70 руб. 55 коп.
В судебном заседании Кузьменок Н.С. не отрицает получение вышеназванных требований.
Однако, указанные требования Кузьменок Н.С. не исполнены.
7 июля 2016 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Брянской области обратилась к мировому судье судебного участка № 58 Унечского судебного района Брянской области с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по земельному налогу и пени с Кузьменок ФИО7 в сумме 1496 руб. 98 коп.
14 июля 2016 года мировым судьей был вынесен судебный приказ №а-571/16, который согласно определению суда от ДД.ММ.ГГГГ годы был отменен, в связи с тем, что от Кузьменок Н.С. в установленный законодательством срок поступили письменные возражения относительно исполнения судебного приказа.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налогов, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ.
Сумма задолженности Кузьменок Н.С. по требованиям составляет 1496 руб. 98 коп., то есть не превысила 3000 рублей, следовательно, на основании ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней. штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок исполнения административным ответчиком самого раннего требования № от 28 ноября 2012 года об уплате налога, сбора, пени и штрафа, по которому сумма задолженности не превысила 3000 руб. (составила 37 руб. 40 коп.) установлен 10 января 2013 года.
Таким образом, налоговая инспекция могла обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Кузьменок Н.С. до 10 июля 2016 года, заявление было подано 7 июля 2016 года.
Административным истцом сроки обращения в суд с заявлением соблюдены, судебный приказ был отменен лишь в связи с предоставлением Кузьменок Н.С. ( в силу ст. 123.5 КАС РФ) возражений относительно его исполнения, было разъяснено право на обращение с требованиями в порядке искового производства.
Следовательно, довод административного ответчика об истечении срока исковой давности 3 года, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, несостоятелен.
Исходя из вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 186, 286,290 КАС РФ
РЕШИЛ:
Взыскать с Кузьменок Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Брянской области земельный налог за 2011, 2012, 2013,2014 годы в сумме 1394 руб. 11 коп. и пени по земельному налогу за 2011, 2012,2013, 2014, 2015 годы в сумме 102 руб. 87 коп. Всего 1496 руб. 98 коп.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 6 марта 2017 года.
Судья Т.Н.Поставнева