Дело *** 73RS0024-01-2021-000790-47 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Ульяновской области Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трифоновой А.И., при секретаре судебного заседания Шебонкиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Беловой Елене Александровне, Багаповой Нурии Хусаиновне, Кретовой Диане Андреевне, Камалову Ильдару Миритзяновичу, Сырайеву Дамиру Анваровичу, Евстратовой Елене Владимировне, Сибагатулину Руслану Ильнуровичу, Малько Тамаре Александровне о признании незаконным бездействия, изъятии земельных участков, признании полезащитных лесополос бесхозяйными, возложении обязанностей принять на баланс муниципального образования полезащитные лесополосы и произвести их государственную регистрацию, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Беловой Елене Александровне, Багаповой Нурие Хусаиновне, Кретовой Диане Андреевне, Камалову Ильдару Миритзяновичу, Сырайеву Дамиру Анваровичу, Евстратовой Елене Владимировне, Сибагатулину Руслану Ильнуровичу. В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований лесного и земельного законодательства при распоряжении землями с полезащитными лесополосами. 23.03.1993 постановлением Главы администрации Ульяновского района *** Совхозу «Заветы Ильича» в бессрочное пользование был выделен участок площадью 6881 га для целей сельскохозяйственного использования, в том числе 6196 га – сельскохозяйственных угодий, 685 га – прочих угодий. Данный земельный участок неоднократно менял свои границы и по состоянию на 01.01.2004 составлял 6023 га. В соответствии со свидетельством от 24.09.2010 указанный земельный участок с уточненной площадью 577756767 кв.м был передан на праве бессрочного пользования ООО «Стройпластмасс-Агропродукт», ему присвоен кадастровый номер ***. Согласно постановлениям Главы администрации МО «Ульяновский район» от 16.09.2011 ***, от 08.08.2011 *** ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» переоформлено право бессрочного пользования с указанием об отсутствии обременений на земельный участок *** и вновь образованному земельному участку с той же площадью присвоен кадастровый номер ***. Кроме того, 08.08.2011 между МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» и ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» заключен договор купли-продажи земельного участка ***, земельный участок по акту приема-передачи передан в ООО «Стройпластмасс-Агропродукт». 15.02.2012 между ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» и Беловой Е.А., Багаповой Н.Х. заключен договор купли-продажи земельного участка *** (в равных долях), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: *****, д. *****. В последующем из названного земельного участка образованы 48 земельных участков с изменением категории земель: земли населенных пунктов, адрес: *****. Полагал, что МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области было не вправе распоряжаться названным земельным участком, поскольку на нем имеются участки лесопосадок, подлежащих учету и исключению из названного земельного участка при его формировании для выкупа ООО «Стройпластмасс-Агропродукт». В силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что она оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Проверкой вскрыты нарушения со стороны должностных лиц Администрации МО «Ульяновский район» по ненадлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории МО «Ишеевское городское поселение» и четкому определению их количественного и качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности. Ссылаясь на п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2021 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель», указал, что защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, созданные в процессе осуществления мероприятий по охране земель и находящиеся в публичной собственности, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка (в массиве земель сельскохозяйственного назначения). В случае, если в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения включена полезащитная лесная полоса, предназначенная для защиты земель от негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, и которая не создавалась заявителем в целях улучшения земель, такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность. В соответствии с полученными от Управления Росреестра по Ульяновской области сведениями и данными кадастровой карты названная полезащитная лесополоса имеет определенные координаты (приведены в иске) и расположена на земельных участках с кадастровыми номерами: ***, принадлежащем Сырайеву Д.А., Евстратовой Е.В., Сибагатулину Р.И.; ***, принадлежащем Малько Т.А., ***, ***, принадлежащим Камалову И.М., ***, принадлежащем Кретовой Д.А., ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, принадлежащим Беловой Е.А. Вышеуказанные нарушения противоречат одному из основных направлений деятельности органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции, закрепленному в ч. 4 ст. 5 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в части совершенствования порядка использования, передачи прав на использование государственного и муниципального имущества, а также его отчуждения. Действиями Администрации МО «Ульяновский район» затронуты права собственника участка с защитной полосой – Ульяновской области, а также права неопределенного круга лиц на использования лесов для собственных нужд. На основании изложенного прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит признать незаконном бездействие МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними с координатами, указанными в иске, четкому определению их количественного и качественного состояния, не определению порядка осуществления в данных лесопосадках лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности; изъять из незаконного пользования ответчиков земельные участки с указанными в иске координатами, на которых расположена полезащитная лесополоса, проходящая через земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***; признать бесхозяйными полезащитные лесополосы с указанными в иске координатами, проходящие через земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***; обязать МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области принять на баланс муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области полезащитные лесополосы и произвести государственную регистрацию полезащитных лесополос в указанных в иске координатах. Определением суда от 11.08.2021 указанный иск прокурора принят к рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Малько Т.А., в качестве третьих лиц – Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области. В ходе судебного разбирательства в суд поступили уточненное исковое заявление и дополнительные пояснения прокурора Ульяновского района Ульяновской области (в принятии к производству уточненных исковых требований отказано по процессуальным основаниям; дополнительные пояснения приобщены к материалам дела). Согласно дополнительным пояснениям земельный участок с кадастровым номером ***, впоследствии кадастровый номер ***, не относится к предмету спора. Земельный участок, из которого образовались участки с находящимися на них и не учтенными лесополосами, – это участок с кадастровым номером ***. 26.08.2010 между МУ «КУМИЗО «Ульяновский район» Ульяновской области и ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» заключен договор купли-продажи (купчая) земельного участка ***. 01.08.2011 между ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» и Беловой Е.А., Багаповой Н.Х. заключен договор купли-продажи в равных долях земельного участка площадью 1 247 492 кв.м с кадастровым номером ***, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: *****. Из указанного земельного участка сформированы 22 земельных участка. Из описания местоположения земельного участка с кадастровым номером *** следует, что лесополоса и земельный участок под ней при межевании границ земельного участка незаконно включены в его состав. Всего в результате деления земельного участка с кадастровым номером *** образовано 48 земельных участков с изменением категории земель: земли населенных пунктов, и адресом: *****. В соответствии с уточненными сведениями, предоставленными Управлением Росреестра по Ульяновской области», полезащитная лесополоса имеет определенные координаты (приведены на стр. 4-6 документа) и расположена на земельных участках с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, а также ***, ***; ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** (собственники земельных участков не указаны). В судебном заседании старший помощник прокурора Матвеев Н.С. поддержал исковые заявления по изложенным в нем доводам. Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Новичкова Т.Б. просила в иске отказать, поддержав доводы письменных возражений. Полагала, что прокурором в нарушение ст. 56, ч. 3 ст. 131 ГПК РФ не представлено доводов о том, кем именно нарушаются права лиц, в интересах которых он действует, защита каких именно прав будет обеспечена, какие законные интересы будут восстановлены в результате удовлетворения иска. Нормативно-правовое обоснование требований, предъявленных к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, отсутствует. Полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации согласно законодательству, действовавшему на момент отчуждения земельного участка, не содержали обязанности по проведению инвентаризации полезащитных лесополос. Порядок проведения учета мелиоративных защитных лесных насаждений, организация которого отнесена к деятельности уполномоченных федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, был установлен Федеральным законом о мелиорации земель 27.12.2019. Требования об изъятии земельных участков из незаконного владения полагала необоснованными, поскольку право собственности на них зарегистрировано, никем не оспорено и не прекращено. Кроме того, истец не указывает, у кого конкретно и какие земельные участки необходимо изъять, приводя в иске лишь некие координаты. В противоречии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ истец, заявляя требования о признании полезащитных лесополос бесхозяйными, определил собственника участка с защитной полосой – Ульяновская область и категорию спорного объекта – леса. При этом на стр. 3 иска утверждается, что защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения не входят в лесной фонд. Такое понятие как «принятие на баланс» действующим законодательством, регулирующим права владения, пользования и распоряжения вещами, не предусмотрено. Требование о государственной регистрации полезащитных лесополос также не может быть выполнено, поскольку полезащитные лесополосы не являются недвижимым имуществом. Федеральный закон о мелиорации земель не содержит требования о государственной регистрации полезащитных полос. Кроме того, указала, что земельный участок с кадастровым номером *** разделен не был и земельные участки, являющиеся предметом спора, из него не образовывались. Представитель ответчиков Камалова И.М., Беловой Е.А. - Белов В.В. не признал исковые требования, ссылаясь на доводы, подробно изложенные в письменном отзыве на иск. В частности, указал, что пункт 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливает основания разграничения государственной собственности на землю, введен в действие задолго до заключения договора купли-продажи исходного земельного участка и не применим к процедуре отчуждения земельного участка из государственной собственности в частную. Нормативное обоснование доводов о невозможности отнести защитные лесные насаждения к принадлежности конкретного земельного участка и предоставления такого участка в собственность, в иске не приведено. Вместе с тем, ни Земельный кодекс РФ, ни Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель», ни иные нормативно-правовые акты не содержат ограничений по приватизации земельных участков с расположенными на них защитными лесными насаждениями. Доказательств того, что древесно-кустарниковая растительность, о которой идет речь в иске, относится к защитным лесным насаждениям, в том числе документов о приемке в эксплуатацию защитных лесных насаждений, не приведено. Указал, что требования об изъятии земельных участков из незаконного пользования не подлежат удовлетворению в силу ст. ст. 209, 302 Гражданского кодекса РФ, поскольку его доверители являются не пользователями, а собственниками участков, их добросовестными приобретателями. Ссылаясь на координаты земельных участков, которые необходимо изъять, фактически истец указывает координаты границы защитных лесных насаждений, которые не являются границами земельного участка как объекта права. Таким образом, конкретные земельные участки, которые истец просит изъять, не определены, следовательно, предмет спора отсутствует. Иные требования прокурора о возложении обязанностей на МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области не мотивированы, ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты не подкреплены. Ответчик Сырайев Д.А., его представитель Самошкина Н.В. полагали заявленные исковые требования незаконными, необоснованными, нарушающими права Сырайева Д.А. как добросовестного собственника земельного участка. При заключении договора купли-продажи и оформлении сделки в Управлении Росреестра по Ульяновской области им (ответчиком) были предприняты все необходимые меры разумной осмотрительности. Оснований применения ст. 168 Гражданского кодекса РФ в иске не приведено. Требование о выделе полезащитных лесополос противоречит положениям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускающей раздел (перераспределение, выдел) земельного участка, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Выделение из земельного участка Сырайева Д.А. участков, занятых лесополосой, приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и иным негативным последствиям, препятствующим рациональному использованию земельного участка. Требование о признании выделенных полезащитных лесополос бесхозяйными является неправомерным, поскольку в силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки. Вышеизложенное исключает удовлетворение требований о принятии лесополос на баланс МУ «Администрация МО «Ульяновский район» и их государственной регистрации. Законный представитель ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» - генеральный директор Солдатенков А.В. согласился с исковыми требованиями прокурора Ульяновского района Ульяновской области. Ответчики Багапова Н.Х., Кретова Д.А., Камалову И.М., Евстратова Е.В., Сибагатулин ?.И., Малько Т.А., третьи лица МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, извещались, ходатайств об отложении судебного заседания от указанных лиц не поступало. Представитель третьего лица Минприроды Ульяновской области представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, пояснив, что указанные в иске земельные участки не относятся к землям лесного фонда. Третье лицо Минсельхоз Ульяновской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что в полномочия Министерства не входит организация учета мелиоративных защитных лесных насаждений. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, представленные ими и полученные судом доказательства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям. В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 ст. 129 ГК Гражданского кодекса РФ). Согласно п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Одной из таких характеристик является местоположение границ земельного участка, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В силу п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности (п. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ). В силу п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Как следует из пункта 2 указанной статьи, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе, земли, занятые внутрихозяйственными мелиоративными защитными лесными насаждениями. Мелиоративные защитные лесные насаждения - лесные насаждения естественного происхождения или искусственно созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях сохранения и повышения плодородия. Данное понятие введено в статью 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее по тексту - Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ) Федеральным законом от 27.12.2019 N 477-ФЗ. Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ органы местного самоуправления наделены следующими полномочиями в области мелиорации земель: - владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности; - обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях; - координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель; - содержание мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и не переданных в пользование третьим лицам. Согласно ст. 20.1 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ сбор и систематизация сведений о мелиоративных защитных лесных насаждениях, в том числе сведений о площадях, местоположении и состоянии мелиоративных защитных лесных насаждений, об их породном и возрастном составе, иных количественных и качественных характеристиках мелиоративных защитных лесных насаждений, осуществляется в рамках учета мелиоративных защитных лесных насаждений. В силу ст. 18 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ организация учета мелиоративных защитных лесных насаждений является одним из направлений деятельности в области мелиорации земель, осуществляемой уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений, предоставления сведений, подлежащих такому учету, утвержденному приказом Минсельхоза России от 14.08.2020 N 485, учет осуществляется Минсельхозом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области мелиорации земель, на основании сведений, предоставляемых собственниками земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, а также на основе землеустроительной документации, данных мониторинга мелиорированных земель и других источников информации. Из пункта 4 названного выше Порядка следует, что объектами учета являются защитные насаждения, расположенные на земельных участках, находящихся как в государственной собственности Российской Федерации; в государственной собственности субъектов Российской Федерации; в муниципальной собственности Российской Федерации или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, так и находящихся в частной собственности. Пунктом 7 Порядка установлен срок предоставления сведений для целей учета собственником земельного участка, на котором расположены защитные насаждения, - до 01.07.2023, далее - не реже чем один раз в два календарных года. Из содержания статьи 29.1 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ, а также Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.06.2020 N 367 (вступили в силу 26.09.2020) следует, что обязанность по содержанию насаждений в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими своих полезных функций, возложена на правообладателей земельных участков, на которых расположены насаждения. Содержание насаждений в надлежащем состоянии, включая мероприятия по сохранению насаждений, организуется в отношении: а) насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и не переданных в пользование третьим лицам, - Минсельхозом России; б) насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и не переданных в пользование третьим лицам, - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Российской Федерации, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не переданных в пользование третьим лицам, - органами местного самоуправления; г) насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в частной собственности, а также на земельных участках, которые находятся в государственной и муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в пользование третьим лицам, - правообладателями земельных участков. В силу ст. 13 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (в редакции на 26.08.2010) в собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц могут находиться мелиоративные системы общего пользования и мелиоративные системы индивидуального пользования - мелиоративные системы, находящиеся в собственности гражданина или юридического лица либо переданные в установленном порядке в пользование гражданину (физическому лицу) или юридическому лицу, а также защитные лесные насаждение, необходимые указанным лицам только для их нужд. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, несет все процессуальные обязанности истца. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств по ходатайству лиц, участвующих в деле, в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно (ст. 57 ГПК РФ). Как следует из содержания искового заявления и пояснений старшего помощника прокурора в судебном заседании, основанием для обращения в суд с настоящим иском послужил выявленный в ходе проверки факт нахождения на земельных участках с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, полезащитных лесополос, которые, по мнению истца, не могут находиться в частной собственности, в связи с чем земельные участки под ними подлежат изъятию из незаконного пользования ответчиков, а сами полезащитные лесополосы должны быть признаны бесхозяйными, «приняты на баланс» муниципального образования «Ульяновский район» с последующей государственной регистрацией. На основании выписок из ЕГРН и копий реестровых дел судом установлено, что собственниками земельного участка с кадастровым номером *** являются Сырайев Д.А., Евстратова Е.В., Сибагатулин Р.И.; земельного участка с кадастровым номером *** - Малько Т.А., ***, *** - Камалов И.М., *** - Кретова Д.А., ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** - Белова Е.А. Названные земельные участки образованы путем многократного раздела исходного земельного участка с кадастровым номером ***, который (наряду с другими участками) был сформирован из земель совхоза «Заветы Ильича» и на основании постановления Главы администрации МО «Ульяноввский район» *** от 25.08.2010 передан по договору купли-продажи (купчей) от 26.08.2010 МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области в собственность ООО «Стойпластмасс -Агропродукт». В настоящее время все указанные в иске земельные участки находятся в частной собственности физических лиц, приобретены ими на основании возмездных сделок, прошедших регистрацию в Управлении Росреестра по Ульяновской области в установленном законом порядке; расположены в границах МО «Ишеевское городское поселение» и имеют категорию – земли населенных пунктов. В подтверждение того, что по указанным выше земельным участкам проходят полезащитные лесополосы, к иску приложены: план земель совхоза «Заветы Ильича» Ульяновского района Ульяновской области, проект внутрихозяйственного землеустройства земель совхоза «Заветы Ильича» Ульяновского района Ульяновской области, землеустроительное дело по описанию границ населенного пункта р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области; скриншоты с официального сайта «Публичная кадастровая карта Российской Федерации», координаты поворотных точек; схема с указанием кадастровых номеров земельных участков и каталогом точек; результаты межевания земельного участка с кадастровым номером *** и план (схема) его раздела. Вместе с тем, в указанных документах сведения о размещении на территории земель совхоза «Заветы Ильича» полезащитных лесополос отсутствуют. Из плана внутрихозяйственного землеустройства земель совхоза «Заветы Ильича» Ульяновского района Ульяновской области следует, что в 1994 году предполагалось выделение земли объединению «Ульяновск-автодор» под посадку снегозадерживающих лесных полос вдоль автодороги «Ульяновск-Казань». Однако документов, подтверждающих приемку указанных либо иных лесополос в эксплуатацию, а также сведений о том, кем, когда, с какой целью высаживались спорные лесные насаждения, не имеется. В ходе судебного разбирательства истцом сообщалось, что совместно с Управлением Росреестра по Ульяновской области осуществлялись выезды по месту расположения участков лесополос и определялись их координаты. Однако какого-либо документального подтверждения проведенного исследования суду представлено не было. Одни и те же координаты в иске поименованы как координаты земельных участков и как координаты полезащитных лесополос. Таким образом, представленные суду материалы не позволяют достоверно установить, местоположение каких конкретно объектов определяют данные координаты и как они соотносятся с границами земельных участков ответчиков. Следовательно, доказательств, бесспорно подтверждающих то обстоятельство, что на земельных участках с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** находятся мелиоративные защитные лесные насаждения в том смысле, который придается этому понятию Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель», суду представлено не было. Заявляя о незаконности пользования ответчиками принадлежащими им на праве собственности земельными участками, истец ссылается на положения ст. 168 Гражданского кодекса РФ о недействительности (ничтожности) сделок, не соответствующих закону. Вместе с тем, из содержания иска и пояснений прокурора в судебном заседании не следует, какому именно закону или иному нормативно-правовому акту не соответствовали сделки, на основании которых были приобретены права Беловой Е.А., Багаповой Н.Х., Кретовой Д.А., Камалова И.М., СырайеваД.А., Евстратовой Е.В., Сибагатулина Р.И., Малько Т.А. на данные участки. Приведенный в иске пункт 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» какой-либо смысловой нагрузки в контексте заявленных исковых требований не несет. Положения Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» как в актуальной редакции, так и в редакции, действовавшей на дату приватизации земель совхоза «Заветы Ильича», сами по себе не исключают возможности нахождения в частной собственности мелиоративных защитных лесных насаждений. В ходе судебного разбирательства старшим помощником прокурора неоднократно давались пояснения о том, что право собственности ответчиков – физических лиц на земельные участки не оспаривается. Требований о прекращении права собственности ответчиков на земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** ни в рассматриваемом иске, ни в уточненных исковых требованиях заявлено не было. При таких обстоятельствах доводы об осуществлении незаконного пользования землей ответчиками - собственниками земельных участков, суд находит несостоятельными, следовательно, в удовлетворении исковых требований к Беловой Е.А., Багаповой Н.Х., Кретовой Д.А., Камалову И.М., Сырайеву Д.А., Евстратовой Е.В., Сибагатулину Р.И., Малько Т.А. считает необходимым отказать. Оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, суд также не усматривает, поскольку нормативно-правовой акт, обязывающий администрацию осуществлять инвентаризацию лесопосадок и иные мероприятия, перечисленные в иске, отсутствует. Из приведенных выше положений Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» и принятых в его развитие нормативно-правовых актов следует, что организация сбора и систематизации сведений о защитных лесных насаждениях (их учета) не относится к полномочиям органов местного самоуправления, а содержание защитных лесных насаждений должно осуществляться их собственниками (правообладателями). Кроме того, как уже было указано, правовой статус спорных лесополос как мелиоративных защитных лесных насаждений материалами дела не подтвержден; при этом критериям бесхозяйного имущества они также не отвечают. Суд также учитывает, что факты нарушения ответчиками прав Российской Федерации как публично-правового образования, нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на использование лесов для собственных нужд в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли. При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области суд считает необходимым отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Беловой Елене Александровне, Багаповой Нурии Хусаиновне, Кретовой Диане Андреевне, Камалову Ильдару Миритзяновичу, Сырайеву Дамиру Анваровичу, Евстратовой Елене Владимировне, Сибагатулину Руслану Ильнуровичу, Малько Тамаре Александровне о признании незаконным бездействия в части непринятия мер под надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними и четкому определению их количественного и качественного состояния, по неопределению порядка осуществления в лесопосадках лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности; изъятию из незаконного пользования земельных участков, на которых расположена полезащитная лесополоса; признании бесхозяйными полезащитных лесополос; обязании муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области принять на баланс муниципального образования «Ульяновский район» полезащитные лесополосы и произвести их государственную регистрацию в указанных в иске координатах – отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья А. И. Трифонова Срок изготовления решения суда в окончательной форме – 06.10.2021. |