НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ульяновского областного суда (Ульяновская область) от 29.01.2010 № 3-1/2010

Дело № 3-1/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

  29 января 2010 года город Ульяновск

  Ульяновский областной суд в составе:

  судьи Кинчаровой О.Е.,

  при секретаре Цветковой А.С.,

  с участием прокурора Логинова Д.А.,

  рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильиной Екатерины Николаевны о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 221-ЗО «О мерах социальной поддержки и социальном обслуживании граждан, страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной ситуации» в части,

у с т а н о в и л :

  Ильина Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании Закона Ульяновской области от 19 декабря 2008 года № 221-ЗО «О мерах социальной поддержки и социальном обслуживании граждан, страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной ситуации» противоречащим Закону РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части выплаты 500 рублей в год, об обязании осуществить правовое регулирование социальной поддержки в части присуждения к исполнению обязанностей в натуральном выражении.

  В заявлении указывает на свое несогласие со ст. 2 указанного Закона, предусматривающей социальную поддержку в виде выплаты из бюджета 500 рублей в год каждому лицу, страдающему психическим расстройством и находящемуся в трудной жизненной ситуации. Ссылаясь на ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», она указывает на то, что действующим законодательством предусматривается исполнение гарантий, установленных государством для данной категории лиц, в натуральном выражении. По ее мнению, замена предусмотренных законодательством гарантий денежной выплатой, производимой независимо от потребностей конкретного лица, должна быть обоснована расчетами. При этом считает, что за гражданином должно быть оставлено право выбора получения денежной выплаты либо гарантий в натуральном выражении. Она, заявительница, является инвалидом с детства 2 группы, страдает психическим заболеванием. Указывает на то, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются ее права, поскольку ей необходимы гарантии государства в натуральном выражении.

  Определением судьи Ульяновского областного суда от 14 января 2010 года Ильиной Е.Н. отказано в принятии требования об обязании осуществить правовое регулирование социальной поддержки в части присуждения к исполнению обязанностей в натуральном выражении.

  Судом к участию в деле был привлечен Губернатор Ульяновской области Морозов С.И.

  Представитель Ильиной Е.Н. - Ильин Н.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления, уточнив, что статья 2 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 221-ЗО противоречит положениям части 2 статьи 16 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», поскольку она не устанавливает всех мер социальной поддержки, предусмотренных ч. 2 ст. 16 данного Закона РФ, необходимых для нормальной жизнедеятельности таких людей, как его дочь, страдающая психическим расстройством. По его мнению, предусмотренная в ст. 2 Закона Ульяновской области ежегодная денежная выплата в размере 500 руб. не могла быть установлена в качестве меры социальной поддержки, поскольку таковой не является.

  Представитель Законодательного Собрания Ульяновской области Жирнова С.В. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления Ильиной Е.Н. отказать, указывая на то, что оспариваемая норма Закона Ульяновской области не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя. Согласно п. 3 ст. 16, п. 2 ст. 17 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определение конкретных мер социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, отнесено к ведению и к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Приняв оспариваемый Закон, Ульяновская область самостоятельно осуществила правовое регулирование данного вопроса, установив такую форму социальной поддержки данной категории граждан, как ежегодная денежная выплата в размере 500 рублей. Вывод заявителя о том, что указанная статья 16 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» дает толкование социальной поддержки, необоснован. Данная статья определяет основные виды гарантированных государством мер социальной поддержки лиц, страдающих психическим расстройством. Установленная Законом области ежегодная денежная выплата не является заменой психиатрической помощи и социальной поддержки, закрепленных указанным Законом РФ. Выплата, установленная Законом Ульяновской области, предоставляется дополнительно к тем мерам социальной поддержки, которые установлены Законом РФ.

  Представитель Губернатора Ульяновской области Шашина О.А. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления Ильиной Е.Н. отказать, указывая на то, что требование Ильиной Е.Н. о признании Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 221-ЗО противоречащим федеральному законодательству является необоснованным. Поскольку в соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» финансирование расходов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, отнесено исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, законодательный орган Ульяновской области вправе самостоятельно определить объем и меры социальной поддержки указанной категории лиц. Меры социальной поддержки представляют собой обеспечение граждан соответствующими социальными услугами без оплаты или на льготных условиях и ежемесячных (ежегодных) денежных выплат. Такая мера социальной поддержки установлена оспариваемым Законом области, и она является дополнением к предусмотренным в ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 гарантиям.

  Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считающего необходимым в удовлетворении заявления Ильиной Е.Н. отказать, суд приходит к следующему.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

  Заявительницей Ильиной Е.Н. оспаривается Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 221-ЗО «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части, а именно она просит признать положения статьи 2 противоречащими ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

  Судом установлено, что 18 декабря 2008 года Законодательным Собранием Ульяновской области был принят Закон Ульяновской области «О мерах социальной поддержки и социальном обслуживании граждан, страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной ситуации».

  Полномочия и процедура принятия оспариваемого Закона Ульяновской области соответствовали Уставу Ульяновской области. Согласно выписке из протокола заседания Законодательного Собрания Ульяновской области от 18.12.2008 из установленного числа депутатов Законодательного Собрания области (количеством 30) на заседании 18 декабря 2008 года присутствовало – 27 депутатов (не менее 2/3 от установленного числа), то есть заседание было правомочным. Закон был принят большинством голосов, что также соответствует Уставу Ульяновской области и Регламенту Законодательного Собрания области. Данный Закон Ульяновской области подписан Губернатором Ульяновской области 19 декабря 2008 года.

  В силу статьи 5 Закона Ульяновской области «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» от 29 ноября 2005 года № 136-30 официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в газетах «Народная газета» или «Ульяновская правда»

  Закон Ульяновской области официально опубликован в газете «Ульяновская правда» от 20.12.2008 № 104 и в соответствии со ст. 6 данного Закона он вступил в силу с 01 января 2009 года.

  Таким образом, процедура принятия и официального опубликования оспариваемого нормативного правового акта была соблюдена.

  Статьей 1 данного Закона Ульяновской области определено, что право на получение мер социальной поддержки и социальное обслуживание в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие на территории Ульяновской области граждане, страдающие психическими расстройствами и находящиеся в трудной жизненной ситуации.

  Статьей 2 указанного Закона Ульяновской области предусмотрено, что гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляется ежегодная денежная выплата в размере 500 рублей.

  В соответствии со ст. 5 данного Закона финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

  Рассматривая требования заявительницы об оспаривании ст. 2 указанного Закона Ульяновской области от 19 декабря 2008 года № 221-ЗО, суд принимает во внимание следующее.

  В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

  По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

  В соответствии с п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации указанные в пункте 2 ст. 26.3, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

  Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

  В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» законодательство Российской Федерации о психиатрической помощи состоит из настоящего Закона, иных федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.

  В части 3 статьи 16 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 предусматривается, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  Как следует из содержания ч. 2 ст. 17 данного Закона РФ, финансовое обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

  На основании приведенных положений действующего законодательства суд приходит к выводу, что субъект Российской Федерации правомочен самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки гражданам, страдающим психическими расстройствами и находящимся в трудной жизненной ситуации с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

  Таким образом, Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 221-ЗО, установивший в статье 2 такую меру социальной поддержки указанной категории граждан, как ежегодная денежная выплата в размере 500 рублей, принят органом законодательной власти Ульяновской области в соответствии с действующим федеральным законодательством, в том числе и Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

  Оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим не имеется.

  Доводы заявительницы в заявлении и пояснения ее представителя Ильина Н.А. в судебном заседании о противоречии оспариваемой нормы Закона Ульяновской области положениям части 2 статьи 16 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании положений указанных нормативных правовых актов.

  Частью 2 статьи 16 указанного Закона РФ установлены основные виды социальной поддержки, гарантируемые государством лицам, страдающим психическими расстройствами.

  В данной норме указано, что для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной поддержки государство:

  создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов;

  организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

  создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;

  устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;

  применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;

  создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;

  принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.

  Установление оспариваемым Законом Ульяновской области ежегодной денежной выплаты не заменяет приведенные в ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 гарантии государства, а является дополнительной мерой социальной поддержки лицам, страдающим психическими расстройствами и находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляемой за счет средств бюджета Ульяновской области.

  При таких обстоятельствах оснований делать вывод о противоречии ст. 2 Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 221-ЗО положениям ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 не имеется.

  Ссылки представителя заявительницы Ильина Н.А. на то, что денежная выплата не могла быть установлена в качестве меры социальной поддержки, являются несостоятельными.

  Мерами социальной поддержки являются предусмотренные законодателем в нормативных правовых актах меры, направленные на улучшение качества жизни и обеспечения нормальной жизнедеятельности отдельных категорий граждан, к которым относятся, в том числе и социальные выплаты, установленные в определенном размере. Законодательное Собрание Ульяновской области было правомочно установить в качестве меры социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной ситуации, ежегодную денежную выплату в размере, определенном с учетом возможностей бюджета Ульяновской области.

  Фактически доводы представителя заявительницы Ильина Н.А. сводятся к тому, что Законом Ульяновской области от 19 декабря 2008 года № 221-ЗО не предусмотрены необходимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности лиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной ситуации, меры социальной поддержки. Однако эти доводы не являются основанием для признания противоречащей федеральному законодательству статьи 2 Закона Ульяновской области «О мерах социальной поддержки и социальном обслуживании граждан, страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной ситуации».

  Таким образом, суд приходит к выводу о том, что положения ст. 2 Закона Ульяновской области № 221-ЗО от 19 декабря 2008 года «О мерах социальной поддержки и социальном обслуживании граждан, страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной ситуации» не противоречат ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

  В силу пункта 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

  На основании изложенного суд считает необходимым отказать Ильиной Е.Н. в удовлетворении ее заявления.

  Руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

  Отказать Ильиной Екатерине Николаевне в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 221-ЗО «О мерах социальной поддержки и социальном обслуживании граждан, страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной ситуации» в части.

  Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ульяновский областной суд.

  Судья О.Е.Кинчарова