НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Ульяновского областного суда (Ульяновская область) от 26.01.2007 №


  УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

  Дело № 3-***/2007

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

  26 января 2007 год город Ульяновск

  Ульяновский областной суд в составе:

  судьи Королёвой А.В.,

  при секретаре Рабчук Л.Ю.,

  с участием прокурора Николаевой Н.А.,

  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению С***, Н*** о признании противоречащими федеральному закону и недействующими пунктов 2 и 3 статьи 4 Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» от 30 ноября 2004 года № 086-ЗО,

  У с т а н о в и л :

  С*** и Н*** обратились в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному закону и недействующей статьи 4 Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» от 30 ноября 2004 года № 086-ЗО в части непредоставления льгот военным пенсионерам.

  Заявление мотивировали тем, что в силу Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года они, как пенсионеры МВД РФ, имеющие удостоверение «Ветеран труда» и «Ветеран военной службы», Правительственные награды, стаж военной службы более 20 лет, имеют право на льготы, предоставляемые ветеранам труда. Приняв Закон Ульяновской области от 30 ноября 2004 года № 086-ЗО, Законодательное Собрание Ульяновской области в пунктах 2 и 3 статьи 4, предусматривающей меры государственной социальной поддержки ветеранам труда, лишило их всех льгот, поставив получение ими льгот в зависимость от достижения общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет. Оспариваемые положения считают противоречащими Федеральному закону «О ветеранах» и Конституции РФ, так как фактически Законодательное Собрание области отменило федеральные законы и ухудшило их социальное обеспечение. Кроме того, оспариваемый Закон не был официально опубликован, поэтому не имеет юридической силы.

  В судебном заседании С*** уточнил, что оспариваются пункты 2 и 3 статьи 4 Закона Ульяновской области, а не вся статья 4. В обоснование заявления привел те же доводы, что и в самом заявлении. На уточняющие вопросы пояснил, что льготами, предусмотренными статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 01 января 2005 года), он не пользовался.

  Заявитель Н*** в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом (уведомление имеется в деле).

  Представители Законодательного Собрания Ульяновской области П*** В***, Ч*** просили в удовлетворении заявления отказать, так как процедура принятия Закона и его официального опубликования соблюдена. Закон Ульяновской области не противоречит Федеральному закону «О ветеранах», соответствует положениям Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

  Представитель Правительства Ульяновской области (правопреемника Администрации области) и Губернатора Ульяновской области П*** И*** просила в удовлетворении заявления отказать, поддержала доводы представителей Законодательного Собрания области. Дополнительно указала, что объем финансирования средств, выделенных на меры социальной поддержки рассматриваемой категории граждан в 2005 году, не уменьшен, а увеличен по сравнению с 2004 годом. Поэтому требования статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года выполнены.

  Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Николаевой Н.А., считающей необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявления С*** и Н***

  В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

  Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

  Судом установлено, что 29 ноября 2004 года Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» № 086-ЗО. 30 ноября 2004 года Закон подписан исполняющей обязанности Главы администрации области Большаковой М.Г. и официально опубликован в газете «Ульяновская правда» от 08 декабря 2004 года.

  Процедура принятия оспариваемого Закона Ульяновской области соответствовала Уставу Ульяновской области (статьям 9-14, 17). Согласно представленному в материалы дела протоколу, из установленного числа депутатов Законодательного Собрания области (количеством 30) на заседании 29 ноября 2004 года присутствовало – 23 депутата (не менее 2 от установленного числа), Закон принят большинством голосов.

  Подписан Закон исполняющей обязанности Главы администрации области Большаковой Г.М., на которую распоряжением Главы администрации области от 28 октября 2004 года за № 293-рк были возложены соответствующие обязанности на период с 29 октября по 05 декабря 2004 года.

  В силу статьи 5 Закона Ульяновской области «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» от 27 января 2004 года № 005-ЗО, действовавшего на момент принятия оспариваемого Закона, официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в газетах «Народная газета» или «Ульяновская правда».

  Таким образом, процедура принятия и официального опубликования оспариваемого Закона была соблюдена.

  Статьей 4 Закона области установлены меры государственной социальной поддержки ветеранам труда, а именно:

  1. Лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») независимо от прекращения ими трудовой деятельности в соответствии с настоящим Законом оказываются следующие меры государственной социальной поддержки:

  1) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;

  2) при продолжении своей трудовой деятельности предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;

  3) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;

  4) ежемесячная денежная выплата в размере 85 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных);

  (в ред. Законов Ульяновской области от 04.07.2005 N 049-ЗО, от 29.12.2005 N 155-ЗО)

  5) оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;

  6) оплата в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг в пределах норм их потребления, установленных законодательством;

  (в ред. Закона Ульяновской области от 29.12.2005 N 155-ЗО)

  7) оплата в размере 50 процентов проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

  Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке. Данная мера социальной поддержки оказывается независимо от вида жилищного фонда;

  8) оплата в размере 50 процентов за пользование коллективной телевизионной антенной;

  (в ред. Закона Ульяновской обл. от 02.02.2005 N 003-ЗО)

  9) выплата денежной компенсации за пользование квартирным телефоном и радио в размере 50 процентов от установленного размера абонентской платы;

  (в ред. Закона Ульяновской обл. от 02.02.2005 N 003-ЗО)

  10) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой площади) в пределах социальной нормы жилья, установленной в Ульяновской области.

  Данная мера социальной поддержки оказывается независимо от вида жилищного фонда и распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

  2. Лицам, имеющим звание "Ветеран труда", получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении возраста 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

  3. Меры государственной социальной поддержки, установленные настоящей статьей, оказываются лицам, имеющим звание "Ветеран военной службы", достигшим возраста 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

  С момента принятия Закона редакция пунктов 2 и 3 статьи 4 изменений не претерпела.

  Рассматривая Закон области в части пунктов 2 и 3 статьи 4 на предмет его соответствия федеральному законодательству, суд исходит из следующего.

  Заявитель С*** (1950 года рождения) является пенсионером МВД РФ с 1991 года, имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное 05 июня 2006 года.

  Заявитель Н*** (1952 года рождения) является пенсионером МВД РФ с 1992 года, имеет удостоверение «Ветеран военной службы», выданное 25 мая 2005 года.

  Обоим заявителям пенсия выплачивается на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12 февраля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями).

  В соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года ( в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) право на меры социальной защиты ветераны труда имели по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» (мужчины по достижении 60 лет, женщины-55 лет). Так, статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) определялось, что льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 указанной статьи определялось, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное. А пунктом 2 статьи 23 указанного Федерального закона предусматривалось, что ветераны военной службы приобретают право на льготы, установленные для ветеранов труда, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ».

  Федеральный закон «О ветеранах» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (статья 22), а статья 23 (Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы) утратила силу.

  Так как ветераны военной службы были приравнены при предоставлении мер социальной защиты к ветеранам труда, то с 01 января 2005 года ветеранам военной службы, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, должны предоставляться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в объеме не ниже, чем ветеранам труда, и условия их предоставления не должны быть ухудшены по сравнению с существовавшими на 31 декабря 2004 года.

  С учетом положений федерального законодательства и был принят рассматриваемый Закон Ульяновской области.

  На основании Федерального закона «О ветеранах» на С*** и Н*** право на реальное получение льгот, перечисленных в статье 22 (в редакции до 01 января 2005 года), как пенсионеров МВД, не достигших 60 лет, не распространялось.

  Также судом установлено, что оспариваемой нормой Закона Ульяновской области не нарушены требования статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, устанавливающей, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, связанных с изменением после 31 декабря 2004 года порядка и условий реализации льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, условия предоставления таких льгот не могут быть ухудшены.

  Из представленных доказательств усматривается, что совокупный объем финансирования для данной категории граждан после 01 января 2005 года не только не уменьшен, а увеличен по сравнению с 2004 годом. Так, расходы из областного бюджета на реализацию Закона области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» в 2005 году составили сумму в размере 427 909,7 тыс. рублей, в то время как в 2004 году на реализацию Федерального закона «О ветеранах» расходы областного бюджета были в размере 144 882,9 тыс.рублей. В 2006 году такие расходы составили 761 704,6 тыс.рублей.

  Таким образом, Законом области (в части оспариваемых пунктов 2 и 3 статьи 4) не ухудшены условия предоставления мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан.

  Доводы заявителей о нарушении их прав на предоставление мер социальной поддержки не могут быть признаны обоснованными, поскольку оспариваемые ими положения Закона области, закрепляя условия предоставления ветеранам труда и ветеранам военной службы прав и льгот, обеспечивают тем самым повышение их социальной защищенности и, следовательно, сами по себе не могут рассматриваться как ущемляющие какие-либо конституционные права и свободы граждан, включая получателей пенсии за выслугу лет по Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

  Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что закон Ульяновской области в оспариваемой части не противоречит федеральному закону, поэтому в удовлетворении заявления С*** и Н*** следует отказать.

  Руководствуясь статьями 253, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья

  Р Е Ш И Л :

  В удовлетворении заявления С***, Н*** о признании противоречащими федеральному закону и недействующими пунктов 2 и 3 статьи 4 Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 года № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» – о т к а з а т ь .

  Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Ульяновский областной суд.

  Судья Ульяновского

  областного суда Королёва А.В.