НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ульяновского областного суда (Ульяновская область) от 17.12.2021 № 3А-161/2021

Дело № 3а-161/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 261-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-434»,

У С Т А Н О В И Л :

Указанным приказом утверждена производственная программа в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2020-2022 годы (Приложение № 1); долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов в сфере водоотведения с использованием метода индексации, для ООО «Ульяновскоблводоканал» (Приложение № 2);  утверждены тарифы на водоотведение для ООО «Ульяновскоблводоканал» на территории МО «Город Димитровград» Ульяновской области.

На период с 1 июля по 31 декабря 2021 года  и 1 января по 30 июня 2022 года были утверждены тарифы: для потребителей, кроме населения (без учета НДС) - 17,53 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) - 21,04 руб./куб.м с использованием централизованных систем водоотведения на территории Центрального и Первомайского районов МО «Город Димитровград»; для потребителей, кроме населения (без учета НДС) - 14,94 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) - 17,93 руб./куб.м с использованием систем централизованных систем водоотведения на территории Западного района МО «Город Димитровград».

Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 261-П от 17 декабря 2020 года в вышеуказанный приказ были внесены изменения в таблицу Приложения № 3 к вышеуказанному приказу. Изменения выразились в снижении ранее утвержденного тарифа на водоотведение на периоды с 1 июля по 31 декабря 2021 года и с 1 января по 30 июня 2022 года:  с 17,53 руб./куб.м до 16,99 руб./куб.м - для потребителей кроме населения (без учета НДС) и с 21,04 руб./куб.м до 20,39 руб. для населения (с учетом НДС) с использование центральных систем водоотведения на территории Центрального и Первомайского районов МО «город Димитровград» и с 14,94 руб./куб.м до 14,47 руб./куб.м - для потребителей, кроме населения (без учета НДС) и с 17,93 руб./куб.м до 17,36 руб. для населения (без учета НДС) с использованием центральных систем водоотведения на территории Западного района МО «город Димитровград».

По мнению административного истца, при расчете тарифа неверно была рассчитана НВВ в результате отказа тарифного органа во включении в НВВ сбытовых расходов гарантирующей организации (расходы по сомнительным долгам)  и  неверного расчета тарифным органом налога на прибыль.

Отказывая во включении в состав НВВ сбытовых расходов, тарифный орган указал на недостаточное документальное обоснование указанных расходов, что, по мнению истца, является незаконным. В данном случае при обращении в тарифный орган ООО «Ульяновскоблводоканал» представило все необходимые документы, перечисленные в пунктах 16-17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406. При недостаточности указанных документов тарифный орган вправе был запросить дополнительные документы у ООО «Ульяновскводоканал», чего сделано не было. 

Тарифный орган учел в составе НВВ для установления тарифа на территории Центрального и Первомайского районов МО «город Димитровград налог на прибыль в размере 2545,1 тыс. руб., который  был рассчитан из тела кредита 12725,7 руб.  (12725,7 тыс. руб. х 20%). По мнению истца,  данный расчет является неверным, поскольку налог на прибыль исчисляется из разницы между доходами и расходами организации, то есть на прибыль, а не на тело кредита.

По мнению истца, при расчете НВВ необходимо было учесть налог на прибыль в размере 3484,36 тыс. руб.  Указанный размер налога определен обществом расчетным путем. В соответствии с п. 86 Методических указаний нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от НВВ на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов и прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль. В соответствии с Финансовым планом утвержденной Инвестиционной программы ООО «Ульяновскоблводоканал» по водоснабжению и водоотведению на 2017-2046 годы нормативная прибыль в полном объеме должна быть направлена на реализацию инвестиционной программы общества, налог на прибыль дожжен быть рассчитан таким образом, чтобы нормативная прибыль осталась в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, то есть сверх нормативной прибыли.  Для этого сначала должна быть определена прибыль до уплаты налога, от нее рассчитан налог на прибыль по ставке 20%, а оставшаяся после уплаты налога на прибыль сумма должна соответствовать нормативной прибыли, определенной по формуле 31 Методических указаний. Учитывая, что нормативная прибыль составляет 13937,45 тыс. руб., расчет налога выглядит следующим образом: 13937,45 тыс. руб. : (100% - 20%) = 17421,81 тыс. руб. х 20% = 3484,36 тыс. руб.

Административный истец также не согласен с размером расходов (их занижением) на очистку сточных вод, являющихся составной частью тарифа на водоотведение. Тариф на очистку сточных вод установлен в размере 7,73 руб./куб.м и оспаривается отдельным административным иском.

Кроме того, по мнению истца, в нарушение п. 90 Методических указаний тарифным органом необоснованно применено при корректировке двойное сглаживание, что привело к уменьшению НВВ.

При расчете положительного сглаживания тарифный орган необоснованно не применил норму доходности капитала - нарушение п. 84 Методических рекомендаций, не применена формула 6.

Истец считает недопустим применение сглаживания в отношении тарифа по Центральному и Первомайскому районам г.Димитровграда, поскольку это нарушает условия Концессионного соглашения и уменьшает установленную в Концессионном соглашении НВВ.

Также недопустимо применение сглаживания в отношении тарифа по Западному району г.Димитровграда,  поскольку предельные индексы изменения размера платы граждан не подлежат применению к тарифным правоотношениям.

В связи с этим истец просил признать  незаконным приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 261-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-434», обязать Агентство  установить тариф в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в  административном иске.

Представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области  ФИО2 заявленные требования не признала, указав на то, что приказ  № 261-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-434» принят в целях исполнения предписания ФАС России от 4 декабря 2020 года № СП/106422/20.

Расходы по сомнительным долгам не были включены в НВВ ввиду недостаточного документального обоснования указанных расходов. В частности, обществом не были представлены документы, подтверждающие принятие обществом мер по взысканию дебиторской задолженности с потребителей, не проведена инвентаризация дебиторской задолженности. В силу п. 20 Правил на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы, это его право.

По налогу на прибыль: в соответствии с концессионным соглашением от 8 декабря 2017 года № 39-д, заключенным между муниципальным образованием «город Димитровград» и ООО «Ульяновский областной водоканал», долгосрочные параметры деятельности концессионера определены приложением № 5.

Согласно концессионному соглашению источником финансирования мероприятий инвестпрограммы являются заемные средства (кредиты). Согласно пункту 46 Основ учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя:

а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам.

Особенностью отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам по Налоговому Кодексу РФ является то, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ установлено, что расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 86 Методических рекомендаций  в расчет необходимой валовой выручки ООО «Ульяновский областной водоканал» принята нормативная прибыль по статье «Средства на возврат займов и кредитов, процентов на реализацию инвестпрограмм» в размере 14,9% от необходимой валовой выручки (формула 31 Методических рекомендаций) и составили 13937,4 тыс.руб. (93539,59  х 14,9/100). Данная цифра отражена в экспертном заключении в расчете тарифа по статье «Нормативная прибыль».

Руководствуясь пунктом 46 Основ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль на 2021 год рассчитан экспертами органа регулирования в размере 20% от тела кредита статьи расходов «Нормативная прибыль» без процентов в размере 2545,1 тыс. руб. (12725,70 х 20/100).

Расходы на очистку сточных вод, установленные Приказом Агентства     № 260-П от 17 декабря 2020 года, оспариваются в рамках административного дела № 3а-158/2021.

По требованиям о необоснованном применении отрицательного сглаживания и не применении доходности капитала при расчете положительного сглаживания.

Механизм «сглаживания», заключающийся в перераспределении необходимой валовой выручки в течение всего долгосрочного периода регулирования, применяется органом регулирования тарифов в целях недопущения резкого роста тарифов вследствие применения метода индексации

При применении органом регулирования тарифов механизма «сглаживания» в порядке, предусмотренном формулами (5) и (6) пункта 42 Методических указаний, исключенные из необходимой валовой выручки денежные средства подлежат учету в последующие годы долгосрочного периода регулирования в рамках ежегодной корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации и установленных тарифов, проведение которой предусмотрено пунктом 90 Методических указаний.

В случае исключения денежных средств в первом-предпоследнем годах долгосрочного периода регулирования указанные средства должны быть включены в необходимую валовую выручку в аналогичном размере не позднее последнего года долгосрочного периода регулирования.

Органом регулирования при установлении тарифов на услуги водоотведения для ООО «Ульяновский областной водоканал» на 2020-2022 годы применен механизм отрицательного сглаживания в первом и предпоследнем периоде регулирования, средства включены в необходимую валовую выручку в аналогичном размере не позднее последнего года долгосрочного периода регулирования, что соответствует действующему законодательству.

Обоснованием «сглаживания» является Указ Губернатора Ульяновской области о предельных индексах изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2021 год от 27 ноября 2020 года № 179.

Норма доходности на капитал при расчете сглаживания применятся при установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. В отношении истца при установлении тарифов применятся метод индексации.

По вопросу нарушения тарифным органом условий концессионного соглашения: в соответствии с подпунктом 14.1 Концессионного соглашения   39-д от 8 декабря 2017 года, заключенным между муниципальным образованием «город Димитровград» и ООО «Ульяновский областной водоканал», сторона не несёт ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных настоящим соглашением в следствие наступлении особых обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы.

В соответствии с Заключением Союза «Ульяновская областная торгово- промышленная палата» от 15 декабря 2020 года №0221067 Союзом «Ульяновская ТПП» установлено наличие обстоятельства непреодолимой силы по Концессионному соглашению 39-Д от 8 декабря 2017 года вследствие развития пандемии новой короновирусной инфекции (СОУГО-2019) и, как следствие, специальных (ограничительных) мер со стороны органов государственной власти РФ и Ульяновской области, а именно: Указа РФ Президента от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239 «Омерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19)», Указа Президента РФ от 11 мая 2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)», Указа Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года № 19 «О введении режима повышенной готовности» и имеют при данных условиях чрезвычайный и непредотвратимый характер.

В связи с этим применение специальных (ограничительных) мер со стороны органов государственной власти РФ и Ульяновской области и органом регулирования тарифов механизма «сглаживания» являются вынужденной мерой в следствие наступлении особых обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы  дела, выслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей необходимым признать недействующим оспариваемый приказ Агентства, суд приходит к следующему.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2 ст. 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении)).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

Указанным приказом утверждена производственная программа в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2020-2022 годы (Приложение № 1); долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов в сфере водоотведения с использованием метода индексации, для ООО «Ульяновскоблводоканал» (Приложение № 2);  утверждены тарифы на водоотведение для ООО «Ульяновскоблводоканал» на территории МО «Город Димитровград» Ульяновской области.

На период с 1 июля по 31 декабря 2021 года  и 1 января по 30 июня 2022 года были утверждены тарифы: для потребителей, кроме населения (без учета НДС) - 17,53 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) - 21,04 руб./куб.м с использованием централизованных систем водоотведения на территории Центрального и Первомайского районов МО «Город Димитровград»; для потребителей, кроме населения (без учета НДС) - 14,94 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) - 17,93 руб./куб.м с использованием систем централизованных систем водоотведения на территории Западного района МО «Город Димитровград».

Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 261-П от 17 декабря 2020 года в вышеуказанный приказ были внесены изменения в таблицу Приложения № 3 к вышеуказанному приказу. Изменения выразились в снижении ранее утвержденного тарифа на водоотведение на периоды с 1 июля по 31 декабря 2021 года и с 1 января по 30 июня 2022 года:  с 17,53 руб./куб.м до 16,99 руб./куб.м - для потребителей кроме населения (без учета НДС) и с 21,04 руб./куб.м до 20,39 руб. для населения (с учетом НДС) с использование центральных систем водоотведения на территории Центрального и Первомайского районов МО «город Димитровград» и с 14,94 руб./куб.м до 14,47 руб./куб.м - для потребителей, кроме населения (без учета НДС) и с 17,93 руб./куб.м до 17,36 руб. для населения (без учета НДС) с использованием центральных систем водоотведения на территории Западного района МО «город Димитровград».

Текст приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 100 (24.374) от 31 декабря 2020 года.

В соответствии с Положением «О Министерстве цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области» (в редакции на момент принятия приказа   № 06-434 от 19 декабря 2019 года), утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года    № 8/125-П, Министерство устанавливало тарифы в сфере водоотведения.

На основании Указа Губернатора Ульяновской области № 20 от 13 марта  2020 года с 1 апреля 2020 года создано Агентство по регулировании цен и тарифов Ульяновской области, которому переданы функции Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сфере установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.1  Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области № 6/138-П от 26 марта 2020 года, Агентство устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, оспариваемый истцом приказ Агентства № 261-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-434» принят уполномоченными органами с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Ульяновскоблводоканал» является гарантирующей организацией и оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО «город Димитровград» Ульяновской области на основании Постановления администрации г.Димитровграда  № 807 от 15 мая 2018 года.

Водоснабжение и водоотведение на территории Центрального и Первомайского районов г.Димитровграда осуществляется обществом с использованием находящихся в собственности муниципального образования объектов водоснабжения и водоотведения, на основании концессионного соглашения № 39-Д от 8 декабря 2017 года, заключенного с МО «город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г.Димитровграда, и субъектом РФ – Ульяновская область.

Водоснабжение и водоотведение на территории Западного района г.Димитровграда осуществляется обществом с использованием находящихся в собственности муниципального образования объектов водоснабжения и водоотведения на основании договора аренды муниципального имущества от 22 февраля 2018 года №01-18/ДС.

В отношении ООО «Ульяновскоблводоканал» выбран метод индексации, период регулирования – с 2020-2022 годы.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснил, что приказ № 261-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-434» был принят в целях исполнения предписания ФАС России от 4 декабря 2020 года № СП/106422/20.

Суд не может согласиться с данным утверждением, поскольку нарушения, на которые было указано в данном предписания, не нашли своего подтверждения при проведении Агентством экспертного исследования по корректировке тарифов на водоотведение ООО «Ульяновскоблводоканал». 

Предметом проверки ФАС России была правомерность установления тарифным оранном тарифов на водоснабжение и водоотведение ООО «Ульяновскоблводоканал» на период 2017-2019, 2019-2022 и 2020-2022 года. По результатам проверки ФАС России вынесло в адрес тарифного органа   предписание СП 106422/20 от 4 декабря 2020 года, которым  признала тарифный орган нарушившим пункты 25-26 Правил регулирования № 406 при установлении (корректировке) долгосрочных тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «Ульяновскоблводоканал» на 2017-2019, 2019-2022 и 2020-2022 годы (п.1); обязала тарифный орган устранить указанные нарушения, провести анализ экономически обоснованных затрат, по итогам которого определить экономически необоснованный размер затрат, понесенных в рамках регулируемых видов деятельности за 2017-2019г.г. и включенных в состав необходимых валовых выручек ООО «Ульяновскоблводоканал» за 2018-2020 при расчете долгосрочных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения по статье «Административные расходы»; пересмотреть в срок до 20 декабря 2020 года тарифы на водоснабжение и водоотведение ООО «Ульяновскоблводоканал».

При этом в предписании были отражены конкретные нарушения, допущенные тарифным органом при подсчете НВВ: необоснованное включение в НВВ расходов по договору оказания услуг по осуществлению полномочий единственного исполнительного органа ООО «Ульяновскоблводоканал» от        27 декабря 2013 года № РКСМ-2013/12-003; по договору возмездного  оказания услуг по обеспечению экономии транспортных ресурсов от 16 декабря 2013 года № АТР/08; на международные служебные командировки; на аренду квартир для иногородних сотрудников.

В ходе исполнения вышеуказанного предписания согласно  экспертным заключениям по корректировке тарифов на водоотведение ООО «Ульяновскоблводоканал» на 2021 год по Западному району г.Димитровграда   и по Центральному и Первомайскому районам г.Димитровграда тарифный орган установил отсутствие вышеприведенных экономически необоснованных расходов в составе НВВ.

Вместе  с тем по результатам проведенных экспертиз по Центральному и Первомайскому районам г.Димитровграда была определена НВВ на 2021 год в размере 11322104  тыс. руб., применена величина сглаживания тарифов на 2021 год в размере (-2027,0 тыс. руб.), на 2022 год в размере 2027,0 руб., установлены тарифы на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 16,99 руб./куб.м (без учета НДС), на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 16,99 руб./куб.м (без учета НДС).

По Западному району г.Димитровграда была установлена скорректированная величина НВВ на 2021 год в размере 51730,2 тыс. руб., величина сглаживания тарифов на 2021 год установлена в размере  (-5756,8 тыс. руб.), на 2022 год в размере 5756,8 тыс. руб..

С учетом корректировки тарифов на питьевую воду  утвержден тариф на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 14,47 руб. (без учета НДС), на период с 01.01.2021 по 31,12.2021 в размере 14,47 руб./куб.м (без учета НДС).  Таким образом, тарифы на питьевую воду, действующие с 1 июля 2020 года, остались неизменными до 30 июня 2022 года.

По вопросу правомерности установления тарифа суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 29 Основ тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с п. 74 Основ при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Согласно п. 80 Основ необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а»– «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.

На основании заявления общества тарифный орган открыл дело о корректировке необходимой валовой выручки и установлении тарифа на водоотведение на 2021 год.

Истец оспаривает правомерность отказа тарифного органа во включении в НВВ расходов по сомнительным долгам.

Расходы по сомнительным долгам относятся к неподконтрольным расходам (п. 65 Основ), которые в свою очередь входят в состав текущих расходов (п. 58 Основ) и учитываются в составе НВВ при применении метода индексации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 25 Правил регулирования решения правления (коллегии) органа регулирования принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

В соответствии с пунктами 16, 17 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (абзац 2 пункта 25 Правил регулирования тарифов).

Согласно пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года № 1154-э, в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности. Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.

ООО «Ульяновскоблводоканал», действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на долгосрочный период регулирования тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг. В этой связи законодательством именно на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Пункт 20 Правил регулирования не устанавливает обязанности органа регулирования в любом случае запросить от регулируемой организации дополнительные материалы, поскольку отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для установления соответствующего тарифа. Абзацем 2 пункта 20 установлено, что орган регулирования тарифов в случае возникновения необходимости уточнения предложений об установлении тарифов запрашивает дополнительные сведения.

При открытии тарифного дела ООО «Ульяновскоблводоканал» в подтверждении е расходов по сомнительным долгам представил бухгалтерские документы по созданию резерва по сомнительным долга (оборотно-сальдовая ведомость по счету 63 и копии приказов). Орган регулирования сделал заключение о том, что предприятием не были предприняты надлежащие действия, направленные на взыскание дебиторской задолженности с потребителей, не проведена инвентаризация дебиторской задолженности, в связи с  чем отказал во включении указанных расходов в НВВ.

Учитывая вышеизложенное, суд соглашается с позицией тарифного органа о невключении в состав НВВ расходов по сомнительным долгам.

Истец оспаривает правомерность исчисления налога на прибыль.

Расходы на уплату налогов относятся к неподконтрольным расходам, в числе которых учитывается налог на прибыль (пункт 30 Методических указаний, пункт 65 Основ ценообразования). Данные расходы являются текущими (пункт 76 Основ ценообразования), которые при расчете тарифов с применением метода индексации включаются в НВВ в размере планируемых расходов на соответствующий год долгосрочного периода регулирования (пункт 85 Методических указаний).

В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ ставка налога на прибыль для организаций составляет 20%.

Пунктом 46 Основ и пунктом 78 Методических рекомендаций предусмотрено, что учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя:

а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам;

б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий;

в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Согласно концессионному соглашению источником финансирования  мероприятий инвестпрограммы являются заемные средства (кредиты). В связи с этим тарифным органов в расчет в НВВ была включена нормативная прибыль –  средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам (подпункт «а» пункта 46 Основ и пункта 78 Методических рекомендаций).

В соответствии с п. 86 Методических рекомендаций в расчет НВВ ООО «Ульяновскоблводоканал» была включена нормативная прибыль по статье «Средства на возврат займов и кредитов, процентов на реализацию инвестиционной программы» в размере 14,9% (данный процент нормативной прибыли установлен концессионным соглашением, формула 31 Методических рекомендаций). Нормативная прибыль составила 13937,4тыс. руб. Данный размер нормативной прибыли истцом не оспаривается.

Особенности отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам определены подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ, согласно которому расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида относятся к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, следовательно, они уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В связи с этим налог на прибыль был рассчитан тарифным органом из тела кредита – 12725,70 тыс. руб. 

Представленный истцом расчет налога на прибыль является математически неверным и не предусмотрен действующим законодательством.

Суд не может согласиться с доводами истца о невозможности применения сглаживания при расчета тарифа на водоотведение для Центрального и Первомайского районов г.Димитровграда, поскольку это нарушает условия концессионного соглашения.

Включение величины изменения НВВ, проводимого в целях сглаживания тарифов прямо предусмотрено нормами действующего законодательства.

Согласно пункту 85 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования по формуле, учитывающей величину изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов, рассчитанную в соответствии с приведенными в пункте 42 Методических указаний формулами 5 и 6, с учетом экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки.

Согласно п. 90 Методических рекомендаций в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка НВВ и тарифов, установленных с применением метода индексации, производится по формуле 32. Данная формула также включает в себя величину  изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания.

Таким образом, величина изменения НВВ, проводимого в целях сглаживания, является обязательным компонентом формул, как при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода на каждый год долгосрочного периода, так и при последующей корректировке НВВ при установлении  тарифов с применением метода индексации.

Спецификой механизма сглаживания тарифов является то, что исключенные из НВВ денежные средства подлежат учету (возврату) в последующие годы долгосрочного периода регулирования в рамках ежегодной корректировки НВВ и тарифов, в целях недопущения резкого роста тарифов вследствие применения метода индексации. Таким образом, неучтенные в НВВ при установлении тарифа на первый год регулирования обоснованные расходы регулируемой организации подлежат учету в НВВ при расчете тарифа на последующие годы долгосрочного периода регулирования.

Не согласен суд с доводом истца о необходимости применения при расчете положительного сглаживания нормы доходности на капитал.

Возможность применения нормы доходности на капитал при расчете величины изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания, предусмотрена формулой 6 в п. 42 Методических указаний.  Нормы доходности на капитал утверждены Приказом ФАС России от 21 октября 2019 года № 1374/19. При этом уже из наименования данного приказа следует, что минимальные нормы доходности утверждены для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2020 году. В отношении ОО «Ульяновскоблводоканал» при расчете тарифа применен метод индексации.

Вместе с тем доводы истца о незаконности  применения тарифным органом  отрицательного сглаживания при расчете тарифа на 2021 год заслуживают внимания.

Данные средства включены тарифным органом в НВВ на последний год долгосрочного периода регулирования - 2022 год. Подобный возврат сглаживания тарифный орган мотивирует ссылкой на Указ Губернатора Ульяновской области № 179 от 27 ноября 2020 года «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области». Данным Указом на период с 1 января по 30 июня 2021 года для г.Димитровграда установлен предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, в размере 0%, на период с 1 июля по 31 декабря 2021 года – в размере 3,4%.

Вместе с тем правоотношения, возникающие в связи с соотнесением размера устанавливаемого тарифа с предельным уровнем изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, подлежат урегулированию уполномоченным органом субъекта Российской Федерации с учетом нормативных правовых актов в данной сфере, предусматривающих в том числе возможность установления льготных тарифов, выплаты субсидий в целях возмещения недополученной выручки организациям, осуществляющим деятельность по регулируемым ценам (тарифам) (часть 26 статьи 32 Закона о водоснабжении).

Кроме того, как было указано выше, величина изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов, учитывается в составе НВВ отдельно на каждый расчетный период регулирования как при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода регулирования (п. 85 Методических рекомендаций), так и при  ежегодной корректировке долгосрочного тарифа, установленного с применением метода индексации (п. 90 Методических рекомендаций). Таким образом, величина  изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания, подлежит, включению в НВВ ежегодно. В данном случае тарифный орган применил отрицательное сглаживание в первом и предпоследнем периодах регулирования, включив величину изменения НВВ в последний год долгосрочного периода.

Вместе  с тем при подобном распределении сглаживания его механизм теряет смысл.

Доводы представителя ответчика о том, что в целях недопущения подобного роста тарифа предпринимаются меры по заключению дополнительного соглашения к Концессионному соглашению  № 39-Д от 8 декабря 2017 года в целях изменения сроков выполнения обществом предусмотренных инвестиционной программой мероприятий, а также наличие подтвержденных заключением экспертизы Союз «Ульяновская областная торгово-промышленная палата» от 15 декабря 2020 года № 0221067 обстоятельств непреодолимой силы по Концессионному соглашению № 39-Д от 8 декабря 2017 года вследствие развития новой коронавирусной инфекции, что является основанием для освобождения общества от обязанности исполнения условий концессионного соглашения, не могут быть приняты во внимание.

В данном случае подобные выводы тарифного органа сделал за пределами его полномочий, поскольку он не является участником Концессионного соглашения. Кроме того, на момент рассмотрения дела условия Концессионного соглашения его сторонами не изменения, дополнительное соглашение к концессионному соглашению не заключено.

Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Ульяновского областного суда от 27 августа 2021 года, вступившим в законную силу 23 ноября 2021 года, признан недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 260-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-433».

Указанным приказом был установлен тариф на очистку сточных вод, являющийся составной частью тарифа на водоотведение, который был оспорен административным истцом в отдельном производстве. Соответственно, признание недействующим тарифа на очистку сточных вод влечет признание недействующим и тариф на водоотведение.

Учитывая, что при расчете тарифа на 2021 год неверно была определена НВВ ввиду невключения в её состав величины  изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания (применено отрицательное сглаживание), а также изменения тарифа на очистку сточных вод, установленный тариф на водоотведение на 2021 год нельзя признать законным, в связи с  чем приказ  Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 261-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-434» подлежит признанию недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать недействующим с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 261-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-434».

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 29 декабря 2021 года.

Судья                                                             Н.А. Пулькина