Дело № 3а-50/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 февраля 2019 года город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.,
с участием прокурора Сальникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Ульяновский речной порт» о признании недействующими пунктов 5726 и 5729 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года,
у с т а н о в и л:
27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее - приказ).
Указанным приказом определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - перечень), являющийся приложением к приказу.
Приказ опубликован в печатном издании 30 ноября 2017 года, его текст также размещен на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Пунктами 5726, 5729 перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами *** и ***, принадлежащие на праве собственности открытому акционерному обществу «Ульяновский речной порт».
Открытое акционерное обществе «Ульяновский речной порт» (далее – ОАО «Ульяновский речной порт», административный истец) обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими пункты 5726, 5729 перечня, указав, что нежилые здания, включенные в перечень, не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение нежилых зданий в перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Судом к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
Представитель административного истца Самошкина Н.В. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Агентства государственного имущества Ульяновской области (до переименования - Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В письменном отзыве на административное исковое заявление ООО «Ульяновский речной порт» Агентство государственного имущества Ульяновской области указало на то, что заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению. Приказ издан в рамках компетенции Агентства государственного имущества Ульяновской области, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца. Основанием для включения в перечень принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества послужили данные из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке и расположенном на нем объекте.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Агентства государственного имущества Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.
Заслушав лицо, участвующее в судебном заседании, а также заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.
В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от 30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные объекты недвижимости были включены в перечень уполномоченным органом – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен налог на имущество организаций. Законом определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
На территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров (статья 1.1 названного Закона).
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО «Ульяновский речной порт» является собственником объектов недвижимого имущества: нежилого здания райконторы грузового участка № 1, площадью 782,7 кв.м, с кадастровым номером ***, и нежилого здания блока бытовых помещений, площадью 688,3 кв.м, с кадастровым номером ***, распложенных по адресу: ***.
Указанные нежилые здания расположены на земельном участке, площадью 158 738 кв.м, с кадастровым номером ***, принадлежащем на праве собственности ОАО «Ульяновский речной порт», и в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, имеет разрешенное использование: для подтверждения землепользования.
Данный вид использования земельного участка не подпадает под критерии, установленные в подпункте 1 пункта 3 и подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно выпискам из ЕГРН и техническим паспортам административному истцу принадлежат нежилое здание райконторы грузового участка № 1 с кадастровым номером ***, и нежилое здания блока бытовых помещений с кадастровым номером ***.
Технический паспорт на нежилые здания не предусматривает размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Изложенное свидетельствует о том, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости не отвечают также критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, о назначении помещений для использования или их фактическом использовании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести их к административно-деловому или торговому центру и по данному основанию.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом на основании исследованных в судебном заседании технических паспортов на принадлежащие ООО «Ульяновский речной порт» вышеуказанные нежилые здания установлено, что фактически спорные нежилые здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не используется. Помещения здания блока бытовых помещения имеют служебное назначение, а помещения здания райконторы грузового участка № 1 - учрежденческое. Перечисленные характеристики помещений не являются основанием для отнесения нежилых помещений к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку служебные и учрежденческие помещения предназначены для размещения работников административного истца и документы технического учета не отражают такие обязательные признаки, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. Следовательно, наличие кабинетов недостаточно для отнесения нежилых зданий к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Фактическое использование спорных помещений административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 НК РФ на момент включения здания в перечень не проверялось.
Из пояснений представителя административного истца, которые объективно подтверждаются представленными доказательствами, в том числе фотоматериалами, договором № 01-10-15 на оказание охранных услуг от 13 октября 2015 года и его приложениями (инструкциями охранников, перечнем объектов, передаваемых под охрану исполнителю), следует, что указанные нежилые здания имеют производственное назначение, используются для обслуживания производственной деятельности ОАО «Ульяновский речной порт» и арендатора части помещений здания блока бытовых помещений ООО «***»; данные нежилые здания расположены на закрытой охраняемой территории, на которой действует пропускной режим, что исключает свободный доступ к помещениям неограниченного числа лиц.
Исходя из приведенных обстоятельств, суд считает, что вышеуказанные нежилые здания, принадлежащие ОАО «Ульяновский речной порт», не отвечают признакам, содержащимся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в перечень принадлежащих административному истцу нежилых зданий, административным ответчиком не представлено.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в его оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2018 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.
Следовательно, оспариваемую административным истцом часть нормативного правового акта следует признать недействующей с момента ее принятия.
Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Материалы рассмотренного административного дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных расходах, за исключением уплаченных 4500 рублей государственной пошлины. Поэтому, принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление открытого акционерного общества «Ульяновский речной порт» о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 5726, 5729 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.
Взыскать с Агентства государственного имущества Ульяновской области в пользу открытого акционерного общества «Ульяновский речной порт» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4500 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова