НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ульяновского областного суда (Ульяновская область) от 06.11.2020 № 3А-295/20

                                                                                                                      Дело № 3а-295/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному  исковому заявлению Фаловой Галины Васильевны о признании недействующими решений Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское  городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  от 25 мая 2020 года № 16 «О внесении изменений в решение от 24 декабря 2018 года № 22 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение» и от 10 сентября 2020 года № 39 «О внесении изменений в решение от 24 декабря 2018 года № 22 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение»,

у с т а н о в и л :

24 декабря 2018 года Советом депутатов муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  принято решение № 22 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение» (далее по тексту – Положение о пенсионном обеспечении).

Пунктом 19  указанного Положения о пенсионном обеспечении было предусмотрено, что размер ежемесячного денежного содержания (среднемесячного заработка), исходя из которого исчисляется ежемесячная пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,3 должностного оклада и надбавки за классный  (0,8 месячной оплаты труда)  по замещавшейся должности муниципальной службы.

Решением Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  от 25 мая 2020 года № 16 в решение Совета депутатов от 24 декабря 2018 года № 22 было внесено изменение, пункт 19 изложен в следующей редакции: «Размер среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, исходя из которого исчисляется ежемесячная пенсия за выслугу лет, не может превышать 0,1 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Решением Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области  от 10 сентября 2020 года № 39 в решение от 24 декабря 2018 года № 22 было внесено изменение, а именно в пункте 19 Положения о пенсионном обеспечении цифра «0,1» заменена на цифру «0,3».

Фалова Г.В. обратилась в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, дополненным в ходе судебного разбирательства, в котором просила признать недействующими  вышеприведенные решения Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское  городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  от 25 мая 2020 года № 16 «О внесении изменений в решение от 24 декабря 2018 года № 22 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение» и от 10 сентября 2020 года № 39 «О внесении изменений в решение от 24 декабря 2018 года № 22 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение», ссылаясь на то, что они  не соответствуют положениям пункта 12 части 1 статьи 11, части  2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  пункта 11 части 1 статьи 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьи 5 Закона Ульяновской области «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» и нарушают её права на пенсионное обеспечение.

В судебном заседании Фалова Г.В. и её представитель Баркова Е.В. поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика МУ Совета депутатов МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области и заинтересованного лица МУ Администрации МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области Тюрина В.В.  полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование указала, что  в силу действующего законодательства правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств муниципального бюджета, отнесено к компетенции Совета депутатов МО Чуфаровское городское поселение. Оспариваемые решения были приняты в соответствии с полномочиями и с соблюдением установленных законодательством и Уставом МО Чуфаровское городское поселение порядка их принятия и опубликования. Оспариваемые решения были приняты исходя из финансово-экономических возможностей поселения, с учетом интересов как муниципальных служащих, так и публично-правового образования.

Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего иск Фаловой Г.В. не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  24 декабря 2018 года № 22 было утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение (далее по тексту – Положение о пенсионном обеспечении).

Указанное решение Совета депутатов 24 декабря 2018 года № 22 было опубликовано в газете «Новости поселения» № 33 от 25 декабря 2018 года.

Решением Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  от 25 мая 2020 года № 16 было внесено изменение в решение Совета депутатов от 24 декабря 2018 года № 22.

Указанное решение Совета депутатов от 25 мая 2020 года № 16 было опубликовано в газете «Новости поселения» № 22 от 25 мая 2020 года.

Решением Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  от 10 сентября 2020 года № 39 было внесено изменение в решение от 24 декабря 2018 года № 22.

Данное решение Совета депутатов от 10 сентября 2020 года № 39 было опубликовано в газете «Новости поселения» № 33 от 10 сентября 2020 года.

Пунктом 19 Положения о пенсионном обеспечении (в редакции, принятой решением Совета депутатов от 24 декабря 2018 года № 22) было предусмотрено, что размер ежемесячного денежного содержания (среднемесячного заработка), исходя из которого исчисляется ежемесячная пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,3 должностного оклада и надбавки за классный  (0,8 месячной оплаты труда)  по замещавшейся должности муниципальной службы.

Решением Совета депутатов от 25 мая 2020 года № 16 пункт 19 изложен в следующей редакции: «Размер среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, исходя из которого исчисляется ежемесячная пенсия за выслугу лет, не может превышать 0,1 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Решением Совета депутатов от 10 сентября 2020 года № 39 пункт 19 изложен в следующей редакции: «Размер среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, исходя из которого исчисляется ежемесячная пенсия за выслугу лет, не может превышать 0,3 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Пунктом 1 статьи 28 Устава  муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области (далее – Устав) предусмотрено, что Совет  депутатов поселения состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Совет депутатов поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от общей численности депутатов, установленной настоящим Уставом.

Согласно пункту 2 статьи 30  Устава  Совет депутатов поселения принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, на заседаниях. Заседание Совета депутатов поселения не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Как следует из  протокола заседания  Совета депутатов от 25 мая 2020 года № 5, решение от 25 мая 2020 года № 16 было принято на данном заседании, при этом присутствовало 8 депутатов, которые единогласно проголосовали за принятие данного решения.

Из протокола заседания Совета депутатов от 10 сентября 2020 года № 8 усматривается, что на данном заседании было принято решение от 10 сентября 2020 года № 39, при этом присутствовали и проголосовали единогласно за данное решение 8 депутатов.

Согласно части 4 статьи 46 Устава, официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в информационном бюллетене поселения «Новости поселения».

Таким образом, принятие оспариваемого нормативного правового акта компетентным нормотворческим органом, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования подтверждается материалами дела. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Как следует из материалов дела, Фаловой Г.В., замещавшей до 1 ноября 2014 года должность главы администрации ***, на основании распоряжения администрации МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области № 20-к от 25 ноября 2014 года была назначена ежемесячная пенсия за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы – 22 года 24 дня в размере 46% месячного денежного содержания муниципального служащего в сумме *** руб.

В связи с внесением решением Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  от 25 мая 2020 года № 16 изменения в пункт 19 Положения о пенсионном обеспечении размер пенсии по выслуге Фаловой Г.В. был пересчитан и составил с 1 июня 2020 года ***. (распоряжение администрации МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области № 16/1-р от 22 сентября 2020 года).

В связи с внесением решением Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  от 10 сентября 2020 года № 39 изменения в пункт 19 Положения о пенсионном обеспечении размер пенсии по выслуге Фаловой Г.В. был пересчитан и составил с 11 сентября 2020 года *** (распоряжение администрации МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области№ 16/1-р от 22 сентября 2020 года).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года          № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Закона о муниципальной службе муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Закона о муниципальной службе).

В силу части 2 статьи 24 Закона о муниципальной службе определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Тем самым федеральный законодатель в общем виде определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года         № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Ульяновской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определение ее размера урегулированы Законом Ульяновской области от 09 ноября 2010 года № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

Согласно статье 8 указанного Закона Ульяновской области финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 09 ноября 2010 года № 19-ЗО пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего.

Размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Закона).

Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента указанной в части 1 настоящей статьи величины за каждый полный год стажа гражданской службы сверх стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", но не более чем до 75 процентов (часть 8 статьи 5 Закона).

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Ульяновской области установлено Законом Ульяновской области от 07 ноября 2007 года № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области».

Закон Ульяновской области от 07 ноября 2007 года № 163-ЗО определяет особенности муниципальной службы в пределах, установленных Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», иными федеральными законами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение расходных обязательств   муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципального образования Чуфаровское  городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных областным законодательством, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области по сравнению с государственными гражданскими служащими Ульяновской области.

Обязанность муниципальных образований устанавливать максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим на уровне максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего действующим законодательством не предусмотрена.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, оспариваемые решения Совета депутатов не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена, в связи с чем суд находит заявленные административным истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, которым в силу положений статьи 43 Устава МО Чуфаровское  городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области является газета «Новости поселения».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Фаловой Галины Васильевны о признании недействующими решений Совета депутатов муниципального образования Чуфаровское  городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  от 25 мая 2020 года № 16 «О внесении изменений в решение от 24 декабря 2018 года № 22 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение» и от 10 сентября 2020 года № 39 «О внесении изменений в решение от 24 декабря 2018 года № 22 «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального образования Чуфаровское городское поселение» отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья -                                                                                             О.Е.Кинчарова