№ 2а-287/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кандаурова Э.Н.,
при секретаре Хертек Ч.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «АБ» о ликвидации и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва обратилось в суд к Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «АБ» с административным исковым заявлением о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование указано на то, что частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АБ» (далее-Учреждение) создано решением единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ. Решение о государственной регистрации Учреждения при его создании принято Управлением "Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва (далее - Управление) ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об Учреждении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №, ИНН <***>. В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций по Республике Тыва Учреждение внесено ДД.ММ.ГГГГ за четным номером 1714040011. Постоянно действующий единоличный исполнительный орган – директор Учреждения, располагается по адресу: <адрес> кв.(офис) Указанная информация соответствует данным выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ№ и сведениям, имеющимся в Управлении. Согласно сведениям ЕГРЮЛ руководителем и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Учреждения, является начальник (директор) БСК, назначенная на должность решением учредителя Учреждения от №. Единственным учредителем Учреждения также является БСК (выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ№). В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка деятельности Учреждения на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации. В результате проведенной проверки Учреждения выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации. Так, в нарушение подпункта 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы. Учреждением не представлены документы, которые запрашивались в уведомлении о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно документы и сведения, подтверждающие осуществление Учреждением уставной деятельности, протоколы общего собрания работников и слушателей и педагогического совета, документы и решения учредителя, сведения и документы о переизбрании начальника (директора Учреждения, сведения о составе педагогического совета, общего собрания работников и слушателей, о наличии/отсутствии имущества, утвержденного штатного расписания об образовании иных юридических лиц, филиалах и представительствах, структурных подразделениях, самостоятельном балансе и (или) смете, об осуществлении предпринимательской и лицензируемой деятельности, а также первичные бухгалтерские документы, в том числе банковские документы, и другие документы за проверяемый период. По указанным нарушениям действующего законодательства Российской Федерации в отношении Учреждения вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком устранения нарушений не позднее ДД.ММ.ГГГГ направлено на юридический адрес Учреждения, который совпадает с адpeсом регистрации руководителя Учреждения. Данное письменное предупреждение возвратилось в Управление с отметкой «Истек срок хранения». Однако, нарушения законодательства Российской Федерации по вынесенному письменному предупреждению до настоящего времени Учреждением не устранены. Указанное письменное предупреждение в Минюст России и в судебном порядке Учреждением не обжаловано. ДД.ММ.ГГГГ от руководителя Учреждения БСК поступило пояснение, согласно которому Учреждение свою деятельность не осуществляет с 2014 года, заседания органов не проводились, протоколы не составлялись, каких-либо решений Учредителем не принималось, директор не переизбирался, а также не имеет движимого и недвижимого имущества, денежных средств и расчетного счета, необходимых для ликвидации Учреждения и в связи с этим, руководитель Учреждения БСК, просит рассмотреть вопрос о ликвидации Учреждения. В соответствии с пунктом 6 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. Из Администрации Улуг-Хемского кожууна на запрос Управления поступил ответ, что в настоящее время Учреждение фактически не функционирует. В течение последних трех лет Учреждением не проводится набор учащихся, нет рекламного сопровождения о том, что на территории Улуг-Хемского кожууна обучающие курсы организованы. Также из данного ответа на запрос Управления следует, что по данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Тыва последняя налоговая отчетность данным Учреждением направлена ДД.ММ.ГГГГ. Все представленные в декларации Учреждения сведения нулевые, то есть не имеющие положительного влияния на отражение социально-экономического развития Улуг-Хемского кожууна. Иными сведениями и документами, отражающими деятельность либо отсутствие деятельности Учреждения, Администрация Улуг-Хемского кожууна не владеет. Таким образом, из вышеуказанного следует, что Учреждением допущены грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В соответствии с частью 4 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» функции по регистрации некоммерческих организаций и контролю за их деятельностью осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 года №26, вышеуказанные полномочия на территории Республики Тыва осуществляет территориальный орган Минюста России - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва. Согласно подпункту 74 пункта 6 указанного Положения к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации иных некоммерческих организаций. Просит ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АБ».
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик БСК, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва не явились, были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного истца просил о рассмотрении дела без его участия.
От административного ответчика БСК поступило заявление о согласии с административным иском.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п.96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Республике Тыва является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно п.7 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; 4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; 5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 8) прием обучающихся в образовательную организацию; 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями; 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях; 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; 14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся; 15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; 15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; 16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; 17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении"; 18) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ; 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации; 20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров; 21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет"; 22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.10 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
В п.1 ч.5 ст.32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено право уполномоченного органа и его должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в отношении некоммерческих организаций запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. № 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Автошкола «Богдан» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва.
На основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая документарная проверка частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «АБ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предметом которой являлось установление соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами и законодательству РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «АБ» было направлено уведомление о предоставлении в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ документов, а именно документы и сведения, подтверждающие осуществление Учреждением уставной деятельности, протоколы общего собрания работников и слушателей и педагогического совета, документы и решения учредителя, сведения и документы о переизбрании начальника (директора Учреждения, сведения о составе педагогического совета, общего собрания работников и слушателей, о наличии/отсутствии имущества, утвержденного штатного расписания об образовании иных юридических лиц, филиалах и представительствах, структурных подразделениях, самостоятельном балансе и (или) смете, об осуществлении предпринимательской и лицензируемой деятельности, а также первичные бухгалтерские документы, в том числе банковские документы, и другие документы за проверяемый период, для проведения проверки по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа организации: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Тыва директору частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Автошкола «Богдан» было вынесено и направлено предупреждение об устранении недостатков действующего законодательства и предложено представить соответствующие документы в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Данное предупреждение адресатом не получено, и в связи с истечением срока хранения возвращено в Управление Министерства юстиции России по Республике Тыва.
Согласно пояснением директора частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «АБ» БСК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Учреждение свою деятельность не осуществляет с 2014 года, заседания органов не проводились, протоколы не составлялись, каких-либо решений Учредителем не принималось, директор не переизбирался, а также не имеет движимого и недвижимого имущества, денежных средств и расчетного счета, необходимых для ликвидации Учреждения и в связи с этим, просит ликвидировать частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АБ».
Согласно ответа и.о. председателя администрации Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время Учреждение фактически не функционирует. В течение последних трех лет Учреждением не проводится набор учащихся, нет рекламного сопровождения о том, что на территории Улуг-Хемского кожууна обучающие курсы организованы. По данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Тыва последняя налоговая отчетность данным Учреждением направлена ДД.ММ.ГГГГ. Все представленные в декларации Учреждения сведения нулевые, то есть не имеющие положительного влияния на отражение социально-экономического развития Улуг-Хемского кожууна.
В связи с чем, частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «АБ» выносилось и направлялось предупреждение ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства, по которым нарушения законодательства в настоящее время учреждением не устранены.
Из представленных материалов следует, что указанное письменное предупреждение в Министерство юстиции России и в судебном порядке Учреждением не обжаловано.
Таким образом, основанием для обращения в суд и ликвидации организации послужили факты несоблюдения административным ответчиком по настоящее время норм нарушений законодательства о некоммерческих организациях.
При таких обстоятельствах суд, разрешая заявленные требования, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами и разъяснениями, данными Верховным Судом РФ в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 г. № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", пришел к выводу об их удовлетворении в полном объеме, поскольку выявленные грубые и неоднократные нарушения частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «АБ» в силу ст. 22 Федерального закона "Об образовании" являются основанием для ликвидации частного образовательного учреждения по решению суда.
Таким образом, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Управления министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «АБ» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
ликвидировать частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АБ» (ОГРН №) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья подпись Э.Н. Кандауров