НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Улуг-хемского районного суда (Республика Тыва) от 20.11.2015 № 12-34/15

№12-34/2015

РЕШЕНИЕ

город Шагонар 20 ноября 2015 года

Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Хертек Л.К.,

с участием заявителя ФИО1,

представителя Межрайонной ИФНС России №3 по РТ – ФИО2, по доверенности,

при секретаре Сат А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24 августа 2015 года о привлечении ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб.,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с жалобой об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24 августа 2015 года о привлечении ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей. В обосновании жалобы указала, что согласно обжалуемого постановления событием административного правонарушения явилось неприменение ККМ или БСО при приеме денежных средств за услуги, оказанные ТСЖ. При проведении проверки 24.06.2015г. был составлен проверки полноты учета выручки денежных средств. Она отказалась его подписывать по причине полного несогласия, поэтому акт был ей направлен письмом вместе с уведомлением о дате составления протокола - на 30.06.2015г. на 10 часов. При проведении проверки она устно возражала против того что выдача приходных кассовых ордеров за оказанные ТСЖ услуги является нарушением и что при осуществлении деятельности необходимо иметь только ККТ. Затем она получила уведомление о том, что составление протокола назначено на 13.07.2015г. на 10 часов она не явилась на составление протокола. 17 или 18 июля 2015г. она письмом получила протокол от 13.06.2015г. составленный в отношении нее как директора ТСЖ «Рассвет» по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ. Дата составления протокола не соответствовала реальной дате его составления и сам протокол был направлен письмом с почтового отделения 16.07.2015г. (при проведении проверки 24.06.2015г.). 20.08.2015г. Она получила уведомление о дате рассмотрения административного дела на 24.08.2015г. На рассмотрение дела я не явилась. Постановление было мной получено 27.08.2015г. почтовым отправлением. Она, как директор ТСЖ, не согласна с привлечением к административной ответственности за неприменение ККТ и невыдачу БСО (бланка строго отчетности) т.к. ТСЖ при получении оплаты своих услуг выдаются ПКО (приходные кассовые ордера). Выдаваемые ПКО регистрируются в журнале ПКО. ТСЖ «Рассвет» находится на упрощенной системе налогообложения. В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: 1) наименование документа; 2) дата составления документа; 3) наименование экономического субъекта, составившего документ; 4) содержание факта хозяйственной жизни; 5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; 6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; 7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. В соответствии со ст.135 ЖК РФ «Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме». Изначальное предназначение такой организации— служение интересам членов товарищества (собственников квартир) в части эксплуатации их собственности, содержания многоквартирного дома в надлежащем состоянии. Для этих целей члены ТСЖ вносят обязательные платежи (взносы), а ТСЖ имеет право заключать договор управления многоквартирным домом, договоры о содержании и ремонте общего имущества дома, об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. Иначе говоря, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. Поэтому вносимые в установленном органами управления ТСЖ порядке обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, не являются выручкой, и, следовательно, применять ККТ при их приеме в кассу товарищества нет необходимости (письма ФНС России от 11.05.2005 №22-3-14/722@, УФНС России по г. Москве от 02.11.2005 №22-12/80246, от 17.10.2006 №22-12/92862; постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.01.2008 №Ф08-8553/2007-3207А по делу №А15-1679/2007, Северо-Кавказского округа от 14.02.2007 №Ф08-277/2007-122А по делу №А32-25366/2006-53/488-72АЖ). Налоговый орган пришел к выводу что невыдача чека, при фактической выдаче ПКО (БСО) образует событие административного правонарушения. В связи с тем, что данный вывод не соответствует фактическим обстоятельствам, в связи с тем, что выдача ПКО (БСО) при оплате оказанных ТСЖ услуг, является надлежащим исполнением обязанности по фиксации бухгалтерской операции, на основании вышеизложенного, считает, что события административного правонарушения в ее действиях не было, и поэтому в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ просит суд прекратить производство по делу. Просит суд признать незаконным постановление по делу об административном правонарушении от 24.08.2015г. и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель ФИО1 полностью поддержала свою жалобу и пояснила, что по поводу применения ККТ имеется письмо Федеральной налоговой службы от 11 мая 2005 года №22-3-14/722@ «О применении ККТ», где указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Данный закон напрямую связал обязанность применять контрольно-кассовую технику только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Классификация: бытовые услуги, ТСЖ обслуживание и содержание. Создание и деятельность товарищества собственников жилья регулируется жилищным законодательством. В соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее - Кодекс) товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. Согласно статье 155 Кодекса члены товарищества собственников жилья жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. В этой связи при внесении в кассу товарищества собственников жилья взносов от жильцов дома, являющихся членами данного товарищества, которые аккумулируются у товарищества и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства, за выполненные по договорам для товарищества работы и предоставленные услуги, применение ККТ не требуется. В соответствии с "Общероссийским классификатором услуг населению" ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, содержание общего имущества товарищества собственников жилья следует классифицировать как жилищные услуги, предоставляемые населению организациями различных организационно-правовых форм - "Содержание и текущий ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях, за счет средств по оплате жилья" (код 041105). Межрайонная ИФНС России №3 по РТ утверждает, что при проверке, потребовали предоставить журнал регистрации приходных и кассовых документов для проверки полноты учета выручки с денежной наличностью и порядка ведения операции полученной за период с 24 марта пот 24 июня 2015 года (сумма 233087 руб.) и бланк приходных кассовых ордеров, а не выдана квитанция по требованию клиента (собственника) подтверждающего документа приема денежных средств за обслуживание МКД? На момент проверки нарушение по выдаче клиенту (члену ТСЖ) квитанции при приеме денежных средств за содержание МКД фиксировано или не фиксировано? ТСЖ является не коммерческой организацией, т.к. поступившие денежные средства не являются доходом ТСЖ. ТСЖ создан для содержания МКД. И члены товарищества ежемесячно вносят обязательные платежи связанные с оплатой расходов на содержание, текущий ремонт и капитальный ремонт общего имущества в МКД. Согласно статье 155 ЖК. Виды Налогов - Федеральный налог, Республиканский, местный налог.. . Статья 17 НК РФ - Общие условия установления налогов и сборов. 1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Статья 19 НК РФ - Налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. НК РФ Статья 38. Объект налогообложения 1. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи. пп. 10 п.2 Статья 149 НК РФ - Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) 2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: 10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. П. 3 статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) 3. В налоговую базу не включаются: 1)денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 2) денежные средства, полученные специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на

обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. На основании выше упомянутых статей НК ТСЖ освобожден от уплаты налога.(пп. 10 п.2 Статья 149 НК) так как поступившие денежные средства от членов товарищества на основании ст. 155 ЖК расходуется на содержание, текущий ремонт и капитальный ремонт общего имущества в МКД. И не требует применение ККТ. Так как поступившие деньги переводятся на счета организаций коммунального хозяйства, за выполненные по договоре для товарищества работы и предоставленные услуги. И на момент проверки нарушения п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ по не выдаче клиенту (члену ТСЖ) J квитанции при приеме денежных средств за содержание МКД не фиксировано, также на основании письма Федеральной налоговой службы от 11 мая 2005 года. № 22-3-14/722@ «О применении ККТ» при приемке денежных средств ТСЖ применение ККТ не требуется и БСО, т.к. БСО приравнен ККТ. ТСЖ ведет учет поступление денежных средств, по ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О бухгалтерском учете". На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным постановление по делу об административном правонарушении от 24.08.2015 года №14-94-97 и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Представитель МРИ ФНС №3 по РТ ФИО2 пояснил суду, что Инспекция, рассмотрев жалобу Председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1 возражает по существу заявленных требований по следующим основаниям. Инспекцией, в лице исполняющего обязанности начальника К. на основании материалов проверки требований федерального законодательства о применении контрольно-кассовой техники вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1 от 24.08.2015 года о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей. Инспекция считает, что в постановлении по делу об административном правонарушении от 24.08.2015 года административное правонарушение имело место, проверяющий налоговый инспектор действовал в пределах предоставленных им законных полномочий, вина Председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1 доказана, процедура привлечения к административной ответственности Инспекцией соблюдена, административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.Кроме этого при вынесении оспариваемого постановления руководитель Инспекции, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ всесторонне и полно исследовал материалы дела об административном правонарушении, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену постановления не усматривалось, не повлекли нарушений гарантированных КоАП РФ процессуальных прав и не привели к неправильному рассмотрению административного дела. ТСЖ «Рассвет» зарегистрировано Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Республике Тыва в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1081714000257. Согласно уставу ТСЖ основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда (701.32.1 код по ОКВЭД). По результатам проверки Инспекцией 24.06.2015 года составлен акт , в которой зафиксировано, что при проверке за период с 23.04.105 года по 23.06.2015 года выручка за услуги обслуживания многоквартирных домов составила 233087,45 руб. При наличном денежном расчете с населением организация выдает корешки приходно-кассового ордера. У ТСЖ отсутствует ККТ, за что была и привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ. Согласно ч.2 ст.14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Правоотношения по применению контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) урегулированы Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон 54-ФЗ). В соответствии со ст. 2 и 5 Законом 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, законодатель напрямую связал обязанность применять ККТ только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 № 16 «о некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъясняется, что в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины. В данном случае, Инспекцией выявлен факт неприменения в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, которое вменяется ТСЖ «Рассвет». Согласно ст.135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имуществом в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования, и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Члены ТСЖ жилищного кооператива вносят обязательные платежи и (или взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья. В соответствии с «Общероссийским классификатором услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163, содержание общего имущества ТСЖ следует классифицировать как жилищные услуги, предоставляемые населению организациями различных организационно-правовых форм – «Содержание и текущий ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях, за счет средств по оплате жилья» (код 041105). Следовательно, в данном случае деятельность по обслуживанию многоквартирного дома приравнена к оказанию услуг (жилищных), что, в свою очередь, является основанием для распространения на ТСЖ «Рассвет» положений Закона 54-ФЗ. Согласно п.2 ст.2 Закона 54-Ф от 22.05.2003 года организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. Согласно положениям ст.5 закона № 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. В своей жалобе заявитель утверждает, что ТСЖ при получении оплаты своих услуг выдает приходно-кассовые ордера (ПКО). Инспекция считает, что выдача ПКО незаконно, так как ПКО не является бланком строгой отчетности. В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» приходный кассовый ордер является унифицированной формой первичной документации, а не бланком строгой отчетности. Формы бланков строгой отчетности утверждены Министерством финансов РФ в письме от 20.04.1995 № 16-00-30-33 «Об утверждении форм документов строгой отчетности». Таким образом, при отсутствии бланков строгой отчетности ТСЖ обязано было применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с жильцами МКД. Однако, в данном случае, ни ККТ, ни БСО при оформлении поступления в кассу ТСЖ «Рассвет» наличных денежных средств, не использовались, что подтверждается поручением от 23.06.2015 года , актом от 24.06.2015 года , актом проверки кассы по форме КМ-9 от 24.06.2015 года, книгой доходов. Инспекция считает, что вина заявителя заключается в том, что при наличии возможности обеспечить выполнение своими работниками при осуществлении наличных денежных расчетов требований законодательства РФ, ТСЖ «Рассвет» не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения данной обязанности. Инспекцией процедура привлечения ТСЖ «Рассвет» к административной ответственности, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ обеспечены. Центральный банк РФ в Указании от 11.03.2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, согласно п.5.2 разъяснил, что приходный кассовый ордер может оформляться только по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из ККТ, бланков строгой отчетности (далее - БСО), приравненных к кассовому чеку. Это еще раз доказывает, что ТСЖ «Рассвет» должен иметь ККТ или БСО, а не приходно-кассовые ордера (далее - ПКО). В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее-Федеральный закон) ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В этой связи внесение денежных средств в кассу организации личных денежных средств физического лица должно производиться с применением ККТ. Если в кассу организации физическое лицо вносит личные денежные средства, должен быть оформлен контрольно-кассовый чек (Письмо МНС России от 16.09.2004 « 33-0-11/585@. Как видно из журнала регистрации приходного документа денежные средства были внесены физическими лицами в том числе и юридическими лицами. Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, если оказывают услуги населению. Но при этом они должны выдавать соответствующие бланки строгой отчетности (билеты, квитанции и т.д.). Бланки строгой отчетности утверждаются на основании положения «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», а также на основании п. 5,6 указанного положения может утверждаться субъектом муниципального образования, если имеет такие полномочия. Председатель ТСЖ «Рассвет» ФИО1 не представила соответствующих доказательств о наличии Бланка строгой отчетности. Некоторым организациям и индивидуальным предпринимателям в силу специфики их деятельности либо особенностей местонахождения Закон № 54-ФЗ разрешает производить наличные денежные расчеты без применения ККТ. Это норма распространяется на следующие виды деятельности: - продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно – журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; - продажа ценных бумаг; - продажа лотерейных билетов; - продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте; - обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; - торговля на рынках, в ярмарках, выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа, и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; - разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом); - продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; - продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах; - торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; - торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами; - прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома; - реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи. Проводить наличные расчеты без применения ККТ могут организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ. Во всех остальных случаях организации и индивидуальные предприниматели должны применять контрольно-кассовую технику. Однако, ТСЖ «Рассвет» не является и не относится к вышеуказанным организациям. Доводы Председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1 о применении ими приходного или расходного ордера не основаны на нормах закона. Поскольку приходные кассовые ордера не являются бланками строгой отчетности, а является унифицированной формой первичной учетной документацией по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации (данная форма утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. №88). Доводы Председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1 о том, что при приеме выручки нет необходимости применения ККТ, со ссылкой на письмо ФНС России от 11.05.2005 @ трактуются не правильно. Речь в данном письме идет о том, что при переводе на счета организаций коммунального хозяйства, за выполненные по договорам для товарищества работы и предоставленные услуги, применение ККТ не требуется. ТСЖ «Рассвет» является юридическим лицом, и денежные средства, вносимые физическим лицом, должен быть оформлен контрольно-кассовым чеком. На основании вышеизложенного, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> считает, что административное правонарушение имело место, проверяющий налоговый инспектор действовал в пределах предоставленных им законных полномочий, вина председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1-ооловны доказана, процедура привлечения к административной ответственности Инспекцией соблюдена, административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, кроме этого при вынесении оспариваемого постановления руководитель Инспекции всесторонне и полно исследовала материалы дела об административном правонарушении, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену постановления не усматривается и, в связи с чем, доводы заявителя – председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1 не обоснованы и просит жалобу о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 24.08.2015 года оставить без удовлетворения.

Выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании и изучив представленные в суд материалы, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 настоящего Кодекса, вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Поручением от 23 июня 2015 года следует, что Госналогоинспектору отдела выездных проверок М1 поручено провести соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением и выдачи по требованиям клиентов (покупателей) документов, подтверждающих прием наличных денежных средств, проверку полноты учета выручки на объектах, расположенных в г. Шагонар: ТСЖ «Рассвет».

Из акта от 24 июня 2015 года следует, что госналогинспектором ОВНП М1 исполнена государственная функция по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в отношении ТСЖ «Рассвет». Период, за который проведена проверка с 23.04.2015 по 23.06.2015. Проверка произведена выборочным способом. За проверяемый период произведена проверка полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники. При сравнении сумм наличных денежных средств, отражаемыми в фиксальном отчете ККТ, ЭКЛЗ с записями в журнале кассира-операциониста и данными кассовой книги установлено: при проверке за период с 23.04.2015 по 23.06.2015, выручка за услуг обслуживания МКД многоквартирных домов составила 233087,45 рублей. При наличном денежном расчете с населением за услуги организация выдает корешки приходных кассовых ордеров. У организации отсутствует ККТ в наличии и на учете в налоговой инспекции, отсутствует БСО. От дачи объяснения и подписи председатель ТСЖ «Рассвет» ФИО1 отказалась, поэтому акт отправлен по почте.

Из акта о проверке наличных денежных средств кассы от 24.06.2015 ТСЖ «Рассвет» следует, что на время проверки денежных средств личных денег в кассе не имеется, фактическое наличие денег 233087,45 рублей, по учетным данным 233087,45 рублей. Замечание – приобрести ККТ и БСО. Имеется подпись госналогоинспектора М1, подписи председателя ТСЖ «Рассвет» отсутствует.

Госналогоинспекторами ОВНП М2 и М1 составлен акт от 24 июня 2015 года о том, что при проверке по поручению и. о. начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Тыва К. от 23.06.2015г. ТСЖ «Рассвет» было выявлено нарушение п. 2 ст. 2 54-ФЗ от 22.05.2003г., председатель ТСЖ «Рассвет» ФИО1 отказалась подписать акт, давать необходимые объяснения «справки и сведения по вопросам возникающим при проведении проверки».

В уведомлении от 30 июня 2015 года указано, что МРИ ФНС №3 Росси по Республике Тыва уведомляет председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1 о том, что 13 июля 2015 года в 10.00 часов в отношении нее будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ. В случае неявки решение будет принято в ее отсутствие.

Согласно реестру писем ОВНП ККТ МРИ ФНС России по РТ переданных в общий отдел для отправки по почте 30.06.2015 г., акт от 24.06.2015, также уведомление отправлены по почте ФИО1, по адресу: <адрес>. Согласно почтового уведомления, ФИО1 акт и уведомление лично получила 07 июля 2015 года.

Протоколом об административном правонарушении от 13 июня 2015 года следует, что при проверке 24.06.2015 года, ТСЖ «Рассвет» не имеет ККТ в наличии и зарегистрированной в налоговой инспекции. При приеме денежных средств за услуги обслуживания домов и квартир населению выдаются корешки приходно кассовых ордеров, сумма выручки за 24.04.2015г. по 24.06.2015г. составила 233087,45 рублей. В результате чего был нарушен п. 2 ст. 2 №54-ФЗ от 22.05.2013г. за что предусмотрена административная ответственность согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Факт нарушения подтверждается: 1). Акт проверки от 24.06.2015г. 2). Акт кассы по форме №КМ-9 от 24.06.2015г. 3). Копия книги доходов. Таким образом, председатель ТСЖ «Рассвет» ФИО1 совершила административное правонарушение, ответственность, за которое предусмотрена ст. 14.5 ч. 2 КоАП РФ. Для рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО1 предложено прибыть на 17 августа 2015г. к 11.00 часам по адресу: <адрес>.

В уведомлении от 13 июля 2015 года указано, что МРИ ФНС №3 России по Республике Тыва уведомляет председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1 о том, что 17 августа 2015 года в 11.00 часов в отношении нее будет рассматриваться дело об административном правонарушении по протоколу от 13.07.2015 предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении нее как должностного лица.

Согласно реестру писем ОВНП ККТ МРИ ФНС России по РТ переданных в общий отдел для отправки по почте 13.07.2015 г., протокол , от 13.07.2015г. отправлен по почте ФИО1, по адресу: <адрес>.

Согласно почтового уведомления, ФИО1 лично получила протокол 21 июля 2015 года.

В уведомлении от 20 августа 2015 года указано, что МРИ ФНС №3 России по Республике Тыва уведомляет председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1 о том, что 24 августа 2015 года в 14.30 часов в отношении нее будет рассматриваться дело об административном правонарушении по протоколу от 13.07.2015 предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении нее как должностного лица. В случае неявки решение будет принято в соответствии с п/п 4 ст. 29.7 КоАП РФ.

Из постановления по делу об административном правонарушении от 24 августа 2015 года следует, что при проверке 24.06.2015 года по поручению и. о. начальника МРИ ФНС России №3 по Республике Тыва от 23.06.2015 года полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, полученной за период с 24.04.2015 по 24.06.2015 года, ТСЖ «Рассвет» установлено: по данным проверки ТСЖ «Рассвет» не имеет контрольно-кассовой техники в наличии и зарегистрированной в налоговой инспекции. При приеме денежных средств за услуги обслуживания домов и квартир населению выдаются корешки приходно кассовых ордеров, сумма выручки за 24.04.2015 по 24.06.2015 составила 233087,45 рублей. В результате чего был нарушен п. 2 ст.2 ФЗ №54-ФЗ от 22.05.2003г., за что предусмотрена административная ответственность согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии надлежаще извещенного о месте и времени составления протокола об административном правонарушении председателя ТСЖ «Рассвет» ФИО1. Факт нарушения подтверждается: акт от 24.06.2015 года, поручение от 23.06.2015 года, акт кассы по форме №КМ-9 от 24.06.2015г., заверенная копия книги доходов, сумма выручки, которой составила 233087,45 рублей. В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ следует, что неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленным законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 рублей. Должностным лицом является председатель ТСЖ «Рассвет» ФИО1. Таким образом, должностным лицом – председателем ТСЖ «Рассвет» ФИО1 совершено правонарушение, предусмотренной п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. В связи с чем, председателю ТСЖ «Рассвет» ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Согласно ч.2 ст.14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Доводы заявителя о том, что они не должны применять контрольно-кассовую технику, поскольку не представляют потребителю услуги и не получают за это какого-либо дохода, являются несостоятельными.

Из представленных документов следует, что управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Рассвет», которое в интересах собственников жилья заключило договоры на предоставление коммунальных услуг, следовательно, ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг.

Согласно положениям пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Исходя из пунктов 2 и 2.2 указанной статьи, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Поскольку именно ТСЖ «Рассвет» несет ответственность за содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг в управляемом им доме, оно является надлежащим субъектом ответственности, как осуществляющее денежные расчеты, связанные с выполнением работ или оказанием услуг.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт" (далее ФЗ-54 от 22.05.2003г.) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

То есть, согласно ст. 2 Закона РФ № 54-ФЗ, обязанность по применению контрольно-кассовой техники возложена на ТСЖ.

Согласно ст. 5 Закона РФ № 54 -ФЗ от 22.05.2003г. обязанность по применению контрольно-кассовой техники возникает с момента осуществления наличного денежного расчета. То есть, согласно ст. 5 Закона РФ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ исполнителем по предоставленным коммунальным услугам является ТСЖ и оно было обязано выдавать собственнику помещения отпечатанный контрольно- кассовой техникой кассовый чек в момент оплаты оказанной услуги.

В соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №16 от 31.07.2003 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно- кассовых машин» согласно пункта 2 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. Поскольку в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.

Согласно п.2 ст.2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Из дела об административном правонарушении следует, что денежные средства при оказанных коммунальных услугах были приняты кассиром ТСЖ «Рассвет» лично. Оплата коммунальных услуг осуществлялась согласно счет-квитанций и приходно-кассовых ордеров. Указанные бланки не являются бланками строгой отчетности. ТСЖ «Рассвет» какие-либо документы строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов, связанных с оказанием услуг населению, не выдает.

Доводы, изложенные в жалобе на постановление, основаны на неправильном толковании требований вышеуказанных законов и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена, действия председателя правления ТСЖ «Рассвет» ФИО1 квалифицированы налоговым органом верно по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ, оснований для прекращения дела об административном правонарушении не усматривается.

В этой связи постановление налогового органа является законным и обоснованным, а жалоба заявителя – не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.1-30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление и. о. начальника Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №3 по РТ № 14-94-97 от 24 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.5 КоАП РФ в отношении председателя товарищества собственников жилья «Рассвет» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня его вручения.

Председательствующий: Л.К. Хертек