НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Улуг-хемского районного суда (Республика Тыва) от 09.07.2018 № 2-209/18

Дело №2-209/2018

Решение

Именем Российской Федерации

июля 2018 года г.Шагонар

Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монге-Далай Ч.Ч., при секретаре Базыр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр им. А.Т. Балгана» об установлении размера заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда,

с участием прокурора Сарыглар О.А. и представителя ответчика Монгуша В.Х.,

установил:

прокурор Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах ФИО1 обратился в суд к ответчику с иском о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, изменении условий трудового договора и установлении размера заработной платы в соответствии с МРОТ, указывая на то, что прокуратурой Улуг- Хемского района совместно с государственным инспектором труда в Республике Тыва ФИО2 проведена проверка в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Тыва «Межкожуунный медицинский центр им. А.Т. Балгана» /далее - ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ» на предмет соблюдения трудового законодательства в части выплаты заработной платы работникам не ниже минимального размера оплаты труда. В ходе проведения проверки 12.03.2018 поступило письменное коллективное заявление от работников ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ», в частности от ФИО1 о проверке размера заработной платы. Установлено, что ФИО1 с 1 июля 2013 года работает в Улуг-Хемской ЦКБ <данные изъяты> по настоящее время. 01.07.2013 с ФИО1 заключен трудовой договор и 31.12.2016 дополнительное соглашение к нему, без указания существенных условий трудового договора: место работы, трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы, условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Данный факт является нарушением требований статьи 57 ТК РФ. В соответствии с данными расчетно-платежных ведомостей, ФИО1 установлен должностной оклад в размере 3310 рублей, а также компенсационные выплаты: выплата за работу с вредными условиями и (или) опасными) условиями труда) в размере 10%; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся о нормальных 10 %, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями 90%, выплаты стимулирующего характера. 16 мая 2017 года Министерством здравоохранения Республики Тыва издан приказ , согласно которому в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации о необходимости достижения целевых показателей повышения заработной платы с 01 января 2017 года, должностные оклады медицинских работников повышены на 7, 5% с 01 января 2017 года. Согласно штатному расписанию ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ», утвержденному приказом от 23.05.2017 № 192/1/17, на период 2017 года должностные оклады повышены на 7,5 %. Так, должностной оклад ФИО1 составил 3558 рублей, однако в ходе проведения проверки работодателем дополнительное соглашение об изменении должностного оклада не предоставлено. Таким образом, работодатель, не заключив дополнительное соглашение об изменении существенного условия трудового договора, нарушает требование ч.2 ст.57 ТК РФ. Кроме того, в октябре 2017 года ФИО1 фактически отработала согласно табели рабочего времени 176 часов, при норме 158,4 час, таким образом, ФИО1 отработала сверхурочно 176 часов. Однако исходя из расчетно-платежной ведомости и расчетного листка ФИО1 за октябрь 2017 года выплачена заработная плата только за 158,4 часов, без учета сверхурочно отработанных 17,6 часов. ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ» не доначислено и фактически ФИО1 не получила за октябрь 2017 года 1751,42 руб. в соответствии с приведенным расчетом. Кроме этого в ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский ММЦ» в нарушение ст. 140 Трудового кодексу РФ суммированный учет рабочего времени не установлен. Согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2018 года составляет 9489 рублей в месяц. С учетом районного коэффициента (40%) и Надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (50%) минимальная заработная плата в Республике Тыва, за исключением Монгун-Тайгинского, Тоджинского, Тере-Хольского районов, должна составлять 18029,1 рублей (9489 рублей + 90%). В связи с изложенным, ГБУЗ РТ «Улуг- Хемский ММЦ» должен пересмотреть размер заработной платы ФИО3 без учета районного коэффициента и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, с 01 января 2018 года до внесения изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Просит обязать ответчика выплатить ФИО1 1751,42 рублей за сверхурочную работу, в трудовой договор ФИО1 внести в текст и заключить дополнительное соглашение с указанием места работы, трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными, федеральными законами; установить размер заработной платы ФИО1 не ниже минимального размера платы труда в размере 9489 рублей без учета районного коэффициента и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с 01 января 2018 года до внесения изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ минимальном размере оплаты труда».

В последующем в связи с частичным исполнением ответчиком требований, прокурор отказался от части требований и просил удовлетворить требование об установлении размера заработной платы ФИО1 не ниже минимального размера оплаты труда в размере 11 163 рублей без учета районного коэффициента и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, с 01 мая 2018 года до внесения изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Определением суда производство в части требований о взыскании заработной платы,

внесении изменений в трудовой договор и дополнительное соглашение прекращено.

В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования полностью поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, подтвердил отказ от части требований и просил принять, последствия отказа от иска понятны.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть без нее, прокурора полностью поддерживает.

Представитель ответчика Монгуш В.Х. возражал против иска, пояснил, что требование необоснованное, так как и так работники получают заработную плату выше МРОТ, так как считает, что расчет должен быть с учетом районных и северных начислений.

Выслушав участников и, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ РТ «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр им. А.Т. Балгана» с 2013 года по настоящее время, что подтверждается приказами и соответствующими записями в трудовой книжке, трудовым договором, дополнительными соглашениями к трудовому договору.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 31 декабря 2016 года истцу был установлен оклад в размере 3310 руб., с выплатой 10 % за вредные и опасные условия труда, 90% за работу в особых климатических условиях, 10 % за работу условиях, отклоняющихся от нормальных.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 1 января 2018 года ФИО1 установлен размер должностного оклада 4946 рублей, с сохранением ранее установленных дополнительных надбавок. Пунктом V установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями-суббота и воскресенье, время начала работы -8-30, время окончания работы-16-50, перерыв для отдыха питания с 12-00 по 13-00 час.

Из расчетных листков истца усматривается, что предусмотренные трудовым договором и дополнительными соглашениями надбавки к должностному окладу выплачиваются в указанном размере.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда(часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.

Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148. 315, 316 и 317 ТК РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130. 132. 135. 146. 148. 315. 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315. 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не

менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.

Поэтому заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть установлена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г., а также в разделе 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г., применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями).

Аналогичная позиция также содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П.

В соответствии с ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы. При этом он не может быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 07.03.2018) "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда составляет с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

Согласно п. 1.1. Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Республике Тыва с 1 мая 2018 года, заключенном в <адрес> 29.05.2018г., минимальная заработная плата в Республике Тыва с 1 мая 2018 года устанавливается для работников организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, - в размере 11163 рублей в месяц без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, вопреки возражению ответчика о размере заработка работника, с обязательным включением всех надбавок и доплат, в том числе районных и северных, выше МРОТ, истцу, как работнику, осуществляющему трудовую деятельность в особых климатических условиях (в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях), гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда (МРОТ), но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента и процентной надбавки. Поэтому его заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах, в этой связи требование прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно абзацу 5 части второй статьи 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор с работником.

Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Таким образом ответчика следует обязать заключить дополнительное соглашение к и трудовому договору с работником, с установлением фиксированного размера оплаты труда (оклад) в размере, не ниже минимального размера оплаты труда, действующего на территории Российской Федерации на день заключения соглашения.

С учетом доводов прокурора, суд устанавливает срок для устранения указанных нарушений - один месяц со дня вступления в законную силу решения суда, полагая, что данный срок является достаточным и реальным для исполнения решения суда.

Поскольку прокурор в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 101 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей (по имущественному требованию и 2 неимущественным) в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр им. А.Т. Балгана» об установлении размера заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр им. А.Т. Балгана» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с ФИО1, с установлением фиксированного размера оплаты труда (оклад), в размере не ниже минимального размера оплаты труда, действующего на территории Российской Федерации, с 1 мая 2018 года.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр им. А.Т. Балгана» государственную пошлину в размере 1000 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг- Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2018 года (14,15 июля –выходные дни).

Председательствующий Ч.Ч. Монге-Далай