НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Улетовского районного суда (Забайкальский край) от 30.04.2021 № 2-145/2021

УИД 75RS0021-01-2021-000191-13

Гражданское дело № 2-145/2021

Категория дела 2.209

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2021 года

село Улёты Улётовского района Забайкальского края

Улётовский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Крюковой О.Н.,

при секретаре Савицкой К.А.,

с участием:

истца старшего помощника военного прокурора гарнизона Дровяная Пушкарев О.И.,

представителей ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на основании доверенностей Рогачев В.О. и

Куйдина О.В.,

представителей ответчика Ингодинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на основании прав по должности

Пронченко Е.В. и на основании доверенности Куйдина О.В.,

представителей ответчика ФГАУ «Управление лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации» («Оборонлес»)

на основании доверенностей Воронин С.В. и

Важнова О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная в защиту интересов Российской Федерации к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Ингодинскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации – филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности организовать проведение работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений путем их сбора в выделах №,28,29 квартала на территории Ингодинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора гарнизона Дровяная обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов Российской Федерации, ссылаясь на следующее.

В целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2020 года военной прокуратурой гарнизона Дровяная проведена проверка исполнения должностными лицами Ингодинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации. Проверкой установлено, что в феврале-марте 2019 года на территории выделов 23, 28 и 29 квартала 44 Ингодинского лесничества зафиксирован факт незаконной рубки лесных насаждений, объем вырубленных лесных насаждений составляет 235,38 куб.м. Согласно сведениям Ингодинского лесничества на лесном участке имеются неубранные остатки, образовавшиеся в результате незаконной рубки лесных насаждений, что является нарушением санитарной и пожарной безопасности в лесах. В соответствии с положениями п.п. 13, 26 Устава ФГКУ «УЛХ и П», учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации. На Ингодинское лесничество – филиал возложены полномочия по осуществлению мероприятий по защите и воспроизводству закрепленных за ним лесов, расположенных на землях обороны. В соответствии с Положением об Ингодинском лесничестве одной из основных задач лесничества является обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, для достижения которой лесничество осуществляет управление и организацию оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок, иных нарушений лесного законодательства, регулярный контроль соблюдения требований технических регламентов, правил, наставлений, инструкций и иных нормативно-технических документов при осуществлении юридическими лицами и гражданами работ в порядке реализации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в сфере лесного хозяйства, а также осуществление контроля соблюдения установленных правил санитарной безопасности в лесах, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Таким образом, непринятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории органов местного самоуправления, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти. При этом ФГКУ «УЛХиП» обязано принять меры по очистке места рубки от порубочных остатков, заключив контракт с организацией для проведения указанных мероприятий в квартале Ингодинского лесничества. Между тем, военной прокуратурой гарнизона Дровяная в сентябре 2020 года в адрес начальника ФГКУ «УЛХиП» внесено представление об устранении нарушений закона с требованиями принять меры по уборке территории лесничества от захламленности порубочными остатками, однако до настоящего времени действенных мер по устранению указанных нарушений не принято. Из поступившего ответа следует, что учреждение не уполномочено проводить указанные мероприятия, поскольку это не предусмотрено положениями Устава. Места незаконных рубок лесных насаждений, на которых необходимо произвести очистку от порубочных остатков, расположены на территории ЗАТО адрес, где находится большинство доказательств. При этом Ингодинское лесничество расположено на той же территории. Просил обязать ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России и Ингодинское лесничество до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора порубочных остатков на выделах , 28, 29 квартала Ингодинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.

Определением Улётовского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФГАУ «Оборонлес» Министерства обороны Российской Федерации и Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.

Истец старший помощник военного прокурора гарнизона Дровяная Пушкарев О.И. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Ингодинское лесничество Министерства обороны Российской Федерации – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений путем их сбора на выделах , 28, 29 квартала на территории Ингодинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации. С учетом доводов ответчиков о необходимости соблюдения сложной процедуры согласования всех этапов организации проведения работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений полагал возможным обязатьФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Управление лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации» («Оборонлес») и Министерство обороны Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков в выделах №,28,29 квартала на территории Ингодинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий.

Представитель ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Ингодинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на основании доверенности Куйдина О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что на территории Ингодинского лесничества Минобороны России - филиала Учреждения действительно имеются порубочные остатки от незаконных рубок Материалы дела по факту незаконных рубок направлены в правоохранительные органы, возбуждены уголовные дела в отношении неустановленных лиц. Ингодинское лесничество Минобороны России - филиал Учреждения в случае обнаружения незаконной рубки направляет материалы дела в правоохранительные органы, при выявлении лица осуществившего незаконную рубку ему направляется предписание об обязании очистки территории от порубочных остатков в установленный срок. Вместе с тем, Уставом Учреждения, а также Положением Ингодинского лесничества не предусмотрен такой вид деятельности, как проведение мероприятий по уборке территории лесничества от захламленности порубочными остатками от незаконных рубок. В соответствии с ч. 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, однако про очистку мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков в данной статье не указывается. Указанные в исковом заявлении Правила пожарной безопасности в лесах от ДД.ММ.ГГГГг. на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ. Указанная в исковом заявлении ст.55 Лесного кодекса Российской Федерации на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов» утратила силу. Так же утратило силу и постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Правил санитарной безопасности в лесах. Приказом федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» определен перечень противопожарных мероприятий. Уборка захламленности порубочными остатками от незаконных рубок перечнем приказа не предусмотрена, в связи с чем, включить в лесохозяйственный регламент Ингодинского лесничества данные работы нельзя. При отсутствии в лесохозяйственном регламенте данного вида работ, включение ФГКУ «Управлением лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в Госзадание уборки захламлённости от незаконных рубок не представляется возможным. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на основании доверенности Рогачев В.О. исковые требования не признал, суду пояснил, что В соответствии с п. 1 указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации». Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Согласно п. 69.2 Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств, в том числе утверждает лесохозяйственные регламенты военных лесничеств и заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, допускаемого на землях обороны. Пунктом 71 Положения предусмотрено, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил. В соответствии с п. 5 Устава Учреждения, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны. Согласно п.13 Устава предметом и целями деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сферах управления лесным хозяйством (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) и природопользования в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности. В соответствии с пунктом 14 Устава Учреждение осуществляет планирование, организацию, управление, анализ и контроль мероприятий проводимых в границах лесничеств Минобороны России (мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов). Пунктом 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Таким образом, осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 14 Устава, осуществляется Учреждением в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничеств Минобороны России - филиалов Учреждения. В соответствии с пунктом 52 регламента взаимодействия подведомственных Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации учреждений, осуществляющих деятельность в сфере лесного хозяйства и природопользования, утвержденного приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ в целях формирования Государственного задания Учреждение ежегодно планирует мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов исходя из объемов, отраженных в лесохозяйственных регламентах лесничеств, результатом данного планирования является Техническое задание на выполнение лесохозяйственных работ на землях Министерства обороны Российской Федерации. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» определено, что «очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков» относится к заключительной части проведения лесосечных работ, предусматривающих мероприятие по рубке лесных насаждений. При этом незаконная рубка лесных насаждений не относится к лесосечным работам. Лесопатологический мониторинг в рамках Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» к незаконным рубкам не применяется, т.к. порядок осуществления лесопатологического мониторинга и лесопатологических обследований урегулирован приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и , в которых также отсутствует санитарно-оздоровительное мероприятие, как очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков, возникших в результате незаконных рубок. Исходя из вышеизложенного, такой вид работ, как уборка порубочных остатков, возникших в результате незаконных рубок лесных насаждений, не может быть включен в лесохозяйственный регламент лесничества и Техническое задание в силу невозможности планирования такого вида работ (аналогичная ситуация обстоит с тушением лесных пожаров, т.к. данная деятельность также не учитывается в Лесохозяйственном регламенте, в связи с чем не включается в Техническое задание к Государственному заданию). Таким образом, «очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков после незаконных рубок» не является лесохозяйственным мероприятием, в связи с чем запланировать эту работу невозможно. Учреждение считает это стихийным однократным стечением обстоятельств, которое возможно реализовать только за счет дополнительного бюджетного финансирования. В соответствии с пунктом 14 Устава ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России, основными целями деятельности Учреждения являются ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана лесов, в том числе осуществление мер пожарной безопасности, тушение лесных пожаров и использование природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Пункт 2 статьи 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» гласит, что Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, с учетом предложений федерального государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей федерального государственного учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения федеральным государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году. В соответствии с пунктом 54 Регламента, предложения в Государственное задание формирует ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России. Утверждение Государственного задания осуществляется уполномоченным должностным лицом Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке (п. 16, п. 51 Регламента). После Утверждения Государственное задание становится обязательным для исполнения. ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России для достижения целей, ради которых оно создано, вправе сформировать и направить Учредителю предложения по оказанию дополнительных услуг в рамках Государственного задания с расчетом дополнительных субсидий или предложить использовать средства с других счетов ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России. При этом, Учреждение не уклоняется от исполнения обязанностей и готово в рамках своих полномочий осуществлять контроль за проведением работ. Также Учреждение считает необходимым отметить, что требование Истца «организовать проведение работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков» не позволяет Учреждению определить конкретный перечень действий, необходимых для исполнения данного требования. Также не ясно, в каком случае данное требование будет считаться исполненным: при подготовке обращения в Министерство обороны о включении работ в Государственное задание, при заключении соответствующего договора на выполнение работ или после полной очистки места незаконной рубки от порубочных остатков. Более того, очистка мест незаконных рубок лесных насаждений исключительно путем сбора порубочных остатков, как указано в заявлении Истца, оставляет открытым вопрос дальнейшей судьбы порубочных остатков. В заявлении Истца не отражено, подлежат ли собранные порубочные остатки транспортировке, утилизации, сжиганию, переработке или иному воздействию. Таким образом, Учреждение не имеет полномочий по организации проведения работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков. Просил отказать в удовлетворении исковых требований о понуждении ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России организовать проведение работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора в выделах №,28,29 квартала Ингодинского лесничества Минобороны России.

Представители ответчика ФГАУ «Управление лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации» («Оборонлес») на основании доверенностей Воронин С.В. и Важнова О.А. исковые требования не признали, суду пояснили, что не согласны с указанными требованиями, возражают в полном объеме против доводов истца и удовлетворения требований в отношении ответчика по следующим основаниям. Оборонлес не является надлежащим ответчиком. Оборонлес не нарушает ничьи права, свободы или законные интересы, а также не оспаривает их. Согласно пункту 15 Устава ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России указанные виды деятельности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Автономное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Учреждение не вправе самовольно без задания учредителя (представителя собственника земель обороны) проводить работы в лесах обороны. При этом Учреждение не вправе самовольно использовать денежные средства, доведенные в рамках государственного задания. До ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России государственное задание по уборке лесосеки не доводилось. Лесосека по акту не передавалась в работу. Следовательно, ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России не нарушал ничьих прав и не уклонялся от исполнения обязанностей. Лесные участки, на которых предполагается очистка от порубочных остатков не находятся в ведении ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России и не закреплены за ним на вещном праве. В этой связи ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России не вправе самовольно проводить работы на соответствующих участках. Истец в Иске неоднократно ссылался на то, что уборка от порубочных остатков необходима для защиты лесов от пожаров, неоднократно давалась ссылка на Правила пожарной безопасности в лесах. Вместе с тем Правила пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) дают прямое указание на то, кто осуществляет меры пожарной безопасности в лесах. Так согласно пункту 4 Правил 4. Меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности. Структура федеральных органов исполнительной власти, утверждена Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России не является органом государственной власти. Материалы дела не содержат сведений о наличии неубранных порубочных остатков по состоянию на 2021 год. Так согласно исковому заявлению порубочные выявлены в 2019 году. Объем незаконной рубки всего 235,38 куб.м. Обращаем внимание Суда на то, что применяется технологический способ утилизации порубочных остатков как перегнивание. Срок естественного перегнивания от 1 года. Учитывая, что порубочные остатки выявлены порядка 2-х лет назад считаем необходимым установить наличие порубочных остатков на сегодняшний день. Насчитывается порядка 6 способов очистки мест рубок, предусмотренных лесным законодательством. При этом очистка лесосек осуществляться с учетом всего комплекса лесовосстановителъных работ, с учетом специфики конкретного лесного участка. При этом истец не обладая специальными познаниями в сфере лесного дела и без специальных изысканий просит суд обязать Ответчиков провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков именно путем сбора порубочных остатков, без предоставления обоснования именно такого способа с учетом требований к безопасности проведения работ. В связи с тем, что ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России не обладает властными полномочиями в отношении лесосеки, а также в связи с тем, что ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России не обладает соответствующими лесными (земельными) участками на вещном праве (в частности праве постоянного бессрочного пользования) ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком. Просили в удовлетворении исковых требований к ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России отказать.

Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации на основании доверенности ФИО10, надлежаще извещенная о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыла, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, суду представила письменные возражения, согласно которым возражает против удовлетворения требований по следующим основаниям. Проведенной прокурорской проверкой установлено, что в феврале-марте 2019 года на территории выделов №,28,29 квартала Ингодинского лесничества Минобороны России зафиксирован факт незаконной рубки лесных насаждений, объем вырубленных лесных насаждений составляет 235,38 куб.м. Согласно информации, полученной из управления лесного хозяйства, на указанных участках лесничества имеются неубранные порубочные остатки, образовавшиеся в результате незаконных рубок лесных насаждений, что является нарушением санитарной и пожарной безопасности в лесах. При этом требования заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная заявлены преждевременно и необоснованно в виду следующего. Перечень мер противопожарного обустройства лесов предусмотрен частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах противопожарного обустройства лесов». В силу пункта 7 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации снижение природной пожарной опасности лесов путем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, является одной из мер противопожарного обустройства лесов. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ, пунктом 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. В соответствии с пунктом 39 Правил санитарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации. В соответствии с пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, запрещается засорение леса отходами и мусором. В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. Согласно статье 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В соответствии с частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. В силу пункта 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий. Лицо, причинившее вред, проведенной проверкой не установлено. В силу подпунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями. Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, являясь некоммерческой организацией, учрежденной Министерством обороны Российской Федерации, реализует свою специальную правоспособность, осуществляя уставную деятельность в области защиты, охраны и воспроизводства лесов на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, в том числе через свои 39 филиалов, одним из которых в настоящий момент является Ингодинское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России. Осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий в силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, должно обеспечиваться агентствами лесного хозяйства. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с требованиями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.

Выслушав мнения явившихся участников процесса, ознакомившись с позициями неявившихся в судебное заседание третьих лиц, исследовав представленные истцом доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объёме. Приходя к указанному выводу, суд исходит из нижеследующего.

В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.ст.42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Из смысла п.п.2, 6, 8 ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: 1) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 2) обеспечение охраны и защиты лесов; 3) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч.2 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подп.4 п.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Судом установлено, что военной прокуратурой гарнизона Дровяная в 2020 году проведена проверка исполнения должностными лицами Ингодинского лесничества требований законодательства о лесопользовании.

По результатам проверки установлено, что в феврале-марте 2019 года на территории выделов 23, 28, 29 квартала 44 Ингодинского лесничества зафиксирован факт незаконной рубки лесных насаждений, объем вырубленных лесных насаждений составляет 235,38 куб.м.

Данные обстоятельства подтверждены протоколами о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, информацией о материалах о нарушении лесного законодательства, направленных ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России в Рослесхоз (территориальные органы Рослесхоза) за 2018 год; информацией о незаконных рубках на территории Ингодинского лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» за 2019 год; информацией о незаконных рубках на территории Ингодинского лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Факт незаконной рубки лесных насаждений и наличие порубочных остатков на указанном лесном участке представителем ответчика не оспаривался.

Представлением об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что начальнику ФГКУ «УЛХиП» предложено принять меры по уборке территории лесничества от захламленности порубочными остатками, однако до настоящего времени информации о принятии ФГКУ «УЛХиП» действенных мер по устранению указанных в представлении нарушений не представлено.

Из положений статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 указанного Кодекса, если иное им не предусмотрено, другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, очистку мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с данным Кодексом и Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно пунктов 36, 37, 41.2 и 41.6 ст.81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п.3 данных правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а)предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно п.4 Правил пожарной безопасности меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п.3 Правил осуществляются, в том числе, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с положениями Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации данное учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Для достижения указанных целей учреждение осуществляет организацию оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок иных нарушений лесного законодательства, проведение рейдов, патрулирования лесов в целях оперативного выявления и пресечения правонарушений.

Таким образом, проведение мероприятий по очистке указанной территории от порубочных остатков на землях обороны возлагается на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Несоблюдение данным ответчиком, которому Министерство обороны Российской Федерации делегировало полномочия по охране и контролю в сфере лесных отношений и лесного хозяйства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия.

В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности по проведению работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора порубочных остатков на выделах №, 28, 29 квартала Ингодинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.

Довод представителя Минобороны России о том, что обязанность по устранению последствий незаконной рубки лесов должна быть возложена на виновное лицо, противоречит указанным нормам законодательства и является необоснованной.

Требований о возмещении ущерба, причиненного незаконной рубкой, и подлежащего в силу вышеприведенных требований законодательства возмещению виновными лицами, прокурором не заявлено. Кроме того, лицо, причинившее вред прокурорской проверкой не установлено.

Настоящие требования связаны с проведением санитарно-оздоровительных мероприятий, обязанность по проведению которых на землях Минобороны России законом возложена на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

В данном случае ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации не лишено возможности, осуществив очистку лесного массива от порубочных остатков, предъявить виновному лицу соответствующие требования по возмещению убытков, вызванных незаконными действиями данного гражданина.

В соответствии с пунктом 14 Устава ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России, основными целями деятельности Учреждения являются ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана лесов, в том числе осуществление мер пожарной безопасности, тушение лесных пожаров и использование природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности.

Пункт 2 статьи 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» гласит, что Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, с учетом предложений федерального государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей федерального государственного учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения федеральным государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году.

В соответствии с пунктом 54 Регламента, предложения в Государственное задание формирует ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России. Утверждение Государственного задания осуществляется уполномоченным должностным лицом Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке (п. 16, п. 51 Регламента). После Утверждения Государственное задание становится обязательным для исполнения.

В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом фактических обстоятельств дела, учитывая объем подлежащих выполнению работ и порядок финансирования, а также наличие реальной угрозы возгорания и сроков начала пожароопасного периода, суд полагает возможным согласиться с истцом и установить ответчикам срок для устранения нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исходя из представленных доказательств, объяснений сторон, которые не противоречат представленным в дело документам, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить.

Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Управление лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации» («Оборонлес») и Министерство обороны Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков в выделах №,28,29 квартала на территории Ингодинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии со статьёй 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Улётовский районный суд Забайкальского края.

Решение в окончательной форме принято 30 апреля 2021 года.

Председательствующий судья О.Н. Крюкова