НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ульчского районного суда (Хабаровский край) от 22.07.2022 № 2-125/2022

Дело № 2-125/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2022 года с. Богородское

Ульчский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Хегай Л.А., при секретаре судебного заседания Федореевой Л.В., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Николаевскому-на-Амуре городскому суду Хабаровского края об изменении формулировки увольнения, взыскании компенсации в связи с увольнением,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнения и дополнения требований) к Николаевскому-на-Амуре городскому суду Хабаровского края о признании увольнения по ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79) неправомерным, обязать ответчика заново провести процедуру увольнения в соответствии со ст. 31 Федерального закона № 79, внести изменения в приказ судьи Охотского районного суда Хабаровского края Пак О.В. от ДД.ММ.ГГГГлс «О расторжении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы» и трудовую книжку истца, указав основание увольнения, предусмотренное пунктами 8.2, 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79, и взыскании в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79 компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

В обоснование требований в иске указано, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность . На основании служебного контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся .. В связи с упразднением Охотского районного суда Хабаровского края на основании Федерального закона от 27.10.2020 № 343-ФЗ, вопросы осуществления правосудия переданы в юрисдикцию Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края. Приказом судьи Охотского районного суда Хабаровского края Пак О.В. от ДД.ММ.ГГГГлс, истец уволен с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 79, в связи с истечением срока служебного контракта. Согласно уведомления о предстоящем увольнении в связи с упразднением суда от ДД.ММ.ГГГГ, истцу более чем за два месяца до предстоящего увольнения было сообщено об обстоятельствах расторжения служебного контракта. Ссылаясь на нормы законодательства Российской Федерации, условий заключенного с истцом служебного контракта, полагает, что упразднение суда является самостоятельным основанием увольнения, независящим от иных обстоятельств, в том числе срока служебного контракта. Процедура увольнения реализована в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 79 в связи с упразднением государственного органа. При этом, ему не были предложена вакантная должность . Полагает, что при расторжении срочного трудового договора по инициативе работодателя действуют общие нормы, установленные для расторжения бессрочного трудового договора, специальных норм расторжения срочного трудового договора законодательством не установлено, поэтому расторжение должно было быть на общих основаниях, предусмотренных Федеральным законом № 79 и п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. В число общих оснований расторжения служебного контракта входит упразднение государственного органа, такая инициатива может исходить только от работодателя. Основной причиной его увольнения является не истечение срока срочного служебного контракта, а упразднение суда.

Определением Хабаровского краевого суда от 08.04.2022 гражданское дело направлено в Ульчский районный суд Хабаровского края для разрешения по существу.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Управление Судебного департамента в Хабаровском крае.

В судебное заседание представители ответчика и третьего лица, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства, не явились, об отложении рассмотрения гражданского дела не просили. На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в нем участвующих.

В судебном заседании истец ФИО1 требования, с учетом их изменения и дополнения, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что вопрос о правильности его увольнения ответчиком не изучался, поскольку работодателем изначально в приказе и трудовой книжке были указаны иные основания увольнения, параллельно в Пенсионный фонд подавались неправильные сведения об основаниях увольнения, которые в настоящее время приведены в соответствие. Увольнение его в связи с истечением срока срочного служебного контракта при условии упразднения суда, нарушает его права, лишает гарантий, предусмотренных законодательством, в том числе на получение компенсации при увольнении, а также возможности досрочного выхода на пенсию.

Основополагающим нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере регулирования трудовых отношений является Трудовой кодекс Российской Федерации.

В ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) определено, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом, в соответствии с положениями данной статьи ТК РФ, нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ, а в случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ.

На основании ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 ТК РФ.

К одному из таких случаев ч. 1 ст. 59 ТК РФ относит заключение срочного трудового договора в соответствии с федеральными законами.

Таковым является Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирующий отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, что установлено ст. 2 данного Закона.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 79 государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 5 Федерального закона № 79 регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; Федеральным законом № 79; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.

Как указано в ст. 13 Федерального закона № 79 гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета,

Согласно ст. 25 Федерального закона № 79 для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Срочный служебный контракт заключается, в том числе, в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, в соответствии с п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79 являются: истечение срока действия срочного служебного контракта (п. 2); расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (п. 4).

В силу ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 79 срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Согласно п. 8.3 ч. 1, ч. 3.1 ст. 37 федерального закона № 79 служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа. В данном случае гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

При этом, согласно ч. 1, ч. 2 ст. 33 названного Закона, при упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе. О предстоящем увольнении в связи с упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Статья 73 Федерального закона № 79 устанавливает, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 343-ФЗ «Об упразднении Охотского районного суда Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края» упразднен Охотский районный суд Хабаровского края, относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия переданы в юрисдикцию Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края (п. 1 - вступил в силу 28.10.2021). Данным законом установлено, что юрисдикция Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края распространяется на территории Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского, Николаевского и Охотского районов Хабаровского края в границах, существующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 2 - вступил в силу 28.10.2021). Образовано в составе Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края постоянное судебное присутствие в рабочем поселке Охотск Охотского района Хабаровского края (п. 3 - вступил в силу 28.10.2021).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 в Охотском районном суде Хабаровского края с ДД.ММ.ГГГГ замещал должность федеральной государственной гражданской службы – , ДД.ММ.ГГГГ был освобожден от замещения данной должности и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы – , затем ДД.ММ.ГГГГ освобожден от последней должности и назначен вновь на должность федеральной государственной гражданской службы – . Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца, приказом Охотского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со служебным контрактом , заключенным ДД.ММ.ГГГГ между представителем нанимателя в лице председателя Охотского районного суда Хабаровского края Пак О.В. и ФИО1, замещающим должность государственной гражданской службы , на основании приказа суда от ДД.ММ.ГГГГ лс, данный контракт заключен на определенный срок – на срок полномочий председателя суда Пак О.В.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было вручено уведомление, подписанное председателем Охотского районного суда Хабаровского края, в котором сообщается об упразднении суда на основании Федерального закона от 27.10.2020 № 343-ФЗ, сокращении в связи с этим должности и о расторжении служебного контракта в связи с истечением действия срочного служебного контракта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 и в порядке ст. 35 Федерального закона № 79.

Согласно приказа Управления Судебного департамента в Хабаровском крае от 27.09.2021 № 143, Пак О.В. зачислен с 01.10.2021 в штат Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края на должность судьи, на основании Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 468, Закона о статусе судей в Российской Федерации.

В соответствии с приказами Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 30 сентября 2021 года № 159 судья данного суда Пак О.В. направлен в служебную командировку для исполнения обязанностей судьи Охотского районного суда Хабаровского края в период с 01.10.2021 по 27.10.2021, и на основании приказа Управления Судебного департамента в Хабаровском крае от 30 сентября 2021 года № 141 наделен организационно-распорядительными полномочиями, касающимися организации работы суда, общего руководства деятельностью аппарата суда, а также правом подписи распорядительных и финансовых документов на период временного исполнения обязанностей судьи Охотского районного суда Хабаровского края.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Охотского районного суда Хабаровского края лс, с учетом внесенных изменений приказом от того же числа лс, с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ расторгнут срочный служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы, в связи с истечением срока срочного служебного контракта по ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 79. Также дано распоряжение выплатить компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск. В качестве основания данного распорядительного акта указан срочный служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. С указанным приказом истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая положения вышеперечисленных правовых норм во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания неправомерным увольнения истца по ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 79, то есть расторжение с ним служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы, в связи с истечением срока срочного служебного контракта, поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что служебный контракт с ним в соответствии с действующим законодательством, в частности ст. 25 Федерального закона № 79, заключен на определенный срок, то есть на срок полномочий председателя суда Пак О.В. На основании Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 Пак О.В. назначен на должность судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края, и с 01.10.2021 приказом Управления Судебного департамента в Хабаровском крае зачислен в штат данного суда. Таким образом, в связи с указанным назначением Пак О.В. на должность судьи Николаевского-на-Амуре городского суда, его полномочия как председателя Охотского районного суда Хабаровского края прекращены, а соответственно истек и срок служебного контракта , которым являлся истец. В связи с этим, истец подлежал увольнению с государственной гражданской службы после прекращения полномочий председателя суда, с учетом срока, установленного ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 79, на его предупреждение в письменной форме до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Упразднение Охотского районного суда Хабаровского края, входящего в судебную систему Российской Федерации, и передача относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края, во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79, предполагало, что государственно-служебные отношения с гражданскими служащими Охотского районного суда Хабаровского края продолжаются в случае предоставления им, с их письменного согласия должности гражданской службы в Николаевском-на-Амуре городском суде Хабаровского края. Однако, продолжение таких отношений с истцом, как являлось невозможным в связи с окончанием срока его служебного контракта, ограниченного сроком полномочий Пак О.В., как председателя Охотского районного суда Хабаровского края.

При этом увольнение истца состоялось до вступления в законную силу положений п.п. 1-3 Федерального закона от 27.10.2020 № 343-ФЗ «Об упразднении Охотского районного суда Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края», то есть до фактического упразднения суда, до передачи в юрисдикцию другого суда вопросов осуществления правосудия упраздняемого суда, до образования постоянного судебного присутствия, а заключая служебный контракт по замещаемой должности, истец согласился с его условиями, в том числе о сроке его действия.

Те обстоятельства, о которых указывает истец, что о расторжении с ним служебного контракта и увольнении с должности государственной гражданской службы в связи с истечением срока служебного контракта, при условии сокращения его должности вследствие упразднения суда, произведено в порядке, предусмотренном ст. 37 Федерального закона № 79, в данном случае правового значения не имеют, поскольку нарушения в данном случае его трудовых прав представителем нанимателя судом не усматриваются.

Доводы истца о том, что он должен был быть уволен по основаниям п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79 с предоставлением ему всех соответствующих гарантий, не состоятельны, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Николаевскому-на-Амуре городскому суду об изменении формулировки увольнения, взыскании компенсации в связи с увольнением – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27 июля 2022 года.

Судья подпись Л.А. Хегай

Судья Л.А. Хегай