Дело № 2-67/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2020 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Аймановой Е.В., при секретаре Беляшевой Е.В., с участием представителя истца Мамашевой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Улаганском районе к Тадыкиной Марине Лазаревне о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Улаганском районе обратилось в суд с иском к Тадыкиной М.Л. о взыскании неосновательного обогащения.
Заявленные требования мотивированы тем, что в период с 08.04.2010 г. по 29.09.2017 г. Тадыкина М.Л. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пп.2 ч.2 ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Условия назначения пенсии определены в ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Тадыкина М.Л. обратилась с заявлением о назначении данной пенсии в связи с тем, что она осуществляет уход за нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца, который не достиг 14-ти летнего возраста. В заявлении указано, что не работает и об устройстве на работу обязуется сообщить истцу. Пенсия назначена с 08.04.2010 г. и выплачена по 09.04.2012 года. При проверке было установлено, что с 05.04.2010 г. по 09.04.2012 г. Тадыкина М.Л. зарегистрирована в качестве ИП в Улаганском районе Республики Алтай, что подтверждается информацией из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Таким образом, в период с 08.04.2010 г. по 09.04.2012 г. у ответчика отсутствовали правовые основания для получения пенсии СПК и ФСД, поскольку она начала осуществлять предпринимательскую деятельность, но не поставила в известность УПФР в Улаганском районе РА. В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно полученное имущество (неосновательное обогащение). Пенсия по случаю потери кормилица, полученная за период с 08.04.2010 г. по 09.04.2012 г. является неосновательным обогащением и подлежит возврату в бюджет Пенсионного фонда России.
Представитель истца Мамашева Т.О. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Тадыкина М.Л. в судебное заседание не явилась. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Тадыкина М.Л. времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, не сообщила суду об уважительных причинах неявки и не просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Ответчик Тадыкина М.Л. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты в соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 9 Федерального Закона 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 31.12.2014 г. (далее по тексту – Закон № 173-ФЗ) т. с 08.04.2010 г. по 29.09.2017 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в п.п. 2 ч.2 ст.9 Закона № 173-ФЗ, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
В соответствии с п.п.2 ст. 9 Закона № 173-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в частности, один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с п.п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона № 173-ФЗ, и не работают.
21.10.2010 г. ответчик Тадыкина М.Л. обратилась с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца (далее по тексту – СПК) в связи с тем, что она осуществляет уход за нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца, который не достиг 14-ти летнего возраста. В заявлении о назначении пенсии ответчик собственноручно указала, что не работает и об устройстве на работу обязуется сообщить в УПФР в Улаганском районе РА.
Решениями УПФР в Улаганском районе от 03.11.2010 г., 14.12.2010 г. Тадыкиной М.Л. назначена пенсия по потере кормильца с 08 апреля 2010 года по 29.09.2017 года, как нетрудоспособному члену семьи (сестра); федеральная социальная доплата к пенсии.
Пенсия ответчику назначена с 08 апреля 2010 г. по 30.06.2010 г. в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 19 Закона № 173-ФЗ и п. 3 ч. 6 ст. 19 Закона № 173-ФЗ в размере 1947 руб. 07 рублей. С 01.01.2011 г. после индексации размер пенсии составил 2118 руб. 42 коп. С 01.02.2012 г. после индексации размер пенсии составил 2266 руб. 72 коп. Пенсия была выплачена по 09.04.2012 г. Сумма переплаты составила 49674 руб. 07 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17. 07. 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 указанного закона федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы ответчику была установлена федеральная социальная доплата (ФСД) с 08.04.2010 г. в размере 2822 руб. 93 коп. С 01.01.2011 г. в связи с изменением общей суммы материального обеспечения пенсионера размер ФСД был изменен и составил 2982 руб. 93 коп. С 01.02.2011 г. в связи с изменением величины прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации размер ФСД был изменен и составил 2811 руб. 58 коп. С 01.02.2012 г. размер ФСД составил 3392 руб. 58 коп. ФСД ответчику была выплачена по 09.04.2012 г. Сумма переплаты ФСД составила 69489 руб. 22 коп.
При тематической проверке пенсионного дела № 017207 было установлено, что с 05 апреля 2010 г. по 09 апреля 2012 г. Тадыкина М.Л. зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в Улаганском районе Республики Алтай, страховые взносы уплачены полностью, что подтверждается справкой ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Улаганском районе от 26.12.2019 г.; протоколом о выявлении излишне выплаченных сумм от 01.10.2014 г.
Принимая во внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, отнесение граждан, зарегистрированных в этом качестве, к категории работающих лиц, а именно занимающихся определенным видом деятельности, правомерно.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, пенсия по потере кормильца не может устанавливаться и выплачиваться физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, вплоть до момента прекращения ими предпринимательской деятельности, о чем должны свидетельствовать запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и соответствующая выписка из названного реестра, выданная на ее основе. Гражданин, зарегистрированный в данном качестве, считается работающим (занятым) со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями для установления и выплаты пенсии.
О регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ответчик в ГУ - УПФР в Улаганском районе не сообщила.
С учетом изложенного, независимо от того, осуществляла ли фактически предпринимательскую деятельность Тадыкина М.Л., оставаясь зарегистрированной в качестве предпринимателя и имея возможность получения прибыли от своей деятельности, получала ли она доходы от этой деятельности, право на получение выплат утратила.
На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 указанного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу норм ст. 9 Закона № 173-ФЗ с 08.04.2010 г. по 09.04.2012 г. у ответчика отсутствовали правовые основания для получения пенсии СПК и ФСД, поскольку она начала осуществлять трудовую деятельность, но не поставила в известность УПФР в Улаганском районе РА.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
01.10.2014 г. ответчик написала заявление об оплате образовавшейся переплаты ежемесячно, оплатила 68000 руб. Платеж в размере 2000 рублей был произведен 20.06.2017 г. Более оплата не была произведена и переплата составила 51163 руб. 29 коп.
Пунктом 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Таким образом, федеральная социальная доплата, полученная ответчиком за период с 08.04.2010 г. по 09.04.2012 г. является неосновательным обогащением и подлежит возврату в бюджет Пенсионного фонда России.
Доводы истца и расчет взыскиваемой суммы ответчиком не оспорены.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в порядке п. ст. 333.19 НК РФ, в размере 1734 руб. 90 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Улаганском районе Республики Алтай к Тадыкиной Марине Лазаревне о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Тадыкиной Марины Лазаревны в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Улаганском районе Республики Алтай сумму неосновательного обогащения: федеральной социальной доплаты в размере 51163 руб. 29 коп.
Взыскание произвести в бюджет Государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай: ИНН 0400000291, КПП 041101001, УФК по Республике Алтай (ОПФР по Республике Алтай, л/с 04774П77000), Отделение НБ - Респ.Алтай г.Горно-Алтайск, БИК 048405001, КДБ 39211302996066000130, ОКТМО 84630435101.
Взыскать с Тадыкиной Марины Лазаревны в доход бюджета муниципального образования «Улаганский район» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1734 руб. 90 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 30 января 2020 года.
Председательствующий Е.В. Айманова