НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Улаганского районного суда (Республика Алтай) от 22.01.2024 № 2-29/2024

Дело № 2-29/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2024 года с. Улаган

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Санина Айдара Степановича к администрации МО «Улаганский район» о признании времени службы в органах внутренних дел подлежащим включению в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

Санин А.С. обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район» о признании времени службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 18 лет 9 месяцев 13 дней подлежащим включению в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для постановки на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты обращения 17.11.2023 года.

Исковые требования мотивированы тем, что 17.11.2023 года истец обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Администрация МО «Улаганский район» отказала в постановке на учет в связи с отсутствием стажа, указав, что время службы в ОМВД России по Улаганскому району необходимо через суд зачесть в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. По подсчетам истца время службы в ОМВД России по Улаганскому району составляет около 19 лет. В соответствии с абз. 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий трудовой стаж.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Санина С.А.

Истец Санин А.С. просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика администрации МО «Улаганский район», третье лицо Санина С.А. в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, причина неявки суду неизвестна.

Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай Могильникова Е.Г., действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела без её участия, оставив разрешение исковых требований на усмотрение суда. Из отзыва следует, что в силу ст.1 ФЗ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности не позднее 1 декабря 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Согласно правовой позиции, выраженной Верховным Судом РФ в определении от 12.06.2009 г. № 3-Ф-09-1, период службы в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ. Вместе с тем, на момент ухода на пенсию по выслуге лет (28.09.2021 года) и обращения с заявлением в администрацию (17.11.2023 года) Санин А.С. не достиг возраста необходимого для установления трудовой пенсии по старости, поэтому оснований для включения в категорию «Пенсионеры» не имеется.

Суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Согласно п.9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879 для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: а) заявление; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи; г) документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации); д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров. е) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; ж) документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г.

Судом установлено, что 17.11.2023 года Санин А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о постановке на учет в категорию «Пенсионеры» и заявлением (рапортом) о включении в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», указав состав семьи: Санина С.А. (супруга), дети ФИО6, ФИО6, ФИО6, ФИО6,.

Из письменного сообщения администрации МО «Улаганский район» от 06.12.2023 года следует, что стаж работы Санина А.С. в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет 1 год 1 месяц 9 дней, т.е. менее 15 календарных лет. Для включения в список граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, необходимо в судебном порядке засчитать время службы в ОВД Улаганского района Республики Алтай в календарном исчислении 18 лет 09 месяцев 13 дней в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Постановлением администрации МО «Улаганский район» от 12.12.2023 года № 1005 Санину А.С. отказано в постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с отсутствием 15-летнего стажа работы в МКС, рекомендовано обратиться в суд за признанием времени службы в ОМВД России по Улаганскому району в календарном исчислении 18 лет 9 месяцев 13 дней подлежащим включению в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Оценивая доводы ответчика, суд принимает во внимание, что согласно ст. 38 ФЗ от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж (часть 6), а в стаж службы (выслуга лет) в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел служб в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечными указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 3).

В силу абз. 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях - соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ в определении от 12.07.2009 года № 3-Ф-09-1, период службы в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии положениями ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Таким образом, вопреки доводам ответчика, системный анализ приведенных выше законоположений позволяет сделать вывод о том, что период прохождения службы в органах внутренних дел включается в суммарную продолжительность общего трудового стажа лица.

В рамках Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета необходимо установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В силу ч. 1 ст. 39 ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» учет персональных данных сотрудников органов внутренних дел, в том числе и сведения об их служебной деятельности и стаже службы, ведется в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях.

В связи с чем, истинный размер стажа работы (службы) истца в данном случае должен быть установлен не только на основании сведений Пенсионного фонда РФ, но и на основании данных федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо его территориального органа.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета стаж Санина А.С. составляет 1 год 1 мес. 9 дней.

Из выписки из приказа МВД по Республике Алтай от 27.09.2021 года следует, что стаж службы Санина А.С. в органах внутренних дел составляет в календарном исчислении 18 лет 9 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 26 лет 5 месяцев 15 дней, для выплаты единовременного пособия 18 лет 9 месяцев 13 дней.

Вместе с тем, из трудовой книжки и справки от 10.01.2024 года установлено, что Санин А.С. действительно служил в ОМВД России по Улаганскому району с 23.11.2005 года по 27.09.2021 года, выслуга лет в календарном исчислении составляет 15 лет 10 месяцев 5 дней, 27.09.2021 года уволен из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Постановлением Правительства РФ от 09.04.1992 года № 239 Улаганский район Республики Алтай отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Согласно справке от 10.01.2024 года в период службы Санину А.С. меры государственной поддержки не оказывались.

Поскольку действующее нормативное правовое регулирование допускает включение периода службы в органах внутренних дел в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на реализацию прав, предоставленных Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», суд приходит к выводу об обоснованности требования истца о признании времени службы в Отделении МВД России по Улаганскому району с 23.11.2005 года по 27.09.2021 года (в календарном исчислении 15 лет 10 месяцев 5 дней) подлежащим включению в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Доказательства прохождения Саниным А.С. службы в органах внутренних дел, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на протяжении 18 лет 9 месяцев 13 дней в материалах дела отсутствуют и суду не представлены, в связи с чем, исковые требования в данной части подлежат оставлению без удовлетворения.

Принимая во внимание, что в силу федерального закона периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, суд полагает, что у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в постановке на учет Санина А.С., имеющего общую продолжительность стажа работы (службы) в Улаганском районе Республики Алтай более 15 календарных лет, что подтверждено копией трудовой книжке и сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета.

Соответствие истца иным требованиям, предъявляемым ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» к лицам, претендующим на получение социальной выплаты на приобретение жилья, ответчиком не оспаривается.

Судом установлено, что 17.11.2023 года Санин А.С., обратившись к ответчику, просил о включении в категорию «Пенсионеры».

Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» закреплено право сотрудников данных органов на пенсию за выслугу лет, назначаемую, по общему правилу, независимо от возраста при наличии установленного законом стажа службы (выслуги лет).

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения пенсия за выслугу лет для указанной категории граждан представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при наличии установленной законом выслуги.

По своему характеру стаж службы (выслуга лет) - это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы, и, как правило, пенсия за выслугу лет назначается существенно ранее достижения возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости.

Из толкования вышеприведенных правовых норм следует, что закрепляя очередность предоставления жилищных субсидий для категории «пенсионеры», законодатель предполагал, что данная категория предназначена для граждан, получающих пенсии именно по старости, а не по выслуге лет.

По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Поскольку на момент обращения с заявлением в администрацию МО «Улаганский район» Санин А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., получающий пенсию по выслуге лет с 28.09.2021 года, не достиг возраста, необходимого для установления трудовой пенсии по старости, то в целях защиты нарушенного права истца суд на основании ст. 12 ГК РФ считает необходимым возложить на администрацию МО «Улаганский район» обязанность поставить Санина А.С. на учёт по категории «Работающие» с 17.11.2023 года. Оснований для включения Санина А.С. в категорию «Пенсионеры» не имеется.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд.

Поскольку решение состоялось в пользу истца, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца Санина А.С. расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Санина Айдара Степановича (паспорт ) к администрации МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696) о признании времени службы в органах внутренних дел подлежащим включению в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, удовлетворить в части.

Признать время службы Санина Айдара Степановича в Отделении МВД России по Улаганскому району в период 23 ноября 2005 года по 27 сентября 2021 года в календарном исчислении 15 лет 10 месяцев 5 дней, подлежащим включению в общий трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для постановки на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории учёта «Работающие» с 17.11.2023 года.

Взыскать с администрации МО «Улаганский район» в пользу Санина Айдара Степановича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

Оставшуюся часть исковых требований Санина Айдара Степановича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Решение в окончательной форме принято 26 января 2024 года.

Председательствующий Е.В. Айманова