Дело № 2-3/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2024 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тазрашева Артура Исаковича к администрации МО «Улаганский район» о признании времени службы в органах внутренних дел подлежащим включению в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, восстановлении на учете,
УСТАНОВИЛ:
Тазрашев А.И. обратился в суд к администрации МО «Улаганский район» о признании времени службы в органах внутренних дел подлежащим включению в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Исковые требования мотивированы тем, что 09.09.2020 года истец обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Администрацией дан ответ, что стаж работы истца в местности, приравненной к Крайнему Северу, составляет 6 лет 4 месяца 11 дней, время службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 10 лет 2 месяца 4 дня подлежит включению в судебном порядке в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с абз. 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий трудовой стаж.
В ходе судебного разбирательства представлено уточненное исковое заявление, где заявлены требования о признании времени службы в органах внутренних дел с 31.08.2002 года по 31.12.2010 года, с 01.07.2018 года по 04.05.2020 года в календарном исчислении 10 лет 2 месяца 4 дня подлежащим включению в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, восстановлении в категорию учета «Работающие» с 09.09.2020 года.
Истец Тазрашев А.И., представитель ответчика администрации МО «Улаганский район» просили о рассмотрении дела без их участия.
Третьи лица Тазрашева В.А., Тазрашева Е.А., Тазрашева А.В., действующая в своих интересах и от имени несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, причина неявки суду неизвестна.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай Могильникова Е.Г., действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела без её участия, оставив разрешение исковых требований на усмотрение суда. Из отзыва следует, что в силу ст. 1 ФЗ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности не позднее 1 декабря 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Согласно правовой позиции, выраженной Верховным Судом РФ в определении от 12.06.2009 года № 3-Ф-09-1, период службы в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями ст. 1 Федерального Закона № 125-ФЗ.
Суд, изучив материалы дела, учетное дело, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно п.9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879 для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: а) заявление; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи; г) документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации); д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров. е) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; ж) документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г.
Из материалов учетного дела следует, 09.09.2020 года Тазрашев А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о постановке на учет и заявлением-рапортом о включении в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», указав состав семьи: Тазрашева А.В. (супруга), дети Тазрашева В.А., Тазрашева Е.А., ФИО7, ФИО8, представив все документы, предусмотренные пунктом 9 Положения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.
Постановлением администрации МО «Улаганский район» от 17.09.2020 года № 573 Тазрашев А.И. поставлен на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «Пенсионеры» с 09.09.2020 года.
Из письменного сообщения администрации МО «Улаганский район» от 31.10.2023 года следует, что стаж работы Тазрашева А.И. в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 6 лет 4 месяца 11 дней. Для восстановления в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, необходимо в судебном порядке засчитать время службы в ОВД Улаганского района Республики Алтай (31.08.2002 года – 31.12.2010 года, 01.07.2018 года – 04.05.2020 года) в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением администрации МО «Улаганский район» от 15.11.2023 года № 913 Тазрашев А.И. снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с отсутствием 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Оценивая доводы ответчика, суд принимает во внимание, что согласно ст. 38 ФЗ от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж (часть 6), а в стаж службы (выслуга лет) в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел служб в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечными указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 3).
В силу абз. 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях - соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ в определении от 12.07.2009 года № 3-Ф-09-1, период службы в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии положениями ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».Таким образом, вопреки доводам ответчика, системный анализ приведенных выше законоположений позволяет сделать вывод о том, что период прохождения службы в органах внутренних дел включается в суммарную продолжительность общего трудового стажа лица.
В рамках Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета необходимо установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу ч. 1 ст. 39 ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» учет персональных данных сотрудников органов внутренних дел, в том числе и сведения об их служебной деятельности и стаже службы, ведется в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях.
В связи с чем, истинный размер стажа работы (службы) истца в данном случае должен быть установлен не только на основании сведений Пенсионного фонда РФ, но и на основании данных федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо его территориального органа.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета стаж Тазрашева А.И. составляет 6 лет 4 месяца 11 дней.
Доводы истца о прохождении службы в период с 31.08.2002 года по 31.12.2010 года, с 01.07.2018 года по 04.05.2020 года в органах внутренних дел, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждаются трудовой книжкой и справкой от 12.12.2023 года.
Судом установлено, что периоды службы в органах внутренних дел с 31.08.2002 года по 31.12.2010 года, с 01.07.2018 года по 04.05.2020 года в календарном исчислении 10 лет 02 месяца 04 дня не отражены в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета.
Поскольку действующее нормативное правовое регулирование допускает включение периода службы в органах внутренних дел в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на реализацию прав, предоставленных Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований о признании времени службы в органах внутренних дел с 31.08.2002 года по 31.12.2010 года, 01.07.2018 года по 04.05.2020 года подлежащим включению в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Принимая во внимание, что в силу федерального закона периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, суд полагает, что у ответчика отсутствовали законные основания для снятия с учета Тазрашева А.И., имеющего общую продолжительность стажа работы (службы) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей более 15 календарных лет, что подтверждено копией трудовой книжке и сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета, находящимися в учетном деле.
Соответствие истца иным требованиям, предъявляемым ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» к лицам, претендующим на получение социальной выплаты на приобретение жилья, ответчиком не оспаривается.
Судом установлено, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от 15.11.2023 года № 913 Тазрашев А.И. снят с учета по категории «Пенсионеры».
Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» закреплено право сотрудников данных органов на пенсию за выслугу лет, назначаемую, по общему правилу, независимо от возраста при наличии установленного законом стажа службы (выслуги лет).
В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения пенсия за выслугу лет для указанной категории граждан представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при наличии установленной законом выслуги.
По своему характеру стаж службы (выслуга лет) - это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы, и, как правило, пенсия за выслугу лет назначается существенно ранее достижения возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости.
Из толкования вышеприведенных правовых норм следует, что закрепляя очередность предоставления жилищных субсидий для категории «пенсионеры», законодатель предполагал, что данная категория предназначена для граждан, получающих пенсии именно по старости, а не по выслуге лет.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Поскольку на момент обращения с заявлением в администрацию МО «Улаганский район» Тазрашев А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., получающий пенсию по выслуге лет с 05.05.2020 года, не достиг возраста, необходимого для установления трудовой пенсии по старости, то в целях защиты нарушенного права истца суд на основании ст. 12 ГК РФ считает необходимым возложить на администрацию МО «Улаганский район» обязанность восстановить Тазрашева А.И. на учёт по категории «Работающие» с 09.09.2020 года. Оснований для восстановления по категории «Пенсионеры» не имеется.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд.
Поскольку решение состоялось в пользу истца, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца Тазрашева А.И. расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Тазрашева Артура Исаковича (паспорт №) к администрации МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696) о признании времени службы в органах внутренних дел подлежащим включению в общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, удовлетворить.
Признать время службы Тазрашева Артура Исаковича в органах внутренних дел в период с 31 августа 2002 года по 31 декабря 2010 года и с 01 июля 2018 года по 04 мая 2020 года в календарном исчислении 10 лет 02 месяца 04 дня, подлежащим включению в общий трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обязать администрацию МО «Улаганский район» восстановить Тазрашева Артура Исаковича на учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории учёта «Работающие» с 09.09.2020 года.
Взыскать с администрации МО «Улаганский район» в пользу Тазрашева Артура Исаковича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме принято 23 января 2024 года.
Председательствующий Е.В. Айманова