Дело № 2а-1580/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми по доверенности Волковой Л.В., административного ответчика Кутукова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 26 апреля 2018 года административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Кутукову К.В. о взыскании недоимки по налогам,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Кутукову К.В. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 264838 рублей, пени в размере 15440 рублей 71 копейка, транспортного налога за 2016 год 9100 рублей, пени в размере 1153 рубля 72 копейки, земельного налога за 2016 год в размере 9688 рублей, пени в размере 1216 рублей 55 копеек, в обоснование требований указав, что административный ответчик является плательщиком соответствующих налогов, ему направлялись налоговые уведомления об уплате налогов № 689062 от 07.06.2013 года за 2013 год, № 616031 от 16.04.2015 года, № 76354 от 04.11.2015 года за 2014 год, № 69444923 от 12.09.2016 года за 2015 год, № 57964049 от 20.09.2017 года за 2016 год, перерасчет за 2015 год по налогу на имущество физических лиц, с указанием суммы налогов, пени, подлежащих уплате. В связи с неисполнением обязанностей по уплате налога должнику начислены пени и направлены требования об уплате налога и пени № 27.11.2017 года № 7540, от 11.12.2017 года № 8791. До настоящего времени требования оставлены без исполнения.
До начала судебного разбирательства от административного ответчика поступили письменные возражения, в которых он указал, что требования о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 год, пени к транспортному, земельному налогам за 2015 год взысканы решением суда, задолженность за 2013 – 2014 годы должна быть списана налоговым органом, на 2017 год кадастровая стоимость объектов налогообложения существенно уменьшилась.
Определением суда от 26 апреля 2018 года производство по делу в части требований о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 год на сумму 136263 рубля, пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 года в размере 54 рубля 60 копеек, пени по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 года в размере 69 рублей 75 копеек прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Волкова Л.В. на исковых требованиях настаивала, не оспаривала, что по требованиям о взыскании о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 год, пени к транспортному, земельному налогам за 2015 год на сумму 54 рубля 60 копеек и 69 рублей 75 копеек соответственно имеется решения суда, однако оно не исполнено, в связи с изменением кадастровой стоимости объекта налогообложения налогом на имущество изменен размер налога на имущество физических лиц, подлежащий уплате административным ответчиком за 2015 год, на измененный размер налога начислены пени, а также пени начислены к транспортному, земельному налогам за 2014 год, налогу на имущество за 2012 год, не уплаченным административным ответчиком, во взыскании которых административному истцу отказано. Представила соответствующий письменный отзыв на возражения административного ответчика.
Административный ответчик Кутуков К.В. доводы отзыва поддержал, дополнительно пояснил, что расчет налогов за 2016 год, пени к ним не оспаривает, их оплату не производил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Статья 401 Налогового кодекса РФ (ч.1 п.6) относит к объектам налогообложения иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании ст. 405 Налогового кодекса РФналоговым периодом признается календарный год. Срок уплаты налога предусмотрен ч.1 ст.409 Налогового кодекса РФ - налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения. Налоговые ставки на территории МОГО «Ухта» исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения установлены решением Совета МОГО «Ухта» от 20.11.2014 года № 331 с 01.01.2015 года.
В силу ч.2 ст.409 Налогового кодекса РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ. В силу ч. 1ст. 360 Налогового кодекса РФналоговым периодом признается календарный год. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. (ч.1, ч.3 ст.363 Налогового кодекса РФ). Законом Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге» предусмотрены ставки транспортного налога.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которыми устанавливаются ставки земельного налога. Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если не установлено иное (ч.1 ст.388 Налогового кодекса РФ). В силу ч.1, ч.4 ст. 397 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налоговые ставки земельного налога для физических лиц установлены на территории МОГО "Ухта" решением Совета МО городского округа "Ухта" от 21.11.2006 N 24 "Об установлении земельного налога" на основании ст.394 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, являющегося объектом налогообложения (ст.389 Налогового кодекса РФ), по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с ч.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч. 3ст. 396 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. На основании ч.4ст.397Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Согласно ч.1 ст.72, ст.75 Налогового кодекса РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться пеней - денежной суммой, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня для физических лиц начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в процентах от неуплаченной суммы налога.
Как следует из доводов и доказательств, представленных административным истцом, не оспаривается административным ответчиком, административный ответчик являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога в налоговом периоде 2016 года.
В материалы дела представлена копия налогового уведомления № 57964049 от 20.09.2017 года о необходимости уплатить налог на имущество физических лиц за 2016 год, а также измененный налог на имущество физических лиц за 2015 год, всего в размере 264838 рублей, транспортный налог за 2016 год в размере 9 100 рублей, земельный налог 9688 рублей, всего 283626 рублей, в срок до 01.12.2017 года.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ, и на административного истца возложена обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, а на административного ответчика - обязанность доказать уплату налога либо отсутствие обязанности по уплате налога.
Расчет налогов, произведенный налоговым органом в налоговом уведомлении, административным ответчиком не оспаривается, признается судом верным. Также не оспаривается административным ответчиком, что перечисленные в налоговом уведомлении налоги им не уплачены.
Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налогов в установленный срок исполнена не в полном объеме, ему в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ направлено требование № 8791 от 11.12.2017 года о необходимости уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 264838 рублей, пени 655 рублей 47 копеек, недоимки по транспортному налогу 9100 рублей, пени 22 рубля 52 копейки, недоимки по земельному налогу 9688 рублей, пени 23 рубля 98 копеек в срок до 29.01.2018 года.
Также в связи с неуплатой перечисленных налогов за предшествующие налоговые периоды административным истцом административному ответчику направлено требование № 7540 от 27.11.2017 года об уплате пени по транспортному налогу 1131 рубль 20 копеек, налогу на имущество физических лиц 14785 рублей 24 копейки, земельному налогу 1192 рубля 57 копеек, всего 17109 рублей 01 копейка, в срок до 15.01.2018 года.
В связи с неисполнением требований административный истец обращался в установленный срок с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика спорных сумм, и судебный приказ был вынесен мировым судьей Тиманского судебного участка города Ухты Республики Коми в порядке замещения мирового судьи Водненского судебного участка города Ухты Республики Коми 05.03.2018 года, дело № 2а – 806/2018. По поступлении возражений административного ответчика относительно исполнения судебного приказа судебный приказ отменен определением мирового судьи Водненского судебного участка г.Ухты Республики Коми от 25 марта 2018 года.
В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2017 года по административному делу № 2а – 3041/2017 по административному иску Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Кутукову К.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество, пени требования административного истца удовлетворены, взысканы с Кутукова К.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми недоимка по налогу на имущество за 2015 года в размере 134953 рубля, пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 809 рублей 72 копейки, пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 года в размере 54 рубля 60 копеек, пени по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 года в размере 69 рублей 75 копеек, а всего 135887 рублей 07 копеек. Решение обжаловано не было, вступило в законную силу.
Поскольку решением установлен размер недоимки по налогу на имущество физических лиц, указанный размер обязателен как для административного ответчика, так и для административного истца, и пересмотрен в порядке ином, чем пересмотр судебного акта, быть не может; само по себе направление административным истцом уведомления, содержащего иные суммы налога на доходы физических лиц за 2015 год достаточным основанием для изменения обязанности по уплате такого налога, установленной судебным актом, не является. С учетом прекращения производства по делу в части требований о взыскании недоимки по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 264838 рублей - 136263 рубля = 128575 рублей. Соответственно, пени к налогу на имущество физических лиц подлежат начислению к неоплаченному налогу за 2015 год в размере 134953 рубля.
Также решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 декабря 2016 года по административному делу № 2а – 5760/2016 по административному иску Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Кутукову К.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, вступившим в законную силу, установлено, что обязанность административного ответчика по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2012 год, транспортного, земельного налога за 2014 год отсутствует. Соответственно, отсутствует и обязанность по уплате пени к этим налогам.
Административным истцом представлен расчет пени, указанной в требованиях № 8791 от 11.12.2017 года, № 7540 от 27.11.2017 года, а также отзыв на возражения, содержащий подробный расчет пени, заявленной ко взысканию. В связи с прекращением производства по делу в части, начисления пени к завышенному размеру налога на 2015 год, а также начисления пени на неоплаченные налоги, обязанность по оплате которого отсутствует, размер подлежащей взысканию пени составит: по налогу на имущество физических лиц 15440 рублей 71 копейка – 14785 рублей 24 копейки – 337 рублей 25 копеек + 337,25 х (134953 рубля : 136263 рубля) = 652 рубля 22 копейки; по транспортному налогу 1153 рубля 72 копейки – 54 рубля 60 копеек – 749 рублей 84 копейки = 349 рублей 28 копеек; по земельному налогу 1216 рублей 55 копеек – 69 рублей 75 копеек – 705 рублей 39 копеек = 441 рубль 41 копейка.
При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца частично, в размере: налог на имущество физических лиц за 2016 год 28575 рублей + пени 652 рубля 22 копейки = 129227 рублей 22 копейки; транспортный налог за 2016 год 9100 рублей + пени 349 рублей 28 копеек = 9449 рублей 28 копеек; земельный налог за 2016 год 9688 рублей + пени 441 рубль 41 копейка = 10129 рублей 41 копейка; а всего 148805 рублей 91 копейка.
В соответствии со ст.333.19, ст.333.20 Налогового кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта» в связи с удовлетворением требований административного истца в размере 4176 рублей, от уплаты которой административный истец при подаче иска освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 177-179, 286-290 КАС РФ, суд
решил:
Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми удовлетворить частично.
Взыскать с Кутукова К.В., проживающего по адресу: ...., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми:
налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 128575 рублей, пени в размере 652 рубля 22 копейки, всего в размере 129227 рублей 22 копейки;
транспортный налог за 2016 год в размере 9100 рублей, пени в размере 349 рублей 28 копеек, всего в размере 9449 рублей 28 копеек;
земельный налог за 2016 год в размере 9688 рублей, пени в размере 441 рубль 41 копейку, всего 10129 рублей 41 копейку, -
а всего 148805 рублей 91 копейку.
Взыскать с Кутукова К.В., проживающего по адресу: ...., государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта» в размере 4176 рубль.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 03 мая 2018 года.
Судья Ухтинского городского суда Е.Г. Берникова