НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ухтинского городского суда (Республика Коми) от 15.03.2022 № 2-4297/2021

Дело № 2-503/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Филипповой Н.М.,

с участием истца Летовальцевой А.В.,

представителя ответчика Майорова С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

15 марта 2022 года гражданское дело № 2-503/2022 по исковому заявлению Летовальцевой А.В. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Ухты» об обязании назначить пособие по безработице как лицу предпенсионного возраста,

установил:

Летовальцева А.В. обратилась суд с иском к ГУ РК «Центр занятости населения города Ухты» (далее – ГУ РК «ЦЗН г. Ухты») и после уточнения исковых требований просила обязать назначить ей пособие по безработице согласно п. 1 ст. 30, ст. 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», как безработному предпенсионного возраста с даты признания безработной, т.е. с <...> г.. В обоснование требований указывая, что в период с <...> г. по <...> г. находилась в трудовых отношениях с ООО «Тари». Приказом от <...> г..... трудовой договор расторгнут по соглашению сторон. На дату расторжения договора стаж, дающий право на назначении пенсии составлял более 25 лет. <...> г. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» с заявлением о постановке на учет в качестве безработной. После предоставления полного пакета документов приказом от <...> г..... была признана безработной с <...> г. с выплатой пособия по безработице. За период с <...> г. по <...> г. было выплачено пособие в размере .... руб. <...> г. закончился период получения пособия по безработице. На основании сведений, представленных из Пенсионного фонда РФ (справка от <...> г.....) истцу стало известно, что с <...> г. она относится к категории лиц предпенсионного возраста. Для данных граждан предусмотрена более высокая величина пособия по безработице и более длительный срок ее выплаты. <...> г. истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пособия, выплате разницы и продлении срока выплаты пособия, однако получила отказ, выраженный в ответе от <...> г...... С данным отказом истец не согласна, в связи с чем заявлены вышеуказанные требования.

Определением суда от <...> г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее по тексту – ОПФР по Республике Коми).

Истец Летовальцева А.В. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала, доводы заявления поддержала.

Представитель ответчика ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» Майоров С.П., выступая в суде, требования не признал по доводам письменного отзыва.

Третье лицо ОПФР по Республике Коми, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. В представленном письменном отзыве представитель ОПФР по Республике Коми Рочева О.И. просила рассмотреть дела в её отсутствие.

По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дела при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Порядок регистрации безработных граждан в период спорных отношений был регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 (окончание действия документа - 17.11.2021).

В силу п. 1 и п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, граждане, обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, подлежат регистрации.

Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида (п. 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).

В соответствии с п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, при постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы:

- трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты;

- документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

- справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

- документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

При постановке на регистрационный учет граждане письменно (под роспись) уведомляются о том, что они зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в государственном учреждении службы занятости населения (п. 6 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).

Пунктом 2 ст. 3 Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 08.12.2020) предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации безработных граждан регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

В силу п. 4 Правил регистрации безработных граждан, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа об образовании, документа об образовании и о квалификации, документа о квалификации, документа об обучении, документа об ученых степенях и ученых званиях; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации (п. 6 Правил регистрации безработных граждан).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Летовальцева А.В. в период с <...> г. по <...> г. состояла в трудовых отношениях с ООО «Тари», откуда была уволена по соглашению сторон на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

<...> г. Летовальцева А.В. посредством портала «Работа в России» обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» с заявлением № .... о содействии в поиске работы, регистрации в качестве безработного и выплате пособия по безработице.

<...> г. Летовальцева А.В. была приглашена в ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» для идентификации личности и предоставления подлинников документов, необходимых для постановки на учет и назначения пособия.

При личном приеме истцом были представлены следующие документы: страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (АДИ-1), документ, подтверждающий трудовую деятельность (трудовая книжка), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, документ, удостоверяющий личность (паспорт), а также заявление на получение пособия по безработице с портала «Работа в России», заявление о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы, заявление о предоставлении услуги по информированию, заявление о согласии на обработку персональных данных.

На основании поданного заявления на Летовальцеву А.В. заведено личное дело получателя государственных услуг от <...> г......

Приказом ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» от <...> г..... и .... Летовальцева А.В. с <...> г. признана безработной, ей назначено пособие по безработице, установлен период выплаты пособия – с <...> г. по <...> г. (6 месяцев), а также установлены размеры и сроки выплаты пособия:

- в размере 75% средней заработной платы гражданина (.... руб.) .... руб., но не выше .... руб. с <...> г. по <...> г.;

- в размере 60% средней заработной платы гражданина (.... руб.) .... руб., но не выше .... руб. с <...> г. по <...> г..

С установленным размером и сроком выплат пособия истец не согласна.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п. 4 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 08.12.2020) пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

- в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

- в следующие три месяца - в размере 60% указанного заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплат пенсий» внесены изменения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», касающиеся дополнительных гарантий социальной поддержки граждан предпенсионного возраста, которые вступили в силу с 01.01.2019.

К лицам предпенсионного возраста по общему правилу относятся граждане, у которых срок до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, составляет не более 5 лет.

В ст. 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки гражданам предпенсионного возраста.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 08.12.2020) период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в п. 1 ст. 34.2 Закона, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 ст. 34.2 Закона, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется:

- в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

- в следующие четыре месяца - в размере 60% такого заработка;

- в дальнейшем - в размере 45% такого заработка.

При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 ст. 34.2 Закона, увеличенных на размер районного коэффициента (п. 3 ст. 34.2 Закона).

В соответствии с пунктом 5 ст. 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 08.12.2020) размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 35.2 Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 руб., максимальная величина пособия по безработице в размере 12130 руб. - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 руб. - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице. Для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 руб., максимальная величина пособия по безработице в размере 12130 руб.

Таким образом, всем гражданам предпенсионного возраста в случае признания их безработными и подтверждения их статуса, как лиц предпенсионного возраста, с 01.01.2019 установлена повышенная максимальная величина пособия по безработице, а также увеличен период выплаты пособия по безработице.

Полномочия по отнесению граждан к категории лиц предпенсионного фонда на органы занятости Российской Федерации не возложены.

Согласно статье 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплат пенсий» указанные полномочия возложены на пенсионные органы.

Частью 12 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ предусмотрено, что граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста (указанные сведения могут быть направлены им в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, информационную систему «личный кабинет застрахованного лица», а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

Начиная с 2019 года Пенсионный фонд России запустил новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются органами власти, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот гражданам.

Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями и органами занятости.

Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста в указанном документе, а также в соответствующем виде сведений СМЭВ формируются на дату, по состоянию на которую предоставляются сведения, на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР.

При обработке запросов осуществляется автоматическая проверка наличия условий, необходимых для отнесения гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, и формирование в автоматическом режиме в ответ на запрос электронного документа.

Документом, подтверждающим отнесение гражданина к гражданам предпенсионного возраста, является справка, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, либо ответ в течение 3-х дней указанного органа на запрос органа службы занятости по конкретному гражданину (письмо Минтруда России от 24.12.2018 № 16-1/10/П-9611).

Из материалов дела следует, что <...> г. инспектором ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» в электронной форме был направлен запрос № .... в ПФР на предмет отнесения Летовальцевой А.В. к гражданам предпенсионного возраста. Повторный запрос № .... был направлен <...> г..

Согласно полученным ответам от <...> г. и <...> г., ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» сообщено, что Летовальцевой А.В. будет присвоена категория «лица предпенсионного возраста» с <...> г..

Не согласившись с полученными сведениями, Летовальцева А.В. обратилась в территориальный орган ПФР с письменным обращением.

Как следует из пояснений истца и подтверждается отзывом третьего лица ОПФР по Республике Коми, выдать справку, подтверждающую отнесение физического лица к гражданам предпенсионного возраста, специалисты ПФР в автоматизированном режиме не смогли, так как программный комплекс не относил Летовальцеву А.В. к категории граждан предпенсионного возраста. Указанная справка была сформирована в ручном режиме. <...> г. Летовальцевой А.В. была выдана справка № .... об отнесении её к категории граждан предпенсионного возраста с <...> г..

Представив указанную справку ответчику, Летовальцева А.В. получила ответ ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» от <...> г....., согласно которому при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений (п. 14 Приказ Минтруда России от 22.02.2019 № 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам»). Однако поскольку на момент предоставления справки от <...> г. период получения Летовальцевой А.В. пособия по безработице закончился <...> г., внести изменения в приказ невозможно.

Однако с данным ответом суд согласиться не может.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Летовальцева А.В., <...> г. рождения, на момент обращения в ГУ РК «ЦЗН г. Ухты» с заявлением о содействии в поиске работы, регистрации в качестве безработного и выплате пособия по безработице относилась к категории лиц предпенсионного возраста.

Таким образом, ответчик должен был произвести расчет пособия по безработице, исходя из максимальной величины пособия по безработице для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год».

Ошибочные сведения об отнесении Летовальцевой А.В. к категории граждан предпенсионного возраста с <...> г., сформированные программным комплексом ПФР в автоматизированном режиме, не могут умалять права последней на получение таких дополнительных мер социальной поддержки, как получение повышенной величины пособия по безработице в течение увеличенного периода выплаты пособия.

С учетом вышеизложенного, истец в соответствии с согласно п. 1 ст. 30, ст. 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» имеет право на назначение ей пособия по безработице как безработному предпенсионного возраста с даты признания её безработной, т.е. с <...> г..

В этой связи исковые требования Летовальцевой А.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Летовальцевой А.В. удовлетворить.

Обязать государственное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения города Ухты» назначить Летовальцевой А.В. пособие по безработице согласно п. 1 ст. 30, ст. 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», как безработному предпенсионного возраста с даты признания безработной, то есть с <...> г..

Взыскать с государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Ухты» в пользу Летовальцевой А.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере .... рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 22.03.2022.

Судья С. С. Логинов

УИД: 11RS0005-01-2021-008677-89