Дело №2-820/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 08 мая 2018 года гражданское дело по иску Лепёшкина Д.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании включить периоды в стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12.10.2017г.,
Установил:
Лепёшкин Д.В. обратился в Ухтинский городской суд РК с требованиями к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее по тексту - УПФР по г. Ухта) о признании решения УПФР по г. Ухте от 14.12.2017г. .... незаконным, обязании включить периоды работы адвокатом: в с 03.11.2004г. по 25.06.2005г., в - с 27.06.2005г. по 04.10.2017г. в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; обязании установить досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 12.10.2017 года. В обоснование требований истец указал, что он является пенсионером МВД, по достижении возраста 55 лет, в октябре 2017г., обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, получил необоснованный отказ. Полагает, что все необходимые условия для назначения указанной пенсии имеются.
В ходе судебного разбирательства истец отказался от требований об обязании включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы с 01.01.2010г. по 31.12.2015г., поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, данный период учтен ответчиком при подсчете страхового стажа и стажа работы в МКС. Определением суда производство по делу в части указанных требований прекращено.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика включить период работы адвокатом в Центральном адвокатском бюро г. Ухты РК с 27.06.2005г. по 31.12.2009г. в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, (далее – МКС), период работы адвокатом с 03.11.2004г. по 25.06.2005г. (....) - в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение пенсии, и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости по пп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы, изложенные в исковом заявлении, истец поддержал, дополнительно пояснил, что после окончания службы в МВД, с 2005года он работает адвокатом, числится в реестре адвокатов Республики Коми, отчисляет соответствующие взносы в адвокатскую палату; в период с 2005г. по 31.12.2009г. от уплаты страховых взносов в ПФР он был освобожден как пенсионер МВД, однако, данное обстоятельство не может влиять на его пенсионные права, а периоды работы адвокатом с 03.11.2004г. по 25.06.2005г., с 27.06.2005г. по 31.12.2009г. подлежат зачету в страховой стаж и стаж его работы в РКС (МКС) для назначения досрочной страховой пенсии. Истец полагает, что для назначения досрочной страховой пенсии по пп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2017 году (по достижении возраста 55 лет) ему достаточно страхового стажа 8 лет (п.п. 1, 2 ст. 35 ФЗ №400-ФЗ) и имеющегося у него с учетом спорных периодов стажа работы в РКС (МКС); учитывая, что он является пенсионером МВД, и страховая пенсия будет назначена ему без фиксированной выплаты, соблюдение условий о продолжительности страхового стажа 25 лет и стажа работы в РКС 15 лет (в МКС – 20 лет), указанных в пп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ, необязательно.
Представитель ответчика по доверенности Зеленцов Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, полагает решение ответчика от 14.12.2017г. .... об отказе в установлении пенсии истцу законным, поскольку у истца отсутствуют необходимые страховой стаж и стаж работы в РКС (МКС) для назначения досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; пояснил, что после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования страховой и специальный стаж подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, согласно ст. 10 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем периоды работы истца адвокатом, за которые не были уплачены страховые взносы в ПФР (с 01.07.2005г. по 31.12.2009г.), не подлежат включению в стаж. Однако, даже при включении всех спорных периодов в страховой стаж и стаж работы в РКС (МКС) право истца на досрочную страховую пенсию по старости по пп. 6 п.1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ не определяется, т.к. отсутствует требуемая по закону продолжительность страхового стажа (25 лет) и стажа работы РКС (МКС) – 15 (20) лет соответственно, как это предусмотрено пп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МВД по Республике Коми извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Каких-либо заявлений, ходатайств от 3-го лица не поступило.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможности рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-го лица.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пенсионного дела истца, наблюдательного дела Лепёшкина Д.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных ФЗ "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона (в т.ч. лица, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации), при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В силу ст. 8 ФЗ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 35 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающими переходные положения, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет; продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону; при этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно положениям п.п.6 п.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия устанавливается мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу части 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Таким образом, одновременное включение в выслугу лет и страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что Лепёшкин Д.В., <...> г. года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД с <...> г.. При назначении данной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 включены в выслугу периоды службы: с <...> г.. (справка Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по .... от 16.10.2017 г. № .... в деле имеется).
После окончания службы в МВД истец зарегистрировался в качестве адвоката, сведения о нем внесены в реестр адвокатов Республики Коми рег. .... (справка Управления Минюста РФ по РК от 04.11.2004г. ....), работал , с 27.06.2005г. принят на работу в (справка в дело представлена), работает по настоящее время.
29.06.2005г. истец зарегистрирован в УПФР по г. Ухте в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, (заявление истца от 29.06.2005г. имеется в материалах наблюдательного дела).
Как следует из материалов пенсионного дела, <...> г. истец, достигнув <...> г.. возраста 55 лет, обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР по г. Ухта РК от 14.12.2017г. .... истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, предусмотренной пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием у заявителя необходимого страхового стажа - 25 лет и стажа в РКС (МКС) – 15 и 20 лет соответственно.
При этом, как следует из содержания оспариваемого решения и таблицы расчеты стажа, в страховой стаж и стаж работы в МКС не учтены периоды работы истца адвокатом в с 01.07.2005г. по 31.12.2009г. по причине неуплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в стаж работы в РКС не учтен период работы истца адвокатом в - с 04.11.2004г. по 30.06.2005г. – в связи с отсутствием документов, подтверждающих работу в районах Крайнего Севера.
В ходе судебного разбирательства установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается истцом, что в период его работы адвокатом в с 01.07.2005г. по 31.12.2009г. он был освобожден от уплаты страховых взносов в ПФР как пенсионер МВД (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О).
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца) сведения о периоде с 01.07.2005г. по 31.12.2009г. отсутствуют, страховые взносы за данный период за истца не начислялись и не уплачивались.
Истцом поставлен вопрос о включении данного периода в страховой стаж и стаж работы в МКС.
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". В п. п. 2 п. 1 ст. 5 данного Федерального закона установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которой страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же закона).
Федеральный закон №63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в статье 20 определяет формы адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация), вопросы же обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации адвокатов решаются в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Статьей 28 Федерального закона №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлен порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. Страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов (п. 5 статьи 28). Согласно статье 24 Налогового кодекса РФ (часть первая) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Исчисление и уплата страховых взносов в виде фиксированных платежей через соответствующие коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации не освобождает физическое лицо - адвоката от регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя (решение Верховного Суда РФ от 19.03.2003 N ГКПИ03-87).
Пунктом 3 действовавших в спорный период Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 года N 582 (фактически утратили силу с 1 января 2010 года в связи с принятием Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и 213-ФЗ, установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС) предусматривалось, что страхователи, являющиеся военными пенсионерами (пенсионерами МВД), то есть получающими пенсии, установленные в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1, не уплачивают фиксированный платеж.
Отнесение этой категории страхователей к лицам, не уплачивающим фиксированный платеж, основано на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О, согласно которому взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6 пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие Конституции Российской Федерации.
Исходя из данного определения Конституционного Суда Российской Федерации, военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели, адвокаты) не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начиная с 24 мая 2005 года (с момента провозглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации).
Норма об освобождении военных пенсионеров (индивидуальных предпринимателей, адвокатов) от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, изложенная в пункте 3 вышеназванных Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 года N 582, носила временный характер (до установления соответствующего правового регулирования) и фактически не действует после вступления в силу Федерального Закона от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", предоставляющего военным пенсионерам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, то есть на установление страховой части трудовой пенсии по старости при наличии необходимых условий с 01 января 2007 года. Таким образом, с этой даты указанные лица вправе осуществлять уплату фиксированного платежа в прежнем порядке.
С 01 октября 2008 года вступил в силу (частично) Федеральный закон от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Пунктом 7 статьи 5 Закона от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ введена новая редакция статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которой (подпункт 5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Эта норма распространяется и на военных пенсионеров (пенсионеров МВД), работающих в качестве индивидуальных предпринимателей или адвокатов, которые были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательными нормами. Указанные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию начиная с 01 октября 2008 года, то есть с момента вступления в силу Закона от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ, и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Из приведенных положений законодательства, в их взаимосвязи, следует, что для возможности включения спорных периодов работы истца адвокатом (<...> г.-31.12.2009г.) в страховой стаж необходимо подтверждение факта уплаты за этот период страховых взносов в ПФР. Таких доказательств истцом не представлено, не содержат их и материалы исследованных судом дел. Представленные по запросу суда индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, ЕСН, сумм налогового вычета также не подтверждают уплату страховых взносов за истца в ПФР в спорные периоды, в данных документах в графе «Начислено платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» сведений нет (прочерки), имеются лишь сведения о начислениях в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 4 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.05.2011 N 20777), данный Порядок применяется по настоящее время, в соответствии с ним подтверждению подлежит, в т.ч., работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2, подпункт 22).
Пунктом 3 указанного Порядка предусматривается, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относящиеся ко времени после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а именно выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13).
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 24 октября 2000 года.
В рассматриваемом случае, на индивидуальном лицевом счета истца (выписка в дело представлена) отсутствуют сведения о начисленных страховых взносах за периоды с 01.07.2005г. по 31.12.2009г., данный период не указан в выписке вообще.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы истца адвокатом в с 01.07.2005г. по 31.12.2009г. не подлежат включению в страховой стаж и стаж работы истца в МКС, исковые требования в этой части удовлетворены быть не могут, а доводы истца судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм пенсионного законодательства.
Вместе с тем, суд полагает возможным удовлетворить требование истца об обязании ответчика включить спорный период работы адвокатом в Усинской с 04.11.2004г. по 25.06.2005г. в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку имеющимися в деле документами подтверждается, что работа истца в этот период протекала в .... Республики Коми, отнесенного Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 к районам Крайнего Севера. Из материалов дела следует, что указанный период включен ответчиком в страховой стаж, страховые взносы в виде фиксированных платежей за этот период работы (с 03.11.2004г. по 25.06.2005г.) уплачены, сведения загружены на лицевой счет истца, что ответчиком не оспаривается.
Исходя из положений пп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная трудовая пенсия по старости, на которую претендует истец, устанавливается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
На дату обращения истца в УПФР по г. Ухте за назначением пенсии (12.10.2017г.), ответчиком определен страховой стаж истца 07 лет 01 месяц 21 день, стаж работы истца в МКС 06 лет 06 дней, стаж работы в РКС 05 месяцев 17 дней, стаж работы в РКС (с учетом МКС) 04 года 11 месяцев 21 день (решение об отказе в установлении пенсии от 14.12.2017г. ....).
При условии включения в стаж работы в РКС спорного периода работы в .... с 04.11.2004г. по 25.06.2005г. (07 месяцев 22 дня), у истца также не образуется необходимой продолжительности стажа работы в РКС (МКС) для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пп.6 п.1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ, и отсутствует требуемый по закону страховой стаж 25 лет, о чем свидетельствует имеющийся в деле расчет. На день рассмотрения дела в суде истец также с очевидностью не имеет требуемой по закону продолжительности страхового и северного стажа.
На какие – либо периоды, не учтенные ни при назначении пенсии по выслуге лет, ни ответчиком при подсчете страхового стажа истец не ссылается, и из материалов дела таковые не усматриваются.
При таких обстоятельствах доводы истца о наличии у него права на страховую пенсию по старости досрочно по пп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ с 12.10.2017г. не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела. Положения ст. 35 (пункты 1-3) этого же Закона о продолжительности страхового стажа 8 лет (для 2017года) и величине индивидуального пенсионного коэффициента, на которые ссылается истец, применяются во взаимосвязи с положениями статьи 8 этого же закона, содержащей общие условия для назначения пенсии по достижении гражданином возраста 60 лет, и неприменимы к рассматриваемому случаю, поскольку истец претендует на получение досрочной страховой пенсии (по достижении возраста 55 лет), для возможности назначения которой закон устанавливает специальные условия о продолжительности общего и специального стажа (пп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ). В рассматриваемом случае эти условия не соблюдены.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12.10.2017г. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Лепёшкина Д.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании включить периоды работы с 27.06.2005г. по 31.12.2009г. в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для досрочного пенсионного обеспечения, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 12.10.2017г., отказать.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) включить период работы Лепёшкина Д.В. адвокатом в с 04.11.2004г. по 25.06.2005г. в стаж его работы в районах Крайнего Севера для досрочного пенсионного обеспечения по пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 14 мая 2018 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон