Дело № 2-100/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2015 года с. Угловское
Угловский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего О.А. Закоптеловой,
при секретаре И.В. Тумашовой,
с участием
помощника прокурора Угловского района
Алтайского края В.А. Панкратова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Угловского района, поданному в интересах Калининой В.Н., к КГБУЗ «Угловская центральная районная больница» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1.25,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Угловского района в интересах Калининой В.Н. обратился в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Угловская центральная районная больница» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 1.25.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района по заявлению Калининой В.Н. была проведена проверка, в результате которой установлено, что истица работает в КГБУЗ «Угловская ЦРБ». При начислении и выплате заработной платы работодателем не соблюдались требования Постановления Правительства Российской Федерации №1631 от 27.12.1997, а именно, размер районного коэффициента начислялся в размере не 1,25, а 1,20. При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в приравненных к районам Крайнего Севера местностям, она должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент за работу в данных местностях. Несоблюдение работодателем указанных требований законодательства существенным образом нарушает права работника на получение заработной платы в полном размере. В связи с чем прокурор просит признать за Калининой В.Н. право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края», обязать ответчика произвести их перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в связи с тяжелыми климатическими условиями в размере 1,25, обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Угловская центральная районная больница» установить Калининой В.Н. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда (трудовых обязанностей) без включения в неё районного коэффициента в связи с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в связи с тяжелыми климатическими условиями в размере 1,25.
Помощник прокурора района Панкратов В.А. в судебном заседании иск поддержал по основаниям, указанным в нем.
Истец Калинина В.Н., представитель ответчика КГБУЗ «Угловская центральная районная больница», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились. От ответчика, представителя третьего лица поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя указанного лица. На основании ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия перечисленных лиц.
В отзыве на иск ответчик просил требования прокурора оставить без удовлетворения, ссылаясь на положения ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 135, ст. 144 Трудового кодекса российской Федерации, Отраслевое положение об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, утв. постановлением Администрации Алтайского края №607 от 26.10.2011, указывая, что заработная плата работников краевого учреждения здравоохранения состоит из оклада и выплат стимулирующего характера, к которым относится районный коэффициент. В оклад истца не включены выплаты стимулирующего и социального характера, а тот факт, что должностной оклад истца ниже размера МРОТ для трудоспособного населения, не свидетельствует об установлении несправедливого размера заработной платы и нарушении прав работника в области оплаты труда. В совокупности размер ежемесячной заработной платы истца превышает размер МРОТ, установленный Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года №1631 носит рекомендательный характер, расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работникам бюджетной сферы осуществляются за счет средств бюджета Алтайского края. Расходные обязательства по выплате повышенного районного коэффициента являются обязательствами Администрации Алтайского края и предусматривают принятие нормативного правового акта на уровне субъекта Российской Федерации, понуждение к правотворческой деятельности не допускается действующим законодательством. Позиция истца о том, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях, не верна, так как данные правила установлены для работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, перечень которых установлен постановлением совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029.
В отзыве представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности просил оставить иск без удовлетворения по доводам, тождественным тем, которые указал ответчик в отзыве на иск. Дополнительно третьим лицом заявлено о пропуске срока исковой давности без уважительных причин, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, так как истцу было известно о размере выплачиваемого районного коэффициента при получении расчетных листов с отражением информации о составных частях заработной платы. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято 27 декабря 1997 года, следовательно, у материального истца было достаточно времени с ним ознакомиться и обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска на основании следующего.
В процессе рассмотрения дела установлено, что Калинина В.Н. работает в КГБУЗ «Угловская ЦРБ» в должности акушерки Круглянского ФАП, с установлением оклада в размере <данные изъяты>., доплаты за стаж <данные изъяты>%, районного коэффициента в размере 20%. Выплата заработной платы производится в сроки, установленные коллективным договором от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ числа месяца.
Из представленных расчетных листков по начислению заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, карточки - справки на имя истца, справки КГБУЗ «Угловская ЦРБ» установлено, что районный коэффициент Калининой В.Н. начислялся в размере 20% от установленного оклада и начисленных пропорционально к нему выплат в соответствии с тарифной ставкой.
Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 133.1. Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Пунктом 3.1.1. Регионального соглашения от 14 февраля 2013 года «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы» предусмотрено, что минимальная заработная плата в Алтайском крае устанавливается для работников бюджетного сектора экономики - в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», то есть 5554 руб. в месяц, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Суд, основываясь на положениях, изложенных в ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 Трудового кодекса Российского Федерации, учитывает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, а установление окладов (тарифных ставок) в размере, меньшем минимального размера оплаты труда, допускается при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не менее установленного законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу положений статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и РФ, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они ему не противоречат.
Постановлением Правительства Российской Федерации №1631 от 27 декабря 1997 года «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края», которое в соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежит применению, как соответствующее его нормам и принятое уполномоченным органом - Правительством Российской Федерации, принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе и для Угловского района. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Таким образом, отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска о применении районного коэффициента в размере 1,25, поскольку постановление Правительства Российской Федерации №1631 от 27 декабря 1997 года является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края.
На основании изложенного, суд отвергает приведенные ответчиком и третьим лицом доводы в обоснование возражений на иск.
В соответствии с Позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной п 5 Постановления Пленума от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 года (по гражданским делам) (утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 г., вопр. №51), исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Поскольку в законодательстве не урегулирован порядок применения судом сроков на обращение в суд, установленных в ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, то следует, на основании ч. 3 ст. 11 ГПК РФ применять норму, регулирующую сходные отношения (аналогию закона). Пунктом 2 ст. 199 ГК РФ установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Таким образом, применение последствий пропуска срока на обращение с заявлением в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленного в ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, возможно только по заявлению стороны, участвующей в деле (ответчика), сделанному до вынесения решения судом первой инстанции.
Таким образом, ввиду того, что Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является стороной рассматриваемого спора, поскольку имеет статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, то применение последствий пропуска срока на обращение с заявлением в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленного в ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по заявлению данного лица не допустимо.
Поскольку при разрешении спора установлено, что начисление и выплата Калининой В.Н. заработной платы за спорный период производилась работодателем без учета районного коэффициента, установленного названным Постановлением Правительства Российской Федерации, а со стороны ответчика не поступило заявления о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение заработной платы с применением районного коэффициента 1,25, нарушено, и подлежит восстановлению путем удовлетворения иска в полном объеме.
При подаче искового заявления в суд прокурор Угловского района Алтайского края в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён от уплаты государственной пошлины. На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика, не освобожденного в силу закона от несения судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в размере, определенном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть <данные изъяты>., поскольку прокурор Угловского района обратился в суд в интересах физического лица Калининой В.Н. с исковыми требованиями, автономными от требований, заявленных в интересов каждого из материальных истцов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Угловского района удовлетворить.
Признать за Калининой В.Н. право на получение заработной платы с применением к ней районного коэффициента 1,25 на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Угловская центральная районная больница» произвести перерасчет заработной платы Калининой В.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ до дня вынесения решения по делу путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в связи с тяжелыми климатическими условиями в размере 1,25.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Угловская центральная районная больница» установить Калининой В.Н. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда (трудовых обязанностей) без включения в неё районного коэффициента в связи с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в связи с тяжелыми климатическими условиями в размере 1,25.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Угловская центральная районная больница» в бюджет Угловского района Алтайского края государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Угловский районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения 19 марта 2015 года.
Судья О.А. Закоптелова