<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2020 года город Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Кузнецова А.В.,
при секретаре Киселевой Ю.В.,
с участием:
истца представителя административного истца ООО «Сантар» - ФИО1,
представителя административного ответчика ст. помощника прокурора Уфимского района РБ Шарафутдинова А.Г.,
заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ООО «Сантар» к прокуратуре Уфимского района РБ о признании незаконным представления об устранении нарушений трудового законодательства,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Сантар» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления заместителя прокурора Уфимского района А.Ю. Алексеева об устранении нарушений трудового законодательства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в связи со следующим.
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Уфимского района РБ (административный ответчик) по итогам проверки соблюдения ООО «Сантар» (административный истец) трудового законодательства, проведенной в октябре – <данные изъяты> на основании обращения ФИО2 было внесено представление об устранении ООО «Сантар» нарушений трудового законодательства №д-2019, которым административный ответчик потребовал от административного истца:
Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь.
Осуществить выплату ФИО2 пособия по беременности и родам в размере 94 369,80 рублей, единовременного пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности в размере 753,81 рублей.
Осуществить выплату ФИО2 в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ денежной компенсации за невыплату в установленный срок пособия по беременности и родам, единовременного пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности.
Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок с приложением копии приказов о наказании и документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений федерального законодательства.
В обосновании иска истец указывает, что законодательством определены обстоятельства, при наличии которых застрахованное лицо в случае наступления страхового случая вправе обратиться не к страхователю (работодателю), а непосредственно в Фонд обязательного социального страхования (его территориальные органы). Одним из таких обстоятельств является недостаточность денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях и применение очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.
Административный истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации, операции по счёту административного истца были приостановлены налоговым органом, а затем его расчётный счёт в АО «Альфа-Банк» был закрыт кредитной организацией в одностороннем порядке в связи с наличием задолженности по оплате комиссии за обслуживание счёта. Административным истцом в целях непосредственного обращения в территориальный орган ФСС РФ, ФИО2 были выданы справки необходимые для предъявления в территориальный орган ФСС, о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пособия ФИО2 ООО «Сантар» назначались, но не выплачивались.
Кроме того, вынося оспариваемое представление, административный ответчик исходил из установленного факта нарушения административным истцом пунктов 2, 5, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 положения «Об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта», выразившегося в том, что административный истец при принятии заявления ФИО2 письменно ей не отказал, меры по направлению заявления и документов для назначения и выплаты пособий в территориальный орган ФСС РФ не принял.
По мнению административного истца, ООО «Сантар» не должно было выполнить названные действия в силу нормативного указания, содержащегося в Положении «об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта».
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ст. помощник прокурора Шарафутдинов А.Г. административный иск просил отклонить по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании просила принять решение в соответствие с действующим законодательством.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как было установлено в ходе проверки административным ответчиком, ФИО2, состоящая в трудовых отношениях с ООО «Сантар» с ДД.ММ.ГГГГ, обратилась ДД.ММ.ГГГГ к ООО «Сантар» (страхователю) с целью выплаты ей пособия по беременности и родам. Не получив выплату по месту работы, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в территориальный орган ФСС РФ с заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинские организации в ранние сроки беременности, уведомлениями которого №з и 29з от ДД.ММ.ГГГГ она была извещена об отказе в выплатах, в соответствии принятыми ДД.ММ.ГГГГ решениями № и №.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Федеральный закон № 255) определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, пособие на рождение ребенка и пособие по уходу за ребенком до полутора лет, отнесены к видам государственных пособий граждан, имеющим детей. Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации в части, определенной названным Законом.
Согласно положениям ст. 4, 6, 13, 14 Федерального закона № 81-ФЗ, выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком полутора лет имеют, в том числе матери, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Статьей 13 Федерального закона № 255 установлено, что назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Частью 4 названной статьи предусмотрено, что застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, приналичии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.
Таким образом, законодательством определены обстоятельства, при наличии которых застрахованное лицо в случае наступления страхового случая вправе обратиться не к страхователю (работодателю), а непосредственно в Фонд обязательного социального страхования (его территориальные органы). Одним из таких обстоятельств является недостаточность денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях и применение очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административный истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации, операции по счёту административного истца были приостановлены налоговым органом, а затем его расчётный счёт в АО «Альфа-Банк» был закрыт кредитной организацией в одностороннем порядке в связи с наличием задолженности по оплате комиссии за обслуживание счёта. Административным истцом в целях непосредственного обращения в территориальный орган ФСС РФ, ФИО2 были выданы справки необходимые для предъявления в территориальный орган ФСС, о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пособия ФИО2 ООО «Сантар» назначались, но не выплачивались.
Кроме того, вынося оспариваемое представление, административный ответчик исходил из установленного факта нарушения административным истцом пунктов 2, 5, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 положения «Об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта», выразившегося в том, что административный истец при принятии заявления ФИО2 письменно ей не отказал, меры по направлению заявления и документов для назначения и выплаты пособий в территориальный орган ФСС РФ не принял.
По мнению административного ответчика, ООО «Сантар» должно было выполнить названные действия в силу нормативного указания, содержащегося в Положении «об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта».
Однако на момент несовершения административным истцом указанных в представлении действий, данный нормативный акт в редакции, на которую ссылается административный ответчик, не действовал, поскольку Постановлением Правительства РФ от 11.12.2017 № 1514, в названный нормативный акт были внесены изменения, вступившие в силу 1 января 2018 года, согласно которым нормативный документ (Положение) стал называться: «об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта».
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459, вступившим в силу с 1 января 2019 года был обновлён список субъектов Российской Федерации – участников пилотного проекта, установлено, что в реализации пилотного проекта участвуют:
с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.
При таких обстоятельствах, у административного истца в 2019 году отсутствовала обязанность, предусмотренная п. 2 и 5 Положения (в применимой редакции), по направлению заявления и документов для назначения и выплаты пособий ФИО2 в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации, что исключает законность внесенного административным ответчиком представления.
В силу требований пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статье 22 Закона о прокуратуре, одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Внесенное административным ответчиком представление содержит, в том числе, указание на необходимость рассмотрения административным истцом вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях, с необходимостью сообщения информации о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района в установленный законом месячный срок с приложением копии приказов о наказании и документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений федерального законодательства.
Однако частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Таким образом, содержащееся в представлении требование разрешить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, с предоставлением копий соответствующих приказов о наказании, в прокуратуру района, противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре и Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку представление прокуратуры Уфимского района РБ об устранении нарушения трудового законодательства в адрес ООО «Сантар» не основано на действующим законодательстве, у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 174- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ООО «Сантар» удовлетворить.
Признать незаконным представление заместителя прокурора Уфимского района РБ об устранении нарушений трудового законодательства №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Кузнецов А.В.