НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тюменцевского районного суда (Алтайский край) от 22.06.2021 № 220056-01-2021-000089-80

Дело № 2-77/2021

УИД №22RS0056-01-2021-000089-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«22» июня 2021 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Савостина А.Н.,

при секретаре Тюменцевой И.А.,

с участием истца Лапиной Ж.В.,

представителя истца Старченко Н.А.,

представителя третьего лица Вайлерт Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лапиной Жанны Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонному) о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лапина Ж.В. обратилась в Тюменцевский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонному) (далее по тексту - ГУ-УПФ в Каменском районе), в котором, с учетом уточнения в ходе рассмотрения дела, просит:

1) обязать ответчика включить истцу в специальный медицинский стаж с момента возникновения у неё права – с 14 декабря 2020 года следующие периоды работы в КГБУЗ «Тюменцевская центральная районная больница»:

- с 24 августа 1993 года по 07 декабря 1993 года – период прохождения интернатуры (с применением льготного порядка исчисления 1 год за 1 год и 3 месяца);

- 21 июня 2002 года, 24 июня 2002 года, с 17 по 18 июля 2003 года – донорские дни;

- с 28 мая 1997 года по 29 мая 1997 года, 21 марта 2003 года, с 30 по 31 мая 2000 года, с 06 по 17 июля 2000 года, с 25 по 27 марта 2001 года, с 13 по 14 апреля 2004 года, с 19 по 22 апреля 2005 года, с 06 по 09 июня 2006 года, с 12 по 14 марта 2007 года, 27 по 29 августа 2007 года, с 23 по 26 сентября 2007 года, с 09 по 10 июня 2008 года, с 20 по 21 апреля 2010 года, с 12 по 13 апреля 2011 года, с 12 по 13 апреля 2012 года, 11 апреля 2014 года, 14 апреля 2017 года – периоды нахождения в командировках;

- с 13 октября 1997 года по 13 декабря 1997 года (с применением льготного порядка исчисления 1 год за 1 год и 3 месяца), с 08 октября 2000 года по 08 ноября 2000 года, с 12 по 13 января 2003 года, с 03 марта 2003 года по 17 мая 2003 года, с 04 октября 2004 года по 18 ноября 2004 года, с 13 по 15 января 2008 года, с 10 марта 2008 года по 07 мая 2008 года, с 07 по 20 июня 2010 года, с 08 ноября 2010 года по 06 декабря 2010 года, с 12 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года, с 10 по 21 ноября 2015 года – курсы повышения квалификации;

2) признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости с 14 декабря 2020 года.

Требования обосновала тем, что 14 декабря 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – ФЗ «О страховых пенсиях»), в связи с наличием у неё необходимого специального стажа (как у лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения). Однако, решением ответчика №1010982/20 ей отказано в назначении указанной досрочной страховой пенсии в связи с недостаточностью необходимого льготного стажа – 30 лет, который по расчету ответчика составил 28 лет 9 месяцев 3 дня. Ответчиком не включены в льготный стаж указанные выше периоды работы в КГБУЗ «Тюменцевская центральная районная больница», ссылаясь на положения пунктов 4 и 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2002 года №516, с чем истец не согласна. Указывает, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, и утвержденного им Списка, спорные периоды её работы с 24 августа 1993 года по 07 декабря 1993 года и с 13 октября 1997 года по 13 декабря 1997 года подлежат включению в медицинский стаж с применением льготного порядка исчисления 1 год за 1 год и 3 месяца. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ, статей 187 и 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) прохождение интернатуры, курсов повышения квалификации является обязательным условием работы врача. День сдачи крови и её компонентов, а также день отдыха после их сдачи подлежит включению в льготный стаж работы в соответствии со ст.186 ТК РФ, поскольку в эти дни за работником сохраняется заработная плата.

В судебном заседании истец Лапина Ж.В. и её представитель Старченко Н.А. на заявленных исковых требованиях настаивали по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, и представленным в деле доказательствам, иных доказательств у них не имеется.

Истец Лапина Ж.В. также пояснила, что с июля 1993 года проходила интернатуру в Тюменцевской ЦРБ, где сначала вела прием больных, а затем по направлению Тюменцевской ЦРБ в спорный период с 24 августа 1993 года по 07 декабря 1993 года проходила интернатуру в г.Барнауле в Алтайском государственном медицинском институте. Интернатура заключалась в прохождении учебных и практических занятий, ведении пациентов в Краевой клинической больнице на кафедре совершенствования врачей и Кардиоцентре, поэтому считает, что непосредственно осуществляла медицинскую деятельность. Затем вновь вернулась в Тюменцевскую ЦРБ и продолжила прохождение интернатуры, по окончании которой продолжила работу в этой же ЦРБ врачом.

Представитель истца Старченко Н.А. также пояснила, что в соответствии с п.7 ст.6 закона №125 от 1996 года «О высшем и послевузовской образовании», освоение лицом образовательной программы соответствующего уровня является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца. В разделе 3 квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения указано, что врач-терапевт относится к должности специалиста с высшим медицинским образованием. В требованиях к квалификации указано высшее профессиональное образование по специальности лечебное дело, педиатрии и послевузовское профессиональное образование по специальности терапия. В пп.2.1.1 п.2.1 приказа Министерства здравоохранения от 10 ноября 1996 года №1480 «О порядке зачисления заработной платы работников здравоохранения» указано, что основным документом для определения стажа работы по специальности является трудовая книжка. В приказе от 1986 года указано, что в стаж работы по специальности работникам, занимающим врачебные должности, засчитывается время пребывания в интернатуре, ординатуре и нахождения на стажировке. В 90-х годах начало меняться законодательство. С 1992 года была введена интернатура клиническая, до этого была ординатура больничная. Если работник проходил интернатуру - курс обучения в больнице, то он был принят на работу и была заполнена трудовая книжка в соответствии с Положением об интернатуре, являющемся приложением №3 к Приказу Минздрава СССР от 20 января 1982 года №44, в п.16 которого указано, что врачи-интерны обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами и на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка. В то же время была клиническая интернатура, которую проходили на базе образовательного учреждения, при прохождении данной интернатуры заключался договор на оказание услуг и уплачивалась стипендия. Данное положение, когда была возможна и клиническая, и больничная интернатура, длилось до 2007 года, когда интернатура была отнесена к послевузовскому образованию. Больничная интернатура была упразднена Письмом Министерства здравоохранения и социального развития от 17 июня 2010 года. С 2017 года было исключено само понятие «интернатуры». В п.4 ст.100 Закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» указано, что обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских и фармацевтических работников. Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год. С 01 сентября 2017 года данное положение ст.100 не применяется, следовательно, интернатура была до 2017 года. Клиническая интернатура, возможно, не подлежит включению в специальный медицинский стаж, но имеется образец дневника подготовки врача-интерна, где указано место прохождения интернатуры, кафедра, специальность, заверяется главным врачом. В данном дневнике должна отражаться вся работа врача-интерна, то есть должен быть указан план обучения, график проведения лекций, семинаров с указанием даты, также здесь должны быть указаны сведения о дате работы в поликлинике или стационаре, сколько принято пациентов, оформлена ли медицинская документации, должны быть заполнены таблицы с указанием возраста, клинического диагноза больного и назначенного лечения. Эти дневники сдавались по окончании интернатуры. Таким образом, деятельность врача-интерна отражалась в дневниках. Спорный период работы истца врачом-интерном регулировался списком №464 от 06 сентября 1991 года. В этом Списке нет ограничений по врачам-интернам, то есть врачи независимо от наименования должности в лечебно-профилактических учреждениях всех форм собственности. Таким образом, несмотря на некоторую запутанность законодательства в отношении врачей-интернов, считает, что нормативным документом подтверждается право истца на включение спорного периода в медицинский стаж, возможно без применения льготного порядка исчисления. Также обращает внимание на постановление от 04 марта 2021 года №323, где указано, что в периоды профессионального обучения, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности, за ним сохранялось место работы, зарплата, осуществлялись пенсионные страховые взносы, поэтому они подлежат включению в медицинский стаж. Сертификаты, удостоверения о прохождении интернатуры выдавались только организациями, осуществляющими лечебную деятельность.

Ответчик ГУ-УПФ в Каменском районе, будучи надлежаще извещен, своего представителя в судебное заседание не направил, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, изложенным в решении от 18 декабря 2020 года №1010982/20, указывая, что спорные периоды не подлежат зачету в специальный стаж согласно пунктам 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516. Истцом подтвержден специальный стаж 28 лет 9 месяцев 3 дня, при требуемом стаже 30 лет, что указывает на отсутствие у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на дату обращения.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено КГБУЗ «Тюменцевская центральная районная больница», представитель которого Вайлерт Н.А. в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения исковых требований, согласна с доводами стороны истца, считает, что заявленные периоды времени должны быть включены истцу в специальный стаж, поскольку истец работала в данной медицинской организации, прохождение интернатуры и повышение квалификации являлись обязательным, в периоды прохождения курсов повышения квалификации, командировок и в донорские дни за истцом сохранялась заработная плата, в командировки и на курсы повышения квалификации истец была направлена работодателем.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав истца Лапину Ж.В., её представителя Старченко Н.А., представителя третьего лица Вайлерт Н.А., изучив и проанализировав представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Лапина Ж.В. 14 декабря 2020 года обратилась в пенсионный орган (к ответчику) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Однако, как следует из решения заместителя начальника ГУ-УПФ в Каменском районе от 18 декабря 2020 года №1010982/20, в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано, в связи с отсутствием необходимого специального (медицинского) стажа на дату обращения, который по расчетам ответчика составил 28 лет 9 месяцев 3 дня. При этом истцу не засчитаны в указанный стаж, в том числе и спорные периоды:

- с 24 августа 1993 года по 07 декабря 1993 года – период прохождения интернатуры;

- 21 июня 2002 года, 24 июня 2002 года, с 17 по 18 июля 2003 года – донорские дни;

- с 28 мая 1997 года по 29 мая 1997 года, 21 марта 2003 года, с 30 по 31 мая 2000 года, с 06 по 17 июля 2000 года, с 25 по 27 марта 2001 года, с 13 по 14 апреля 2004 года, с 19 по 22 апреля 2005 года, с 06 по 09 июня 2006 года, с 12 по 14 марта 2007 года, 27 по 29 августа 2007 года, с 23 по 26 сентября 2007 года, с 09 по 10 июня 2008 года, с 20 по 21 апреля 2010 года, с 12 по 13 апреля 2011 года, с 12 по 13 апреля 2012 года, 11 апреля 2014 года, 14 апреля 2017 года – периоды нахождения в командировках;

- с 13 октября 1997 года по 13 декабря 1997 года (с применением льготного порядка исчисления 1 год за 1 год и 3 месяца), с 08 октября 2000 года по 08 ноября 2000 года, с 12 по 13 января 2003 года, с 03 марта 2003 года по 17 мая 2003 года, с 04 октября 2004 года по 18 ноября 2004 года, с 13 по 15 января 2008 года, с 10 марта 2008 года по 07 мая 2008 года, с 07 по 20 июня 2010 года, с 08 ноября 2010 года по 06 декабря 2010 года, с 12 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года, с 10 по 21 ноября 2015 года – курсы повышения квалификации,

так как данные периоды не подлежат включению в специальный стаж согласно и.4 и п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (л.д. 8-12, 83-85).

Из сведений о стаже, содержащихся в материалах пенсионного дела истца, также следует, что вышеуказанные периоды не включены пенсионным органом в специальный стаж, но зачтены в общий трудовой (страховой) стаж (л.д. 86-89).

Согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

Из трудовой книжки Лапиной (Матрёниной) Жанны Владимировны, 23 мая 1970 года рождения, следует, что 22 августа 1987 года зачислена студентом Алтайского государственного медицинского института на факультет лечебное дело (приказ №154 от 22 августа 1987 года), 25 июня 1993 года отчислена в связи окончанием срока (приказ №195 от 25 июня 1993 года), 08 июля 1993 года принята в Тюменцевскую центральную районную больницу на должность врача-терапевта с прохождением одногодичной интернатуры (приказ №65 от 08 июля 1993 года), 28 июня 1994 года переведена на должность врача-терапевта (приказ №42 от 27 июня 1994 года), 15 декабря 1997 года переведена на должность заведующей лабораторией – врачом-лаборантом (приказ №83 от 15 декабря 1997 года), 11 апреля 2008 года переведена на должность лаборанта (приказ №249-л от 11 апреля 2008 года), 01 ноября 2010 года изменено наименование должности на врача клинической лабораторной диагностики, сведений об увольнении не содержится (л.д.13-21).

Также в трудовой книжке приведены сведения о неоднократных переименованиях Тюменцевской центральной районной больницы: 22 августа 1997 года - в муниципальное медицинское учреждение «Тюменцевская центральная районная больница», 02 апреля 2003 года - в муниципальное учреждение здравоохранения «Тюменцевская центральная районная больница», 22 июля 2011 года - в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Тюменцевская центральная районная больница», 22 декабря 2011 года - в краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тюменцевская центральная районная больница».

Согласно диплому ШВ №115850 от 25 июня 1993 года Матрёнина Ж.В. в 1987 году поступила в Алтайский государственный медицинский институт и в 1993 году окончила полный курс названного института по специальности «лечебное дело», ей присвоена квалификация «врач» (л.д. 67).

Судом были изучены представленные КГБУЗ «Тюменцевская центральная районная больница» копии приказов, из которых следует, что истец в вышеуказанные спорные периоды направлялась работодателем в командировки и курсы повышения квалификации, связанные с осуществлением деятельности врача, в данные периоды за истцом сохранялись занимаемая должность и заработная плата (л.д. 36-47, 49-65), по окончании курсов повышения квалификации были выданы соответствующие удостоверения и свидетельства (л.д. 69-81).

Вышеуказанные сведения были проверены и установлены пенсионным органом, что следует из акта документальной проверки от 31 июля 2018 года №518 (л.д. 99-102).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

В период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а до 01 января 2002 года - Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Частью 1 ст.4 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент (части 1-3 ст.8 названного закона).

В силу ч.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч.1.1 указанной статьи.

Аналогичные положения в части продолжительности специального стажа были предусмотрены и положениями п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего в период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года, а также ст.81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшим до 01 января 2002 года.

Пунктом 1.1 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону.

При этом, согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ гражданам, которые указаны в ч.1 ст.8, пунктах 19 - 21 ч.1 ст.30, п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, законом предусмотрено, что страховая пенсия по старости по п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» гражданам, приобретшим стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в 2019 и 2020 годах должна назначаться не с момента возникновения права (достижения стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии), а не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения этого права на досрочную страховую пенсию.

Частью 8 ст.13 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ч.2 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.2 ст.27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст.83 данного закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление №665).

Подпунктом «н» п.1 названного Постановления №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Список №781 от 29 октября 2002 года);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее по тексту - Список №1066 от 22 сентября 1999 года);

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее по тексту – Список №464 от 06 сентября 1991 года);

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года (далее по тексту – Перечень №1397 от 17 декабря 1959 года).

Требований о включении в специальный стаж периодов работы, имевших место до 01 января 1992 года, истцом не заявлено, поэтому Перечень №1397 от 17 декабря 1959 года, в данном случае при разрешении исковых требований применению не подлежит.

После вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (за исключением отдельных положений) вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст.81 данного закона, в соответствии с которой постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 был утвержден Список №464 от 06 сентября 1991 года. Учитывая, что постановление №464 от 06 сентября 1991 года принято во исполнение Закона от 20 ноября 1990 года №340-1, оно подлежало применению с 01 января 1992 года.

В п.1 Списка №464 были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Пунктом 2 Постановления от 06 сентября 1991 года №464 установлено, что исчисление сроков выслуги производились по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и три месяца.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Таким образом, в соответствии с постановлением от 06 сентября 1991 года №464 для льготного исчисления стажа 1 год за 1 год 3 месяца в период работы с 01 января 1992 года по 30 октября 1999 года включительно было достаточно установления факта работы в любой должности, отнесенной к врачам и среднему медицинскому персоналу, в любом медицинском учреждении (именно в медицинском, а не ином учреждении). Причем работа в льготном порядке исчисления стажа засчитывалась независимо от того, выполнялась ли эта работа только в сельской местности или также и в городе. Каких-либо иных условий для включения работникам среднего медицинского персонала периодов работы в специальный стаж, а также его льготного исчисления, законом предусмотрено не было.

Согласно Списку №1066 от 22 сентября 1999 года и Списку №781 от 29 октября 2002 года право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, согласно п.3.1 Постановления №665, введенного в действие с 18 марта 2021 года, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей ТК РФ, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

В соответствии с п.3 ч.2 ст.73 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1, действовавших до 01 января 2012 года, также было установлено, что прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательным условием трудовой деятельности медицинских работников.

Согласно ст.195.1 ТК РФ квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Согласно ст.196 ТК РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В ст.112 КЗоТ РСФСР (КЗоТ РФ), действовавшего до 01 февраля 2002 года (до введения в действие ТК РФ) также содержались положения о том, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

В силу ст.166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При этом, согласно ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии со ст.186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Таким образом, периоды прохождения курсов повышения квалификации, командировки, день сдачи крови и последующий день отдыха являются периодами работы по основному месту работы с сохранением среднего заработка, с которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В связи с чем, эти дни подлежат включению в специальный стаж работника.

Как следует из вышеуказанных приказов, в командировки и на курсы повышения квалификации истец была направлена работодателем, в периоды командировок, прохождения курсов повышения квалификации, дни сдачи крови и последующие дни отдыха за истцом сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, спорные периоды работы истца Лапиной (Матрёниной) Ж.В. в КГБУЗ «Тюменцевская центральная районная больница» с 13 октября 1997 года по 13 декабря 1997 года; с 28 по 29 мая 1997 года, 21 марта 2000 года, с 30 по 31 мая 2000 года, с 06 по 17 июля 2000 года, с 08 октября 2000 года по 08 ноября 2000 года, с 25 по 27 марта 2001 года, 21 июня 2002 года, 24 июня 2002 года, с 12 по 13 января 2003 года, с 03 марта 2003 года по 17 мая 2003 года, с 17 по 18 июля 2003 года, с 13 по 14 апреля 2004 года, с 04 октября 2004 года по 18 ноября 2004 года, с 19 по 22 апреля 2005 года, с 06 по 09 июня 2006 года, с 12 по 14 марта 2007 года, с 27 по 29 августа 2007 года, с 23 по 26 сентября 2007 года, 07 декабря 2007 года, с 13 по 15 января 2008 года, с 10 марта 2008 года по 07 мая 2008 года, с 09 по 10 июня 2008 года, с 20 по 21 апреля 2010 года, с 07 по 20 июня 2010 года, с 08 ноября 2010 года 06 декабря 2010 года, с 12 по 13 апреля 2011 года, с 12 по 13 апреля 2012 года, 11 апреля 2014 года, с 12 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года, с 10 по 21 ноября 2015 года, 14 апреля 2017 года подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», причем период с 13 октября 1997 года по 13 декабря 1997 года подлежит зачету в льготном исчислении – 1 год за 1 год 3 месяца.

Разрешая исковые требования о включении в специальный (медицинский) стаж спорного периода прохождения интернатуры с 24 августа 1993 года по 07 декабря 1993 года, суд исходит из следующего.

Согласно удостоверению, выданному Алтайским государственным медицинским институтом 24 июня 1994 года, Матрёнина Ж.В. в период с 01 августа 1993 года по 27 июня 1994 года проходила интернатуру в указанном институте на кафедре ФУВ по специальности терапия, после окончания интернатуры ей присвоена квалификация врача-терапевта (л.д. 68).

Как следует из акта документальной проверки от 31 июля 2018 года №518, в соответствии с приказом №70 от 24 августа 1993 года и указанного приказа, истец в качестве врача-интерна была направлена для прохождения интернатуры по терапии в г.Барнаул на период с 24 августа 1993 года по 07 декабря 1993 года (л.д. 99-102, 48), и как пояснила истец в судебных заседаниях в ходе рассмотрения дела в данный период она проходила интернатуру в г.Барнауле в Алтайском государственном медицинском институте, которая заключалась в прохождении учебных и практических занятий, ведении пациентов в Краевой клинической больнице на кафедре совершенствования врачей и Кардиоцентре.

Согласно сведениям ФГБОУВО «Алтайский государственный медицинский университет» Матрёнина (Лапина) Ж.В. обучалась в институтской интернатуре на кафедре терапии ФУВ с 01 сентября 1993 года по 29 марта 1994 года (приказ о зачислении №137-ПК от 03 сентября 1993 года, приказ об отчислении в связи с трудоустройством №142-ПК от 29 марта 1994 года. Согласно записи в трудовой книжке Матренина (Лапина) Ж.В. проходила интернатуру на базе Тюменцевской центральной больницы. Функциональных обязанностей врача-интерна в архивах Университета не имеется, так как в 1993-1994 годы такая статистика велась на базе лечебного учреждения. Хранение дневников враче-интернов не предусмотрено, поэтому предоставить такой дневник врача-интерна Матрёниной (Лапиной) Ж.В. не представляется возможным (л.д. 115, 124, 139, 140).

Согласно представленным ГКБУЗ «Алтайская краевая клиническая больница», ГКБУЗ «Алтайский краевой кардиологический диспансер» сведениям Лапина (Матрёнина) Ж.В. в трудовых отношениях с указанными учреждениями в период с 24 августа 1993 года по 07 декабря 1993 года не состояла, документов, подтверждающих прохождение истцом в указанный период интернатуры в этих учреждениях, не установлено (л.д. 111, 112, 116, 120, 122, 126, 134).

Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение №3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года №44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 года, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 года) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Выполнение типового учебного плана, программы и индивидуального плана подготовки в интернатуре отражается в дневнике врача-интерна. Руководство и контроль за подготовкой врачей-интернов возлагается на министров здравоохранения союзных и автономных республик, заведующих краевыми, областными отделами здравоохранения, начальников главных управлений здравоохранения, медицинских служб министерств, ведомств, главных специалистов. Приказом ректора медицинского института (декана медицинского факультета университета) из числа заведующих основными клиническими кафедрами назначается ответственный за подготовку врачей-интернов в целом по институту (факультету), а из числа преподавателей соответствующих кафедр назначаются ответственные за подготовку врачей-интернов по каждой специальности. В высших медицинских учебных заведениях руководство осуществляет заведующий интернатурой. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 12, 14, 16 названного Положения).

Согласно ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1 врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста в лечебном учреждении, поскольку приведенное выше законодательство, включая положения п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», связывают включение периодов работы медицинского работника, в данном случае врача, именно с осуществлением им деятельности по должности врача-специалиста в лечебном учреждении, то есть с тяжелыми условиями труда, в связи с чем, таким работникам законом и предусмотрена досрочная пенсия. А как установлено в судебном заседании и следует из пояснений самой Лапиной Ж.В., в период с 24 августа 1993 года по 07 декабря 1993 года она проходила интернатуру (обучение) не в лечебном учреждении, а в образовательном учреждении - в Алтайском государственном медицинском институте, доказательств того, что в этот период истец выполняла функциональные обязанности по должности врача-специалиста в лечебном учреждении (как утверждает истец в Краевой клинической больнице и Кардиологическом центре), стороной истца в нарушение требований ст.56 ГПК РФ суду не представлено, при этом, судом неоднократно предлагалось представить такие доказательства, оказывалось содействие в их истребовании в соответствии со ст.57 ГПК РФ. Указанной позиции придерживался и ответчик, поскольку, как следует из материалов пенсионного дела, предшествующий спорному периоду период прохождения интернатуры до 24 августа 1993 года и последующий период с 08 декабря 1993 года включены истцу пенсионным органом в специальный стаж, поскольку, в отличие от спорного периода, в эти периоды истец, будучи врачом-интерном, выполняла функциональные обязанности по должности врача-специалиста в Тюменцевской центральной районной больнице. Приведенные выше доводы истца и её представителя данных обстоятельств не опровергают, основаны на верном толковании закона.

Таким образом, с учетом включенных судом периодов, Лапина Ж.В. на дату обращения в пенсионный орган имела специальный (медицинский) стаж 29 лет 11 месяцев 05 дней (28 лет 09 месяцев 3 дня зачтены ответчиком + 1 год 02 месяца 02 дня зачтены судом), что составляет менее 30 лет и в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» является недостаточным для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости.

В связи с чем, исковые требования, кроме зачета истцу в специальный (медицинский) стаж вышеуказанных спорных периодов командировок, прохождения курсов повышения квалификации, дней сдачи крови и последующих дней отдыха, удовлетворению не подлежат.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Как следует из материалов дела, истцом Лапиной Ж.В. при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 19 февраля 2021 года (л.д. 25).

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как указано выше исковые требования удовлетворены частично.

Однако, согласно разъяснениям, изложенным в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении исков неимущественного характера и имущественного характера, не подлежащих оценке, к которым относятся и заявленные Лапиной Ж.В. исковые требования.

При таких обстоятельствах, судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат взысканию с ответчика ГУ-УПФ в Каменском районе в пользу истца Лапиной Ж.В.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) обязанность включить Лапиной Жанне Владимировне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды её работы в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Тюменцевская центральная районная больница»:

- с 13 октября 1997 года по 13 декабря 1997 года (в льготном исчислении – 1 год за 1 год 3 месяца);

- с 28 по 29 мая 1997 года, 21 марта 2000 года, с 30 по 31 мая 2000 года, с 06 по 17 июля 2000 года, с 08 октября 2000 года по 08 ноября 2000 года, с 25 по 27 марта 2001 года, 21 июня 2002 года, 24 июня 2002 года, с 12 по 13 января 2003 года, с 03 марта 2003 года по 17 мая 2003 года, с 17 по 18 июля 2003 года, с 13 по 14 апреля 2004 года, с 04 октября 2004 года по 18 ноября 2004 года, с 19 по 22 апреля 2005 года, с 06 по 09 июня 2006 года, с 12 по 14 марта 2007 года, с 27 по 29 августа 2007 года, с 23 по 26 сентября 2007 года, 07 декабря 2007 года, с 13 по 15 января 2008 года, с 10 марта 2008 года по 07 мая 2008 года, с 09 по 10 июня 2008 года, с 20 по 21 апреля 2010 года, с 07 по 20 июня 2010 года, с 08 ноября 2010 года 06 декабря 2010 года, с 12 по 13 апреля 2011 года, с 12 по 13 апреля 2012 года, 11 апреля 2014 года, с 12 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года, с 10 по 21 ноября 2015 года, 14 апреля 2017 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) в пользу Лапиной Жанны Владимировны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Тюменцевский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: А.Н. Савостин

Решение в окончательной форме принято 28 июня 2021 года.