НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тюменского районного суда (Тюменская область) от 28.02.2020 № 12-416/19

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень 28 февраля 2020 года

Тюменский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи М.Ф. Шабалина, с участием

Представителя ООО «Стеклотех» ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Стеклотех» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения на постановление начальника отдела государственной инспекции труда в <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор ООО «Стеклотех» ФИО1 обратилась в Тюменский районный суд Тюменской области с жалобой, в которой указано, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отдела государственной инспекции труда в <адрес> Лагзденберг Ю., она, как должностное лицо, признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб.

Согласно вышеуказанному постановлению от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Стеклотех» ФИО1 признана виновной в совершении нарушения трудового законодательства, а именно: работодателем ООО "Стеклотех" определены основные опасности, однако не проведена их оценка, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска, а так же основные направления о принятии мер по снижению уровней профессиональных рисков, планирования мероприятий. Документы, подтверждающие установление уровней по каждому риску не представлены. Работники ООО "Стеклотех" не проинформированы об уровнях профессиональных рисков, в связи с чем, генеральный директор ООО «Стеклотех» ФИО1 была привлечена к ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

С постановлением начальника отдела государственной инспекции труда в <адрес>ФИО4-ОБ/12-11143-И/58-20 от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор ФИО1 не согласна и считает привлечение к административной ответственности неправомерным поскольку отсутствует состав административного правонарушения, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обосновании своих доводов указывает, что на сегодняшний день законодательством не утвержден порядок оценки профессиональных рисков и критерии оценки этих рисков, не определены условия ее проведения, а, следовательно, Общество, как работодатель, по независящим от него причинам, не может произвести оценку профессиональных рисков, и не может нести ответственность за отсутствие утвержденного порядка оценки. Обязанность работодателя провести оценку профессиональных рисков, законом не установлена, такие действия работодателя относятся к мероприятиям, которые он планирует выполнять в соответствии с правилами, процедурами, критериями и нормативами, направленными на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаемыми в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (ст. 211 ТК РФ). Кроме того, вероятна ситуация, в результате которой Общество, проведя оценку профессиональных рисков, может понести убытки, так как в штатном расписании Общества более 300 должностей, стоимость проведения оценки составляет 1000 (одну тысячу) рублей за одну должность, а после утверждения уполномоченным органом порядка проведения оценки профессиональных рисков, проведенная Обществом оценка может просто не соответствовать утвержденным нормам.

В судебном заседании представитель ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление по делу отменить, производство прекратить или прекратить дело за малозначительностью, так как никаких вредных последствий в результате допущенного нарушения не наступило, так же считают что истек срок привлечения к ответственности.

Представитель государственной инспекции труда в <адрес>ФИО4 в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в их отсутствии.

Изучив материалы административного дела, выслушав участников процесса, прихожу к следующему выводу.

Статья 5.27.1 часть 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов административного дела на основании распоряжения заместителя руководителя-главного государственного инспектора труда ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ-ОБ/12-8903-И/58-20 Государственной инспекцией труда в <адрес> проведена проверка в отношении ООО «Стеклотех» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

По результатам проведенной проверки составлен акт -ОБ/12-9891-И/58-20 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проведенной проверки в отношении ООО «Стеклотех» выявлены нарушения в системе управления охраной труда, а именно работодателем ООО "СТЕКЛОТЕХ" представлено положение о системе управления охраной труда от 28.02.2018г., приказ работодателя об утверждении положения о системе управления охраной труда от 28.02.2018г. -од, в котором определены основные опасности, однако не проведена их оценка, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска, а так же основные направления о принятии мер по снижению уровней профессиональных рисков, планирования мероприятий.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стеклотех» вынесено предписание -ОБ/12-9903-И/58-20 о необходимости устранений выявленных нарушений, а именно руководству организации провести оценку основных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска, а так же определить основные направления о принятии мер по снижению уровней профессиональных рисков. Ознакомить работников под роспись с уровнями профессиональных рисков в организации.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела государственной инспекции труда в <адрес>ФИО4 в отношении генерального директора ООО «Стеклотех» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении -ОБ/12-10984-И/58-20, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ установлено, что работодателем ООО "Стеклотех" определены основные опасности, однако не проведена их оценка, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска, а так же основные направления о принятии мер по снижению уровней профессиональных рисков, планирования мероприятий. Работники ООО "Стеклотех" не проинформированы об уровнях профессиональных рисков, что является нарушением требований ст.ст. 22, 211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации; нарушение требований Типового положения, утвержденного приказом Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», за что предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ Работодатель обязан создание и функционирование системы управления охраной труда.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Согласно п. 6. типового положения, утвержденного приказом Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

Согласно п. 7. типового положения, утвержденного приказом Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

Генеральным директором ООО "Стеклотех" ФИО1 было представлено положение о системе управления охраной труда от 28.02.2018г., Приказ работодателя об утверждении положения о системе управления охраной труда от 28.02.2018г. -од.

В соответствии с п.33 типового положения, утвержденного приказом Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков.

Согласно п. 36. типового положения, утвержденного приказом Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» при рассмотрении перечисленных в пункте 35 настоящего Типового положения опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Согласно п. 51. типового положения, утвержденного приказом Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее — План).

В положении о системе управления охраной труда от ДД.ММ.ГГГГ работодателем ООО "Стеклотех" определены основные опасности, однако не проведена их оценка, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска, а так же основные направления о принятии мер по снижению уровней профессиональных рисков, планирования мероприятий. Документы, подтверждающие установление уровней по каждому риску не представлены. Работники ООО "Стеклотех" не проинформированы об уровнях профессиональных рисков.

При таких обстоятельствах в действиях генерального директора ООО "Стеклотех" ФИО1 усматривается состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

К доводам, изложенным в жалобе, суд относится критически и расценивает их как способ уйти от административной ответственности, кроме того, они основаны на неверном толковании норм права, так как, несмотря на отсутствие нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования, предъявляемые к выявлению опасностей, оценке уровня и управлению рисками, обязанность по управлению профессиональными рисками предусмотрена статьями 209, 212 Трудового кодекса РФ. Следовательно, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей деятельности.

С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать совершенное генеральным директором ООО "Стеклотех" ФИО1 административного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку допущенное нарушение затрагивает сферу трудовых правоотношений и нормы об охране труда работников, поэтому имеет повышенную степень общественной опасности.

В силу части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Днем выявления факта правонарушения со стороны генерального директора ООО "Стеклотех" ФИО1 будет являться день окончания проверки и составления акта по ее результатам - то есть ДД.ММ.ГГГГ, постановление должностного лица о привлечении к ответственности вынесено ДД.ММ.ГГГГ, срок давности привлечения к ответственности соблюден.

Учитывая изложенное, должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства по делу и дана правильная правовая оценка действиям генерального директора ООО "Стеклотех" ФИО1. Административное наказание ФИО1 назначено законно и обоснованно в пределах санкции статьи, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не усматриваю.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела государственной инспекции труда в <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях о привлечении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Стеклотех» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения.

Жалобу генерального директора ООО «Стеклотех» ФИО1- без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд по правилам установленным ч. 2 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья М.Ф. Шабалина