НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тюменского районного суда (Тюменская область) от 10.12.2013 № 2-2071/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень,                               10 декабря 2013 года    

                                     № 2-2071/2013                   

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шаерман Ю.В.

при секретаре Коновальчук Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц) к администрации Каменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области об обязании провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменского района Тюменской области обратился в суд с иском (в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц) к Администрации Каменского МО Тюменского района об обязании провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов и лесопарков, находящихся в населенных пунктах <адрес> Тюменской области, не относящихся к землям государственного лесного фонда. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что на территории Каменского МО Тюменского района было расположено и осуществляло деятельность коллективное сельскохозяйственное предприятие «Каменское» (в настоящее время ЗАО «Каменское»). Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № № коллективному сельскохозяйственному предприятию «Каменское», на основании Постановления главы администрации Тюменского района от 07.12.1992 № 793, предоставлено 12.056,0 га земель, из них 6.323,0 га в коллективно-долевую собственность, 5.773,0 га в постоянное (бессрочное) пользование. В соответствии с экспликацией земель указанного государственного акта в постоянное (бессрочное) пользование коллективному сельскохозяйственному предприятию «Каменское» предоставлено лесов и кустарников 4.839,0 га. Расположение лесов и кустарников (отдельно), находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании коллективного сельскохозяйственного предприятия «Каменское» содержится в экспликации земель в границах МО «Каменское», чертежах перераспределения земель МО «Каменское» (ЗАО «Каменское»), деле по вычислению площадей контуров земельных угодий совхоза «Каменский» 1988 года, проекте компактного размещения массивов КФХ и ЛПХ на территории МО «Каменское» 2001 года и других картографических и текстовых материалах. С 1992 года границы населенных пунктов Каменского МО (с.Каменка, с.Кулига, д.Коняшина, д.Речкина, д.Насекина) неоднократно расширялись. Последнее расширение границы населенных пунктов было произведено Постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2006 № 113-п. В результате изменения границ населенных пунктов Каменского МО леса, ранее находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании коллективного сельскохозяйственного предприятия «Каменское» были включены в границы населенных пунктов. Проведенными работами Тюменским филиалом ФГУП «Рослесинфорг» по сопоставлению границ бывших колхозных лесов, ранее находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании коллективного сельскохозяйственного предприятия «Каменское», в настоящее время расположенных в границах населенных пунктов: <адрес> с материалами землеустройства и кальками контуров (топоосновы), установлено, что площадь наложения бывших колхозных лесов на земли находящиеся в настоящее время в границах населенного пункта с.Каменка составила 149 га, с.Кулига – 338,1 га, д.Коняшина – 34,9 га, д.Речкина – 15 га, д.Насекина – 3,9 га. Однако, вышеуказанные леса не лесоустроены, лесохозяйственные регламенты на них не разработаны, на государственный кадастровый учет они не поставлены.

Старший помощник прокурора Есипова И.С. иск полностью поддержала и просила удовлетворить, поскольку лесоустройство городских лесов и лесопарков, разработка лесохозяйственного регламента является обязанностью органа местного самоуправления.

Ответчик, в лице главы администрации Каменского МО Дорогина Е.И., с иском прокурора согласилась, объяснив отсутствие лесоустройства и регламента нехваткой бюджетных средств.

Представители третьих лиц - Тюменского филиала ФГУП «Рослесинфорг» Перминов А.В., действующий на основании доверенности от 23.01.2013 за № 1-83 в реестре нотариуса Оксюк Н.А., ТУ Росимущества в Тюменской области Лысова Т.В., действующая на основании доверенности от 18.06.2013 за № 64/04-Д, иск прокурора полностью поддержали.

Заслушав стороны, консультацию специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Прокурора.

Согласно Лесному кодексу РСФСР, введенному в действие с 01.01.1997 и утратившего силу в связи с принятием лесного кодекса РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ, лесные отношения регулировались Основами лесного законодательства СССР и союзных республик и издаваемых в соответствии с ними другими актами лесного законодательства СССР, настоящим кодексом и иными актами лесного законодательства РСФСР.

В соответствии со ст. 4 Закона ССР от 17.06.1977 «Об утверждении основ лесного законодательства СССР и союзных республик» все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоял из лесов государственного значения и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Статьей 10 Основ лесного законодательства РФ, утвержденными ВС РФ 06.03.1993 № 4613-1 было установлено, что лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

Статьей 71 Земельного кодекса РСФРС установлено, что в состав земель сельских населенных пунктов входят, в том числе земли, занятые лесами.

В соответствии со ст.72 Земельного кодекса РСФСР черта сельского населенного пункта – внешняя граница земель сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель. Включение земельных участков в черту сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.

Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, леса.

В силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения, отнесена к вопросам местного значения.

Согласно ст.84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Порядок проведения лесоустройства, в силу ч.2 ст.67 Лесного кодекса Российской Федерации, определяется Лесоустроительной инструкцией, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии с п.24 Лесоустроительной инструкции к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

Из анализа норм Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Определение границ лесного участка, категории земель населенных пунктов, на которых расположены городские леса, осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст.67, ч.3 ст.23 Лесного кодекса РФ).

В настоящее время, леса, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании коллективного сельскохозяйственного предприятия «Каменское» и вошедшие в настоящее время в границы населенных пунктов имеют статус городских лесов. При этом, данные леса находятся в собственности РФ. Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Однако, вышеуказанные требования закона администрацией Каменского МО Тюменского района Тюменской области не исполнены.

Выявленные в ходе судебного заседания нарушения ответчиком норм Федерального закона дают суду основание сделать вывод о том, что бездействия администрации нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц. В связи с чем, требования Прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

    В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления в случае нарушения закона.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.42 Конституции РФ, ст.ст. 71, 72 Земельного кодекса РСФСР, ст.ст. 67, 84 Земельного кодекса РФ, ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.3, 12, 35, 39, 45, 55-56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

                     Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Тюменского района Тюменской области (в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц) - удовлетворить.

Обязать администрацию Каменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов и лесопарков, находящихся в населенных пунктах с<адрес> Тюменской области, не относящихся к землям государственного лесного фонда.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16 декабря 2013 года.

Федеральный судья ______________________ Ю.В. Шаерман