НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 30.08.2018 № 3А-38/18

Дело № 3а-38/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Подкорытовой М.В.

при секретаре Крашевской Н.А.,

с участием прокурора Луговской О.Г.,

представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Тюменские инженерные сети» Ченского Д.Г., Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Карташкова Е.А., Смаковой Е.Ю., заинтересованного лица АО «Урало -Сибирская Теплоэнергетическая компания» Вельман О.И., Шагимуратова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тюменские инженерные сети» о признании недействующим Распоряжения № 458/01-21 от 27 ноября 2017 года Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении тарифов»,

у с т а н о в и л:

Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее по тексту Департамент, регулирующий орган) 27 ноября 2017 года было вынесено распоряжение № 458/01-21 «Об установлении тарифов». Указанным распоряжением и приложением к нему был установлен тариф на услугу по передаче тепловой энергии, теплоносителя для общества с ограниченной ответственностью «Тюменские инженерные сети» (далее по тексту ООО «ТИС», общество) и неопределенного круга потребителей тепловой энергии ООО «ТИС» на период с 29 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 1 070,29 руб. за 1 Гкал (одноставочный).

ООО «Тюменские инженерные сети» 26 декабря 2017 года обратилось в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Распоряжения № 458/01-21 от 27.11.2017 г. Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении тарифов», также административный истец просил взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб. (т.1 л.д.3-21,30-33).

В обоснование своих требований административный истец указывает, что оспариваемое Распоряжение вынесено с нарушением закона, нарушаются права, свободы и законные интересы ООО «ТИС», предусмотренные п.1 ч.2 ст.5, пп.2,3, ч.1 ст.7, п.7 ч.1 ст.3 ФЗ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.33 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075, иных норм, что привело к значительному ущемлению прав административного истца при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения, невозможности покрытия обязательных платежей.

Так, оспариваемым Распоряжением и приложением к нему был установлен тариф на услугу по передаче тепловой энергии, теплоносителя для ООО «ТИС» и неопределенного круга потребителей тепловой энергии ООО «ТИС» на период с 29.11.2017 года по 31.12.2017 года в размере 1 070,29 руб. за 1 Гкал (одноставочный).

Расчетный полезный отпуск составляет 12,191 тыс. Гкал за 2017 год на основании расчета полезного отпуска тепловой энергии.

Заявленная (обоснованная) необходимая валовая выручка (далее НВВ) составляет 56 221,53193 тыс.руб., следовательно, тариф, покрывающий НВВ составляет 56221,53193/12,191=4611,72 руб.

Департаментом принят НВВ в размере 13047,948 тыс.руб., следовательно, тариф составил 13047,948/12,191=1070,29 руб. Тариф, установленный административным ответчиком, занижен на 1070,29-4611,72=3541,43 руб./Гкал, а сумма невключенного НВВ составляет 56221,53193-13047,948=43173,58 тыс.руб.

Указанный заниженный размер тарифа нарушает права ООО «ТИС» в том, что общество не имеет возможности оплачивать обязательные платежи, являющиеся обоснованными на основании пунктов 42,44,45 Основ ценообразования, утв. постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075. Такими обязательными платежами, например, являются платежи по договору аренды № 1 сетей теплоснабжения от 26 октября 2017 года. Регулирующий орган неправомерно применил понижающий коэффициент к сумме амортизации основных тепловых сетей по договору аренды тепловых сетей.

Административный истец считает, что Распоряжение № 458/01-21 от 27 ноября 2017 года надлежит проверить на соответствие его ФЗ № 190 «О теплоснабжении», пп.22,32,33,42,44,45 Основ ценообразования, ст. 259.1 Налогового кодекса РФ, п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Кроме того, административный истец указывает на необоснованное исключение регулирующим органом отдельных статей расходов от необходимой валовой выручки ООО «ТИС», в частности: уменьшение расходов по оплате труда на сумму 10 665,80 тыс.руб., уменьшение расходов на отчисление на социальные нужды на сумму 3 221.07498 тыс.руб., уменьшение расходов на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, в т.ч. расходы на питьевую воду, интернет-связь, канцелярские принадлежности, телефонную связь, оргтехнику, почтовые отправления, правовые системы, разработку и поддержание сайта, услуги мобильной связи, электронно-цифровые подписи и подключение к СБИС на сумму 758,83 тыс.руб., снижение затрат по арендной плате составило 27 304,99 тыс.руб., в том числе на аренду тепловых сетей в размере 26 596,38 тыс.руб., аренду офисного помещения в размере 708,61 тыс.руб., необоснованно исключены затраты на амортизацию имущества в размере 17 596,71 тыс.руб/год, предусмотренную в стоимости аренды тепловых сетей по договору № 1 от 26.10.2017 года. Уменьшение расходов по статье расчетная предпринимательская прибыль составило 2 280,45301 тыс.руб. Расходы по статье налог на прибыль в размере 499,14 тыс.руб. регулирующим органом исключены в полном объеме. Таким образом, при НВВ за 2017 год в размере 56 221,53193 тыс.руб. административным ответчиком необоснованно исключено 43 173,58393 тыс.руб.

Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области представил отзыв на исковое заявление административного истца ООО «Тюменские инженерные сети». В отзыве директор Департамента Карташков Е.А. просит признать действия Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области соответствующими федеральному законодательству и ненарушающими права и законные интересы ООО «ТИС», заявление общества оставить без удовлетворения. Указывает, что Департамент осуществляет государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения и региональный государственный контроль (надзор) за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчеты тарифов в сфере теплоснабжения выполняются специалистами Департамента в рамках установленных ограничений и в соответствии с положениями нормативно-правовой базы в области государственного регулирования тарифов.

Заявление об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г. Тюмени на 2017 год с приложением обосновывающих материалов представлены ООО «ТИС» в Департамент 30 октября 2017 г. (вх. №6083).

На основании заявления Департаментом открыто дело №182-Т «Об установлении ООО «ТИС» тарифов на услугу по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г. Тюмени на 2017 год», назначена уполномоченным по делу <.......> - главный специалист отдела тарифного регулирования в сфере теплоснабжения и коммунальном комплексе и проведена экспертиза, по результатам которой оформлено экспертное заключение по делу №182-Т «Об установлении ООО «ТИС» тарифов на услугу по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г. Тюмени на 2017 год» от 20 ноября 2017 года. В экспертном заключении определен размер необходимой валовой выручки на 2017 год - 12832,72 тыс.руб. В рамках рассмотрения дела № 182-Т ООО «ТИС» высказаны возражения по следующим статьям расходов: арендная плата, оплата труда, расчетная предпринимательская прибыль, налог на прибыль. Ответы на возражения озвучены специалистами Департамента на заседании коллегиального органа - тарифной комиссии 27 ноября 2017 года. Данная информация отражена в протоколе заседания от 27 ноября 2017 года №35. Уменьшение затрат на оплату труда вызвано приведением численности персонала к нормативной, а также приведением ставки рабочего первого разряда к Отраслевому тарифному соглашению, расходы по данной статье учтены в экономически обоснованном размере. Ст. «Отчисления на социальные нужды» - расходы по данной статье предприятием представлены в размере 3919,10 тыс.руб. Данная статья зависит от ст. «Оплата труда». В результате экспертизы затраты по данной статье определены в размере 30,20% от начисленной заработной платы, что составило 698,04 тыс.руб. Снижение затрат по отношению к предложению организации составило 3221,06 тыс.руб. и обусловлено снижением расходов по статье «Оплата труда». Уменьшение расходов по статье на оплату иных работ и услуг по отношению к предложению организации составило 758,83 тыс.руб. (представленные по данной статье расходы организацией рассчитаны из расчета 18 человек АУП, экспертом данные расходы определены из расчета 1 человека). На основании вышеизложенного, расходы по данной статье учтены в экономически обоснованном размере. Ст. «Арендная плата» - организацией предложены расходы по статье на сумму 27771,77 тыс.руб. В составе статьи предложены расходы на арендную плату тепловой сети по договору №1 от 26 октября 2017 года, заключенному с ОАО «Тюменская домостроительная компания», а также аренду нежилого помещения (офиса) по договору №3-2017 от 01 октября 2017 года. На основании представленных материалов экспертом Департамента в составе статьи «Арендная плата» приняты расходы на уплату амортизационных отчислений по объекту теплоснабжения - тепловой сети в размере 386,44 тыс.руб.

В материалы дела представлен договор аренды тепловой сети №1 от 26 октября 2017 года на сумму 26982,81 тыс.руб., данный договор представлен без расшифровки, из чего сложилась данная сумма. Обществом представлена только справка о стоимости объектов (тепловых сетей) и сроке полезного использования. Экспертом на основании данной справки арендная плата принята в размере амортизационных отчислений. Расчет амортизации проведен линейным методом с учетом срока полезного использования и стоимости имущества, указанных в представленной справке. Таким образом, расчет амортизации произведен в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

Налог на имущество и земельный налог не учтены в связи с отсутствием в материалах дела расчета по данным статьям.

По вопросу несоответствия подключенной и максимальной нагрузки, принятой Департаментом при расчете тарифа (вместо подключенной нагрузки 4,283 Гкал/час и максимальной нагрузке 101,8 Гкал/час, принята подключенная нагрузка 2,28 Гкал/час и максимальная нагрузка 106 Гкал/час), в отзыве указывают, что данное несоответствие будет устранено при корректировке тарифов на 2019 год.

Ст. «Налог на прибыль» - организацией предложены расходы по статье на сумму 499,14 тыс.руб. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть 2) сумма налога на прибыль определяется как произведение ставки налога на прибыль (20%) и налоговой базы (расходы, относимые на прибыль после налогообложения). Экспертом Департамента расходы из прибыли при расчете тарифа на 2017 год не учтены в связи с отсутствием в материалах тарифного дела предложения организации по расходам из прибыли (расходам, не учитываемым в целях налогообложения). Организацией налог на прибыль рассчитан исходя из предпринимательской прибыли.

В соответствие с пунктом 48(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5% объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, за исключением расходов на топливо, на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), т.е. при определении предпринимательской прибыли налог на прибыль учитывается. Кроме того, действующим законодательством не определено назначение расходования суммы предпринимательской прибыли. С учетом изложенного, налог на предпринимательскую прибыль не учтен.

Ст. «Расчетная предпринимательская прибыль» - в ходе заседания коллегиального органа - тарифной комиссии 27 ноября 2017 года было принято решение учесть расчетную предпринимательскую прибыль в соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования в размере 5 процентов от объема включаемых в необходимую валовую выручку расходов, за исключением расходов на топливо, на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

Экспертом расходы по данной статье учтены в размере 215,24 тыс.руб.

Таким образом, Департамент, действуя в рамках установленного законодательством порядка, предпринял все зависящие от него меры по недопущению нарушения прав и законных интересов ООО «ТИС» и установил ООО «ТИС» экономически обоснованные тарифы.

В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью «Тюменские инженерные сети» Ченский Д.Г. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнений и письменных отзывах, имеющихся в материалах дела. Суду пояснил, что полагает незаконным применение понижающего коэффициента с учетом подключенной нагрузки, снижение расходов на аренду помещения и уменьшение заявленной штатной численности. Правомерность проведения Департаментом перерасчета, допущенного в результате арифметической ошибки, начисление коэффициента невыхода на работу при рассмотрении заявки на 2019 год не оспаривает.

В судебном заседании представитель Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Карташков Е.А. просил в удовлетворении административного иска с учетом уточнений отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, имеющихся в материалах дела, полагая, что оспариваемые тарифы являются экономически обоснованными. Суду пояснил, что тарифы на 2017 года заявленные обществом являлись плановыми, поскольку на момент заявления общество только начало заниматься передачей тепловой энергии. Фактические расходы в основном практически не были подтверждены. В отношении штатной численности были заявлены двойные требования и расходы по обслуживанию сети сторонней организацией и создание штата работников, что недопустимо. С учетом технических характеристик сети, действующих отраслевых норм было определено 4.3 единицы, из которых 3.3 технические, 1 АУП. При этом, на момент рассмотрения штат общества состоял из 1 человека. Так же пояснил, что коэффициент невыхода на работу будет начислен при рассмотрении заявки на 2019 год.

Применение понижающего коэффициента, рассчитанного исходя из фактической нагрузки сети, обосновано соблюдением баланса интересов организации и потребителей.

Представитель Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смакова Е.Ю. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, полагая, что оспариваемые тарифы являются экономически обоснованными.

Представители заинтересованного лица АО «Урало- Сибирская Теплоэнергетическая компания» Вельман О.И., Шагимуратов А.М. в судебном заседании поддержали письменные возражения. Просят в удовлетворении исковых требований отказать, полагают, что регулирующим органом обоснованно установлены тарифы, учтены все обстоятельства, расчеты произведены исходя из действующего законодательства.

Прокурор Луговская О.Г. в судебном заседании при даче заключения по делу указала, что оспариваемый нормативный акт принят Департаментом в пределах полномочий, с соблюдением порядка и процедуры принятия, полагает заявленные требования неподлежащими удовлетворению. Считает, что оспариваемое решение соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Регулирующим органом установлен экономически обоснованный размер тарифа с применением понижающего коэффициента исходя из фактической нагрузки на сети. Допущенные при расчете тарифа арифметические ошибки могут быть устранены в установленном законом порядке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания эксперта, пояснения специалиста, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

ООО «ТЮМЕНСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ» внесено в реестр 05 сентября 2017г., основным видом его деятельности является передача пара и горячей воды (тепловой энергии), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях при определении цены за исполнение договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (далее - регулирующий орган).

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013г. № 760-э (далее - Методические указания), и иными нормативными правовыми актами.

Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.

Законом о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 этого Федерального закона).

Согласно Положению о Департаменте, утвержденному постановлением Правительства Тюменской области от 30 мая 2005г. №59-п, Департамент осуществляет государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения и региональный государственный контроль (надзор) за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании заявления ООО «ТИС» от 30 октября 2017 года Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области открыто дело № 182-Т «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г. Тюмени на 2017 год методом экономически обоснованных расходов (приказ регулирующего органа от 13 ноября 2017 года № 215/01-05-Т) (т.1 л.д.45). На заседании коллегиального органа – тарифной комиссии от 27 ноября 2017 года ООО «Тюменские инженерные сети» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность).

Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 456/01-21 «Об установлении тарифов» от 27 ноября 2017 года постановлено:

Установить ООО «ТИС» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя согласно приложению к настоящему распоряжению.

Тарифы, установленные в пункте 2 настоящего распоряжения, действуют с 29 ноября 2017 по 31 декабря 2017.

Распоряжение Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 458/01-21 «Об установлении тарифов» от 27 ноября 2017 года опубликовано на официальном сайте Правительства Тюменской области и в газете «Тюменская область сегодня» от 08 декабря 2017 года.

Таким образом, оспариваемое распоряжение Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и опубликованным в установленном порядке.

Как следует из экспертного заключения, регулирующий орган снизил заявленный Обществом размер необходимой валовой выручки на 2017 г., снизив либо исключив часть планируемых затрат, в том числе снижение расходов по статье прочие покупаемые энергетические ресурсы (тепловая энергия) составило 120,99 тыс.руб. (организацией объем потерь заявлен выше нормативного); увеличение расходов по статье на теплоноситель составило 57,36 тыс.руб.; снижение затрат на оплату труда составило на 10665,80 тыс.руб.; снижение затрат по статье отчисление на социальные нужды составило 3221,06 руб.; снижение затрат по статье ремонт основных средств, выполненной подрядным способом, составило 3682,01 тыс.руб.; уменьшение расходов по статье оплата иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, составило 758,83 тыс.руб. (представленные по данной статье расходы организацией рассчитаны из расчета 18 человек, экспертом данные расходы определены из расчета 1 человек); снижение затрат по статье арендная плата составило 27304,99 тыс.руб. Экспертом регулирующего органа расходы (налог на прибыль) в размере 499,14 тыс.руб. не учтены с связи с отсутствием в материалах тарифного дела предложения организации по расходам из прибыли, а также исключены расходы на расчетную предпринимательскую прибыль в размере 2495,69 тыс.руб. Таким образом, представленные ООО «Тюменские инженерные сети» расходы, включаемые в необходимую валовую выручку на 2017 год, составляют 61523,87 тыс.руб., в процессе экспертизы определены расходы в сумме 13047,96 тыс.руб., снижение затрат составило 48475,91 тыс.руб.

Судом установлено, что Обществом были заявлены к рассмотрению на 2017 год в большей части плановые расходы, поскольку деятельность по передаче теплоэнергии предприятием была только начата. Указанное обстоятельство участниками не оспаривается.

В основу административного иска положено несогласие административного истца с применением по «Неподконтрольным расходам» уменьшающего коэффициента к определению размера расходов по статьям «Арендная плата», «Налог на имущество» и определением штатной численности по статье «Оплата труда», поскольку размер возмещения других расходов во многом определялся исходя из данных подходов.

В соответствии с п. 45 Основ ценообразования «Арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом, экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора».

Основополагающими принципами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, изложенными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении, являются, в том числе, обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; стимулирования повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В соответствии с пунктом 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицированного вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции( услуг ) за такой период.

Согласно пункту 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Из пункта 8 Методических указаний следует, что расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Административным истцом не оспаривается расчетный объем полезного отпуска на период 2017 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в силу части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении являются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 3, подпункту «б» пункта 4 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями.

В силу положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Как следует из экспертного заключения (протокол от 27 ноября 2017г. №35), оспариваемого распоряжения и приложений к нему расчет расходов по статье «Арендная плата» («Неподконтрольные расходы») произведен с учетом подключенной и максимальной нагрузки, соответствующей проектной документации и Плану - графику подключения и ввода жилых домов. На основании указанного, расчет амортизации проведен экспертом линейным методом с учетом срока полезного использования и стоимости имущества, а также доли расчетной тепловой нагрузки подключенных к системе теплоснабжения потребителей тепловой энергии и максимальной пропускной способности тепловой сети. Указанное обстоятельство подтвердила суду специалист <.......>

По мнению суда, регулирующим органом обоснованно применены понижающие коэффициенты, как объективно отражающие баланс интересов теплоснабжающей организации и потребителей. Возложение на потребителей г.Тюмени обязанности по оплате услуг теплоснабжения, не получаемых в настоящее время, с целью компенсации затрат теплоснабжающей организации вложений в перспективное использование сети противоречит требованиям ст. 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 45 Основ ценообразования арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованных уровень арендной платы определяется регулирующим органом исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Довод административного истца о незаконности применения указанного коэффициента к арендным платежам и иным производным от них расходам несостоятелен. Законом не установлена тождественность между неподконтрольными расходами и размером возмещаемых расходов в тарифе. Напротив, как было отмечено выше, в п.2 и 22 Основ ценообразования имеется указание на учет расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции( услуг ) за такой период.

По статье «Налог на прибыль» регулирующим органом верно применены положения Налогового кодексом РФ (часть 2), по которому сумма налога на прибыль определяется как произведение ставки налога на прибыль (20%) и налоговой базы (расходы, относимые на прибыль после налогообложения). Департаментом расходы из прибыли при расчете тарифа на 2017 год не учтены в связи с отсутствием в материалах тарифного дела предложения организации по расходам из прибыли (расходам, не учитываемым в целях налогообложения).

Данные выводы регулирующего органа не противоречат требованию Налогового кодекса РФ.

По статье « Расчетная предпринимательская прибыль» расходы были определены в соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования. Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, за исключением расходов на топливо, на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

Расходы по статье «Отчисления на социальные нужды». Департаментом затраты по данной статье определены с учетом расходов на социальные взносы в размере 30,20% от начисленной заработной платы. Снижение затрат по отношению к предложению организации обусловлено снижением расходов по статье «Оплата труда».

Расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя по ст. «Расходы на тепловую энергию» и ст. «Расходы на теплоноситель» включены расходы на покупку тепловой энергии в целях компенсации потерь тепловой энергии исходя из имеющихся договоров, с применением установленных Департаментом нормативов величина потерь и индексом роста.

Операционные (подконтрольные) расходы (согласно п.37 Методических указаний), операционные (подконтрольные) расходы регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) по статьям: «Оплата труда», «Расходы на ремонт основных средств», «Арендная плата», « Расходы на оплату иных работ и услуг», «Другие услуги».

Обоснованной является методика, выбранная Департаментом при определении «Расходов на оплату труда». Расчет численности произведен исходя из Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей», утв. Приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65. Ссылка административного истца на «Нормативы численности промышленно- производственного персонала тепловых сетей», утвержденного ОАО РАО «ЕЭС России», несостоятельна, поскольку данный акт регулирует деятельность в отдельно созданном хозяйствующем субъекте. Обязательной силы для иных лиц, осуществляющих схожий вид деятельности, не имеет.

По аналогичным обоснованиям суд считает правильным определение численности административно-управленческого аппарата исходя из «Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» от 12 октября 1999 г. № 74.

Нормативная численность Департаментом рассчитана в соответствии с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей», утв. приказом Госстроя России от 22 марта 1999г. № 65. Численность персонала принята 3.33 ставки согласно характеристике выполняемой работы с учетом объемов проведения работ по обслуживанию и ремонту трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей. Организация осуществляет регулируемый вид деятельности, относящийся к сфере жилищно - коммунального хозяйства.

Органом регулирования нормативная численность административно-управленческого состава скорректирована в соответствии с приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", в соответствии с которым нормативная численность административно-управленческого персонала рассчитана пропорционально нормативной численности основного производственного персонала 3.33 чел и составила 1 чел.

Мотивированным является вывод регулирующего органа об отсутствии необходимости создания отдельной диспетчерской службы с учетом технологических условий эксплуатации сети, фактической нагрузки.

Как следует из возражений Департамента, пояснений представителей заинтересованного лица Вельман О.И., Шагимуратова А.М. и административным истцом не оспаривается, на данном участке теплосетей имеется техническая возможность отключения подачи тепловой энергии в аварийных случаях иными лицами, также подключенными к сети.

Затраты на оплату труда работников указанной отрасли регламентируются «Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы» (далее - Отраслевое тарифное соглашение), утвержденным Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 г. Ставка рабочего 1 разряда принята в соответствии с приложением № 1 к Отраслевому тарифному соглашению в размере 9526 руб., тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, принят в соответствии со штатным расписанием и единой тарифной сеткой предприятия в размере 2,5, также учтены премиальные выплаты - 30%, районный коэффициент - 15%.

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала составили 9526 тыс.руб., расчет произведен с учетом численности, доведенной до нормативного уровня, в количестве 1 ставки. Ставка рабочего 1 разряда принята в размере 9526,00 руб., тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, принят в соответствии со штатным расписанием и единой тарифной сеткой предприятия в размере 5,2, также учтены премиальные выплаты - 30%, районный коэффициент - 15%.

Определение размера оплаты труда из расчета месячной тарифной ставки рабочего первого разряда( п. 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном комплексе РФ на 2017 -2019 годы) не противоречит ФЗ № 421 от 28 декабря 2017 года «О минимальном размере оплаты труда», Трудовому Кодексу РФ. При этом, как следует из пояснений представителя Департамента и не оспаривается административным истцом, не включённый в расчет коэффициент невыхода на работу подлежит учету при расчете экономически обоснованных расходов на 2019 года.

По статье «Арендная плата» - в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при расчете тарифов на тепловую энергию регулирующим органом учтены фактические расходы на аренду офиса, осуществленные регулируемой организацией и подтвержденные первичными документами, данными бухгалтерского учета. В материалах дела представлен договор аренды нежилого помещения (офиса) №3-2017 от 01 октября 2017 г. (площадь помещения 15,8 м2) на сумму 80,34 тыс. руб. дополнительно представлена счет-фактура №783 от 31 октября 2017 г. на оплату аренды за октябрь 2017 года на сумму 6 695 тыс. руб.

По статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» - организацией предложены для включения в тариф расходы на оплату транспортных услуг (перевозка пассажиров и грузов грузовым и легковым транспортом), в размере 624 тыс.руб. (грузовой транспорт 700 руб./час, легковой транспорт 600 руб./час).

В соответствии с пунктами 28 и 29 Основ ценообразования, при расчете тарифов в сфере теплоснабжения на 2017 год проанализированы рыночные цены, сложившиеся в субъекте Российской Федерации. Департаментом проведен анализ информации о рыночных ценах на оказание транспортных услуг в открытых источниках в сети Интернет (Экспертная оценка о ценах (тарифах) и расходах Общества на 2017 год).

В качестве экономически обоснованных расходов на транспортные услуги приняты цены в соответствии с представленным Обществом в материалах дела договором №16/17 от 24.10.2017 г., заключенным с ООО «Тюменское АТП», так как цена договора является минимальной из предложенных цен на рынке. В результате экспертизы расходы по статье учтены в сумме 646,46 тыс.руб.

По статье «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг» - в составе статьи затрат организацией предложены расходы на оплату услуг Интернета, телефонной связи, канцелярия, вода, оргтехника, почтовая связь, приобретение правовой системы, услуги по созданию и поддержанию сайта, мобильная связь, получение подписи.

В соответствии с пунктами 28 и 29 Основ ценообразования при расчете тарифов в сфере теплоснабжения на 2017 год проанализированы рыночные цены, сложившиеся в субъекте Российской Федерации, Департаментом проведен анализ информации о рыночных ценах на услуги интернет связи, приобретение правовой системы, услуги мобильной связи, на воду, оргтехника в открытых источниках в сети Интернет (Экспертная оценка о ценах (тарифах) и расходах Общества на 2017 год).

В качестве экономически обоснованных расходов приняты цены в соответствии с представленными Обществом в материалах дела расчетными данными, так как цены, предложенные организацией, являются минимальными из предложенных цен на рынке.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования учтены также фактические расходы (цены) на оплату услуг присоединения и пользования телефонной связью, канцелярию, услуги по созданию и поддержке сайта, получение подписи, подтвержденные организацией первичными документами, а именно платежными поручениями, актами выполненных работ (услуг) и товарными накладными, а также расходы на оплату почтовых услуг, предоставляемых ФГУП «Почта России», рассчитанные исходя из предельного максимального уровня тарифа на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции, утвержденного приказом ФАС России от 20 апреля 2017 г. №541/17.

В остальном расходы по данной статье скорректированы исходя из определенной Департаментом штатной численности по статье «Оплата труда».

Статья «Расходы на ремонт основных средств» - организацией по данной статье предложены расходы на проведение технического обслуживания тепловых сетей в размере 3628,01 тыс.руб. В подтверждение данной стоимости организацией представлены коммерческие предложения организаций, занимающихся техническим обслуживанием тепловых сетей, техническое обслуживание в соответствии с данными предложениями предусматривает только работы по регулярному обходу и осмотру тепловых сетей, проведение ремонтных работ не включается в данную стоимость.

В соответствии с Методическими указаниями в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по производству и передаче тепловой энергии, включаются расходы на плановый капитальный и текущий ремонт основных средств. Указанные расходы должны обеспечить безаварийное содержание (эксплуатацию) тепловых сетей.

В связи с указанным, а также учитывая тот факт, что численность производственного персонала, учтенная при расчете тарифа на передачу, определена с учетом обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей, расходы на техническое обслуживание тепловых сетей в соответствии с представленными коммерческими предложениями правомерно не приняты Департаментом. Однако, как установлено в судебном заседании и участниками не оспаривается, денежные средства на оплату труда были учтены по штатной численности, а не фактической ( 1 человек).

В статью «Другие расходы» учтены расходы, заявленные истцом по статье «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей». Департаментом по данной статье учтены расходы за услуги банка.

В целом, проверяя обоснованность установленного тарифа, включения и исключения расходов, применения коэффициентов, суд исходит из тех оснований, что изложены в экспертном заключении, протоколе коллегиального органа и Распоряжении.

Согласно ч.1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, исследовав заключение судебной экспертизы от 13 июня 2018 г. № 07-А02-101 ООО «РАСТАМ- Инжиниринг», не может принять его в подтверждение требований истца, поскольку экспертами фактически был произведен перерасчет заявленных административным истцом расходов без проведения анализа в целом сегмента данного бизнеса, в том числе и наличия возможности снижения затрат, используя имеющиеся институты договорных отношений, так же путем внедрения технических решений для оптимизации содержания сети. Выводы экспертов носят правовой характер.

В заключении ООО«КОНСЭН» также имеются замечания о неполноте исследования деятельности участников рынка в данной отрасли при проведении судебной экспертизы от 13 июня 2018 г. № 07-А02-101 ООО «РАСТАМ- Инжиниринг». Заключение ООО «КОНСЭН» выполнено специалистами, подтвердившими свой профессиональный уровень, оснований сомневаться в обоснованности выводов специалистов у суда не имеется.

Согласно отчету об оказании услуг Национального Исследовательского Университета «Высшая школа экономики» расчет экономической обоснованности по статье « Арендная плата» производится исходя из доли загруженности.

Допрошенный в судебном заседании эксперт <.......> суду пояснил, что учет объема загруженности сети допускается при расчете тарифа.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что в случае если Общество в течение расчетного периода регулирования понесет экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении данных тарифов, то такие расходы подлежат учету органом регулирования при установлении регулируемых тарифов начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отёчности, но не позднее чем за 3-и период регулирования, в полном объеме (п.13 Основ ценообразования).

Таким же образом подлежат учету допущенные при расчете арифметические ошибки, не учтенные коэффициенты, о чем указанно в письменном дополнении к отзыву Департамента, что не оспаривается административным истцом.

Довод о дискриминационном подходе к Обществу при установлении тарифа является голословным. Каких-либо объективных доказательств, подтверждающих это, суду не представлено. Копии протоколов тарифной комиссии в отношении других юридических лиц безусловным подтверждением служить не могут. Как было отмечено выше, тариф устанавливается для каждого регулируемого органа индивидуально (п.3, 4 Основ ценообразования). Предметом проверки в рамках рассматриваемого дела иные тарифы не являются.

С учетом вышеизложенного, установленный Департаментом тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для Общества и неопределенного круга потребителей тепловой энергии Общества на период 2017год экономически обоснован. Распоряжение № 458/01-21 от 27 ноября 2017 г. Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении тарифов» не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку предусмотренной законом совокупности условий для признания оспариваемого нормативного акта незаконным не имеется, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Тюменская область сегодня», обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на регулирующий орган.

Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Тюменские инженерные сети» о признании недействующим Распоряжения № 458/01-21 от 27 ноября 2017 года Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении тарифов» отказать.

Возложить на Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании – газете «Тюменская область сегодня».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тюменский областной суд.

Решение в окончательной форме составлено 04 сентября 2018 года.

Судья Тюменского областного суда ( подпись) М.В. Подкорытова

Копия верна

Судья Тюменского областного суда М.В.Подкорытова