3а- 9 /2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень | |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Подкорытовой М.В.
при секретаре ФИО9,
с участием прокурора ФИО15,
административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО4, представителей административных истцов ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3, административного ответчика Правительства Тюменской области ФИО10, ФИО11, ФИО12, заинтересованного лица Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО14,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО4 о признании не действующим в части постановление Правительства Тюменской области № 120-п от 19 апреля 2013 года в редакции от 16 октября 2013 года, признании недействующим постановление Правительства Тюменской области № 197-п от 05 июня 2013 года «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п», признании недействующим постановление Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года № 451«О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п»,
у с т а н о в и л:
административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО4 обратились в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части абзацев 1,5,6 пункта 3.1., абзацев 6,7 пункта 3.2. приложения № 8 «Положение о памятнике природы регионального значения «Тополя» к постановлению Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года № 120-п в редакции от 16 октября 2013 года, признании недействующим постановление Правительства Тюменской области № 197-п от 05 июня 2013 года «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п, признании недействующим постановление Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года №451-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года №120-п».
Административные исковые требования мотивированы тем, что постановлением Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года №120-п «О памятниках природы в Тюменском районе» в редакции от 16 октября 2013 года в приложении к постановлению № 8 «Положение о памятнике природы регионального значения «Тополя» в абзацах 1,5,6 пункта 3.1, абзацах 6,7 пункта 3.2 разрешается проведение рубок деревьев и кустарников, необходимых для прокладки дорог для государственных и муниципальных нужд, предоставление земельных участков для прокладки дорог для государственных и муниципальных нужд, строительство, прокладка дорог для государственных и муниципальных нужд в стометровой зоне вдоль границ памятника природы при отсутствии иных вариантов размещения.
Указывают, что в первоначальной редакции постановления Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года №120-п на территории Памятника природы «Тополя» запрещалось проведение рубок деревьев и кустарников (за исключением санитарно-оздоровительных мероприятий), строительство зданий и сооружений.
Однако постановлением Правительства Тюменской области от 05 июня 2013 года №197-п, постановлением Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года №451-п в Положение о памятнике природы «Тополя» внесены изменения в части изменения режима охраны, допускающие производить вырубку деревьев и кустарников, строительство, прокладку дорог для государственных и муниципальных нужд, предоставление земельных участков для прокладки дорог для государственных и муниципальных нужд. Полагают, что данные изменения регионального нормативного акта противоречат федеральному законодательству и не должны применяться, так как нарушают федеральные законы и разрешают деятельность, противоречащую самой цели создания памятника природы, влекущую уничтожение части памятника природы.
В настоящее время региональными властями разработан и реализуется проект по строительству развязки, проходящий по территории памятника природы «Тополя», что нарушает федеральное законодательство и права жителей г. Тюмени и прилегающих территорий на благоприятную окружающую среду. Считают, что оспариваемые изменения нормативного акта нарушают действующее законодательство, в том числе в части изменения режима использования особо охраняемых природных территорий, противоречат целям их создания. Ссылаются на статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации, статьи 2,8, 26, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статью 61 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 2 Закона Тюменской области «Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области» № 303 от 28 декабря 2004 года, Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 172-ФЗ «О Переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пункт 1.7 приложения 8 к Постановлению № 120-п от 19 апреля 2013 года «О памятниках природы в Тюменском районе» - Положение о комплексном памятнике природы регионального значения «Тополя», пункт 10.2.15 «Региональных нормативов градостроительного проектирования в Тюменской области «Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов», утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 19 марта 2008 года № 82-п.
В обоснование также ссылаются, что разрешение оспариваемым нормативным актом строительства дорог повлечет уничтожение части охраняемой территории, уменьшение ее, т.е. окажет негативное воздействие на окружающую среду. По мнению истцов, разработка проектной документации для размещения линейного объекта - дорожной развязки, на основе оспариваемого нормативного акта, означает начало его применения.
Дополнительно указывают, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением требований, предъявляемых федеральным законодательством к порядку принятия нормативных правовых актов, изменяющих режим особой охраны памятников природы. Нет согласования внесения изменений с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Отсутствуют положительные заключения государственной экологической экспертизы, для решения вопроса о внесении изменений в режим охраны памятника природы. Отмечают, что в первоначальной редакции 19 апреля 2013 года постановление Правительства Тюменской области № 120-п «О памятниках природы в Тюменском районе» не оспаривают, оспаривается действующая на 16 октября 2013 года редакция с изменениями внесенными постановлением Правительства Тюменской области от 05 июня 2013 года № 197-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п», постановлением Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года № 451-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п».
Просят признать абзацы 1,5,6 пункта 3.1., абзацы 6,7 пункта 3.2. приложения № 8 «Положения о памятнике природы регионального значения «Тополя» к постановлению Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года № 120-п в редакции от 16 октября 2013 года, не действующими в части, разрешающей рубку деревьев и кустарников для прокладки дорог для государственных и муниципальных нужд, предоставление земельных участков для прокладки дорог для государственных и муниципальных нужд, строительство, прокладку дорог для государственных и муниципальных нужд в стометровой зоне вдоль границ памятника природы при отсутствии иных вариантов размещения. Также признать недействующими постановление Правительства Тюменской области от 05 июня 2013 года № 197-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п», постановление Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года № 451-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п».
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, а также ФИО4, ФИО6, ФИО7, в лице своих представителей ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3, административные исковые требования поддержали в полном объеме. Основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов дополнили. Считают, что не проведены антикоррупционные экспертизы, опубликование было осуществлено на сайте не являющегося официальным порталом для размещения нормативных актов Правительства Тюменской области, а публикации не были произведены в трех печатных изданиях. Указывают, что в паспорте памятника природы, приложение № 3 к постановлению Правительства Тюменской области № 120-п от 19 апреля 2013 года «О памятниках природы в Тюменском районе» в редакции от 16 октября 2013 года, указан кадастровый номер земельного участка, который на дату принятия снят с регистрационного учета, незаконно изменена категория земель (земли лесного фонда на земли населённых пунктов), имеются расхождения в описании места расположения. Ведение хозяйственной деятельности, по мнению истцов, приведет к разрушению, деградации памятника природы, что противоречит ст. 59 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Считают, что при принятии нормативного акта не учтено территориальное зонирование, установленное для данного земельного участка (территориальная зона Р-5). Нахождение памятника природы «Тополя» в зоне городских лесов запрещает размещение на их территории линейных объектов (дорог) и нарушает статьи 111, 116 Лесного кодекса Российской Федерации. Обращают внимание на то, что действовавший на момент принятия оспариваемых актов Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об охране окружающей среды» не предусматривал изменение режима охраны памятников природы. Правительством Тюменской области не были учтены результаты публичных обсуждений по проекту строительства развязки. Отмечают, что согласование Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации проекта изменений в оспариваемое постановление получено без уведомления последнего о судебном споре. Просят учесть, что в заключении государственной экологической экспертизы, представленном административным ответчиком, содержатся недостоверные сведения о месте работы экспертов. Указывают, что оспариваемое Постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п должно быть приведено в соответствие с изменениями в градостроительные нормы и законодательство об особо охраняемых природных территориях, запрещающих размещение линейных объектов на территории памятников природы. Считают, что действия административного ответчика противоречат основной концепции государственной власти по охране природного достояния.
Представители административного ответчика Правительства Тюменской области ФИО10, ФИО11, ФИО12, в судебном заседании поддержали письменные возражения на административные исковые требования. С требованиями административного искового заявления не согласны в полном объеме, просят в их удовлетворении отказать. Указывают, что постановление Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года № 120-п «О памятниках природы в Тюменском районе» впервые опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru 26 апреля 2013 года, дополнительно текст был опубликован в газете «Тюменская область сегодня» № 77, 07 мая 2013 года, вступило в законную силу с момента опубликования на официальном портале органов государственной власти.
Постановление Правительства Тюменской области от 05 июня 2013 года № 197-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п», опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области 14 июня 2013 года, дополнительно текст опубликован в газете «Тюменская область сегодня», № 103, 19 июня 2013 года, вступило в законную силу с момента опубликования на официальном портале органов государственной власти.
Постановление Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года № 451-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года г. № 120-п» было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru, 21 октября 2013 года, дополнительно текст опубликован в газете «Тюменская область сегодня», № 193, 23 октября 2013 года, вступило в законную силу с момента опубликования на официальном портале органов государственной власти.
Суду пояснили, что на момент принятия изменений в постановление Правительства Тюменской области № 120-п от 19 апреля 2013 года «О памятниках природы в Тюменском районе», постановлением Правительства Тюменской области от 05 июня 2013 года № 197-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года №120-п» и постановлением Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года № 451-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п» не требовалось проводить экологическую экспертизу и согласование внесения изменений в нормативный акт с федеральным уполномоченным органом. Антикоррупционные и правовые экспертизы проектов проведены, о чем в листе согласования имеется электронная подпись начальника правового управления ФИО13 Опубликование постановления № 120-п от 19 апреля 2013 года «О памятниках природы в Тюменском районе» первоначально было произведено 26 апреля 2013 года на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru, с последующим размещением в печатном издании «Тюменская область сегодня», такая же процедура опубликования была соблюдена в отношении двух других оспариваемых постановлений. Считают, что принятые 05 июня 2013 года, 16 октября 2013 года Правительством Тюменской области изменения в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п «О памятниках природы в Тюменском районе» не противоречат действующему законодательству. Лесной массив памятника природы к городским лесам, защитным лесам не отнесен. Указывают, что на момент принятия оспариваемого нормативного акта памятник природы «Тополя» располагался в территориальной зоне Р-3. Полагают, что оспариваемым нормативным актом права истцов не нарушаются. В обоснование ссылаются на заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО14 поддержал письменные возражения в судебном заседании, считает, что постановление Правительства Тюменской области № 120-п от 19 апреля 2013 года «О памятниках природы в Тюменском районе» в редакции 16 октября 2013 года не противоречит федеральному законодательству, оспариваемые постановления приняты компетентным органом власти с соблюдением процедуры и опубликования. В отношении указанного в паспорте кадастрового номера 72:17:1313002:19 пояснил, что номер указан ошибочно, в настоящее время устранение данной ошибки заложено в проекте изменений в постановление № 120-п от 19 апреля 2013 года «О памятниках природы в Тюменском районе». На кадастровом учете в Департаменте недропользования и экологии Тюменской области для земельного участка особо охраняемой природной территории Памятника природы «Тополя» указан кадастровый <.......>. Просит в административном иске отказать.
Прокурор ФИО15 в заключении указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований административных истцов. Оспариваемое постановление Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года № 120-п «О памятниках природы в Тюменском районе» в редакции от 16 октября 2013 года, постановление Правительства Тюменской области от 05 июня 2013 года № 197-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п», постановление Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года № 451-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п» были приняты уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка принятия и опубликования. Правовое положение, регулирование режима охраны памятника природы регионального значения «Тополя» соответствует установленным законом требованиям к особо охраняемым природным территориям. Противоречий федеральному законодательству, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые нормативные правовые акты не содержат и не повлекут нарушение прав, свобод и охраняемых интересов истцов. Заключение государственной экологической экспертизы подлежит оспариванию в судебном порядке вне данного спора.
Суд, заслушав представителей административных истцов, административного ответчика, заинтересованного лица, консультации специалистов ФИО16, ФИО17, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктами «а»,«д»,«к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, наряду с Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее- Закон № 7-ФЗ). Он же регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с пунктам 1 и 2 статьи 58, пунктам 1 и 2 статьи 59 Закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещается. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее- Закон № 33-ФЗ) различаются следующие категории данных территорий: а) государственные природные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Пунктом 3 данной статьи разрешается законами субъектов Российской Федерации устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Понятие памятников природы закреплено в статье 25 Закона № 33-ФЗ и определяется как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями установлен статьей 26 данного федерального закона, в соответствии с которой природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится создание и обеспечение охраны особо охраняемых природный территорий регионального значения.
Аналогично полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в статье 6 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Отношения в области обеспечения благоприятной окружающей среды и создания необходимых условий для защиты природной среды и жизненно важных интересов населения области от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также регулирование отношений в сфере охраны и использования объектов животного мира регулируются законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 302 (ред. от 13.02.2019) «Об охране окружающей среды в Тюменской области».
Образование, охрана, содержание, использование особо охраняемых природных территорий регионального значения и управления ими регулируются законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 303 (ред. от 21.12.2018) «Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области». Действие настоящего Закона распространяется на все категории особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных в соответствии с федеральными и областными нормативными правовыми актами.
Правительство Тюменской области - высший исполнительный орган государственной власти области (статья 3 «Устава Тюменской области» от 30.06.1995 года № 6).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и области, в соответствии с федеральными законами, издаются областные законы и иные нормативные правовые акты (статья 7 «Устава Тюменской области» от 30 июня 1995 года № 6)
Согласно статьи 43 «Устава Тюменской области» от 30 июня 1995года № 6, статьи 6,11 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области» нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области являются постановления.
Постановлением Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года № 120-п «О памятниках природы в Тюменском районе» (далее- Постановление № 120-п):
1. Установлены границы памятников природы регионального значения в Тюменском районе, образованных в 2000 году, в границах, установленных 31.03.2000, на площади: <.......> - 683730 кв. м, <.......> - 5 га, <.......> - 589261 кв. м, <.......> - 59205 кв. м, <.......> - 128666 га, согласно приложениям № 1 - 5.
2. Утверждены Положения о памятниках природы регионального значения согласно приложениям, № 6 - 10.
3. Признаны утратившими силу:
распоряжение Губернатора Тюменской области от 31 марта 2000 года № 297-р «О памятниках природы в Тюменском районе»;
пункт 2 распоряжения администрации Тюменской области от 06 декабря 2004 года № 1117-рк «О внесении изменений в распоряжения от 05 июня 2000 года № 560-р, от 31 марта 2000года № 297-р, от 13 июня 2001 года № 359-р»;
распоряжение Правительства Тюменской области от 20 апреля 2009 года № 436-рп «О внесении изменений в распоряжение от 31 марта 2000 года № 297-р»;
распоряжение Правительства Тюменской области от 23 января 2012года № 63-рп «О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 31.03.2000 года № 297-р».
4. Контроль за исполнением постановления возложен на заместителя Губернатора Тюменской области, курирующего деятельность Департамента недропользования и экологии Тюменской области (т. 3 л.д.29-67).
Постановление Правительства Тюменской области № 120-п «О памятниках природы в Тюменском районе» (далее- Постановление № 120-п) принято на заседании Президиума Правительства Тюменской области, протокол заседания Президиума Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года № 12 (т.3 л.д. 28).
Постановлением Правительства Тюменской области от 05 июня 2013 года № 197-п «О внесении изменений в постановление Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года № 120-п «О памятниках природы в Тюменском районе» (далее - Постановление № 197-п) в постановление № 120-п внесены изменения в п.3.1.,3.2.1. (т.3 л.д.24). Постановление № 197-п принято на заседании Президиума Правительства Тюменской области, протокол заседания Президиума Правительства Тюменской области от 05 июня 2013 года № 16 (т.3 л.д.23).
Постановлением Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года № 451-п «О внесении изменений в постановление Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года № 120-п «О памятниках природы в Тюменском районе» (далее -Постановление № 451-п) в постановление № 120-п внесены изменения в абзац 2, 6, 7 пункта 3.1., в пункт 3.2.1 добавлен абзац, абзац 7 дополнен (т.3 л.д.20). Постановление № 451-п принято на заседании Президиума Правительства Тюменской области, протокол заседания Президиума Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года № 30 (т.3 л.д.19).
В обоснование нарушения процедуры принятия административные истцы ссылаются на отсутствие согласования проектов оспариваемых нормативных правовых актов с уполномоченным федеральным исполнительным органом.
Законом № ЗЗ-ФЗ (в ред. от 25.06.2012 № 93, действовавшей на момент принятия Постановления № 120-п и внесение изменений в него постановлениями № 197-п, №451-п) не предусматривалась процедура предварительного согласования внесения изменений режима особо охраняемых территорий в нормативные акты с уполномоченным федеральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды, запрет на изменение режима охраны особо охраняемых природных территорий данный закон не содержал.
Статья 1 Федерального закона от 28 декабря 2013года № 406-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязывающая органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывать решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, вступила в действие с 30 декабря 2013 года. Обратная сила данному закону не придана.
Ссылка административных истцов на нарушение процедуры согласования не основана на законе.
Согласно положениям статей 1, 3, 10, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проекты оспариваемых нормативных правовых актов не подлежали государственной экологической экспертизе поскольку объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня не являются.
Постановление № 120-п не подлежало государственной экспертизе, поскольку не содержит материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения так как создан на основе ранее существовавшего памятника природы в границах, образованных в 2000 году (пункт 1 Постановления № 120-п). Его реализация не связана с оказанием негативного воздействия на окружающую среду, напротив, направлена на охрану природы, закрепляя правовое положение памятника природы регионального значения «Тополя», что не оспаривается административными истцами.
Оспариваемые Постановление №197-п, Постановление № 451-п не носят нормативно-технический и инструктивно-методический характер, материалов комплексного экологического обследования участков территорий не содержат, к объектам государственный экологической экспертизы не относятся. Доводы административных истцов в данной части неосновательные.
Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (статьей 2) предусмотрена обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
При этом статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тюменской области от 11 февраля 2008 года № 42-п «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области» (далее-Порядок) утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов является главное правовое управление Правительства Тюменской области. При этом проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области осуществляется главным правовым управлением Правительства Тюменской области на стадии согласования документов одновременно с проведением правовой экспертизы в сроки, установленные Регламентом Правительства Тюменской области и Правилами разработки и утверждения административных регламентов, утвержденными Правительством Тюменской области (пункты 1.3,2.5 Порядка).
В правовые заключения главного правового управления Правительства области на проекты нормативных правовых актов в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза (пункт 3.1 Порядка).
Заключение экспертизы по проектам нормативных правовых актов оформляется на бланке главного правового управления Правительства области и подписывается его начальником в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области (пункт 3.3 Порядка, в редакции от 05.04.2010, действовавшей на тот период).
Правовую и антикоррупционную экспертизы проектов постановлений Правительства Тюменской области проводит главное правовое управление Правительства Тюменской области (пункты 2.2, 2.3 Положения о главном правовом управлении Правительства Тюменской области, утверждённого Постановлением Правительства Тюменской области от 30 мая 2005 года № 57-п).
Суду представлено распоряжение от 13 июля 2007 года № 168-п о назначении на должность начальника главного правового управления Правительства Тюменской области ФИО13 (т.3 л.д. 9).
В листе согласования проекта «ДНЭ - памятники природы в Тюменском МР» содержится электронная подпись от 08 апреля 2013 года начальника главного правового управления Правительства Тюменской области ФИО13 (т.3 л.д.69). Лист согласования «ДНЭ - измен в 120-п» содержит электронную подпись от 28 мая 2013 года начальника главного правового управления Правительства Тюменской области ФИО13 (т.3 л.д.26, т.4 л.д. 101). Лист согласования «ДНЭ - О внесении изменений в 120-п от 19 апреля 2013 года» содержит электронную подпись от 02 октября 2013 года начальника главного правового управления Правительства Тюменской области ФИО13 (т.3 л.д.22).
Наличие электронной подписи начальника главного правого управления Правительства Тюменской области в листах согласования проектов оспариваемых нормативных актов свидетельствует об отсутствии замечаний со стороны данного управления к правовому содержанию проекта и отсутствие в нем коррупционного фактора, что представляет собой результаты правовой и антикоррупционной экспертизы. Использование электронной подпись в системе электронного документооборота и делопроизводства в органах исполнительной власти Тюменской области, начиная с 01 июня 2012 года допускается (пункт 1 распоряжения Правительства Тюменской области от 23 апреля 2012 года № 636-рп «О введении в эксплуатацию системы электронного документооборота и делопроизводства»).
Однако заключения экспертиз, в нарушение пункта 3.3 Порядка, оформлены не на бланке главного правового управления Правительства Тюменской области.
Исходя из позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Анализ положений Постановления № 120-п, Постановления № 197-п, Постановления № 451-п позволяет сделать вывод о том, что в них отсутствуют коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (статья 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
С учетом изложенного, оформление заключений антикоррупционных экспертиз при подготовке оспариваемых нормативных правовых актов в листах согласования без использования бланков главного правового управления Правительства Тюменской области не является существенным нарушением порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов и не может служить основанием для признания данных актов недействующими.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
Проверяя процедуру опубликования оспариваемых нормативных правовых актов суд учитывает представленные суду скриншоты, проведенную в судебном заседании демонстрацию работы портала http://www.admtyumen.ru, а также консультации специалистов ФИО16, ФИО17
В судебном заседании, в процессе демонстрации, специалистом ФИО17 осуществлён успешный поиск Постановления № 120-п на портале http://www.admtyumen.ru по заданным данным в разделе «Законодательство» и через систему внутреннего поиска.
Оба специалиста суду пояснили, что при удалении официального портала http://www.admtyumen.ru выйти на http://law.admtyumen.ru вне портала невозможно. Самостоятельно, при полном отсутствии портала, этот поддомен использоваться не может. В связи с чем, суд делает вывод о том, что http://law.admtyumen.ru является производным от официального портала органов государственной власти Правительства Тюменской области http://www.admtyumen.ru. Использование порталом http://www.admtyumen.ru поисковых систем для нахождения необходимой информации не ограничивает доступ к нормативной базе.
В целом официальный портал органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru обеспечивает возможность ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов тем лицам, чьи права и свободы он затрагивает.
Ответ ООО «КонсультантПлюс» от 16 января 2020 года с приложением скришотов (т.3 л.д.111- 114), скриншоты из архива опубликованных данных о размещении на портале оспариваемых нормативных правовых актов с указанием даты (т.2 л.д. 118, 119, 129), информация по официальному порталу органов государственной власти Тюменской области Департамента информатизации Тюменской области от 28 января 2020 года с приложением скриншотов (т.3 л.д.193-194, 196-198) подтверждают размещение оспариваемых нормативных правовых актов на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru.
Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительного органа государственной власти Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет – «Тюменская правда», «Парламентская газета «Тюменские известия», «Тюменская область сегодня» - или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе «Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов» раздела «Законодательство» либо на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Данное положение закреплено в пункте 2.1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года № 121 (ред. от 28.06.2019) «О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области». Публикация в одном печатном издании оспариваемых постановлений нарушением процедуры опубликования не является.
Установленные выше обстоятельства свидетельствует о том, что впервые Постановление № 120-п опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru 26 апреля 2013 года, дополнительно текст был опубликован в газете «Тюменская область сегодня» № 77, 07 мая 2013 года (т.3 л.д.70), вступило в законную силу с момента опубликования на официальном портале органов государственной власти.
Постановление № 197-п опубликовано на официальном портале органов государственной власти http://www.admtyumen.ru 14 июня 2013 года, дополнительно текст опубликован в газете «Тюменская область сегодня», № 103, 19 июня 2013 года (т.3 л.д.71), вступило в законную силу с момента опубликования на официальном портале органов государственной власти.
Постановление № 451-п «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п» было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru, 21 октября 2013 года и дополнительно текст опубликован в газете «Тюменская область сегодня», № 193, 23 октября 2013 года (т.3 л.д.72), вступило в законную силу с момента опубликования на официальном портале органов государственной власти.
Таким образом, Постановление № 120-п, Постановление № 197-п, Постановление № 451-п являются нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия, опубликованию и введения их в действие.
Как было отмечено выше, постановлением Правительства Тюменской области № 120-п от 19 апреля 2013 года «О памятниках природы в Тюменском районе» (в редакции от 16 октября 2013 года ) пунктом 1 установлены границы памятников природы регионального значения в Тюменском районе, образованных в 2000 году, в границах, установленных 31.03.2000, на площади: <.......> - 683730 кв. м, "Каменское" - 5 га, <.......> - 589261 кв. м, <.......> - 59205 кв. м, <.......> - 128666 га, согласно приложениям № 1 - 5. Пунктом 2 утверждены Положения о памятниках природы регионального значения согласно приложениям № 6 - 10. Приложением № 3 к постановлению Правительства Тюменской области от 19 апреля 2013 года № 120-п является паспорт памятника природы «Тополя» (т.3 л.д.37).
Согласно данному паспорту название памятника природы: Тополя, значение: региональное, место нахождение: <.......>, на земельном участке с кадастровым номером <.......>. Описание границ. Площадь: 589261 кв.м. Режим охраны, установленный для памятника природы: на территории памятника запрещаются все виды деятельности, способные нанести ущерб охраняемому объекту, согласно Положению. Допустимые виды использования: научная, экскурсионно-туристическая, рекреационная деятельность (без создания инфраструктуры), сбор грибов и ягод. Собственники, владельцы, пользователя земельных участков: Департамент недропользования и экологии Тюменской области, <.......>. Категория земель: земли населенных пунктов. Срок функционирования: бессрочный.
Неотъемлемой частью настоящего Паспорта являются обзорная карта территории <.......> (приложение № 1 к Паспорту памятника природы (т. 3 л.д.38)) и карта-схема <.......> (приложение № 2 к Паспорту памятника природы (т.3 л.д.39)).
В обоснование требований административные истцы ссылаются на расхождение данных государственного регистрационного учета о земельном участке с данными паспорта памятника природы «Тополя» в приложении № 3 к Постановлению № 120-п.
Из представленных сведений из ЕГРН, выписок, реестровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, кадастрового дела <.......> судом установлено, что памятник природы «Тополя» регионального значения расположен на земельном участке с кадастровым номером <.......>.
По информации ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <.......> земельный участок с кадастровым номером <.......> является обособленным и входит в состав единого землепользования <.......> (т.4 л.д.160).
Согласно выписке из ЕГРН от 30 января 2020 года земельный участок с кадастровым номером <.......> образован из земельного участка с кадастровым номером <.......> (т.5 л.д.128-156). По материалам реестрового дела на земельный участок <.......> (вх. <.......>) прослеживается, что первоначально памятник природы «Тополя» создавался как памятник природы районного значения (т.4 л.д.161-176 ).
Заинтересованным лицом представлена копия выписки из ЕГРН от 27 марта 2009 года на земельный участок с кадастровым номером <.......>. Участок поставлен на кадастровый учет 29 июня 2005 года, местоположение: <.......>, является равнозначным <.......>, входит в состав земельного участка с кадастровым номером <.......>, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: под памятник природы «Тополя», площадь 589261 кв.м., план земельного участка (т.5 л.д. 179-181).
В представленной суду выписке из ЕГРН от 30 января 2020 года на земельный участок с кадастровым номером <.......> указано, что кадастровый номер присвоен 29 июня 2005 года, участок расположен по адресу: <.......>, площадь 589261 кв.м., категория земель: земли лесного фонда, сведения о виде разрешенного использования отсутствуют. Приложены план земельного участка, описание местоположения границ, сведения о характерных точках (т.5 л.д. 121-127).
Имеющиеся различия в сведениях из ЕГРН от 27 марта 2009 года и от 30 января 2020 года в категории земель, в видах разрешенного использования и описанию местоположения не имеют правового значения для рассмотрения данного спора, поскольку объект снят с кадастрового учета 28 ноября 2011 года, до принятия оспариваемых нормативных правовых актов (т.5 л.д. 121- 127).
Как видно из материалов реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером <.......>, участок сформирован в соответствии с межевым планом от 20 сентября 2009 года с установлением границ смежных. Дано описание земельных участков по которым определяются точки координат, в том числе с кадастровым номером: 19, площадью 589261 кв.м., определена погрешность для земельного участка: 0019, площадь 589261+\- 269, адрес: <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под памятник природы «Тополя». Имеется схема геодезических построений, схема расположения земельных участков, чертеж земельных участков и их частей. Акт согласования местоположения границ земельного участка.
В кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером <.......> от 01 июня 2006 года отражен план чертеж земельного участка, учетный номер части которого <.......>. Позднее, решениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) были внесены исправления технической ошибки от 04.09.2009, 23.11.2011 в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <.......> (т.4 л.д. 177- 217).
Согласно выписке из ЕГРН от 30 января 2020 года на земельный участок с кадастровым номером <.......>, кадастровый номер ему присвоен 04 сентября 2009 года, площадь 589261+\- 269 кв.м., место положение: <.......>, образован из земельного участка с кадастровым номером <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под памятник природы «Тополя». План земельного участка, описание местоположения границ, характерных точек границ земельного участка. На земельный участок установлены ограничения прав и обременения объекта недвижимости, предусмотренные ст. 55, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (т. 5 л.д.128-156).
Кроме того, по сведениям ЕГРН описание местоположения координат границ земельных участков с кадастровым номером <.......> и <.......> идентичные, совпадает общая площадь участков (т.5 л.д.124-128,133-136). При этом, сведения о вновь образованных и прекращающих свое существование узлов и поворотных точках границ земельного участка с кадастровым номером <.......> использованы как описание границ при формировании земельного участка с кадастровым номером <.......> (т. 4 л.д.168, 170,182,183) и отражены в приложении № 3 паспорт памятника природы «Тополя» к Постановлению № 120-п, что согласуется с пунктом 1 данного постановления:
- установить границы памятников природы регионального значения в Тюменском районе, образованных в 2000 году в границах, установленных на 31.03.2000, на площади… «Тополя» - 589261кв.м., согласно приложениям №1-5.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 марта 2012 года № 69 утвержден «Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 7 указанного приказа).
Департаментом недропользования и экологии Тюменской области представлено кадастровое дело № 021 Памятник природы регионального значения «Тополя» указано, что он создан 10 августа 1983 года, имеет региональное значение, указан перечень правоустанавливающих документов, кадастровый номер земельного участка <.......>, содержит описание: границ памятника природы «Тополя», общего режима охраны и использования территории, обзорную карту, карту- схему (т. 5 л.д. 157- 170).
Все выше перечисленные данные подтверждают вывод о том, что в настоящее время памятник природы регионального значения «Тополя» расположен на земельном участке с кадастровым номером <.......>.
В обоснование требований административные истцы ссылаются на незаконность изменения вида разрешенного использования земельного участка, занятого памятником природы. Данный довод не принимается судом по следующим основаниям.
Административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
Сведения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......> об установленной категории земель, месте расположения, вида разрешенного использования, установление ограничений являются единственным доказательством существования зарегистрированного права и подлежат оспариванию в порядке Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пунктом 5 статьи 1 данного закона).
В настоящее время недостоверность указанных сведений в судебном порядке не установлена.
В ходе рассмотрения дела нашёл свое подтверждение довод о том, что в приложении № 3 к Постановлению № 120-п в паспорте памятника природы «Тополя» указан не актуальный кадастровый номер земельного участка <.......> (т.3 л.д.37). Поскольку в указанном паспорте имеется иная информация о памятнике природы: площадь, описание границ, обзорная карта, карта-схема позволяющая идентифицировать его, неверное указание кадастрового номера на законность нормативного правового акта не влияет и не исключает статуса особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «Тополя».
Исправление данной ошибки возможно путем внесения изменений в нормативный правовой акт. В таком же порядке устраняется разница в описании координат характерных точек границ при использовании новых систем их определения.
В обоснование административных исковых требований ссылаются на нарушение законодательства в области охраны окружающей среды оспариваемыми нормативными правовыми актами в части разрешающей строительство дорог, с производством рубки деревьев, кустарников на территории памятника природы «Тополя».
В силу пункта «д» части 2 статьи 2 Закона № 33-ФЗ, пункта 4 статьи 4 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 303 (ред. от 21.12.2018) «Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области» памятники природы относятся к особо охраняемым природным территориям.
По смыслу положений Постановления № 120-п в редакции от 16 октября 2013 года на территории памятника природы запрещаются все виды деятельность, способные нанести ущерб.
Осуществление хозяйственной деятельности на территории памятника природы «Тополя» разрешается только при соблюдении совокупности следующих условий:
1) хозяйственная деятельность не противоречит целям создания памятника и не способна нанести ущерб охраняемому объекту, причинить вред природным комплексам и компонентам (приложение № 3, допустимые виды использования, пункты 1.7., 3.1. Положения);
2) осуществление хозяйственной деятельности производится по согласованию с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области (пункт 3.2.1.Положения);
3) предоставление земельных участков допускается для прокладки дорог для государственных и муниципальных нужд (абзац 5 пункта 3.1. Положения);
4) строительство, прокладка дорог осуществляется для государственных
и муниципальных нужд (абзац 6 пункта 3.1., абзац 6 пункта 3.2. Положения);
5) прокладка дорог производится в стометровой зоне вдоль границ памятника природы (абзацы 6, 7 пункт 3.2.Положения);
6) прокладка дорог производится при отсутствии иных вариантов
размещения (абзац 6 пункта 3.2. Положения);
7) проведение рубок деревьев и кустарников, является необходимым при
прокладке дорог для государственных и муниципальных нужд (абзацы
6, 7 пункта 3.2. Положения).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона № 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (пункт 1 статьи 27 Закона № 33-ФЗ).
Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (часть 2 статьи 59 Закона № 7-ФЗ).
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (часть 2 статьи 61 Закона № 7-ФЗ).
Аналогично урегулирован режим охраны памятников природы регионального значения в статье 2 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 303 (ред. от 21.12.2018) «Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области», статье 2 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 302 (ред. от 13.02.2019) «Об охране окружающей среды в Тюменской области».
Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает запрета для земель особо охраняемых территорий, к которым относятся особо охраняемые природные территории регионального значения, на осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 94, статьи 95).
Лесным кодексом Российской Федерации, в редакции от 28.07.2009 (действовавшей на момент принятия оспариваемых актов) к защитным лесам относились леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (статья 102). Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях (статья 103).
Лесной кодекс Российской Федерации (ред. от 27.12.2018) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относит к защитным лесам (пункт 1 части 2 статьи 111). Проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом( часть 3 статьи 111). Положения частей 5, 5.1. статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации допускают выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в защитных лесах в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных настоящей статьей, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление правового статуса защитных лесов для лесов, расположенных на территории памятника природы «Тополя», подтверждается ответом Департамента городского хозяйства Администрации г.Тюмени от 20 декабря 2019 года о том, что памятник природы регионального значения «Тополя» не учитывается как объект зеленого фонда города Тюмени. (т. 3 л.д.136). Ответом МКУ «ЛесПаркХоз» от 13 декабря 2019 года, согласно которому памятник природы регионального значения «Тополя» не граничит и не входит в состав лесничества «Городские леса города Тюмени» (т.3 л.д. 137). Ответом Департамента Лесного комплекса Тюменской области от 21 января 2020 года о том, что решение об отнесении древесной растительности, расположенной в границах памятника природы регионального значения «Тополя», к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах не принималось (т.3 л.д.139). Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 20 апреля 2012 года № 158 «Об определении количества лесничеств на территории горда Тюмени и установление границ» в приложении к которому сведения о памятнике природы «Тополя» отсутствуют (т. 4 л.д. 143).
Ошибочной является ссылка административных истцов на положения статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку правовой режим лесов, расположенных на территории памятников природы, регулируется с учетом особенностей, установленных статьей 111 названного Кодекса.
Таким образом, законодательные акты Российской Федерации, законы Тюменской области не устанавливают безусловного запрета на строительство дорог для государственных и муниципальных нужд, сопровождающееся предоставлением земли, рубкой деревьев, кустарников на землях особо охраняемых природных территорий, занятых памятниками природы регионального значения. В целом доводы административных истцов, их представителей, направлены на оспаривание решения о строительстве автомобильной дороги «Обход д.Ожогино» (т.1 л.д.150).
Приказом Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 18 декабря 2019 года № 0953-ОД «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы» (т.3 л.д. 76) утверждена Государственная экологическая экспертиза от 18 декабря 2019 года № 4/ээ «Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Строительство автомобильной дороги «Обход д.Ожогино»» (т.3 л.д.119-135).
Приказом Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 24 декабря 2019 года № 988-ОД «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы» (т.3 л.д. 76) утверждена Государственная экологическая экспертиза от 24 декабря 2019года № 5/ээ «Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Строительство транспортной развязки на примыкание автомобильной дороги «Обход д.Ожогино» к автомобильной дороге Р-254 «Иртыш». Подъезд к г.Тюмени» (т.3 л.д.77 -96).
Для опровержения выводов государственной экологической экспертизы, и, в подтверждение негативного воздействия на окружающую среду предполагаемого строительства, истцами была проведена общественная экологическая экспертиза материалов проекта «Строительство транспортной развязки на примыкании автомобильной дороги « Обход д.Ожогино» (т.1 л.д. 151- 220, т.4 л.д. 49-76).
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (статья 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ вред. от 27.12.2019 «Об экологической экспертизе»).
Указанные выше заключения экологических экспертиз проведены по предложенным проектам строительства. Выводы экспертиз сделаны относительно реализации проектов, по результатам правоприменительной деятельности. Заключения могут быть оспорены в судебном порядке на основании части 8 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ в ред. от 27.12.2019 «Об экологической экспертизе». Результаты публичного обсуждения проекта строительства дорог на территории памятника природы «Тополя» относятся к проверке законности и обоснованности выводов экспертного заключения.
Разрешая данный спор суд исходит из презумпций экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (статья 3 Закона №7-ФЗ).
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
-охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
-обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
-обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды
-допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
-запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
-соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством (статья 3 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 2, частями 7,6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
- требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
При этом градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Следовательно, определение порядка использования земельных участков, занятых землями особо охраняемых природных территорий должно производиться в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Установленные в настоящее время территориальные и функциональные зоны, сведения о которых содержатся в ответе Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени от 17 февраля 2020 года (т.5 л.д.173-178), фрагментах карт градостроительного зонирования (т.4 л.д.154,155), как и зарегистрированные в едином государственном реестре недвижимости ограничения установленные на основании статей 55, 56.1 Земельного кодекса российской Федерации, статьи 46 Воздушного кодекса Российской Федерации подлежат учету при разработке проектов строительства и их реализации на территории действия Генерального плана города Тюмени, утверждённого решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года № 9, Правил землепользования и застройки г.Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154.
Согласно пунктов 12,14 статьи 2 Закона № 33-ФЗ обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.
Согласно Федеральному закону от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 1 сентября 2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» до 1 июля 2020 года.
Поскольку установленный законом срок не истек, у суда отсутствуют основания для оценки законности постановлений в данной части.
Оспариваемые административными истцами положения Постановления № 120-п в редакции от 16 октября 2013 года не освобождают органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридических и физических лиц, при осуществлении хозяйственной деятельности и иной оказывающей воздействие на окружающую среду, осуществлять ее с учетом основных принципов охраны окружающей среды установленных законом, с соблюдением требований, предъявляемых законодательством к проектированию, строительству и прокладке дорог.
На основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку предусмотренной законом совокупности условий для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими не имеется, суд отказывает в удовлетворении требований административных истцов.
В силу пункта 2 части 4 статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Тюменский область сегодня», обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Правительство Тюменской области.
Руководствуясь ст.208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО4 о признании не действующими в части абзацев 1,5,6 пункта 3.1., абзацев 6,7 пункта 3.2. приложения № 8 «Положение о памятнике природы регионального значения «Тополя» к постановлению Правительства Тюменской области № 120-п от 19 апреля 2013 года в редакции от 16 октября 2013 года, о признании недействующим постановление Правительства Тюменской области № 197- п от 05 июня 2013 года «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п», признании недействующим постановление Правительства Тюменской области от 16 октября 2013 года № 451 «О внесении изменений в постановление от 19 апреля 2013 года № 120-п» отказать.
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании – газете «Тюменская область сегодня».
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме будет принято 10 марта 2020 года.
Судья Тюменского областного суда (подпись) М.В. Подкорытова
Копия верна
Судья Тюменского областного суда М.В. Подкорытова