НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 22.06.2020 № 12-94/20

Дело № 12-94/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень 22 июня 2020 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Аристократ» в лице представителя Масюка П.З. на постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 30 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Аристократ»,

у с т а н о в и л:

Двадцать девятого ноября 2020 года старшим уполномоченным отдела административных расследований Тюменской таможни был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Аристократ» (далее по тексту также - ООО «Аристократ»), согласно которому 29.10.2019 года около 10:50 часов на 124 км а/д Курган - Тюмень установлено, что ООО «Аристократ» не выполнил обязанность по помещению транспортного средства TOYOTA MARK X, <.......>, под таможенные процедуры с использованием таможенной декларации до истечения установленного срока временного ввоза транспортного средства международной перевозки (далее также - ТСМП), чем допустило нарушение п.п. 2, 3 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По результатам рассмотрения дела судьёй Центрального районного суда г. Тюмени 30 декабря 2019 года постановлено:

«Признать юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Аристократ» (далее ООО «Аристократ»), ИНН 11012106, КПП 111001653, ОГРН 1<.......>, дата регистрации 27.11.2018, дата постановке юридического лица на налоговый учет 13.12.2018, юридический и фактический адрес: Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Кове, д. 19, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.2 ч.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Предмет правонарушения - автомобиль «TOYOTA MARK X», <.......>, подлежит конфискации на основании ст.32.4 КоАП РФ, после вступления данного постановления в законную силу».

С данным постановлением не согласно ООО «Аристократ» в лице представителя Масюка П.З., который в жалобе просит ООО «Аристократ» к административной ответственности не привлекать, транспортное средство выдать владельцу для вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее по тексту также - ЕАЭС). Указывает, что таможенным органом и судьей при рассмотрении дела по существу не учтены положения актов права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации. Полагает, что транспортное средство TOYOTA MARK X является иностранным товаром и находится под таможенным контролем. Правовое регулирование вопросов временного ввоза и обратного вывоза иностранных ТСМП прямо не предусматривает их обязательного помещения под таможенные процедуры в случае обратного вывоза в независимости от срока нахождения на таможенной территории ЕАЭС. Указывает, что порядок совершения таможенных операций является универсальным и не зависит от соблюдения или нарушения срока временного ввоза, главное, чтобы транспортное средство не изменило свой статус транспортного средства международной перевозки. Полагает, что надлежащей формой таможенного декларирования при обратном вывозе ТСМП будет представление в таможенный орган, функционирующий в пункте пропуска через таможенную границу ЕАЭС, таможенную декларацию на транспортную средство, оформленную при ввозе. ТСМП помещается под таможенные процедуры при соблюдении одновременно двух условий: завершение срока временного ввоза и намерение уполномоченного лица дальнейшего использования транспортного средства на таможенной территории ЕАЭС. У ООО «Аристократ» не было намерения использовать транспортное средство на таможенной территории ЕАЭС и помещать его под таможенные процедуры. В момент остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД оно двигалось в направлении страны регистрации - Р. Абхазии и к месту убытия с таможенной территории ЕАЭС, из места, куда оно было ввезено в соответствии с декларацией на транспортное средство (<.......>). Таким образом, декларантом соблюдалось одно из условий ввоза ТСМП, определенных ст. 273 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее также – ТК ЕАЭС), а именно, им осуществлялся обратный вывоз. Указывает, что ООО «Аристократ» (Р. Абхазия) документы в таможенный орган для регистрации в соответствии со ст.101 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не предоставляло, соответственно, срок временного хранения в отношении транспортного средства «TOYOTA MARK X», временно ввезенное ООО «Аристократ» в качестве транспортного средства международной перевозки, не начиналась, не исчислялся и не мог истечь. В силу этого не мог наступить и срок подачи таможенной декларации, поэтому бездействие ООО «Аристократ», не может квалифицироваться как неисполнение обязанности по таможенному декларированию.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав объяснения защитника ООО «Аристократ» Жаберовского А.С., просившего об удовлетворении жалобы, заслушав представителей Тюменской таможни Проничева Б.М., Лютого А.А., полагавших, что оснований к удовлетворению жалобы не имеется, оснований к отмене постановления судьи районного суда не нахожу.

В силу части 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 3.7 КоАП РФ, конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (часть 1). Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса (часть 4).

В соответствии со статьёй 2 ТК ЕАЭС, «декларант» - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, а «таможенное декларирование» - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно подпункта 3 пункта 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, под ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса (пункт 1) Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2). Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (пункт 3).

В соответствии с пунктом 3 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию в том числе сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.На основании пункта 1 ст. 109 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации.

В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Пунктом 3 ст. 274 ТК ЕАЭС установлено, что временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

В соответствии с пунктом 3 ст. 273 ТК ЕАЭС, временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (абзац 1). После помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры такие транспортные средства международной перевозки используются на таможенной территории Союза в соответствии с заявленной таможенной процедурой и положения настоящей главы к ним не применяются.

Таким образом, в случае, если юридическое лицо в установленный в таможенной декларации срок не вывезло соответствующее транспортное средство, оно было обязано поставить его под таможенные процедуры, задекларировать и заплатить таможенные платежи, что юридическим лицом выполнено не было.

После помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры такие транспортные средства международной перевозки используются на таможенной территории Союза в соответствии с заявленной таможенной процедурой и положения настоящей главы к ним не применяются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 128 ТК ЕАЭС лица, указанные в статье 83 ТК ЕАЭС, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров, либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать иностранное лицо, имеющее право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена, - при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры.

В соответствии с подпунктом 35 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование - это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Как следует из материалов дела, 29.10.2019 г. примерно в 10 часов 50 минут на 124 км автодороги Курган - Тюмень, сотрудниками ГИБДД остановлен легковой автомобиль марки TOYOTA MARK X, <.......>, принадлежащий ООО «Аристократ», под управлением водителя - гражданина Российской Федерации Масюка П.З.

При изучении представленных Масюком П.З. документов, а так же информации из программного средства «АС автотранспорт» ЦБД ФТС России по состоянию на 29.10.2019 г. установлено, что транспортное средство TOYOTA MARK X, <.......>, временно ввезено через таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни по таможенной декларации на транспортное средство (далее по тексту также – ТД ТС) регистрационный номер 10318020/190519/Э0248842, спецэтикета на обратной стороне декларации №10318020/190519/В0248994, в статусе транспортного средства международной перевозки – 19.05.2019, где установлен срок временного ввоза до 16.06.2019 года. Лицо, осуществляющим перевозку, указанного транспортного средства в соответствии с указанной ТД ТС является ООО «Аристократ», целью ввоза указано «Для завершения международной перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа на таможенной территории», а Масюк П.З. является лицом, ответственным за использование транспортного средства.

Из объяснений Масюка П.З. от 29.10.2020 г. следует, что он работает в ООО «Аристократ» водителем, 19.05.2019 совершал командировочную поездку в г. Кемерово из Республики Абхазия на автомобиле марки TOYOTA MARK X, <.......>. Временный ввоз автомобилю установлен таможенными органами Российской Федерации до 16.06.2019 г. На обратном пути в Республику Абхазия в г. Барабинске Новосибирской области произошла поломка автомобиля, который был эвакуирован в г. Омск, для устранения неполадок. Из-за отсутствии запчастей, которые пришлось заказывать, срок заказа и восстановления оказался очень длительным. После устранения всех неисправностей, было принято решение продолжить обратный путь в Республику Абхазия. 29.10.2019 года в 10:50 часов был остановлен сотрудниками ГИБДД по Тюменской области и был сопровожден в таможенные органы г. Тюмени.

В соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства TOYOTA MARK X, <.......>, собственником автомобиля является ООО «Аристократ» (л.д. 22). В то же время Масюк П.З. является водителем ООО «Аристократ», что подтверждается трудовым договором № 23 от 30 апреля 2019 года (л.д. 23), командировочным удостоверением № 134 от 19 мая 2019 года (л.д. 20), путевым листом № 0134 от 19 мая 2019 года (л.д. 21).

Согласно заключению эксперта от 29 ноября 2019 года идентификационный № GRX130-6008667, 2010 годы выпуска на российском рынке по состоянию на 17.06.2019 г. составляет 493360,17 руб. (л.д. 51), а согласно расчетов, представленных административным органом, таможенный платеж при таможенном декларировании данной автомашины по состоянию на 17.06.2019 года должен составлять 825 890,92 рублей (л.д. 40).

Таким образом, у ООО «Аристократ», зарегистрированного на территории Республики Абхазия и заявившего временный ввоз данного транспортного средства до 16 июня 2019 года, возникла обязанность по вывозу данного транспортного средства до 16 июня 2019 года, либо по помещению данного транспортного средства под таможенные процедуры с использованием таможенной декларации до истечения установленного срока временного ввоза ТС МП.

Нахожу, что судья районного суда, на основании оценки имеющихся в материалах дела доказательств, соответствующей требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Аристократ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В то же время доводы ООО «Аристократ» об отсутствии у него намерения по использованию данного транспортного средства на таможенной территории и о надлежащем осуществлении им действий по обратному вывозу транспортного средства международной перевозки, на материалах дела не основаны. При этом каких либо надлежащих доказательств невозможности вывоза принадлежащего ООО «Аристократ» транспортного средства с таможенной территории в установленный срок, а также принятия указанным лицом мер к урегулированию вопроса по сроку вывоза транспортного средства с таможенной территории, в материалах дела не имеется.

Поскольку при рассмотрении дела судьей районного суда существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену обжалуемого постановления, допущено не было, административное наказание ООО «Аристократ» назначено в соответствии с санкцией части 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом требований части 2 ст. 4.1 указанного Кодекса, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении соответствует фактическим обстоятельствам дела, является законным и обоснованным, а доводы жалобы - не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1., 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 30 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу ООО «Аристократ» - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко