Дело № 21-330/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 20 июля 2015 года
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу О.В.Н. в лице защитника З.Е.С. на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 10 июня 2015 г. по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением <.......> главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Т.С.В. от <.......> должностное лицо – управляющий директор ОАО «<.......>» О.В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, О.В.Н. в лице защитника З.Е.С. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, мотивируя тем, что отсутствует факт административного правонарушения. Считал, что постановление Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работником организации» позволяет руководителям и специалистам организации проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний и требований охраны труда, все члены комиссии прошли очередное обучение и проверку знаний охраны труда, в организации разработана программа обучения работников организации основам охраны труда и утверждено Положение об организации работы по охране труда. Указывал, что во исполнение ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работником организации специалист Г.Е.А. прошел специальное обучение по охране труда, произведена проверка знаний охраны труда.
Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 10 июня 2015 г. постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Т.С.В.<.......> от <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица управляющего директора ОАО «<.......>» О.В.Н. оставлено без изменения, жалоба защитника О.В.Н. -З.Е.С. оставлена без удовлетворения.
Не соглашаясь с указанным решением, О.В.Н. в лице защитника З.Е.С. в жалобе в Тюменский областной суд просит решение отменить и принять новое решение, указывая, что судьей районного суда при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Заслушав объяснения защитника О.В.Н. – З.Е.С., проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), изучив доводы жалобы, вышестоящий суд находит решение судьи районного суда и постановление должностного лица административного органа незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что основанием вынесения постановления от <.......> о привлечении О.В.Н. к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ послужил протокол об административном правонарушении от <.......>, согласно которому должностным лицом – управляющим директором ОАО «<.......>» О.В.Н. нарушены требования ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации, п.2.3.2, 3.4 Постановления Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 года №1/29 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работником организации»; приказом работодателя <.......> от <.......> назначены лица, ответственные за создание и обеспечение безопасных условий труда в цехах, участках и отделах предприятия на <.......> с целью обеспечения безопасных условий труда в подразделениях предприятия; назначенные данным приказом лица, прошли обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, т.е. в обучаемых организациях; представлены протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, за исключением заместителя начальника отдела материально-технического снабжения Г.Е.А., который прошел проверку знаний требований охраны труда не в учебном центре, а в самой организации.
Судьей районного суда сделан вывод о том, что в действиях О.В.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Однако с таким выводом районного суда вышестоящий суд согласиться не может исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Согласно части 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29.
Согласно пункту 2.3.2 указанного Порядка, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Согласно приказу <.......> ОАО «<.......>» от <.......> в обществе создана комиссия по проверке знаний инструкций, правил и других нормативных актов по охране труда.
Протоколом <.......> заседания указанной комиссии от <.......> подтверждается, что Г.Е.А. прошел специальное обучение по охране труда и указанная комиссия провела проверку его знаний требований охраны труда. Данный факт отражен и в акте проверки Государственной инспекции труда в Тюменской области от <.......>
Исходя из системного толкования указанных норм права в совокупности с материалами дела, вывод административного органа относительно необходимости проведения обучения заместителя начальника отдела материально-технического снабжения в обучающей организации, при наличии в самой организации комиссии по проверке знаний требований охраны труда, является необоснованным.
Нарушение иных норм и правил трудового законодательства административным органом управляющему директору ОАО «<.......>» О.В.Н. не вменялось.
Таким образом, в действиях управляющего директора ОАО «<.......>» О.В.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 10 июня 2015 г. и постановление <.......> главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области от <.......> по делу об административном правонарушении являются незаконными и подлежащими отмене, а производство по делу – прекращению по основаниям п.2 ст.24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях О.В.Н. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 10 июня 2015 г. отменить.
Постановление <.......> главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области от <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора ОАО «<.......>» О.В.Н. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора ОАО «<.......>» О.В.Н. прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина