НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 17.06.2020 № 21-273/20

72RS0025-01-2020-000037-31

Дело № 21-273/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

17 июня 2020 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Юрия Дмитриевича на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 6 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Панкова Сергея Николаевича,

установил:

Постановлением № 072/04/7.30-343/2019 от 16.12.2019г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Ю.Д. должностное лицо уполномоченного органа - члена аукционной комиссии, начальник Управления государственных закупок Тюменской области Панков С.Н. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 9144,10 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 6 марта 2020 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено производство по данному делу в отношении Панкова С.Н. прекращено в виду отсутствия в его действиях состава данного административного правонарушения.

С данным решением не согласен заместитель руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Ю.Д., который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 6 марта 2020 года отменить, дело № 072/04/7.30-343/2019 в отношении Панкова С.Н. направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тюмени. Указывает, что судьёй районного суда необоснованно сделан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии нарушения законодательства о контрактной системе аукционной комиссией Управления государственных закупок Тюменской области (далее по тексту также – аукционная комиссия, аукционная комиссия УГЗ Тюменской области), что также подтверждается выводами арбитражного суда Тюменской области в рамках дела № А70-10330-2019. Разъясняет, что заявка участника аукциона должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика, что отражено в инструкции по заполнению первой части заявки (документация о проведении электронного аукциона №АЭ-0150/19), соответственно заявка общества с ограниченной ответственностью «Алькорус-Фарм» (далее по тексту также – ООО Алькорус-Фарм») должна была содержать показатель, определяющий объем поставки в граммах, а не в упаковках. Таким образом, у членов аукционной комиссии отсутствовали правовые основания к допуску участника аукциона к проведению процедуры аукциона. Настаивает, что судьёй районного суда не были исследованы положения части 2 ст.33, пункта 2 ст. 42, пункта 1 части1 ст.64, части 3 ст. 66 Федерального закона от05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), в соответствии с которым была утверждена документация о проведении электронного аукциона №АЭ-0150/19.

На жалобу заместитель руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзуна Ю.Д., поступили возражения Панкова С.Н., в которых он полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы в вышестоящий суд заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области ВерзунЮ.Д. удовлетворению не подлежащими.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Панков С.Н., в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Лысенко А.Ф., просившую об удовлетворении жалобы, заслушав защитника Панкова С.Н. – Золотарёву Ирину Александровну, просившую в удовлетворении жалобы отказать, нахожу решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2020 года отмене либо изменению не подлежащим по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Согласно части 1 ст.25 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Частью 3 ст.39 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком для осуществления закупок товаров, работ, услуг могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

Положением об Управлении государственных закупок Тюменской области №550-п (далее по тексту также - Положение), утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от10.12.2013г., установлено, что Управление государственных закупок Тюменской области (далее по тексту также - УГЗ Тюменской области) является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Тюменской области, осуществляющих закупки в соответствии с положениями части1 ст.26 Закона о контрактной системе, за исключением способа закупки у единственного поставщика.

Согласно разделу 2 Положения, УГЗ Тюменской области осуществляет полномочия на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд Тюменской области способами, предусмотренными действующим законодательством, за исключением способа закупки у единственного поставщика, принимает решения о создании, в том числе и конкурсной комиссии, определяет ее состав, порядок работы, назначение председателей данных комиссий.

Приказом УГЗ Тюменской области №81-ОД от06.09.2017г. утверждено положение об аукционной комиссии по осуществлению закупок путем проведения электронных аукционов, пунктом 4.6 которого установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную Федеральным законом, на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона №АЭ0150/19 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения, с начальной (максимальной) ценой контракта 914 410 рублей, в интересах ГБУЗ «Областная клиническая больница №1».

Информация о запросе котировок была размещена 08.02.2019 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003419000165.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 ст.59 Закона о контрактной системе).

Правила описания объекта закупки определены статьёй 33 Закона о контрактной системе, а именно предусмотренно, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт1). использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Статьёй 31 указанного Федерального закона определены требования к участникам закупки, а именно указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).

При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что: 1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована; 2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается (часть 10 ст. 31 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 6 части 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Порядок подачи заявки на участие в электронном аукционе определен статьёй 66 Закона о контрактной системе, там же указано, что Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: 1)согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе (часть 3 ст. 66 Закона о контрактной системе)

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) (часть 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе)

В силу части 1 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе (часть 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно части 5 ст. 67 указанного закона, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается. В то же время, исходя из вышеизложенного, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, в том числе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В информационной карте документации об электронном аукционе №АЭ-0150/19 в разделе 3: Объект закупки (предмет контракта) указано, что количество поставляемого товара определяется согласно приложению № 1, в котором в графе «функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки (товара), единицы измерения» единицей измерения указано - г; в графе «объём, количество» объекта закупки указано - 200.

Согласно пункту 3.2.2. «Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара» При подаче сведений Участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Описании объекта закупки.

Постановлением Правительства Российской от 15.11.2017г. № 1380 утверждены «Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где в пункте 5 установлено, что при описании объекта закупки не допускается указывать требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата (подпункт «ж»).

Восемнадцатого февраля 2019 года была зарегистрирована заявка ООО «Алькорус-Фарм», посредством которой общество выразило желание принять участие в открытом аукционе в электронной форме. Общество в первой части заявки единицу измерения лекарственного препарата указало в упаковках, количество 200.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.02.2019г. №0167200003419000165-0, заявка ООО «Алькорус-Фарм» признана соответствующей требованию аукционной документации.

Пятого марта 2019 года ООО «Алькорус-Фарм» направлена в Тюменское УФАС России жалоба, содержащая указание на то, что аукционная комиссия необоснованно допустила заявку ООО «Алькорус-Фарм» к участию в электронном аукционе №АЭ-0150/19, в связи с тем, что участником закупки предложено к поставке количество товара несоответствующим потребности заказчика, по причине неправильного указания участником закупки в заявке требуемого по условиям документации количества препарата (вместо указания на количество препарата — должно было быть указано 200 мг. заказчик указал 200 упак.) и неправильного пересчёта заказчиком количества препарата (500мг) в упаковке.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьи 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. По результатам рассмотрения жалобы Комиссия Тюменского УФАС России пришла к выводу, что заявка ООО«Алькорус-Фарм» на участие в электронном аукционе № АЭ-0150/19 (0167200003419000165) на поставку лекарственного препарата для медицинского применения не соответствовала требованиям аукционной документации (описание объекта закупки) в части указания объема товара, и в этой связи, подлежала безусловному отклонению от участия в аукционе.

Управлением вынесено решение по делу №ФКС 19/79 от11.03.2019г., в соответствии с которым жалоба ООО «Алькорус-Фарм» признана обоснованной, аукционная комиссия Управления государственных закупок Тюменской области — нарушившей часть 4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области выдано обязательное для исполнения предписание №ФКС 19/79 от 11.03.2019г. об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, повторного рассмотрения единственной заявки, с учетом позиции, изложенной в решении от11.03.2019 по делу №ФКС 19/79, и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. На основании чего, уполномоченным должностным лицом Тюменского УФАС России 21.11.2019г. в отношении Панкова С.Н. составлен протокол об административном правонарушении №072/04/7.30-343/2019.

Постановлением № 072/04/7.30-343/2019 от 16.12.2019 г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Верзуна Ю.Д. должностное лицо уполномоченного органа - член аукционной комиссии, начальник Управления государственных закупок Тюменской области Панков С.Н. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи7.30 КоАП РФ, в связи с нарушением положения части 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

Отменяя постановление № 072/04/7.30-343/2019 от 16.12.2019 г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Верзуна Ю.Д. судья районного суда исходил из того, что Панков С.Н., как председатель аукционной комиссии, в данном случае не имел оснований, предусмотренных действующим законодательством о закупках, для отстранения данного участника аукциона от участия в данном аукционе, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 ст.7.30 КоАП РФ.

Статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены пределы полномочий, в том числе, суда, при рассмотрении жалобы, в частности, на решение по делу об административном правонарушении. Однако, указанная статья, с учётом положений ст. 4.5, пункта 6 части 1 ст. 24.5 указанного Кодекса не предусматривает возможности отмены вынесенного по делу решения, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, а также возможности в данном случае суждений о наличии вины лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, поскольку это ухудшает положение указанного лица за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, поскольку срок давности привлечения Панкова С.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в настоящее время истёк, нахожу, что оснований к отмене оспариваемого решения судьи районного суда и к удовлетворению жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзуна Юрия Дмитриевича, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 06 марта 2020 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области Верзуна Юрия Дмитриевича оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко