НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 16.07.2018 № 3А-39/18

Дело № 3а-39/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Подкорытовой М.В.

при секретаре Крашевской Н.А.,

с участием прокурора Луговской О.Г.,

представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Тюменские инженерные сети» Ченского Д.Г., Бодника Д.И., Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Коровиной О.Ю., Смаковой Е.Ю., заинтересованного лица АО «Урало -Сибирская Теплоэнергетическая компания» Вельман О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Тюменские инженерные сети» о признании недействующим Распоряжения № 612/01-21 от 18.12.2017 г. Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении тарифов»,

у с т а н о в и л:

Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее по тексту Департамент, регулирующий орган) 18 декабря 2017 г. было принято распоряжение № 612/01-21 «Об установлении тарифов». Указанным распоряжением и приложением к нему был установлен тариф на услугу по передаче тепловой энергии, теплоносителя для общества с ограниченной ответственностью «Тюменские инженерные сети» (далее по тексту ООО «ТИС», Общество) и неопределенного круга потребителей тепловой энергии ООО «ТИС» (одноставочный) на следующие периоды:

с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. в размере 485,00 руб. за 1 Гкал;

с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. в размере 503,86 руб. за 1 Гкал;

с 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. в размере 317,00 руб. за 1 Гкал;

с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. в размере 328,61 руб. за 1 Гкал;

с 01.01.2010 г. по 30.06.2020 г. в размере 255,00 руб. за 1 Гкал;

с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. в размере 265,05 руб. за 1 Гкал.

ООО «Тюменские инженерные сети» обратилось в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Распоряжения № 612/01-21 от 18 декабря 2017 г. Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении тарифов» (далее – Распоряжение), также административный истец просил взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб. (т.1 л.д.3-21,30-34).

В обоснование своих требований административный истец указывает, что оспариваемое Распоряжение вынесено с нарушением закона, нарушаются права, свободы и законные интересы ООО «ТИС», предусмотренные п.1 ч.2 ст.5, пп.2,3, ч.1 ст.7, п.7 ч.1 ст.3 ФЗ от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.33 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075, иных норм, что привело к значительному ущемлению прав административного истца при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения, невозможности покрытия обязательных платежей.

В оспариваемом Распоряжении указанные одноставочные тарифы на период с 2018-2020 г.г. являются заниженными в сравнении с законодательно обоснованными тарифами, заявленными Обществом. Так, административным ответчиком занижен тариф на 1177,622911 рублей/Гкал на 2018 г., 377,9853316 рублей/Гкал на 2019 г., 166,8461976 рублей/Гкал на 2020 г., а сумма невключенной НВВ составляет 51378,51 тыс.руб. за 2018 г., 39632,14 тыс.руб. за 2019 г., 29054,43 тыс.руб. за 2020 г.

Заниженный размер тарифа нарушает права административного истца в том, что Общество не имеет возможности оплачивать обязательные платежи, являющиеся обоснованными на основании пунктов 73, 45, 57-59, 62 Основ ценообразования, утв. постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012г. № 1075. Такими обязательными платежами, например, являются платежи по договору аренды № 1 сетей теплоснабжения от 26 октября 2017 г.

Административный истец считает, что Распоряжение надлежит проверить на соответствие его ФЗ № 190 «О теплоснабжении», пп.22,73,45,57-59,62 Основ ценообразования, ст. 259.1 Налогового кодекса РФ. Считает, что в обжалуемом нормативно-правовом акте административный ответчик не учел сумму амортизации основных тепловых сетей.

Кроме того, административный истец указывает на необоснованное исключение и уменьшение регулирующим органом отдельных статей расходов от необходимой валовой выручки Общества в частности: Общество суммарно заявляло расходы по статье операционные (подконтрольные) расходы в размере 19772,38 тыс.руб. за 2018 год, 20563,27 тыс.руб. за 2019 год, 21385,80 тыс.руб. за 2020 год. Департаментом учтены в НВВ расходы в размере 3367,78 тыс.руб. за 2018 год, 3467,46 тыс.руб. за 2019 год, 3570,10 тыс.руб. за 2020 год. Не соглашаясь с указанным уменьшением, административный истец указывает, что, несмотря на представленные Обществом обосновывающие материалы и документы, Департамент по статье «Оплата труда» необоснованно исключает 11092,44 тыс.руб. за 2018г.; 11561,14 тыс.руб.за 2019г.; 12049,32 тыс.руб. за 2020г., а также зависимую статью «Отчисления на социальные нужды». Департамент необоснованно уменьшил и расходы по статье на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, в т.ч. расходы на питьевую воду, интернет-связь, канцелярские принадлежности, телефонную связь, оргтехнику, почтовые отправления, правовые системы, разработку и поддержание сайта, услуги мобильной связи, электронно-цифровые подписи и подключение к СБИС, данная статья зависит от нормативной численности, учтенной в расчете по статье «Оплата труда», по которой имеются разногласия у истца. Необоснованно уменьшены расходы по статье «Арендная плата» (аренда офисного помещения), так согласно обоснованию Общества для оборудования рабочих мест в количестве 18 ед. требуется офис площадью от 155,16 кв.м., учитывая, что Департамент рассмотрел только 1 ставку административно-управленческого персонала в Обществе, потребность в офисе площадью 155,16 кв.м Департаментом не рассматривалась. Данная статья также зависит от нормативной численности, учтенной в расчете по статье «Оплата труда», по которой имеются разногласия. Общество суммарно заявляло расходы по статье «Неподконтрольные расходы» в размере 44199,22 тыс.руб. за 2018 год, 43631,34 тыс.руб. за 2019 год, 43070,03 тыс.руб.за 2020 год. Департаментом учтены в НВВ расходы в размере 8550,63 тыс.руб. за 2018 год, 19834,98 тыс.руб. за 2019 год, 30214,05 тыс.руб. за 2020 год. Не соглашаясь с уменьшением расходов по данной статье, административный истец указывает, что примененный регулирующим органом порядок амортизации имущества (по договору аренды тепловых сетей) является незаконным, необоснованным и ведет к занижению НВВ для участника рынка, противоречит принципу обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения. Применение уменьшающих коэффициентов к амортизации имущества лишает собственника возможности обратиться за компенсацией за пределами срока полезного использования. Департамент применил уменьшающий коэффициент к налогу на имущество, не предоставил обоснование исключения стоимости рентабельности имущества, включенную в арендную плату. Несоответствие примененных данных материалам дела, незаконное применение понижающего коэффициента, нарушение единообразия практики применения линейного метода расчета амортизации повлекли незаконное и необоснованное занижение НВВ и лишили Общество права возмещения указанных расходов (амортизации, налогов). ООО «ТИС» предложены расходы по статье «Налог на прибыль» в размере 639,72 тыс.руб. за 2018 год, 641,95 тыс.руб. за 2019 год, 644,56 тыс.руб. за 2020 год, Департаментом исключены данные расходы в полном объеме с формулировкой «не учтены в связи с отсутствием в материалах дела тарифного дела предложения организации по расходам из прибыли» (расходам, не учитываемым в целях налогообложения). Также Общество заявляло расходы по статье «Расчетная предпринимательская деятельность» в размере 3198,58 тыс.руб. за 2018 год, 3209,73 тыс.руб. за 2019 год, 3222,79 тыс.руб. за 2020 год. Регулирующий орган учел в НВВ расходы в размере 595,92 тыс.руб. за 2018 год. 1165,12 тыс.руб. за 2019 год, 1689,21 тыс.руб. за 2020 год. Данная статья зависит от иных статей расходов, включаемых в НВВ, по которым имеются разногласия у истца. По мнению административного истца, обоснованным является НВВ 73014,82 тыс.руб. за 2018 год, 73586,56 тыс.руб. за 2019 год, 74394,12 тыс.руб. за 2020 год, тогда как Департаментом необоснованно исключено 48863,63 тыс.руб. за 2018 год, 37551,65 тыс.руб. за 2019 год, 27174,48 тыс.руб. за 2020 год.

Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области представил отзыв на исковое заявление административного истца ООО «Тюменские инженерные сети». В отзыве директор департамента Карташов Е.А. просит признать действия Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области соответствующими федеральному законодательству и

ненарушающими права и законные интересы Общества, просит заявление административного истца оставить без удовлетворения. Указывает, что Департамент осуществляет государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения и региональный государственный контроль (надзор) за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчеты тарифов в сфере теплоснабжения выполняются специалистами Департамента в рамках установленных ограничений и в соответствии с положениями нормативно-правовой базы в области государственного регулирования тарифов.

Заявление об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г. Тюмени на 2018-2020 годы с приложением обосновывающих материалов представлены ООО «ТИС» в Департамент 09 ноября 2017г. (вх. №6297).

На основании заявления Департаментом открыто дело №185-Т «Об установлении ООО «ТИС» тарифов на услугу по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г. Тюмени на 2018-2020 годы», назначена уполномоченным по делу <.......> - главный специалист отдела тарифного регулирования в сфере теплоснабжения и коммунальном комплексе и проведена экспертиза, по результатам которой оформлено экспертное заключение по делу №185-Т «Об установлении ООО «ТИС» тарифов на услугу по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г. Тюмени на 2018-2020 годы» от 11.12.2017 года.

В рамках рассмотрения дела № 185-Т Обществом высказаны возражения по следующим статьям расходов: арендная плата, оплата труда, расчетная предпринимательская прибыль, налог на прибыль. Ответы на возражения озвучены специалистами Департамента на заседании коллегиального органа - тарифной комиссии 18 декабря 2017 г. Данная информация отражена в протоколе заседания от 18 декабря 2017 г. № 39. Кроме того, по результатам обсуждения был произведен перерасчет расходов по статье «Арендная плата» с учетом подключенной и максимальной нагрузки соответствующей проектной документации и Плану-графику подключения и ввода в эксплуатацию жилых домов. В результате размер необходимой валовой выручки принят в размере: на 2018 год - 21636,31 тыс.руб., 2019 год - 33954,42тыс.руб., 2020 год - 45339,69 тыс.руб. Уменьшение затрат на оплату труда вызвано приведением численности персонала к нормативной, а также приведением ставки рабочего первого разряда к Отраслевому тарифному соглашению. Уменьшение расходов по статье на оплату иных работ и услуг по отношению к предложению организации составило 764,80тыс.руб. (представленные по данной статье расходы организацией рассчитаны из расчета 18 человек АУП, экспертом данные расходы определены из расчета 1 человека). На основании вышеизложенного, расходы по данной статье учтены в экономически обоснованном размере. При расчете тарифов на тепловую энергию, экспертом учтены расходы на аренду офиса с учетом подтверждающих документов в размере 80,34тыс.руб., снижение по статье составило 740,17 тыс.руб. (иных подтверждающих документов по данной статье не представлено). Обществом предложены расходы по статье «Арендная плата» на сумму 40098,76 тыс.руб., в составе статьи предложены расходы на арендную плату тепловой сети по договору № 1 от 26 октября 2017г., заключенному с ОАО «Тюменская домостроительная компания». Департаментом в составе статьи «Арендная плата» приняты расходы на уплату амортизационных отчислений по объекту теплоснабжения – тепловой сети и расходы на уплату налога на имущество в размере 7824,68 тыс.руб. Дополнительно представлено дополнительное соглашение к договору аренды с расшифровкой, из чего сложилась сумма аренды, а также инвентарные карточки и ведомость амортизации. На основании представленных документов расчет амортизации проведен линейным методом с учетом срока полезного использования и стоимости имущества. Таким образом, расчет амортизации произведен в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, налог на имущество учтен. Сумма арендной платы Департаментом принята с учетом доли подключенной нагрузки к максимальной. В результате экспертизы расходы по данной статье составили на 2018 год – 7824,68 тыс.руб., на 2019 год – 19087,54 тыс.руб., на 2020 год – 29444,48 тыс.руб. Статья «Отчисления на социальные нужды» - расходы по данной статье предприятием представлены в размере 4075,87 тыс.руб. Данная статья зависит от статьи «Оплата труда». В результате экспертизы затраты по данной статье определены в размере 30,20% от начисленной заработной платы, что составило 725,95 тыс.руб. на 2018 год. Снижение затрат по отношению к предложению организации составило 3349,92 тыс.руб. и обусловлено снижением расходов по статье «Оплата труда». На 2019-2020 годы затраты составили: 2019 год – 747,44 тыс.руб., 2020 год – 769,57 тыс.руб. Статья «Налог на прибыль» организацией предложены расходы по статье на сумму 639,72 тыс.руб. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть 2) сумма налога на прибыль определяется как произведение ставки налога на прибыль (20%) и налоговой базы (расходы, относимые на прибыль после налогообложения). Экспертом Департамента расходы из прибыли при расчете тарифа на 2018-2020 годы не учтены в связи с отсутствием в материалах тарифного дела предложения организации по расходам из прибыли (расходам, не учитываемым в целях налогообложения). Организацией налог на прибыль рассчитан исходя из предпринимательской прибыли.

В соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5% объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, за исключением расходов на топливо, на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), т.е. при определении предпринимательской прибыли налог на прибыль учитывается. Кроме того, действующим законодательством не определено назначение расходования суммы предпринимательской прибыли. С учетом изложенного, налог на предпринимательскую прибыль не учтен.

Ст. «Расчетная предпринимательская прибыль» затраты приняты в размере 2018 год – 595,92 тыс.руб., 2019 год – 1165,12 тыс.руб., 2020 год – 1689,21 тыс.руб.

Таким образом, Департамент, действуя в рамках установленного законодательством порядка, предпринял все зависящие от него меры по недопущению нарушения прав и законных интересов ООО «ТИС» и установил экономически обоснованные тарифы.

В судебном заседании представители административного истца общества с ограниченной ответственностью «Тюменские инженерные сети» Ченский Д.Г., Бодник Д.И. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнений и письменных отзывов, имеющихся в материалах дела.

Представители Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Коровина О.Ю., Смакова Е.Ю. в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, полагая, что оспариваемые тарифы являются экономически обоснованными.

Представитель заинтересованного лица АО «Урало- Сибирская Теплоэнергетическая компания» Вельман О.И. в судебном заседании поддержала письменные возражения. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, полагает, что регулирующим органом обоснованно установлены тарифы, учтены все обстоятельства, расчеты произведены исходя из действующего законодательства.

Прокурор Луговская О.Г. в судебном заседании при даче заключения по делу указала, что оспариваемый нормативный акт принят Департаментом в пределах полномочий, с соблюдением порядка и процедуры принятия, полагает заявленные требования неподлежащими удовлетворению. Считает, что оспариваемое решение соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Регулирующим органом установлен экономически обоснованный размер тарифа с применением понижающего коэффициента исходя из фактической нагрузки на сети.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания экспертов, пояснения специалистов, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях при определении цены за исполнение договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (далее - регулирующий орган).

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013г. № 760-э (далее - Методические указания), и иными нормативными правовыми актами.

Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.

Законом о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 этого Федерального закона).

Согласно Положению о Департаменте, утвержденному постановлением Правительства Тюменской области от 30 мая 2005г. №59-п, Департамент осуществляет государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения и региональный государственный контроль (надзор) за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г. Тюмени на 2018-2020 годы с приложением обосновывающих материалов представлены ООО «ТИС» в Департамент 09 ноября 2017г. (вх. №6297). Приказом директора Департамента от 22 ноября 2017 г.№ 215 /01-05-т открыто дело № 185 –т «Об установлении ООО «ТИС» тарифов на услугу по передаче тепловой энергии по тепловым сетям г.Тюмени на 2018-2020 годы». Назначен уполномоченный по делу главный специалист отдела тарифного регулирования в сфере теплоснабжения и коммунальном комплексе <.......> При установлении ООО «ТИС» тарифов приказом постановлено использовать метод индексации установленных тарифов. 18 декабря 2017г. проведено заседание коллегиального органа- тарифной комиссии, о чем представлена выписка из протокола от 18 декабря 2017 г. № 39.

Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 612/01-21 «Об установлении тарифов» от 18 декабря 2017 г.:

Установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя согласно приложениям № 1, 2, 3 к настоящему распоряжению. 2.

Тарифы, установленные в распоряжении, действуют с 01 января 2018 по 31декабрь 2020.

Установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов ООО «ТИС» на 2018-2020 годы согласно приложению № 4 к настоящему распоряжению.

Распоряжение Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 612/01-21 «Об установлении тарифов» от 18 декабря 2017 г. опубликовано на официальном сайте Правительства Тюменской области и в газете «Тюменская область сегодня» от 27 декабря 2017 г.

Таким образом, оспариваемое Распоряжение Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры принятия и опубликованным в установленном порядке. Сторонами административного дела данное обстоятельство не оспаривалось.

В соответствии с п. 45 Основ ценообразования «Арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора».

Основополагающими принципами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, изложенными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении, являются, в том числе обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; стимулирования повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ ООО «ТЮМЕНСКИЕ ИНЖИНЕРНЫЕ СЕТИ» внесено в реестр 05 сентября 2017г.,основным видом его деятельности является передача пара и горячей воды (тепловой энергии).

В основу административного иска положено несогласие административного истца с применением по «Неподконтрольным расходам» уменьшающего коэффициента к определению размера расходов по статьям «Арендная плата», «Налог на имущество», поскольку размер других расходов во многом определялся исходя из данного подхода.

В соответствии с пунктом 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицированного вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции( услуг ) за такой период.

Согласно пункту 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Из пункта 8 Методических указаний следует, что расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Административным истцом не оспаривается расчетный объем полезного отпуска на период 2018 -2020гг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в силу части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении являются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 3, подпункту «б» пункта 4 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями.

В силу положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Как следует из экспертного заключения (протокол от 18 декабря 2017г. №39), оспариваемого распоряжения и приложений к нему расчет расходов по статье «Арендная плата» («Неподконтрольные расходы») произведен с учетом подключенной и максимальной нагрузки, соответствующей проектной документации и Плану - графику подключения и ввода жилых домов. На основании указанного, расчет амортизации проведен экспертом линейным методом с учетом срока полезного использования и стоимости имущества, а также доли расчетной тепловой нагрузки подключенных к системе теплоснабжения потребителей тепловой энергии и максимальной пропускной способности тепловой сети. Указанное обстоятельство подтвердила суду специалист <.......>

По мнению суда, регулирующим органом обоснованно применены понижающие коэффициенты, как объективно отражающие баланс интересов теплоснабжающей организации и потребителей. Возложение на потребителей г.Тюмени обязанности по оплате услуг теплоснабжения, не получаемых в настоящее время, с целью компенсации затрат теплоснабжающей организации вложений в перспективное использование сети противоречит требованиям ст. 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 45 Основ ценообразования арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованных уровень арендной платы определяется регулирующим органом исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Довод административного истца о незаконности применения указанного коэффициента к арендным платежам и иным производным от них расходам несостоятелен. Законом не установлена тождественность между неподконтрольными расходами и размером возмещаемых расходов в тарифе. Напротив, как было отмечено выше, в п.2 и 22 Основ ценообразования имеется указание на учет расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции( услуг ) за такой период.

Неоснованным на законе является и требование о включении в неподконтрольные расходы выплаты сумм в возмещение стоимости рентабельности имущества собственнику по договору аренды №1 от 26.10.2017г., заключенному с ОАО «Тюменская домостроительная компания». Данные платежи не причислены в п. 45 Основ ценообразования и к обязательным платежам не относятся.

По статье «Налог на прибыль» регулирующим органом, верно применены положения Налогового кодексом РФ (часть 2) по которому сумма налога на прибыль определяется как произведение ставки налога на прибыль (20%) и налоговой базы (расходы, относимые на прибыль после налогообложения). Департаментом расходы из прибыли при расчете тарифа на 2018-2020 годы не учтены в связи с отсутствием в материалах тарифного дела предложения организации по расходам из прибыли (расходам, не учитываемым в целях налогообложения).

Данные выводы регулирующего органа не противоречат требованию Налогового кодекса РФ.

По статье « Расчетная предпринимательская прибыль» расходы были определены в соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования. Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, за исключением расходов на топливо, на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

Как следует из материалов дела, при расчете тарифов Департаментом определен размер необходимой валовой выручки на 2018 год – 21 636,31 тыс.руб., 2019 год – 33 954,42 тыс.руб., 2020 год – 45 339,69 тыс.руб.( т. 5 л.д.16).

Расходы по статье «Отчисления на социальные нужды». Департаментом затраты по данной статье определены с учетом расходов на социальные взносы в размере 30,20% (с учетом уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,20%) от начисленной заработной платы. Снижение затрат по отношению к предложению организации обусловлено снижением расходов по статье «Оплата труда».

Расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя по ст. «Расходы на тепловую энергию» и ст. «Расходы на теплоноситель» включены расходы на покупку тепловой энергии в целях компенсации потерь тепловой энергии исходя из имеющихся договоров, с применением установленных Департаментом нормативов величина потерь и индексом роста.

Операционные (подконтрольные) расходы (согласно п.37 Методических указаний), операционные (подконтрольные) расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат): по статье «Оплата труда», «Расходы на ремонт основных средств», «Арендная плата», « Расходы на оплату иных работ и услуг», «Другие услуги».

Обоснованной является методика, выбранная Департаментом при определении «Расходов на оплату труда». Расчет численности произведен исходя из Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей», утв. Приказом Госстроя России от 22 марта 1999г. № 65. Ссылка административного истца на «Нормативы численности промышленно- производственного персонала тепловых сетей», утвержденного ОАО РАО «ЕЭС России» несостоятельна, поскольку данный акт регулирует деятельность в отдельно созданном хозяйствующем субъекте. Обязательной силы для иных лиц, осуществляющих схожий вид деятельности, не имеет.

По аналогичным обоснованиям суд считает правильным определение численности административно- управленческого аппарата исходя из «Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» от 12 октября 1999 г. № 74.

Нормативная численность Департаментом рассчитана в соответствии с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей», утв. приказом Госстроя России от 22 марта 1999г. № 65. Численность персонала принята 3,33 ставки согласно характеристике выполняемой работы с учетом объемов проведения работ по обслуживанию и ремонту трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей. Организация осуществляет регулируемый вид деятельности, относящийся к сфере жилищно - коммунального хозяйства.

Органом регулирования нормативная численность административно-управленческого состава скорректирована в соответствии с приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", в соответствии с которым нормативная численность административно-управленческого персонала рассчитана пропорционально нормативной численности основного производственного персонала 3.33 чел и составила 1 чел.

Мотивированным является вывод регулирующего органа об отсутствии необходимости создания отдельной диспетчерской службы с учетом технологических условий эксплуатации сети, фактической нагрузки.

Как следует из возражений Департамента, пояснений представителя заинтересованного лица Вельман О.И. и административным истцом не оспаривается, на данном участке теплосетей имеется техническая возможность отключения подачи тепловой энергии в аварийных случаях иными лицами, также подключенными к сети.

Затраты на оплату труда работников указанной отрасли регламентируются «Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы» (далее - Отраслевое тарифное соглашение), утвержденным Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016г. Ставка рабочего 1 разряда принята в соответствии с приложением № 1 к Отраслевому тарифному соглашению в размере 9907 руб., тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, принят в соответствии со штатным расписанием и единой тарифной сеткой предприятия в размере 2,5, также учтены премиальные выплаты - 30%, районный коэффициент - 15%.

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала составили 924,20 тыс.руб., расчет произведен с учетом численности, доведенной до нормативного уровня, в количестве 1 ставки. Ставка рабочего 1 разряда принята в размере 9907,00 руб., тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, принят в соответствии со штатным расписанием и единой тарифной сеткой предприятия в размере 5,2, также учтены премиальные выплаты - 30%, районный коэффициент - 15%.

Определение размера оплаты труда из расчета месячной тарифной ставки рабочего первого разряда( п. 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном комплексе РФ на 2017 -2019 годы) не противоречит ФЗ № 421 от 28 декабря 2017 года «О минимальном размере оплаты труда», Трудовому Кодексу РФ.

По статье «Арендная плата» - в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при расчете тарифов на тепловую энергию регулирующим органом учтены фактические расходы на аренду офиса, осуществленные регулируемой организацией и подтвержденные первичными документами, данными бухгалтерского учета. В материалах дела представлен договор аренды нежилого помещения (офиса) №3-2017 от 01.10.2017 г. (площадь помещения 15,8 м2), дополнительно представлена счет-фактура №783 от 31.10.2017г. на оплату аренды за октябрь 2017 года.

По статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» - организацией предложены для включения в тариф расходы на оплату транспортных услуг (перевозка пассажиров и грузов грузовым и легковым транспортом), в размере 648,96 тыс.руб. (грузовой транспорт 700 руб./час, легковой транспорт 600 руб./час).

В соответствии с пунктами 28 и 29 Основ ценообразования, при расчете тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы проанализированы рыночные цены, сложившиеся в субъекте Российской Федерации. Департаментом проведен анализ информации о рыночных ценах на оказание транспортных услуг в открытых источниках в сети Интернет (Экспертная оценка о ценах (тарифах) и расходах Общества на 2018-2020 годы).

В качестве экономически обоснованных расходов на транспортные услуги приняты цены в соответствии с представленным Обществом в материалах дела договором №16/17 от 24.10.2017 г., заключенным с ООО «Тюменское АТП», и индексом роста на 2018 год (1,036), так как цена договора является минимальной из предложенных цен на рынке. В результате экспертизы расходы по статье учтены в сумме 646,46 тыс.руб.

По статье «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг» - в составе статьи затрат организацией предложены расходы на оплату услуг интернета, телефонной связи, канцелярия, вода, оргтехника, почтовая связь, приобретение правовой системы, услуги по созданию и поддержанию сайта, мобильная связь, получение подписи.

В соответствии с пунктами 28 и 29 Основ ценообразования при расчете тарифов в сфере теплоснабжения на 2017 год проанализированы рыночные цены, сложившиеся в субъекте Российской Федерации, Департаментом проведен анализ информации о рыночных ценах на услуги интернет связи, приобретение правовой системы, услуги мобильной связи, на воду, оргтехника в открытых источниках в сети Интернет (Экспертная оценка о ценах (тарифах) и расходах Общества на 2018-2020 годы).

В качестве экономически обоснованных расходов приняты цены в соответствии с представленными Обществом в материалах дела расчетными данными и индексом роста на 2018 год (1,036), так как цены, предложенные организацией, являются минимальными из предложенных цен на рынке.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования учтены также фактические расходы (цены) на оплату услуг присоединения и пользования телефонной связью, канцелярию, услуги по созданию и поддержке сайта, получение подписи, подтвержденные организацией первичными документами, а именно платежными поручениями, актами выполненных работ (услуг) и товарными накладными, а также расходы на оплату почтовых услуг, предоставляемых ФГУП «Почта России», рассчитанные исходя из предельного максимального уровня тарифа на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции, утвержденного приказом ФАС России от 20 апреля 2017г. №541/17 с учетом индекса роста на 2018 год (1,036).

В остальном расходы по данной статье скорректированы исходя из определенной Департаментом штатной численности по статье «Оплата труда».

Ст. «Расходы на ремонт основных средств» - организацией по данной статье предложены расходы на проведение технического обслуживания тепловых сетей в размере 3829,29 тыс.руб. В подтверждение данной стоимости организацией представлены коммерческие предложения организаций, занимающихся техническим обслуживанием тепловых сетей, техническое обслуживание в соответствии с данными предложениями предусматривает только работы по регулярному обходу и осмотру тепловых сетей, проведение ремонтных работ не включается в данную стоимость.

В соответствии с Методическими указаниями в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по производству и передаче тепловой энергии, включаются расходы на плановый капитальный и текущий ремонт основных средств. Указанные расходы должны обеспечить безаварийное содержание (эксплуатацию) тепловых сетей.

В связи с указанным, а также учитывая тот факт, что численность производственного персонала, учтенная при расчете тарифа на передачу, определена с учетом обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей, расходы на техническое обслуживание тепловых сетей в соответствии с представленными коммерческими предложениями правомерно не приняты Департаментом.

В статью «Другие расходы» учтены расходы заявленные истцом по статье «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей». Департаментом по данной статье учтены расходы за услуги банка.

Согласно ч.1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, исследовав заключение судебной экспертизы от 20 июня 2018г. № 07-А03-103 ООО «РАСТАМ- Инжиниринг», не может принять его в подтверждение требований истца, поскольку экспертами фактически был произведен перерасчет заявленных административным истцом расходов без проведения анализа в целом сегмента данного бизнеса, в том числе и наличия возможности снижения затрат, используя имеющиеся институты договорных отношений, так же путем внедрения технических решений для оптимизации содержания сети. Выводы экспертов носят правовой характер. Допрошенная в судебном заседании эксперт <.......> в своих показаниях проводила правовой анализ ситуации. Эксперт <.......> по техническим вопросам пояснений указанного выше характера не дал.

Как следует из пояснений специалиста <.......> анализ сферы деятельности в целом, изучение технического подхода влияет на обоснованность экономических расходов.

В заключении ООО«КОНСЭН» также имеются замечания о неполноте исследования деятельности участников рынка в данной отрасли при проведении судебной экспертизы от 20 июня 2018г. № 07-А03-103 ООО «РАСТАМ- Инжиниринг». Заключение ООО «КОНСЭН» выполнено специалистами, подтвердившими свой профессиональный уровень, оснований сомневаться в обоснованности выводов специалистов у суда не имеется.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что в случае если Общество в течение расчетного периода регулирования понесет экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении данных тарифов, то такие расходы подлежат учету органом регулирования при установлении регулируемых тарифов начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отёчности, но не позднее чем за 3-и период регулирования, в полном объеме (п.13 Основ ценообразования).

Довод о дискриминационном подходе к Обществу при установлении тарифа является голословным. Каких -либо объективных доказательств, подтверждающих это, суду не представлено. Копии протоколов тарифной комиссии в отношении других юридических лиц безусловным подтверждением служить не могут. Как было отмечено выше, тариф устанавливается для каждого регулируемого органа индивидуально (п.3, 4 Основ ценообразования). Предметом проверки в рамках рассматриваемого дела иные тарифы не являются.

С учетом вышеизложенного, установленный Департаментом тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для Общества и неопределенного круга потребителей тепловой энергии Общества на период 2018-2020гг. экономически обоснован. Распоряжение № 612/01-21 от 18 декабря 2017 г. Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении тарифов» не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку предусмотренной законом совокупности условий для признания оспариваемого нормативного акта незаконным не имеется, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Тюменская область сегодня», обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на регулирующий орган.

Руководствуясь статьями 175, 177, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Тюменские инженерные сети» о признании недействующим Распоряжения № 612/01-21 от 18 декабря 2017 г. Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении тарифов» отказать.

Возложить на Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании – газете «Тюменская область сегодня».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тюменский областной суд.

Решение в окончательной форме составлено 20 июля 2018 года.

Судья Тюменского областного суда ( подпись) М.В. Подкорытова

Копия верна

Судья Тюменского областного суда М.В.Подкорытова