НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 15.01.2020 № 21-18/20

Дело № 21-18/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень 15 января 2020 года

Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» на решение судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 21 ноября 2019 года и постановление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 24 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области М.В.Л. от 24 сентября 2019 года № 607 Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее также – ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов») привлечено к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» обратилось в районный суд с жалобой, в которой просило постановление отменить. Сообщало, что. работы по государственному заданию были выполнены, что подтверждается положительным заключением от 28 сентября 2018 года, работы приняты без замечаний. Утверждало, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность отмены заключений о приеме выполненных работ, в связи с чем приказ Государственного казенного учреждения Тюменской области «Тюменское управление лесами» (далее также – ГКУ ТО «Тюменьлес») от 20 июня 2019 года является неправомерным. Указывало, что в акте натурного осмотра отсутствует информация о возрасте дополняемых культур, об отпаде культур протяженностью более 1,5 метров, при контрольном измерении отсутствует подтверждающая информация о способе определения данного нарушения. Полагало, что снижение приживаемости лесных культур могло произойти по различным причинам, не зависящим от исполнителя работ (неблагоприятные погодные условия, изменение уровня грунтовых вод, пожары, заморозки, потрава дикими животными и т.д.). Считало, что требования лесного законодательства им не нарушены, в связи с чем состав административного правонарушения отсутствует.

Решением судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 21 ноября 2019 года постановление от 24 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Не соглашаясь с данным решением, ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в жалобе в вышестоящий суд, приводя доводы, аналогичные заявленным в районный суд, просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что невозможно установить, что на момент производства работ они были выполнены не в полном объеме, так как акт осмотра составлен через год, а на исследуемом участке неблагоприятные условия для произрастания сосны, поэтому невозможно с достоверностью сказать, что на момент посадки растения не были высажены в требуемых участках с неравномерным отпадом. Обращает внимание, что дополнение лесных культур культурами иного возраста не противоречит Правилам лесовосстановления. Утверждает, что при производстве по делу допущены процессуальные нарушения, полагает, что при получении сведений, указывающих на наличие признаков правонарушения в области охраны окружающей среды, должностным лицом в соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть проведено административное расследование, чего сделано не было, натурный осмотр проводился без участия представителей ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов». Кроме того, должностным лицом нарушен срок вынесения постановления, установленный статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что данные нарушения существенно ограничили права лица, привлекаемого к административной ответственности.

Представитель ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» о времени и месте рассмотрения дела в вышестоящем суде извещен надлежащим образом, в том числе по телефону, что подтверждается телефонограммой от 27 декабря 2019 года, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с этим полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела по жалобе в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в полном объеме, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены решения судьи районного суда и постановления должностного лица административного органа.

В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1, 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство; лесовосстановление; уход за лесами; осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.

Статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (часть 1). Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).

Согласно пункту 8 Приказа Минприроды России от 29 июня 2016 года № 375 «Об утверждении Правил лесовосстановления» (далее также – Правила лесовосстановления), действовавшего на момент совершения нарушения, лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления. Проект лесовосстановления должен содержать, в том числе, сроки и способы выполнения работ по лесовосстановлению.

В силу пункта 44 Правил лесовосстановления в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве, проводится агротехнический и лесоводственный уходы за лесными культурами, в т.ч., дополнение лесных культур.

Дополнению (посадке взамен погибших растений) подлежат лесные культуры с приживаемостью 25 - 85%. Дополнение проводится в количестве обеспечивающем количество деревьев главных пород, установленных в таблицах 1 Приложений 1 - 32 к настоящим Правилам (пункт 47).

Как следует из материалов дела, постановлением должностного лица Департамента лесного комплекса Тюменской области от 24 сентября 2019 года юридическое лицо – ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.27 КоАП РФ, за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, а именно пунктов 8, 47 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29 июня 2016 года № 375 «Об утверждении Правил лесовосстановления».

Основанием для привлечения ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» к административной ответственности явилось то, что названным учреждением в 2018 году осуществлялись мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по дополнению лесных культур, на территории Армизонского лесничества на основании государственного задания, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Тюменской области.

Так, приказом № 203 от 25 декабря 2017 года утверждено государственное задание на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы, которое включает в себя, в том числе дополнение лесных культур - посадка сеянцев и саженцев вручную под меч (лопату) Колесова на месте погибших растений. Установлен период проведения работ - с 01 апреля 2018 года до 31 мая 2018 года и (или) с 01 сентября 2018 года до 30 сентября 2018 года.

Работы исполнены ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» и приняты участковым лесничим Армизонского лесничества А.А.А. без замечаний, о чем составлено заключение № 62 от 28 сентября 2018 года.

21 мая 2019 года филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» проведен натурный осмотр участка с оценкой мероприятий при государственной инвентаризации лесов, расположенного по адресу: квартал 21 выдела 41 Армизонское сельского участкового лесничества Армизонского лесничества Тюменской области. По результатам составлен акт натурного осмотра лесного участка № 3 от 21 мая 2019 года, из которого следует, что при осмотре выявлены нарушения, выразившиеся в несоответствии техническому заданию в части использования посадочного материала по возрасту, работы проведены не в полном объеме, не на всех участках с неравномерным отпадом, приживаемость ниже установленной.

Приказом ГКУ ТО «Тюменьлес» № 127-о/д от 20 июня 2019 года положительное заключение № 62 от 28 сентября 2018 года отменено.

Факт совершения административного правонарушения и вина ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 19 августа 2019 года; актом натурного осмотра от 21 мая 2019 года; приказом ГКУ ТО «Тюменьлес» от 20 июня 2019 года № 127-о/д «Об отмене заключений о приемке выполненных работ по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов», другими материалами дела.

Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности юридического лица ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценка имеющимся в деле доказательствам дана судьей районного суда по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо – ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» имело возможность для соблюдения правил лесовосстановления, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры.

Доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые не исследовались судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении. Эти доводы получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой у суда, рассматривающего настоящую жалобу, оснований не имеется.

Указание в жалобе, что возможность отмены заключений о приеме выполненных работ по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов не предусмотрена действующим законодательством, во внимание не принимается, поскольку законодательно закрепленного запрета на вынесение приказа об отмене заключений также не предусмотрено. При фактическом обнаружении нарушений при приеме работ по лесовосстановлению препятствий для отмены таких заключений не имеется.

Вопреки позиции заявителя жалобы проведение осмотра участка на следующий год после производства работ не свидетельствует о невозможности оценки их качества. При этом ссылки на неблагоприятные природные факторы не освобождают от обязанности выполнить работы в соответствии с техническим заданием.

Кроме того, установленный административным органом факт нарушений, в том числе касающийся возраста посадочного материала, неполноты работ по дополнению лесных культур и показаний приживаемости лесных культур не оспаривалось ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов», что подтверждается письмом от 03 октября 2019 года в адрес Департамента лесного комплекса Тюменской области.

Неустранимых сомнений в виновности ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в совершении вменяемого административного правонарушения по делу не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом административного органа и судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено.

В силу части 1 статьи 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.

Поскольку проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат после, выявления административного правонарушения не требовалось, оснований для проведения административного расследования в соответствии с положениями КоАП РФ у должностных лиц Департамента лесного комплекса Тюменской области не имелось.

Согласно части 1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Протокол об административном правонарушении в отношении заявителя составлен главным специалистом Н.С.А. 19 августа 2019 года и передан на рассмотрение начальнику Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Указанный протокол и иные материалы дела поступили адресату 10 сентября 2019 года, о чем свидетельствует копия конверта, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении принято без нарушения срока, установленного вышеуказанной нормой.

Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.

Административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей назначено в минимальных пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, решение судьи районного суда, которым оставлено без изменения вынесенное в отношении ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.27 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для отмены состоявшихся решений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 21 ноября 2019 года и постановление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 24 сентября 2019 года оставить без изменения, жалобу Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» – без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина