НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 09.10.2023 № 12-148/2023

72RS0025-01-2023-006178-86

Дело № 12-148/2023

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Тюмень 09 октября 2023 года

Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Петротэк-Нефть» на постановление судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 24 июля 2023 года по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

05 июня 2023 года заместителем начальника отдела административных расследований Тюменской таможни подполковником таможенной службы Федеральной таможенной службы Кубышевой И.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5.2 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в котором содержится указание на совершение обществом с ограниченной ответственностью «Петротэк-Нефть» (далее также - ООО «Петротэк-Нефть», Общество), расположенном по адресу: <.......>, правонарушения, выразившегося в нарушении требований п.1 ч.1 ст.19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Указано, что Общество не обеспечило в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом), возврат в Российскую Федерацию денежных средств в размере <.......> за экспортированный товар в рамках контракта № FST-PET-01 от 27 января 2020 года.

09 июля 2023 года указанный протокол об административном правонарушении и другие материалы дела были направлены в Центральный районный суд г.Тюмени для рассмотрения по существу.

Постановлением судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 24 июля 2023 года ООО «Петротэк-Нефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5.2 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <.......> в доход государства.

С данным постановлением не согласно ООО «Петротэк-Нефть». В жалобе, поданной в вышестоящий суд директором указанного Общества Нишкевич Ю.А., изложена просьба об отмене постановления и прекращении производства по делу. Указывает, что на день рассмотрения дела об административном правонарушении обязанность по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающихся за переданные нерезидентам товары денежных средств у ООО «Петротэк-Нефть» не наступила в связи с тем, что срок оплаты по Контракту не истек. Согласно Изменению №6 от 30 декабря 2022 года к Контракту срок оплаты установлен сторонами не позднее 31 декабря 2023 года. При этом данный срок не оспорен таможенным органом. Также считает, что судом необоснованно не учтено положение п.3 Изменения от 25 августа 2022 года к Контракту, распространяющего своё действие на правоотношения сторон, возникшие с 30 июня 2022 года. Утверждает, что Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» не устанавливает каких-либо ограничений по применению сторонами внешнеторговых контрактов статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи чем подписание между сторонами изменений к Контракту с распространением действия на отношения сторон, возникшие до определенного события, данным нормам не противоречит. Изменение от 25 августа 2022 года к Контракту было подписано сторонами после истечения установленного для оплаты срока, а также после наступления факта совершения наступления валютного законодательств Российской Федерации. При этом, о каком установленном сроке для оплаты товара и каком сроке наступления факта совершения правонарушения идет речь, в судебном акте не указано. Считает, что судом не дана оценка доводам и доказательствам, предоставленным Обществом относительно мер, которые приняли недружественные государства в составе Евросоюза и ограничили осуществление международных взаиморасчётов, в том числе через систему SWIFT, которая активно применялась на международном рынке. Настаивает на том, что срок оплаты по контракту не наступил.

В возражениях на жалобу Тюменская таможня, полагая постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании объяснения представителей ООО «Петротэк-Нефть» Шариповой Т.П. и Кнаус Ю.С., настаивавших на доводах жалобы, объяснения заместителя начальника отдела административных расследований Тюменской таможни Кубышевой И.А., а также представителя Тюменской таможни Уральского таможенного управления Проничева Б.М., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Частью 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В соответствии с ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частями 4, 4.1, 4.3 и 5 названной статьи, если сумма зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, с нарушением установленного срока либо не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта), договора займа с нерезидентом по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, превышает сто миллионов рублей и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 75 до 100 процентов суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Согласно п. 9 Примечаний к ст. 15.25 КоАП РФ административная ответственность, установленная частями 4 - 4.3, 5, 5.2 и 5.3 данной статьи, применяется по истечении сорока пяти дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности, в случае ее невыполнения в течение указанного времени.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно подпункту «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпунктов «б» и «в» пункта 7 ст.1 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации являются нерезидентами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Как следует из материалов дела, 27 января 2020 года ООО «Петротэк-Нефть» (Продавец) заключило контракт № FST-PET-01 (далее - контракт) с нерезидентом - FORRESTON TRADING DMCC (ОАЭ, Покупатель). Согласно условиям контракта Продавец обязуется продать и поставить, а Покупатель – принять и оплатить сырую нефть.

Контракт действует до 31 декабря 2020 года (п. 13 Контракта), а в части платежей - до полного их завершения (в последующем срок действия контракта не менялся, изменению подвергался срок оплаты – п. 3.1 Контракта).

Контракт поставлен на учет ПАО Сбербанк России, уникальный номер контракта 20010024/1481/0000/1/1, банком сформирована ведомость банковского контроля.

Предварительная стоимость поставляемого товара – <.......>

ООО «Петротэк-Нефть» 13 февраля 2020 года подало временную декларацию на товары (ВТД) № 10006060/130220/0012175 (страна назначения – ОАЭ, получатель - FORRESTON ENTERPRISES LIMITED (DMCC BRANCH) «контрагент» ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ, UNIT NO:301-001 JUMEIRAH BAY 2, DUBAI, PLOT NO: JLT-PH2-X2A JUMEIRAH LAKES TOWERS), стоимость товара <.......>

19 марта 2020 года подана полная декларация на товары (ПВД) №10006060/190320/0025093 (страна назначения – Финляндия, получатель - FORRESTON ENTERPRISES LIMITED (DMCC BRANCH) "контрагент" ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ, UNIT NO:301-001 JUMEIRAH BAY 2, DUBAI, PLOT NO:JLT-PH2-X2A JUMEIRAH LAKES TOWERS), стоимость товара <.......>.

Изменением № 2 от 08 октября 2020 года к контракту скорректированы сведения в части оплаты, а именно: на 360-й календарный день после даты коносамента при представлении Продавцом в офис Покупателя или в банк, указанный Покупателем документов по каждой партии (в изменениях к контракту указан перечень документов). Изменение вступает в силу с даты подписания, и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01 февраля 2020 года. Таким образом, с 01 февраля 2020 года срок оплаты по контракту: на 360-й календарный день после даты коносамента при предоставлении документов по каждой партии, т.е. 26 января 2021 года.

В дальнейшем ООО «Петротэк-Нефть», FORRESTON ENTERPRISES LIMITED (DMCC BRANCH) (ОАЭ) (далее – Покупатель 1) и FORRESTON TRADING DMCC (ОАЭ) (далее – Покупатель 2) заключили «Соглашение о новации с датой вступления 15 декабря 2020 года» (далее – Соглашение).

Соглашением установлено, что дата выплаты долга в размере <.......> - 31 декабря 2021 года.

Покупатель 2 обязуется исполнять обязанности по контракту в отношении ООО «Петротэк-Нефть» и быть связанным его положениями таким же образом, как если бы он был Покупателем 1, начиная с даты подписания контракта, то есть с 15 декабря 2020 года.

Изменением № 4 от 30 сентября 2021 года к контракту и Соглашению скорректирован срок оплаты за товар: установлен срок – не позднее 30 июня 2022 года. Однако указанные документы в банк не представлены, изменения в ведомость банковского контроля не внесены, что подтверждается отсутствием сведений об Изменении № 4 от 30 сентября 2021 года в п. 5 раздела I ведомости банковского контроля. Срок внесения изменений – 21 октября 2021 года.

Изменением от 25 августа 2022 года к контракту и Соглашению в очередной раз скорректированы сроки оплаты – не позднее 31 декабря 2022 года.

Изменение от 25 августа 2022 года, продлевающее срок оплаты, подписано 13 сентября 2022 года, т.е. через 75 календарных (53 рабочих) дня, в связи с чем обоснованно не учтено административным органом и судьей районного суда.

В автоматизированной системе «Валютный контроль» имеется информация о внесении изменений в ведомость банковского контроля – на основании Изменения № 6 к контракту и Соглашению (подписано ООО «Петротэк-Нефть» 09 января 2023). Срок оплаты продлен до 31 декабря 2023 года. Данные изменения также внесены спустя значительный промежуток времени после истечения установленного срока для оплаты.

Информация в разделе II «Сведения о платежах» в ведомости банковского контроля отсутствует.

Сумма денежных средств, не поступивших за экспортированный товар, составляет <.......>. Курс доллара США, установленный ЦБ РФ на 01 июля 2022 года составляет: 1 доллар США = <.......> рублей, соответственно в рублях эта сумма равна <.......>.

Исходя из приведенных обстоятельств, судья районного суда обоснованно исходил из того, что факт совершения правонарушения подтверждается контрактом № FST-PET-01 от 27 января 2020 года с приложением, декларацией на товар № 10006060/130220/0012175, декларацией на товар № 10006060/190320/0025093, актом по проверке соблюдения законодательства от 23 мая 2023 года, соглашением о новации, изменением № 2 от 08 октября 2020 года к контракту, изменением № 4 от 30 сентября 2021 года к контракту и соглашению, изменением от 25 августа 2022 года к контракту и соглашению, ведомостью банковского контроля по контракту №20010024/1481/0000/1/1, письмом ООО «Петротэк-Нефть» от 25 мая 2023 года с приложением, докладной запиской отделения дознания от 25 мая2023 года №17-08/030, протоколом опроса свидетеля Шевелевой А.Н.

Учитывая совокупность представленных административным органом доказательств, полученных с соблюдением требований КоАП РФ, полагаю, что в действиях ООО «Петротэк-Нефть» обоснованно установлено наличие состава административного нарушения, предусмотренного ч.5.2 ст.15.25 КоАП РФ.

Из материалов данного дела не усматривается, что у ООО «Петротэк-Нефть» имелись препятствия, которые не позволили принять своевременные меры по исполнению или прекращению обязательств по контракту от 27 января 2020 года № FST-PET-01, на который распространяется требование валютного законодательства Российской Федерации, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банка денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, или иным способом, разрешенным законодательством Российской Федерации в сроки для завершения исполнения всех обязательств по контракту, а именно до 30 июня 2022 года.

При этом доказательств принятия необходимых мер к получению на счета денежных средств материалы дела не содержат, а заключение соглашений об изменении сроков оплаты уже после истечения значительного времени с даты, когда оплата должна быть осуществлена, и денежные средства перечислены на банковские счета, не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.

Также судья правильно признал несостоятельным доводы Общества о невозможности исполнения требований закона об обеспечении получения иностранной валюты от покупателя в связи с объявлением специальной военной операции и введением антироссийских санкций, поскольку Обществом не было принято мер п проведению операций по внешнеторговым контрактам по счетам, открытым в иных, без перевода контракта на учет в данный банк; возможностью проведения валютных операций по счетам в иных банках, замены обязательств нерезидентов новыми обязательствами ООО «Петротэк-Нефть» не воспользовалось.

Полагаю, что доводы жалобы не опровергают правильные выводы административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Петротэк-Нефть» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5.2 ст.15.25 КоАП РФ, а потому не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Нарушений норм процессуальных требований в ходе производства по делу не допущено, наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч.5.2 ст.15.25 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, полагаю, что судьей районного суда вынесено законное и обоснованное постановление, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.1, 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 24 июля 2023 года оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Петротэк-Нефть» - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова