НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 02.09.2019 № 21-408/19

Дело № 21-408/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

02 сентября 2019 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение», поданную защитником Петутиным А.Ю., на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 27 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение»,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды по Тюменской области ФИО1 № 5А от 28 мая 2019 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее по тексту также – ООО «ТЭО») привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 27 июня 2019 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ООО «ТЭО» оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно ООО «ТЭО», которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд защитником Петутиным А.Ю., просит постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 28 мая 2019 года и решение судьи районного суда 27 июня 2019 года отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения. указывая, что у ООО «ТЭО», как субъекта среднего и малого предпринимательства, до 01.01.2019 года отсутствовала обязанность по утверждению нормативов по образованию отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту также - далее по тексту также - НООЛР) для объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее по тексту также – HBOC) I и II категории, поскольку для таких субъектов предусмотрено вместо предоставления НООЛР предоставление Отчетности об образовании, использовании и обезвреживании и размещении отходов (далее по тексту также - Отчётность). С 01.01.2019 г. установление ООО «ТЭО» НООЛР не требуется, поскольку для объектов НВОС I категории является обязательным получение комплексного экологического разрешения (далее по тексту также - КЭР), при подаче заявления на получение КЭР в заявление включаются расчеты по НООЛР, а для объектов HBOC II категории установлено предоставление декларации о воздействии на окружающую среду (далее по тексту также – Декларация ВОС), одновременно с подачей которой подаются расчеты нормативов. Отмечает, что полигон ТКО в г. Ишиме в 2018 году был передан по договору аренды в пользование МУП «САХ» и не эксплуатировался ООО «ТЭО» до 01.01.2019 г., только 28.02.2019 г. данному полигону присвоена II категория НВОС, ранее для данного полигона нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух (далее по тексту также - ПДВАВ) не требовались. Для мусоросортировочного завода в г. Тюмень неустановление нормативов ПДВАВ обусловлено тем, что данному объекту II категория HBOC установлена только 28.02.2019 г. Утверждает, что отсутствие нормативов ПДВАВ для объектов НВОС II категории вызвано объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица. Отмечает, что к заявке на получение КЭР прилагается расчет НООЛР, которые до 01.01.2019 г. не устанавливались, в связи с чем, до расчета НООЛР подача заявки на получение КЭР невозможна. До 01.01.2025 г. допускается выдача и переоформление разрешений и документов в ранее действовавшем порядке, которые действуют до дня получения КЭР. Срок получения КЭР установлен до 01.01.2025 г. Не согласен представитель ООО «ТЭО» и с вменяемым нарушением законодательства в части подачи Декларации ВОС, указывая на то, что до 01.01.2019 г. ООО «ТЭО», как субъект среднего и малого предпринимательства, предоставляло Отчетность в срок до 15 января года следующего за отчетным периодом, что заменяло подачу НООЛР, а поскольку данные положения законодательства являются действующими, то предоставление проектов НООЛР для подачи Декларации ВОС возможно не ранее 15 января 2020 г. Сроки предоставления Декларации ВОС согласно Федерального закона № 7-ФЗ установлены один раз в 7 лет с 01.01.2019 г. Учитывая, что сроки подачи Декларации ВОС для ООО «ТЭО» не являются пропущенными, а предоставление нормативов ПДВАВ с 01.01.2019 г не требуется, то заявитель считает, что требования действующего законодательства не нарушены. Также заявитель считает, что для ООО «ТЭО» срок подачи КЭР не пропущен, поскольку с 01.01.2019 г. не отменен порядок предоставления отчетности для субъектов среднего и малого предпринимательства, содержащийся в Приказе Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитников ООО «ТЭО, Петутина А.Ю.,Щегельскую Е.Н., просивших об удовлетворении жалобы, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 28 мая 2019 года и решение судьи районного суда от 27 июня 2019 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.

Статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства в виде предупреждения или наложения административного штрафа на, в частности, юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по Тюменской области (далее по тексту также - Управление) во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 01.11.2018 г. № АГ-П9-24пр, поручения аппарата Правительства Российской Федерации от 14.01.2019 г. № П9-1082, на основании распоряжения Управления от 04.04.2019 г. № 29, в отношении юридического лица – ООО «ТЭО» в период с 10.04.0219 г. по 24.04.2019 г. проведена внеплановая документарная выездная проверка с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическим лицом требований законодательства Российский Федерации в области охраны окружающей среды и соблюдения лицензионных требований в пределах компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в части государственного экологического надзора, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, лицензионного контроля деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

По результатам проверки был составлен акт проверки № 29АОЗ от 24 апреля 2019 года, из которого следует, что ООО «ТЭО», осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке отходов III-IV классов опасности и размещению отходов IV класса по адресам: <...> км Велижанского тракта; Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1; <...> км Велижанского тракта (полигон ТБО), мусоросортировочный завод; Тюменская область, Ишимский район, 4-й км. Бердюжского тракта, территория Дымковского сельского поселения, нарушены требования природоохранного законодательства, а именно:

- в нарушение требований ст. 31.1, 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" для объектов HBOC II категории негативного воздействия на окружающую среду - полигона ТКО (код объекта HBOC 71-0172-000931-П), расположенного по адресу: Тюменская область, Ишимский район, 4 км Бердюжского тракта, территория Дымковского сельского поселения, и мусоросортировочного завода (код объекта HBOC 71-0172-001510-П), расположенного по адресу: <...> км Велижанского тракта (в районе полигона ТБО), нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не установлены, декларация о воздействии на окружающую среду в Управление не предоставлялась, уведомление о получении комплексного экологического заключения в Управление не направлялось;

- в нарушение требований ст. 31.1, 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" для объектов HBOC I категории негативного воздействия окружающую среду - полигонов ТКО, расположенных по адресу <...> км Велижанского тракта (код объекта HBOC 71-0172-000856-П); Тюменская область, г. Тобольск, район ЗК площадка 1 (код объекта HBOC 71-0172-00085 8-П), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не установлены, заявление на получение комплексного экологического заключения в Управление не направлялось.

Из материалов дела следует, что ООО «ТЭО» 22.11.2018 г. в адрес Управления подавало на рассмотрение проект предельно допустимых выбросов для объекта HBOC II категории мусоросортировочного завода (код объекта HBOC 71-0172-001510-П), расположенного по адресу: <...> км Велижанского тракта, однако Управлением в установлении нормативов предельно допустимых выбросов отказано, о чём обществу дан ответ № 03/5-6085 от 19.12.2018 г. Таким образом, данный объект НВОС на время проведения проверки какой либо разрешительной документации не имел.

В силу ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 2). Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 3). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 4).

Из вышеуказанной ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции от 29.07.2018 г. следует, что установленное пунктом 4 ранее действовавшей редакции исключение для субъектов малого и среднего предпринимательства, отнесенных к таковым в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и к которым относится ООО «ТЭО», по обязанности разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 года исключено. Кроме того, установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (п. 16 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (ч. 1). Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (ч. 2). Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать следующую информацию: обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ч. 3). Подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения (ч. 5). Комплексное экологическое разрешение содержит: нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч. 10).

В силу положений ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов (ч. 1). С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 1.1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (ч. 1.2). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение (ч. 7).

В силу требований распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий», в данный перечень входит, в частности, следующая деятельность: утилизация и обезвреживание отходов, в том числе термическими способами; размещение отходов производства и потребления.

Согласно положений ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (ч. 1). Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (ч. 4). Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников (ч. 6).

Из норм действующего законодательства, в частности п. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, п. 2 ст. 3, ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды России от 16.02.2010 г. № 30 (далее также - Порядок № 30) следует, что до 01.01.2019 г. субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образовывались отходы, были обязаны представлять в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. При этом отчетным периодом являлся год, а срок представления был установлен 15 января года, следующего за отчетным периодом (п.п. 4, 5 Порядка № 30), в том числе для отчётности по итогам 2018 года.

Таким образом те обстоятельства, что ООО «ТЭО» представило отчётность по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую природную среду, находившимся у него в ведении по состоянию на 01.01.2019 года; то, что по объектам НВОС: Полигон ТКО <...> км Велижанского тракта, а также Полигон ТКО г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1 имеются разрешения на срок до 12.03.2025 г. на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 12.03.2018 № 24 и № 25 соответственно; а также указываемые ООО «ТЭО» обстоятельства, связанные со сроками начала эксплуатации указанным обществом полигона ТКО в Ишимском районе и сроками установления категорий указанному объекту, а также мусоросортировочному заводу в г. Тюмени, не свидетельствуют о том, что указанное общество предприняло предусмотренные действующим законодательством меры по получению и подаче в уполномоченный орган разрешительной документации.

В то же время, исходя из системного толкования норм действующего законодательства, доводы ООО «ТЭО» основанные на порядке предоставления отчетности для субъектов среднего и малого предпринимательства, определяемого приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50, иного вывода также не влекут.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле и административном материале доказательствам судьёй районного суда дана оценка, соответствующая требованиям ст. 26.11 указанного Кодекса, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «ТЭО» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в минимальном размере данного вида административного наказания, предусмотренного санкцией указанной статьи, оснований к отмене постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды по Тюменской области ФИО1 № 5А от 28 мая 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 27 июня 2019 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение», поданную защитником Петутиным А.Ю., оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко