НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тындинского районного суда (Амурская область) от 25.06.2020 № 2А-424/20

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» июня 2020 года город Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Утюговой А.В.,

при секретаре Донских А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области к Лебедевой <данные изъяты> о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Амурской области обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, мотивируя тем, что в период с 19 июля 2007 года по 3 февраля 2016 года Лебедева Л.А. являлась индивидуальным предпринимателем с указанным видом деятельности по коду ОКВЭД 96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенные в другие группировки, в связи с чем, на основании пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ была обязана своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. Лебедевой Л.А. почтовой связью простой корреспонденцией были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов: от 9 января 2017 года со сроком уплаты до 26 июня 2017 года; от 24 января 2018 года со сроком уплаты до 26 февраля 2018 года; от 17 апреля 2018 года со сроком уплаты до 22 мая 2018 года; от 18 апреля 2018 года со сроком уплаты до 28 мая 2018 года; от 12 июля 2018 года со сроком уплаты до 16 августа 2018 года; от 28 сентября 2018 года со сроком уплаты до 24 октября 2018 года; от 10 октября 2018 года со сроком уплаты до 9 ноября 2018 года. В установленные сроки требования Лебедевой Л.А. не исполнены. Факт имеющейся задолженности подтверждается справкой о состоянии расчетов от 22 мая 2019 года. Инспекцией сформировано решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд по ст. 48 НК РФ от 02.11.2018г.

Административный истец просит взыскать с Лебедевой <данные изъяты> в его пользу задолженность по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до 1 января 2017 года в сумме 3 510,50 рублей; задолженность по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ на выплату страховой пенсии до 1 января 2017 года в сумме 636,30 рублей, всего 4 146,80 рублей.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Белогорске Амурской области (межрайонное).

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №7 по Амурской области не явился, направил письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебное заседание административный ответчик Лебедева Л.А., представитель заинтересованного лица ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Белогорске Амурской области (межрайонное) надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав собранные по делу письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

Согласно п.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ), утратил силу с 1 января 2017 года.

Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня исчисляется за каждый календарный год просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате налога на имущество, налога на доходы физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.

Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

Как следует из материалов дела, Лебедева Л.А. с 19.07.2007 по 03.02.2016 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, в указанный период являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В связи с невыполнением плательщиком взносов Лебедевой Л.А. обязанности по своевременной уплате суммы страховых взносов за расчетный период в установленный срок после 01 января 2017 года в соответствии с положениями частей 1-3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации Лебедевой Л.А. начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3510,5 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 636,3 руб.; всего на сумму 4146 руб. 80 коп.

09.01.2017 года Межрайонной ИФНС России № 7 Амурской области Лебедевой Л.А. направлено требование об уплате пени по страховым взносам 13656,21 руб. Срок уплаты 26.06.2017 года.

24.01.2017 года Межрайонной ИФНС России № 7 Амурской области Лебедевой Л.А. направлено требование об уплате пени по страховым взносам 1409,9 руб. Срок уплаты 26.02.2018 года.

17.04.2018 года Межрайонной ИФНС России № 7 Амурской области Лебедевой Л.А. направлено требование об уплате пени по страховым взносам 1598,28 руб. Срок уплаты 22.05.2018 года.

18.04.2018 года Межрайонной ИФНС России № 7 Амурской области Лебедевой Л.А. направлено требование об уплате пени по страховым взносам 5167,06 руб. Срок уплаты 28.05.2018 года.

12.07.2018 года Межрайонной ИФНС России № 7 Амурской области Лебедевой Л.А. направлено требование об уплате пени по страховым взносам 1441,04 руб. Срок уплаты 16.08.2018 года.

28.09.2018 года Межрайонной ИФНС России № 7 Амурской области Лебедевой Л.А. направлено требование об уплате пени по страховым взносам 132,28 руб. Срок уплаты 24.10.2018 года.

10.10.2018 года Межрайонной ИФНС России № 7 Амурской области Лебедевой Л.А. направлено требование об уплате пени по страховым взносам 2298,45 руб. Срок уплаты 09.11.2018 года.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанностью налоговых органов, является, в том числе, направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.

Судом административному истцу предлагалось представить доказательства, обосновывающие за какой период времени и в каком размере у Лебедевой Л.А. возникла задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, на которую произведено начисление пени; доказательства принудительного взыскания данной задолженности; уведомления, содержащие сведения о начисленных и неуплаченных взносов; доказательства направления требований об уплате пени и вручения их административному ответчику Лебедевой Л.А. под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требований, либо доказательства уклонения от их получения.

Между тем, в материалы дела административным истцом не представлены указанные доказательства.

С учетом изложенного, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области к Лебедевой <данные изъяты> о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области к Лебедевой <данные изъяты> о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование -отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судом 09 июля 2020 года.

Председательствующий А.В. Утюгова