НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тындинского районного суда (Амурская область) от 15.02.2016 № 2-331/2016

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2016 года г.Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Муратова В.А.,

при секретаре судебного заседания Семеновой М.А.,

с участием представителя ответчика Тимофеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовой <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тынде о включении периода службы в специальный стаж и назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Абрамова Л.А. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование требований сообщила, что в связи с достижением пенсионного возраста ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в городе Тынде Амурской области с заявлением о назначении трудовой пенсии. К заявлению приложила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы: Паспорт гражданина РФ, трудовую книжку, военный билет, справку военного комиссариата, справку государственного (муниципального) органа. Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Тынде Амурской области от «ДД.ММ.ГГГГ г. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано, при этом не включены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба по контракту во Внутренних Войсках войсковой части МВД РФ, г. Тында Амурской области. Считаю отказ в назначении пенсии незаконным, на основании Федерального закона от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с ДД.ММ.ГГГГ и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал. В оспариваемый периоды она проходила военную службу по контракту войсковой части 3539 Внутренних войск МВД РФ в г. Тынде Амурской области в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Характер ее работы в оспариваемые периоды подтверждается записью в трудовой книжке, выпиской из приказа командира войсковой части 3768, справкой о прохождении службы по контракту войсковой части 3539. Считает, что ответчик был обязан назначить ей трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением ДД.ММ.ГГГГ, отказал в этом не имея на то оснований, чем нарушил право истца на получение пенсии.

Просит суд: признать решение ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в городе Тынде Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным. Включить периоды прохождения военной службы по контракту в войсков части 3539 Внутренних войск МВД РФ с «16» июня 1993 по «05» октября 2003 в качестве делопроизводителя квартирно-эксплуатационной службы специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии старости. Обязать ответчика назначить Абрамовой Л.А. трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело без ее участия.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, представила возражения, в котором в качестве оснований отказа в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» названо, что ст.27, 28 Закона установлены основания для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. В силу абзаца 1 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочно трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления) стаж работы Абрамовой Л.А. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 13 лет 4 месяца 23 дней, а с учетом перевода работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера в работу в районах Крайнего Севера, в соотношении 1 год к 9 месяцам работа в районах Крайнего Севера составила 10 лет 00 месяцев 15 дней. Стаж на Крайнем Севере за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. составил -2 месяца 22 дня. В соответствии с пунктом 3 ч.4 статьи 30 Закона, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГг., учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР и т. д. При определении права на пенсию согласно пункту 6 ч.1 ст. 32 № 400-ФЗ Федерального закона «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера. Таким образом, имеющийся специальный стаж заявителя 10 лет 3 месяца 07 дней дает право выхода на пенсию по достижении возраста 51 год 8 месяцев, право обратиться с заявлением о назначении трудовой пенсии у истца наступает 25.05.2016г.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу по контракту в в/ч 3539, то подтверждается трудовой книжкой истца, выпиской из приказа командира войсковой части 3768 от ДД.ММ.ГГГГ с/ч, справкой в/ч 3539 (л.д. 10).

Справкой Администрации г.Тынды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) подтверждается, что войсковая часть в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно дислоцировалась на территории г.Тынды Амурской области, отнесенного к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Согласно ст.15 Федерального закона от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации», комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту, а также путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу. Статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, суд считает установленным, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Абрамова Л.А. действительно проходила военную службу по контракту в войсковой части внутренних войск МВД РФ, дислоцированной на территории г.Тынды Амурской области, отнесенного к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Тынде Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ г. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу было отказано, при этом не включены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба по контракту во Внутренних войсках в войсковой части № 3539 МВД РФ, г. Тында Амурской области.

В отношении иных периодов стажа истца спора не имеется.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраст выхода на трудовую пенсию по старости в соответствии составляет для женщин 55 лет.

Согласно ст.27, 28 названного Закона предусмотрена возможности досрочного назначения трудовая пенсия по старости при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ.

В силу абзаца 1 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочно трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Как установлено абзацем 2 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001г. Гражданам, проработавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Суд соглашается с расчетами ответчика о том, что по состоянию на дату подачи заявления в ПФР - 06.11.2014 стаж работы Абрамовой Л.А. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 13 лет 4 месяца 23 дней, а с учетом перевода работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера в работу в районах Крайнего Севера, в соотношении 1 год к 9 месяцам работа в районах Крайнего Севера составила 10 лет 00 месяцев 15 дней. Стаж на Крайнем Севере за период работы с 14.02.2011 по 06.05.2011г. составил -2 месяца 22 дня.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального Закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 ч.4 статьи 30 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002г., учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР и т. д.

При определении права на пенсию согласно пункту 6 ч.1 ст. 32 № 400-ФЗ Федерального закона «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера.

Ответчик ссылается на то, что имеющийся специальный стаж Абрамовой Л.А. составляет 10 лет 3 месяца 07 дней дает право выхода на пенсию по достижении возраста 51 год 8 месяцев, право обратиться с заявлением о назначении трудовой пенсии у истца наступает 25.05.2016.

Вопрос о включении срока службы в вооруженных силах в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости неоднократно рассматривался высшими судами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.19 утратившего свою силу Постановления от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», разъяснил, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.09.2011 по делу № 1040-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положениями статей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», высказал правовую позицию (п.2.3) о том, что военная служба является видом государственной службы. Правовое положение военнослужащих определяется специальным Законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, условием им назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им просуществовали или за ними следовали периоды работы.

Решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О).

Данная правовая позиция также была поддержана Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 19 января 2007 года по делу № 38-В06-6.

Из судебной практики следовал вывод о том, что не включение спорных периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обосновывалось, как право законодателя, а также тем, что военнослужащие не уплачивали страховые взносы в целях пенсионного обеспечения. (При этом следует учитывать, что ранее, до широкого распространения военной службы по контракту, подавляющее большинство военнослужащих получали пенсию по выслуге лет.)

По настоящему делу истцом правильно приводится ссылка на Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», которым разрешалась названная коллизия.

Согласно ч.1 ст.1 названного Федерального закона, гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу… или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.

Статьями 2-3 названного Федерального закона, устанавливаются правила определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) лицам, указанным в статье 1 названного Федерального закона…, которое производится с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды службы (работы), имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 года, подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета; и правила определения суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета.

Действующее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в п.24 содержит разъяснение о том, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

В тоже время, указанный Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» прямо не содержит вывод о том, что он распространяет свое действие на вопрос о включении периода прохождения военной службы по контракту в местностях приравненных к районам Крайнего Севера в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В силу части 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что необходимо принять по внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, повторенную в Постановлении от 24 марта 2015 года № 647-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть принятом после вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».

Согласно названной правовой позиции (п.2.3 Определения) подтверждается вывод о том, что Решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О и др.).

Приведенная правовая позиция разделяется и Амурским областным судом (апелляционное определение от 29.07.2013 по делу № 33АП-2362/13).

В связи с изложенным, руководствуясь Федеральным законом от № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика по отказу в досрочном назначении Абрамовой Л.А. трудовой пенсии по старости не содержится нарушений законодательства, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Абрамовой <данные изъяты> – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Последний срок подачи апелляционной жалобы ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий В.А. Муратов