Дело №2а-691/20
УИД 28RS0023-01-2020-001028-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тында 10 июля 2020 года
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Мироненко Ю.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области к Дорониной Татьяне Владимировне о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, пени по УСН,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Амурской области обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, мотивируя тем, что Доронина Т.В. в период с 22.06.2009 по 26.08.2015 являлась индивидуальным предпринимателем с указанным видом деятельности по коду ОКВЭД 74.14 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. В связи с этим она обязана на основании п.1 ч.2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ст.419 НК РФ за указанный период правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. Дорониной Т.В. 07.05.2019 через личный кабинет направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов: № 16167 от 09.04.2019 со сроком уплаты до 14.05.2019. В требовании №16167 указана задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии 1 799,73 руб., пени 1 672,46 руб.; по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 г. 6 584,51 руб., пени 253,02 руб.; по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 г. 5 681,94 руб., пени 2 602,07 руб. После частичной уплаты страховых взносов и пени задолженность составила: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии 106,89 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 - 253,02 руб.; общая сумма задолженности по пени составила 359 рублей 91 коп. Также Доронина Т.В. является плательщиков налога по упрощенной системе налогообложения (УСН). 19.08.2015 Дорониной Т.В. была налоговый орган декларация по УСН за 2014 год в суммой к уплате 9203 руб. В связи с несвоевременной уплатой налога налогоплательщику была начислена пеня в сумме 560,27 руб. и направлено требование № 16167, в котором также указана пеня за период до 2011 года в сумме 90,28 руб. Общая сумма задолженности по пене по УСН 650,55 руб. В установленный в требовании срок требования Доронина Т.В. не исполнила.
Административный истец просил взыскать с Дорониной Татьяны Владимировны задолженность по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до 01.01.2017 в сумме 253,02 руб.; задолженность по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ на выплату накопительной пенсии в сумме 106,89 руб.; задолженность по пене по УСН в сумме 560,27 руб.; задолженность по пене по УСН за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011, в сумме: 90,28 руб. Общая сумма к взысканию: 1 010 рублей 46 коп.
В порядке ст.292 КАС РФ административному ответчику было направлено определение о подготовке к рассмотрению административного дела с разъяснением права возражать против применения правил упрощенного производства. В установленные определением срок возражений относительно применения порядка упрощенного производства Доронина Т.В. в суд не представила.
Возражений по существу заявленных требований от административного ответчика также не поступило.
Исследовав собранные по делу письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Доронина Т.В. с 22.06.2009 по 26.08.2015 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, в указанный период являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, до 31 декабря 2016 года регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". С 01 января 2017 года данный закон утратил силу. Между тем, поскольку административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 2009 по 2015 годы, ее обязанность по уплате страховых взносов регулировалась данным Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно пп.2 п.1 ст.5 указанного Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Статьей 10 этого же Федерального закона расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (п.1, 2).
На основании ст.14 данного Федерального закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В связи с невыполнением плательщиком взносов Дорониной Т.В. обязанности по своевременной уплате суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до 01.01.2017 г., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до 01.01.2017 г., на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в соответствии с положениями частей 1-3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации Дорониной Т.В. начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до 01.01.2017 г. в сумме: 253,02 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 106,86 руб.
Кроме этого Доронина Т.В. в указанный период являлась плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения (УСН).
В соответствии с п.1 ст.346.11, п.1 ст.346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
На основании п.1 ст.346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются доходы.
Налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. (ст.346.19 НК РФ).
Согласно п.7 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За своевременное невыполнение обязанности по уплате налога по УСН за 2014 год на основании ч. 1-3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации Дорониной Т.В. начислена пеня в размере 560 руб. 27 коп. Кроме этого Дорониной Т.В. начислена пеня за истекший до 2011 года период в сумме 90 руб. 28 коп.
Межрайонной ИФНС России № 7 Амурской области Дорониной Т.В. выставлено требование № 16167 от 09.04.2019 об уплате недоимки по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии в сумме 106,89 руб.; по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 - 253,02 руб.; по пене по УСН в сумме 560,27 руб., по пене за период до 2011 года в сумме 90,28 руб. со сроком уплаты до 14.05.2019. Требование направлено 07.05.2019 через личный кабинет.
Требования налоговой инспекции в полном объеме ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, задолженность по пеням до настоящего времени не оплачена, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Срок на обращение в суд в порядке приказного производства, а также в суд с административным исковым заявлением налоговым органом не пропущен.
Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, Определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17.02.2015 года N 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
В силу пп. 2 и 5 ч. 1, ч. 2 ст. 287 КАС Российской Федерации по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.
При принятии административного дела к производству административному ответчику судом предлагалось представить актуальные сведения, подтверждающие наличие у административного ответчика задолженности по УСН, в том числе за период, истекший до 2011 года, размер недоимки с указанием срока уплаты налога, периода образования недоимки для пени, сумм уплаченных налогоплательщиком в счет погашения задолженности по УСН, сумм списанных налоговым органом; ставки пени; принятые налоговым органом меры по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до 01.01.2017 г., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, сведения о дате и размере частичной оплаты пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, с приложением судебных актов, если таковые выносились, а также сведения об их исполнении, либо сведения о дате и размере добровольной уплаты таких недоимок.
Однако ответчиком суду не представлен мотивированный расчет пени с указанием суммы недоимки по налогу по УСН, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до 01.01.2017 г., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии; за какой период времени и в каком размере у Дорониной Т.В. возникла недоимка, дата ее фактической уплаты, количества дней просрочки исполнения обязанности по уплате налогов и взносов, а также доказательства, подтверждающие, соблюден ли в отношении данной задолженности порядок принудительного взыскания.
Из представленных в материалы административного дела доказательств следует, что обоснованность расчета пени в размере заявленной суммы не доказана, так как она начислена на недоимку, не являющуюся предметом требований. Сам по себе факт указания в требованиях налогового органа недоимки не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности ее начисления.
Доказательства принудительного взыскания недоимки по налогу по УСН, в том числе за истекший до 2011 года период, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до 01.01.2017 г., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии либо ее добровольной оплаты с нарушением установленного законом срока административным истцом в дело представлены не были, что исключает возможность проверки актуальности расчета и взыскания с административного ответчика пени в заявленном размере, поскольку пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных административным истцом требований и об отказе в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 7 Амурской области о взыскании с Дорониной Т.В. пени по страховым взносам, пени по налогу по УСН.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области к Дорониной Татьяне Владимировне о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, пени по налогу по УСН отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ю.Г.Мироненко