Дело №
УИД 28RS0№-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 года город Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Муратова В.А.,
при помощнике судьи Мишиной К.В.,
с участием истца Трифоновой А.В.,
представителя ответчика Администрации г.Тында Панина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифоновой <данные изъяты> к Администрации г.Тынды, Муниципальному унитарному предприятию г.Тынды «Тында» об индексации заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Муниципальным образованием <адрес>, в лице Администрации <адрес> заключен трудовой договор №, согласно которому она была назначена на должность директора муниципального унитарного предприятия <адрес> «Тында» для осуществления функции единоличного управления предприятием.
Она неоднократно увольнялась с работы в названной должности и восстанавливалась на ней.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением об издании распоряжения об индексации заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.
Администрация <адрес> в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ отказала в издании соответствующего распоряжения, сославшись на то, что статья 134 ТК РФ на директоров муниципальных унитарных предприятий не распространяется, так как условия оплаты труда данной категории установлены статьей 145 ТК РФ.
Согласно п.8, 9 Положения об оплате труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, истцу необходимо предоставить соответствующие документы.
Данным ответом Администрация <адрес> ввела истца в заблуждение.
Работникам администрации <адрес>, а также работникам МУП «Тында» индексация заработной платы проводилась в 2021 году и 2022 году.
Истец обратилась в Государственную инспекцию труда по <адрес> 18.07.2023№ ПГ/16804, и ДД.ММ.ГГГГ ей поступил ответ исх. №-ОБ/10-1022-ОБ/77-96 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором поддержана ее позиция.
Просила суд:
Признать за ФИО1 право на индексацию заработной платы с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.
Признать отказ Администрации <адрес> произвести индексацию заработной платы, выраженный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№, незаконным.
Обязать администрацию <адрес> проиндексировать заработную плату ФИО1 за 2021 - 2023 согласно индексу потребительских цен на товары и услуги в <адрес>.
Обязать муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Тында» выплатить причитающиеся ФИО1 суммы индексации за 2021, 2022, 2023 годы.
Взыскать с Администрации <адрес>, муниципального унитарного предприятия <адрес> «Тында» солидарно в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 на иске настаивала.
Представитель ответчика администрации <адрес>ФИО3 с иском не согласился, поддержал доводы письменных возражений от ДД.ММ.ГГГГ и дополнений к возражениям от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 была принята на работу на должность директора муниципального унитарного предприятия <адрес> «Тында».
Изложенное не оспаривается сторонами и подтверждается распоряжением о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ№-к, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ№.
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п ФИО1 была освобождена от занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 были удовлетворены названное распоряжение было признано незаконным.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО1 восстановлена в должности директора муниципального унитарного предприятия «Тында», с ДД.ММ.ГГГГ, с сохранением ранее установленных должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат; распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-к «Об освобождении от занимаемой должности» отменено; Муниципальному унитарному предприятию «Тында» дано распоряжение выплатить среднюю заработную плату за все время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п ФИО1 вновь была освобождена от занимаемой должности по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
В распоряжении постановлено: директору МУП «Тында» ФИО1: выплатить компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 46 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 01.03.2021гг.: выплатить компенсацию ФИО1 за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 50 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 01.03.2022гг.; выплатить компенсацию ФИО1 за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 17 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 12.07.2022гг.; произвести окончательный расчет по заработной плате пропорционально отработанному времени. (п. 2 Распоряжения). Бухгалтерии МУП «Тында» произвести выплату компенсации за неиспользованный отпуск за счет собственных средств предприятия с учетом выплаченной ранее компенсации за неиспользованный отпуск.(п. 3 Распоряжения).
Решением Благовещенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 была восстановлена в должности директора МУП «Тында» с ДД.ММ.ГГГГ<адрес> определением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение оставлено в силе.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 распоряжением администрации <адрес>№-к восстановлена на работе в должности директора МУП «Тында» с ДД.ММ.ГГГГ, сохранив ранее установленные должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Распоряжениями администрации <адрес>ФИО1 предоставлен отпуск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-к «О прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении)» действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенного с ФИО1 прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – истечение срока трудового договора. Пунктом 3 распоряжения предусмотрено: директору Муниципального унитарного предприятия «Тында» выплатить ФИО113 в лень увольнения: денежную компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 18 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 01.03.2023г.; произвести окончательный расчет по заработной плате пропорционально отработанному времени. Оплату неиспользованных (в связи с наступлением временной нетрудоспособности (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ) в период ежегодного оплачиваемого отпуска (с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ) дней отпуска считать денежной компенсацией.
Истец считает что ей в нарушение действующего законодательства не производилась индексация заработной платы, и обратилась в суд с иском о возложении на ответчика обязанности проиндексировать заработную плату за период 2021-2023 года.
Требования ФИО1 суд находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статьями 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные права и обязанности работника и работодателя, в числе которых право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы. Этому праву работника корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с абз. 4 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в числе прочего, меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
На основании ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Между тем, статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации «Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций» установлены соответствующие особенности, относящиеся в том числе и к истцу, как руководителю предприятия:
Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров … муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий … определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Предельный уровеньПредельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров … государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен: …
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в части второй настоящей статьи, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров … муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, включенных в перечни, утвержденные … органами местного самоуправления.
Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
Соответствующим нормативным правовым актом в г.Тынде является Положение об оплате труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий, утвержденное Постановлением Администрации города Тында от 16.01.2017 № 49.
Согласно пункту 8 названного Положения: «Должностной оклад руководителя изменяется при изменении величины коэффициента кратности и (или) одновременно с увеличением тарифных ставок (окладов) работников предприятия путем внесения соответствующих изменений в трудовой договор.»
Пунктом 9 названного Положения определено, что: «Для установления или изменения размера, должностного оклада руководитель предприятия представляет в Администрацию города: заявление руководителя об изменении должностного оклада; данные о списочной численности, штатное расписание предприятия и приказ о его введении;
выписку из коллективного договора об установлении минимальной величины тарифной ставки работников основной профессии, обоснование тарифной ставки работников основной профессии;
форму федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
расчет должностного оклада руководителя;
финансовые и производственные показатели деятельности предприятия, отраженные в бухгалтерской и статистической отчетности;
справку о фактической заработной плате руководителя за предыдущий расчетный период».
В соответствии с п. 10 названного Положения: «Руководители предприятий несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за своевременность предоставления, а также за полноту и достоверность сведении, указанных в документах, установленных подпунктом 8.1 и пунктом 9 настоящего Положения».
Таким образом, в точном соответствии со ст. 145 Трудового кодекса Российской Федерации в г.Тынде действует - Положение об оплате труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий, утвержденное Постановлением Администрации города Тында от 16.01.2017 № 49 – нормативный правовой акт органа местного самоуправления, определяющий условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий.
Названным нормативным правовым актом, в соответствии со ст.134 Трудового кодекса Российской Федерации определен и порядок обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы отдельной категории работников - руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Тында.
Приведенные нормы Положение соответствуют п.12.1 Трудового договора истца: «Должностной оклад «Директору» устанавливается (изменяется) в соответствии с нормативными правовыми актами города.»
Как следует из содержания перечисленных норм указанного Положения, должностной оклад руководителя изменяется при изменении величины коэффициента кратности и (или) одновременно с увеличением тарифных ставок (окладов) работников предприятия – то есть должностной оклад руководителя увеличивается в не меньшем размере, чем у работников.
Таким образом, действующий в г.Тынде порядок не нарушает права руководителей муниципальных унитарных предприятий.
Для этого руководители должны представить пакет документов, перечисленный в п.9 названного Положения.
Соответствующие разъяснения содержатся в оспариваемом истцом ответе Администрации г.Тынды от 22.07.2022 № 4303-31.
Ранее состоявшимся решением Тындинского районного суда Амурской области от 16.06.2023 по делу № 2-433/2023 было отказано в удовлетворении исковых требований Трифоновой А.В. к Администрации г.Тынды о признании незаконным отказа в индексации заработной платы, возложении обязанности издать распоряжение об индексации заработной платы – по мотиву не соблюдения истцом порядка, предусмотренного п.9 названного Положения (непредставления необходимых документов).
Что не лишает Трифонову А.В. права вновь поставить соответствующий вопрос, при предоставлении необходимых документов.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности проиндексировать ее заработную плату за период 2021-2023 не имеется.
Поскольку основное требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести индексацию заработной платы признано судом необоснованным и не подлежащим удовлетворению, соответственно, не подлежат требования о взыскании суммы индексации за 2021, 2022, 2023 годы и компенсации морального вреда, так как при рассмотрении исковых требований Трифоновой А.В. судом не был установлен факт нарушения ее трудовых прав.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Трифоновой <данные изъяты> – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий В.А. Муратов