Дело №2-476/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года г.Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Мироненко Ю.Г.,
при секретаре Ганичевой Т.С.,
с участием помощника Тындинского городского прокурора Яковенко Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Монолит Инвест» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов на лесной участок,
УСТАНОВИЛ:
Тындинский городской прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что Тындинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства в отношении лесопользователей, осуществляющих свою деятельность на территории Тындинского района, в ходе которой установлено следующее. Указанные в ст. 53.1 Лесного кодекса меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. В ходе проверки установлено, что между Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ООО «Монолит Инвест» 09.06.2017 заключен договор аренды лесного участка № 139 площадью 16,754 га в кварталах 551 (части выделов 3, 7, 8, 9), 556 (части выделов 1, 3, 10, 11, 13), 557 (части выделов 1, 2, 3), 528 (части выделов 4, 5, 9, И, 12), 540 (части выделов 18, 19, 25, 26, 29, 30, 35, 36), 541 (части выделов 1, 6, 13), 542 (части выделов 5, 8, 9, 10, 28), 543 (части выделов 24, 25, 26), 544 (части выделов 10, 11, 12, 13), 454 (части выделов 17, 18, 19), 552 (части выделов 1, 2, 10), 553 (части выделов 1, 2, 3, 4, 13, 17, 18, 19, 20), 554 (части выделов 5, 6, 11, 13) Унахинского участкового лесничества, со сроком действия договора на 5 лет. Проект освоения лесов с положительным заключением экспертизы ООО «Монолит Инвест» на момент проверки (по состоянию на 22.02.2018) не разработан. Отсутствие разработанного проекта освоения лесов свидетельствует и о непринятии ООО «Монолит Инвест» мер по подготовке к пожароопасному периоду 2018 года на арендуемом лесном участке. Несоблюдение ООО «Монолит Инвест» указанных требований законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, затрудняет контроль уполномоченных органов за деятельностью организации на предоставленном лесном участке, а также может повлечь за собой нанесение вреда окружающей среде. Просил обязать общество с ограниченной ответственностью «Монолит Инвест» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: разработать проект освоения лесов на лесной участок, расположенный в кварталах 551 (части выделов 3, 7, 8, 9), 556 (части выделов 1, 3, 10, 11, 13), 557 (части выделов 1, 2, 3), 528 (части выделов 4, 5, 9, 11, 12), 540 (части выделов 18, 19, 25, 26, 29, 30, 35, 36), 541 (части выделов 1, 6, 13), 542 (части выделов 5, 8, 9, 10, 28), 543 (части выделов 24, 25, 26), 544 (части выделов 10, 11, 12, 13), 454 (части выделов 17, 18, 19), 552 (части выделов 1, 2, 10), 553 (части выделов 1, 2, 3, 4, 13, 17, 18, 19, 20), 554 (части выделов 5, 6, 11 13) Унахинскогоучасткового лесничества ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество»; представить его для государственной экспертизы в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области; принять меры по организации проведения противопожарных профилактических мер на арендуемой территории.
Определением Тындинского районного суда от 06 марта 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Ответчик ООО «Монолит Инвест», третьи лица ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, надлежащим образом извещенные о дате слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Судом с учетом положений ч.3, 4 ст.167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела без участия неявившихся представителей.
В судебном заседании помощник Тындинского городского прокурора Яковенко Е.Г. настаивала на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Выслушав доводы помощника прокурора, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. ст. 9, 15 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, которая обеспечивается посредством соблюдения природопользователями основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно требованиям ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. (ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий или использующими леса лицами.
Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров.
Меры пожарной безопасности в лесах предусмотрены ч.1 ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации и включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. (ч.2).
Как следует из статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. (ч.1).
Меры противопожарного обустройства лесов (ч.2) включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. (ч.3).
На основании ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В силу ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела усматривается, что между Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ООО "Монолит Инвест" 09 июня 2017 года заключен договор № 139 аренды лесного участка площадью 16,754 га, расположенного в кварталах 551 (части выделов 3, 7, 8,9), 556 (части выделов 1, 3, 10, 11, 13), 557 (части выделов 1, 2, 3), 528 (части выделов 4, 5, 9, 11, 12), 540 (части выделов 18, 19, 25, 26, 29, 30, 35, 36), 541 (части выделов 1, 6, 13), 542 (части выделов 5, 8, 9, 10, 28), 543 (части выделов 24, 25, 26), 544 (части выделов 10, 11, 12, 13), 545 (части выделов 17, 18, 19), 552 (части выделов 1,2,10), 553 (части выделов 1,2, 3, 4, 13, 17, 18, 19, 20), 554 (части выделов 5, 6, 11, 13) Унахинского участкового лесничества ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», целевое использование лесов - геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых и заготовка древесины. Указанный лесной участок, являющийся государственной собственностью.
В соответствии с п.п. «г» п.11 договора арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
То есть ООО «Монолит Инвест» должен был разработать проект освоения лесов и представить Арендодателю для проведения государственной экспертизы в срок до 10 декабря 2017 года.
Как следует из сообщения ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», по состоянию на 22.02.2018 года проект освоения лесов ООО «Монолит Инвест» не представлен.
Бездействие ООО «Монолит Инвест», выразившееся в непринятии мер по разработке проекта освоения лесов и непредставления его Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области для проведения государственной экспертизы в установленный срок свидетельствует о нарушении арендатором условий договора аренды лесного участка, федерального законодательства об охране лесов, а также нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, установленное статьей 42 Конституции РФ, затрудняет контроль уполномоченных органов за деятельностью организации на предоставленном лесном участке, может повлечь за собой нанесение вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах, исковые требования Тындинского городского прокурора о возложении на ООО «Монолит Инвест» обязанности разработать проект освоения лесов на лесной участок, расположенный в кварталах 551 (части выделов 3, 7, 8, 9), 556 (части выделов 1, 3, 10, 11, 13), 557 (части выделов 1, 2, 3), 528 (части выделов 4, 5, 9, 11, 12), 540 (части выделов 18, 19, 25, 26, 29, 30, 35, 36), 541 (части выделов 1, 6, 13), 542 (части выделов 5, 8, 9, 10, 28), 543 (части выделов 24, 25, 26), 544 (части выделов 10, 11, 12, 13), 454 (части выделов 17, 18, 19), 552 (части выделов 1, 2, 10), 553 (части выделов 1, 2, 3, 4, 13, 17, 18, 19, 20), 554 (части выделов 5, 6, И, 13) Унахинского участкового лесничества ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество»; представить его для государственной экспертизы в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области; принять меры по организации проведения противопожарных профилактических мер на арендуемой территории являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 27 постановления Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом возможностей ответчика по исполнению решения суда, невысокой степени затруднительности исполнения судебного акта, суд полагает, что действия по разработке проекта освоения лесов на лесной участок, представлению его для государственной экспертизы в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и принятию меры по организации проведения противопожарных профилактических мер на арендуемой территории должны быть совершены в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со ст. 98 и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ в сумме 4000 рублей.
Руководствуясь ст. ст.196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тындинского городского прокурора удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Монолит Инвест» обязанности:
- разработать проект освоения лесов на лесной участок, расположенный в кварталах 551 (части выделов 3, 7, 8, 9), 556 (части выделов 1, 3, 10, 11, 13), 557 (части выделов 1, 2, 3), 528 (части выделов 4, 5, 9, 11, 12), 540 (части выделов 18, 19, 25, 26, 29, 30, 35, 36), 541 (части выделов 1, 6, 13), 542 (части выделов 5, 8, 9, 10, 28), 543 (части выделов 24, 25, 26), 544 (части выделов 10, 11, 12, 13), 454 (части выделов 17, 18, 19), 552 (части выделов 1, 2, 10), 553 (части выделов 1, 2, 3, 4, 13, 17, 18, 19, 20), 554 (части выделов 5, 6, 11, 13) Унахинского участкового лесничества ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество»;
- представить разработанный проект освоения лесов для государственной экспертизы в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области;
- принять меры по организации проведения противопожарных профилактических мер на арендуемой территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Монолит Инвест» в доход местного бюджета муниципального образования г.Тынды государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Г. Мироненко
Решение в окончательной форме изготовлено судом 06 апреля 2018 года.