Дело №12-26/2018
Р Е Ш Е Н И Е
пгт. Тяжинский 24 апреля 2018 года
Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе судьи
Герасимова С.Е.,
с участием защитника ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Тяжинская районная больница» на постановление Государственного инспектора труда в Кемеровской области Редькина С.В. от 15 марта 2018 года №05/12/84/05-3-18 о назначении административного наказания,
у с т а н о в и л:
Постановлением Государственного инспектора труда в Кемеровской области Редькина С.В. от 15 марта 2018 года №05/12/84/05-3-18 государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Тяжинская районная больница» (далее ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КРФ об АП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» обратилось в суд с жалобой на данное постановление, считает, что при назначении наказания должностным лицом не в полном объеме учтены обстоятельства, связанные с характером и последствиями совершенного административного правонарушения, степенью вины, а также имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, поскольку вмененное учреждению административное правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий общественным интересам, либо имущественный ущерб. Производить оплату штрафа ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» предстоит из средств от приносящей доход деятельности, однако этих средств недостаточно для оплаты всей суммы. Указывает, что размер административного штрафа является несоразмерным выявленному нарушению, существенно нарушает принципы и цели, на защиту которых направлено государственное регулирование в сфере охраны труда и влечет ограничение прав юридического лица. Просит учесть тот факт, что СИЗ (спецодежда) для работников приобретена и выдана в полном объеме в 2017 году, однако данный факт не отражен в личной карточке учета СИЗ, из чего инспектором сделан вывод о том, что спецодежда работникам не выдана.
Просит постановление №05/12/84/05-3-18 от 15 марта 2018 года Государственного инспектора труда в Кемеровской области Редькина С.В. изменить, снизив размер административного штрафа до 65000 рублей.
В судебном заседании защитник ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» ФИО1 настаивает на удовлетворении жалобы, поддержала доводы, изложенные в жалобе. Пояснила, что вину юридического лица в правонарушении не оспаривает, оспаривает только размер наказания.
Государственный инспектор труда в Кемеровской области Редькин С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен, представил ходатайство, в котором просит рассмотреть жалобу без его участия.
Суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и рассмотревшего дело – Редькина С.В.
Выслушав защитника юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КРФ об АП при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
При этом в силу ч.3 ст.30.6 КРФ об АП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно акту проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права №05/12/84/05-18 26 февраля 2018 года на основании распоряжения №42/12-476-18-И от 05.02.2018 по коллективному обращению работников отделения скорой медицинской помощи была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница».
Согласно протоколу №05/12/84/05-3-18 об административном правонарушении от 15 марта 2018 года ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» будучи юридическим лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, являясь в соответствии со ст. 2.10. КРФ об АП субъектом административной ответственности, допустило нарушения трудового законодательства Российской Федерации, а именно, как работодатель не выдало работникам В.Е.А., В.В.П., Щ.А.М.П.Р.В., Ш.А.В., Ш.В.В., Т.И.В., Е.Н.И. и др. в установленном порядке в соответствии с нормами спецодежду, чем нарушило абз.6, ч.2, ст.212, ст.221 Трудового кодекса РФ, п.4 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н. Действия ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» административным органом квалифицированы по ч.4 ст.5.27.1 КРФ об АП.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст.28.2 КРФ об АП, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется.
На основании выявленных нарушений Государственным инспектором труда в Кемеровской области Редькиным С.В. 15 марта 2018 года было вынесено постановление №05/12/84/05-3-18 о назначении административного наказания – ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КРФ об АП, в связи с чем ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
Согласно ст.2.1 КРФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КРФ об АП, образует нарушение законодательства о труде и об охране труда, а именно необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии со ст.221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4, 5, 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н - работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н). Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Согласно п.14 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
В соответствии с «Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 г. N 997н к средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, органов слуха, глаз, предохранительные приспособления).
Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н.
Согласно п.14 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).
Таким образом, выводы должностного лица - Государственного инспектора труда в Кемеровской области Редькина С.В. о наличии вины ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» в совершении вменяемого правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах. ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.5.27.1 КРФ об АП.
Доказательства объективной невозможности соблюдения юридическим лицом требований трудового законодательства Российской Федерации в материалах дела отсутствуют, какие-либо иные обстоятельства, исключающие его вину в совершении правонарушения, не установлены.
Согласно части 1 статьи 1.5 КРФ об АП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При рассмотрении настоящей жалобы защитник юридического лица не оспаривает своей вины в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 4.1 КРФ об АП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КРФ об АП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КРФ об АП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановления по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.3 ст.4.1 КРФ об АП при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В соответствие с ч.1 ст.123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация.
Принимая во внимание доводы представителя ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» об имущественном и финансовом положении, а так же учитывая, что данное административное правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий общественным интересам либо имущественный ущерб, а также учитывая, что спецодежда для работников приобретена в 2017 году, что подтверждается копиями договоров поставки медицинской одежды №31, №32 от 03.08.2017, государственным контрактом на поставку товара №2017.477094 от 10.11.2017, суд считает, что назначенное административным органом наказание не соответствует перечисленным обстоятельствам, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица. Поэтому с учетом данных исключительных обстоятельств дела считает возможным применить положения, предусмотренные п.п.3.2., 3.3. ст.4.1. КРФ об АП и снизить размер назначенного ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» наказания в виде штрафа до 65 000 рублей, что отвечает принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КРФ об АП,
решил:
Жалобу ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» удовлетворить.
Постановление Государственного инспектора труда в Кемеровской области Редькина С.В. от 15 марта 2018 года №05/12/84/05-3-18 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КРФ об АП, в отношении ГБУЗ КО «Тяжинская районная больница» изменить – снизить размер наказания в виде штрафа до 65000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Е. Герасимов