НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 30.05.2018 № 3А-88/2018

Дело № 3а-88/2018

Решение

Именем Российской Федерации

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Гарибмамадовой С.С.

с участием: прокурора Артюшина Е.В.

представителя административного истца ООО «Вышневолоцкая ТГК» ФИО1,

представителя административного ответчика - Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области ФИО2,

представителя заинтересованного лица - Правительства Тверской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Вышневолоцкая ТГК» об оспаривании приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 19 декабря 2017 года № 392-нп,

установил:

Пунктом 1 приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 19 декабря 2017 года № 392-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 года № 332-нп», опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 декабря 2017 года, внесены изменения в приказ ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 года № 332-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей городского округа город Вышний Волочек на 2016-2018 годы».

Таблица «Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкая ТГК» для потребителей городского округа город Вышний Волочек на 2016-2018 годы» приложения № 1 изложена в новой редакции согласно приложению № 1 (подпункт «а» пункта 1 приказа от 19 декабря 2017 года № 392-нп).

В данной таблице установлены размеры тарифов для потребителей городского округа город Вышний Волочек, подключенных к распределительным тепловым сетям, на 2016-2018 годы:

- для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС):

с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1541,58 руб./Гкал,

с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1602,49 руб./Гкал,

с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1602,49 руб./Гкал,

с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1632,96 руб./Гкал,

с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 1548,13 руб./Гкал,

с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 1583,18 руб./Гкал;

- для населения (тариф с учетом НДС):

с 01.01.2016 по 30.06.2016 – 1819,06 руб./Гкал,

с 01.07.2016 по 31.12.2016 – 1890,94 руб./Гкал,

с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1890,94 руб./Гкал,

с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1926,89 руб./Гкал,

с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 1826,79 руб./Гкал,

с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 1868,15 руб./Гкал.

Приложение № 1 дополнено таблицей «Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкая ТГК», для потребителей городского округа город Вышний Волочек, подключенных к магистральным тепловым сетям, на 2016-2018 годы» согласно приложению № 2 (подпункт «б» пункта 1 приказа от 19 декабря 2017 года № 392-нп).

В указанной таблице установлены размеры тарифов на 2018 год:

- для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС):

с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 1289,13 руб./Гкал,

с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 1320,18 руб./Гкал;

- для населения (тариф с учетом НДС):

с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 1521,17 руб./Гкал,

с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 1557,81 руб./Гкал.

21 февраля 2018 года ООО «Вышневолоцкая ТГК» осуществляющее деятельность по производству в режиме комбинированной выработки, передаче и сбыту тепловой энергии на территории города Вышний Волочек Тверской области, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими подпунктов «а», «б» пункта 1 и приложений № 1 и № 2 к приказу ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2017 года № 392-нп.

Заявленные требования с учетом их дополнительного обоснования от 16 апреля 2018 года, 15 и 24 мая 2018 года, мотивированы тем, что ГУ РЭК Тверской области неправомерно изменило размер тарифов с 01 января 2018 года, то есть второй раз в течение расчетного периода регулирования, поскольку первое изменение произведено с 01 июля 2017 года (т. 2, л.д. 122, т. 3, л.д. 11, 96).

Также при расчете тарифов необоснованно занижена сумма необходимой валовой выручки ООО «Вышневолоцкая ТГК».

В части неподконтрольных расходов, относимых на производство тепловой энергии, уменьшены расходы на амортизацию на 4517500 рублей, на уплату налога на прибыль на 895300 рублей. В отношении неподконтрольных расходов, относимых на передачу тепловой энергии и теплоносителя, уменьшены расходы на отчисления на социальные нужды на 1097 100 рублей.

Расходы на приобретение электроэнергии снижены на 1521 800 рублей.

Расчетная предпринимательская прибыль в сумме 3581300 рублей в состав необходимой валовой выручки не включена полностью.

Выпадающие доходы на сумму 12374658,54 рублей, образовавшиеся за период с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года в связи с превышением утвержденного ГУ РЭК Тверской области объема отпуска тепловой энергии с коллекторов над фактическим объемом, не учтены.

Кроме того, ГУ РЭК Тверской области завысило объемные показатели деятельности организации.

В частности, объем отпуска тепловой энергии с коллекторов установлен равным 146830 Гкал, а не 134739 Гкал (фактический отпуск за 2016 год), при том, что за три последних года этот показатель в среднем равен 136485,66 Гкал. Как следствие, объем полезного отпуска от источника установлен равным 145770 Гкал вместо 133679 Гкал, а объем полезного отпуска из магистральной сети - 129310 Гкал вместо 117219 Гкал.

Объем полезного отпуска из распределительной сети неверно определен равным 110118 Гкал, а не 93673 Гкал. Дополнительной причиной завышения данного показателя послужило неправильное определение нормативных потерь тепловой энергии в распределительных сетях, объем которых по расчету ГУ РЭК Тверской области составил 16334 Гкал вместо 20688 Гкал – показателя 2015 года, предусмотренного приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 27 ноября 2014 года № 190-сл.

ООО «Вышневолоцкая ТГК» указывает, что занижение необходимой валовой выручки и завышение объема полезного отпуска тепловой энергии явилось следствием нарушения ГУ РЭК Тверской области норм Федерального закона от 27 июля 2010года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012года № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, привело к значительному снижению установленного тарифа на тепловую энергию, что повлечет убытки истца в общей сумме 61951861,80 рублей.

В судебном заседании представитель ООО «Вышневолоцкая ТГК» ФИО1 заявленные требования поддержал.

Представитель ГУ РЭК Тверской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве и дополнениях к нему, где указано, что оспариваемый приказ ГУ РЭК Тверской области принят в пределах полномочий регулирующего органа и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО3 поддержала возражения административного ответчика.

Заинтересованное лицо – ФАС России, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области, определенной пунктом 13 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, согласно которому ГУ РЭК Тверской области в сфере теплоснабжения устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность) в том числе поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, являются одним из видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию.

ООО «Вышневолоцкая ТГК» на основании постановления Мэра города Вышний Волочек от 21 апреля 2014 года № 64 является гарантирующей теплоснабжающей организацией для объектов, подключенных к системе централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории муниципального образования (т. 1, л.д. 86).

Имущество, используемое для осуществления регулируемой деятельности, включая источник тепловой энергии – Вышневолоцкую ТЭЦ мощностью менее 25 МВт, производящую электрическую и тепловую энергию в режиме комбинированной выработки, магистральные тепловые сети, иное оборудование, принадлежит ООО «Вышневолоцкая ТГК» на праве аренды на основании договоров от 01 марта 2012 года № 1 и № 2, заключенных с ООО «Оптима» (т. 1, л.д. 94-116, материалы тарифного дела, т. 1, л.д. 18-43, 57-78).

До 16 апреля 2017 года ООО «Вышневолоцкая ТГК» также осуществляло эксплуатацию находящихся в муниципальной собственности тепловых сетей, подключенных к магистральному сетевому трубопроводу Вышневолоцкой ТЭЦ, на основании договора аренды от 16 апреля 2012 года, заключенного с Комитетом по управлению имуществом города Вышний Волочек на срок до 16 апреля 2017 года (т. 1, л.д. 117-133, материалы тарифного дела, т. 1, л.д. 44-56).

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 года № 332-нп ООО «Вышневолоцкая ТГК» утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую для потребителей городского округа город Вышний Волочек на долгосрочный период 2016-2018 годов.

02 мая 2017 года, а затем дополнительно 02 октября 2017 года, 01 и 14 ноября 2017 года ООО «Вышневолоцкая ТГК» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением о корректировке и установлении тарифов на 2018 год и обосновывающими документами (т. 2, л.д. 70, 73, 166, 237).

На основании данного обращения и распоряжения ГУ РЭК Тверской области от 16 мая 2017 года № 114-р/т было открыто дело об установлении тарифов, установлен метод регулирования тарифов – метод индексации и в порядке, предусмотренном пунктами 28, 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее Правила регулирования тарифов) проведена экспертиза предложения регулируемой организации (т. 2, л.д. 34-48, 238).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее Основы ценообразования), тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3года.

Пунктом 8 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013года № 760-э, предусмотрено, что при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии, используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

Согласно пункту 18 данных Методических указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии.

Пунктом 9 Методических указаний по распределению удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, применяемых в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 сентября 2016года № 952, предусмотрено, что величины выработки тепловой энергии, а также отпуска тепловой энергии с коллекторов ТЭС, принимаются в соответствии с расчетным объемом полезного отпуска тепловой энергии на расчетный период регулирования, определенным в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. В случае отсутствия в указанных документах полезного отпуска тепловой энергии - в соответствии с прогнозным энергобалансом, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Для удовлетворения спроса потребителей электрической (тепловой) энергии и мощности, обеспечения надежного энергоснабжения потребителей, минимизации затрат на производство и поставку электрической (тепловой) энергии (мощности), обеспечения сбалансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемых на оптовый рынок электрической энергии и мощности и отпускаемой с него, формируется сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и определения объемов производства тепловой энергии (мощности) источниками тепловой энергии, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации утвержден приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012года №53-э/1 и предусматривает учет объемов отпуска тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии, осуществляющих производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, величину расходов тепловой энергии на хозяйственные нужды. При этом основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые производителями тепловой энергии (мощности), функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (пункты 4, 6, 7 данного Порядка).

Таким образом, в силу норм действующего законодательства при расчете тарифов в сфере теплоснабжения формирование объемных показателей деятельности по производству электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, органом регулирования осуществляется в соответствии с расчетным объемом полезного отпуска тепловой энергии, предусмотренным Сводным прогнозным балансом, основой формирования которого являются непосредственно предложения самих регулируемых организаций.

При этом из содержания пункта 17.1 того же Порядка следует, что в отсутствие схемы теплоснабжения, либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования данные предложения должны формироваться исходя из фактического отпуска тепловой энергии, среднегодового фактического потребления тепловой энергии за 3 периода регулирования.

Из материалов дела следует, что 05 апреля 2017 года ООО «Вышневолоцкая ТГК» в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012года №53-э/1, направило в ГУ РЭК Тверской области Баланс электрической энергии и мощности электростанции-поставщика электроэнергии (мощности) оптового и розничного рынка, где указало плановый объем отпуска тепловой энергии с коллекторов источника тепловой энергии на 2018 год – 146830 Гкал (т. 2, л.д. 49-67).

С учетом динамики отпуска с коллекторов за последние три года, составившего в среднем 136486 Гкал, утвержденного объема отпуска на 2017 год – 141170 Гкал, а также показателей за последний отчетный 2016 год: запланированного – 153650 Гкал и фактического – 134740 Гкал, данное предложение было согласовано ГУ РЭК Тверской области, и запланированный административным истцом объем отпуска тепловой энергии с коллекторов - 146830 Гкал включен в Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденный приказом ФАС России от 22 сентября 2017 года № 1254/17-ДСП (т. 2, л.д. 68, 69).

14 ноября 2017 года ООО «Вышневолоцкая ТГК» подтвердило данный показатель, представив в ГУ РЭК Тверской области сводные данные о выработке и полезном отпуске тепловой энергии котельной предприятия, в частности об объеме выработки тепловой энергии, равном 146830 Гкал (т. 2, л.д. 70-71).

В сводной таблице расчетов нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электроэнергию и тепло по Вышневолоцкой ТЭЦ на 2018 год ООО «Вышневолоцкая ТГК» также указало объем выработки - 146830 Гкал (материалы тарифного дела, т. 2 л.д. 38).

С учетом приведенных обстоятельств ГУ РЭК Тверской области обоснованно произвело расчет оспариваемых тарифов исходя из объема отпуска тепловой энергии с коллекторов источника тепловой энергии, равного 146830 Гкал (т. 2, л.д. 36, 37).

Объем полезного отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии, определенный регулирующим органом на основании пункта 8 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013года № 760-э, составил: 146830 Гкал (объем отпуска с коллекторов) - 1060 Гкал (расход тепловой энергии на хозяйственные нужды = 145770 Гкал. Объем полезного отпуска тепловой энергии из сети рассчитан путем уменьшения данного показателя на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в магистральной тепловой сети Вышневолоцкой ТЭЦ – 6519 Гкал и в распределительных сетях – 16334 Гкал и установлен в размере 122 917 Гкал.

Доводы административного истца о том, что регулирующий орган неверно определил объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в распределительных сетях, безосновательны.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.

Утверждение указанных нормативов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (пункт 2 части 2 статьи 5 этого же Федерального закона).

В Тверской области органом, уполномоченным на утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя потепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, является Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области на основании подпункта д-1 пункта 11 Положения о данном Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 75-пп.

Как следует из протокола заседания Правления ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 года № 36, по итогам которого был принят приказ ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 года № 332-нп, объем тепловых потерь при передаче тепловой энергии в течение каждого года долгосрочного периода регулирования был принят в размере 27207 Гкал, равном нормативу технологических потерь на 2015 год, установленному приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 27 ноября 2014 года № 190-сл, и включал потери в магистральной сети и в распределительных сетях (т. 3, л.д. 19, материалы тарифного дела, т. 2, л.д. 11-12).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «г» пункта 52 Основ ценообразования изменение количества и состава производственных объектов регулируемой организации в истекшем периоде регулирования является основанием для ежегодной корректировки долгосрочного тарифа.

Как указано выше, с 17 апреля 2017 года прекратилось право аренды ООО «Вышневолоцкая ТГК» в отношении распределительных муниципальных тепловых сетей, подключенных к магистральному трубопроводу Вышневолоцкой ТЭЦ.

В связи с этим при расчете тарифа на передачу тепловой энергии для ООО «Вышневолоцкая ТГК» на 2018 год норматив технологических потерь в распределительных сетях принят равным 16334 Гкал - нормативу, установленному для МУП «Теплоснабжающая компания» - организации, в хозяйственное ведение которой данные сети переданы (т. 2, л.д. 37, 194).

Из экспертного заключения ГУ РЭК Тверской области в отношении предложения МУП «Теплоснабжающая компания» об установлении тарифа на передачу тепловой энергии и экспертного заключения ООО «Энергосервисная компания» по расчету нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям, находящимся на балансе МУП «Теплоснабжающая компания», на 2018 год следует, что вышеуказанный норматив потерь рассчитан экспертным путем и положен в основу приказа ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2017 года № 427-нп об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП «Теплоснабжающая компания», от источника теплоснабжения ООО «Вышневолоцкая ТГК» для потребителей города Вышний Волочек на 2018 год (т. 2, л.д. 94-121, 194).

Данный тариф, а, соответственно, и оспариваемый истцом норматив тепловых потерь, применяется при осуществлении расчетов между МУП «Теплоснабжающая компания» и ООО «Вышневолоцкая ТГК» а оказанные последнему услуги по транспортировке тепловой энергии. Соответствующие расходы истца в сумме 28961,1 тыс. рублей на оплату этих услуг учтены в составе его необходимой валовой выручки на 2018 год (т. 2, л.д. 42-43).

При таких обстоятельствах учет ГУ РЭК Тверской области вышеуказанного норматива тепловых потерь в составе тарифов ООО «Вышневолоцкая ТГК» на тепловую энергию, отпускаемую из распределительных сетей, является обоснованным и прав административного истца не нарушает.

Таким образом, вопреки доводам административного искового заявления, решение регулирующего органа в части определения расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии на 2018 год является правильным.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013года № 760-э, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

Согласно подпункту «з» пункта 16 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении цен (тарифов) должен быть приложенрасчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности.

Из материалов тарифного дела следует, что именуемый истцом как «расчет выпадающих и дополнительно полученных доходов за 2012-2016 годы» представляет собой произведение разницы между запрашиваемым и утвержденным тарифом и объема отпущенной тепловой энергии, не соответствует пункту 12 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013года № 760-э, документами годовой бухгалтерской и статистической отчетности не подтвержден (материалы тарифного дела, т. 1, л.д. 102).

При таких обстоятельствах оснований для включения в состав необходимой валовой выручки истца выпадающих доходов, образовавшихся, по его утверждению, в период с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года в сумме 12374658,54 рублей, у ГУ РЭК Тверской области не имелось, а указание истца на то, что регулирующий орган был обязан самостоятельно рассчитать и учесть выпадающие доходы при утверждении тарифов, противоречит действующему законодательству.

Нельзя согласиться и с доводами ООО «Вышневолоцкая ТГК» о необоснованном занижении в составе необходимой валовой выручки неподконтрольных расходов: отчислений на социальные нужды в отношении деятельности по передаче тепловой энергии, амортизации в отношении производства тепловой энергии, налога на прибыль.

Так, размер отчислений на социальные нужды по виду деятельности «передача тепловой энергии» уменьшен с заявленных истцом 1 812,3 тыс. рублей до 753 тыс. рублей (т. 2, л.д. 43, 182).

В соответствии с пунктами 34, 38, 49 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013года № 760-э, ежегодное уточнение плановой необходимой валовой выручки производится по формуле 20, учитывающей изменение операционных расходов, а также количества активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности.

Вследствие прекращения с 17 апреля 2017 года права аренды ООО «Вышневолоцкая ТГК» в отношении муниципальных тепловых сетей, подключенных к магистральному сетевому трубопроводу Вышневолоцкой ТЭЦ, и передачи данного имущества в хозяйственное ведение МУП «Теплоснабжающая компания» количество оборудования ООО «Вышневолоцкая ТГК», необходимого для осуществления регулируемой деятельности, уменьшилось с 695,9 условных единиц, учтенных при установлении тарифов на 2016 и 2017 годы, до 149,08 (т. 1, л.д. 67, т. 2, л.д. 179, 191).

В связи с этим регулирующим органом в отношении деятельности по передаче тепловой энергии определен индекс изменения количества активов, равный -78,62%, и по формуле 10 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013года № 760-э, рассчитана сумма операционных расходов организации, составной частью которых являются расходы на оплату труда персонала, обеспечивающего эксплуатацию соответствующего производственного оборудования. Соотношение рассчитанной таким образом суммы операционных расходов на 2018 год и суммы, утвержденной на 2017 год, составило: 2936,9 тыс. рублей/6950,7 тыс. рублей=0,42 (т. 1, л.д. 77, т. 2, л.д. 38).

Размер отчислений на социальные нужды установлен действующим законодательством, составляет 30,4% от фонда оплаты труда, а потому подлежит изменению пропорционально изменению расходов на оплату труда в составе операционных расходов.

С учетом размера отчислений на социальные нужды, установленных на 2017 год, сумма данных расходов на 2018 год регулирующим органом правильно исчислена равной: 1760,2 тыс. рублей*0,42 =753 тыс. рублей (т. 1, л.д. 71, т. 2, л.д. 43).

Расходы на амортизацию по виду деятельности «производство тепловой энергии», заявленные ООО «Вышневолоцкая ТГК» в сумме 5119,5 тыс. руб., включены ГУ РЭК Тверской области в состав необходимой валовой выручки в сумме 602 тыс. рублей, то есть на уровне базового 2016 года, в связи с непредставлением регулируемой организацией их документального подтверждения (т. 2, л.д. 42, 181).

Данный вывод не противоречит требованиям законодательства.

В силу пункта 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя в том числе амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Пунктом 39 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ-э, предусмотрено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с приложением 4.10 к настоящим Методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Однако приложение 4.10 в материалах тарифного дела ООО «Вышневолоцкая ТГК» отсутствует, а представленный Обществом расчет амортизации в 2016 году (материалы тарифного дела, т. 7, л.д. 220) не позволяет установить и проверить наличие у организации определенного имущества, с использованием которого осуществляется регулируемая деятельность, его балансовую и остаточную стоимость, нормы амортизации, а также предусмотренный учетной политикой организации порядок расчета амортизационных отчислений.

На основании подпункта «б» пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) к заявлению об установлении цен (тарифов) должны прилагаться копии бухгалтерской отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на отчетную дату.

В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н, учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.

Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Вместе с тем, инвентарные карточки с указанием срока полезного использования имущества, в отношении которого Обществом начислена амортизация, не представлены.

Ведомости учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений в подтверждение начисленной амортизации в материалах тарифного дела также отсутствуют.

С учетом приведенных обстоятельств оснований для учета при расчете тарифов на 2018 год заявленной организацией суммы амортизации у регулирующего органа не имелось.

Расходы на приобретение электроэнергии регулируемая организация заявила в сумме 15118,4 тыс. руб., однако обоснование данной суммы, в частности, средней цены на электроэнергию и мощность, соответствующее документальное ее подтверждение не представила (т. 2, л.д. 184).

В связи с этим эксперт, согласившись с тарифным предложением в части указанного ООО «Вышневолоцкая ТГК» объема приобретаемой электрической энергии и мощности, соответствующие затраты регулируемой организации определил расчетным путем. При этом цена на электрическую энергию рассчитана в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов путем индексации средней цены, которая по данным ООО «Вышневолоцкая ТГК» сложилась фактически по результатам деятельности в 2016 году: 1650,71 руб.*1,105*1,04 = 1897 руб./тыс.кВт (т. 2, л.д. 161, 163, 184).

Цена на мощность в отсутствие объективных фактических данных за 2016 год определена путем индексации цены, учтенной в тарифе на 2016 год – 348112,5*1,105*1,04=400050,89 руб./МВт в месяц.

Возражения истца относительно учтенной в составе необходимой валовой выручки суммы расходов на оплату электроэнергии сводятся к несогласию с применением в расчете представленных им же фактических данных о средней цене на электроэнергию за 2016 год и не основаны на нормах законодательства.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы определяются как произведение расчетного объема приобретаемых энергетических ресурсов на соответствующие плановые (расчетные) цены.

В силу пункта 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) могут быть использованы прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, что и было выполнено ГУ РЭК Тверской области при расчете цены на электрическую энергию на основании индексов роста стоимости электрической энергии.

При этом индексация цен, фактически сложившихся в процессе осуществления регулируемой деятельности, в полной мере соответствует установленному пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» принципу обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Налог на прибыль рассчитан ГУ РЭК Тверской области, исходя из суммы нормативной прибыли, уровень которой, составляющий 0,5% от необходимой валовой выручки, в качестве долгосрочного параметра регулирования установлен истцу на долгосрочный период приказом ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 года № 332-нп.

С учетом ставки налога, установленной статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20%, сумма налога, учтенная в составе необходимой валовой выручки организации, составила 265,5 тыс. рублей.

В части расчетной предпринимательской прибыли суд также не может согласиться с обоснованностью доводов административного истца.

Согласно пункту 74.1 Основ ценообразования при применении метода индексации расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Как следует из отзыва ГУ РЭК Тверской области и представленных им расчетов уровня индекса роста платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тверской области и в целом по региону (т. 3, л.д. 65-86), а также свидетельских показаний эксперта регулирующего органа ФИО4, допрошенного в судебном заседании, расчетная предпринимательская прибыль не могла быть учтена при расчете тарифов ООО «Вышневолоцкая ТГК» в связи с тем, что включение ее в состав необходимой валовой выручки организации на 2018 год повлекло бы увеличение тарифа на тепловую энергию для населения до 1616,38 руб./Гкал и рост платы граждан за коммунальные услуги на 3,404%, что превышает предельный уровень, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 № 2353-р в размере 3,4 % (т. 3, л.д. 44, 65-86).

В силу частей 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, установленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание необходимость соблюдения установленных статьями 3 и 7 Федерального закона от 27 июля 2010года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» принципов организации отношений в сфере теплоснабжения и регулирования тарифов, в частности, принципов соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии для потребителей и экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, суд не находит оснований согласиться с утверждением истца о необходимости включения расчетной предпринимательской прибыли в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Также нельзя согласиться и с утверждением ООО «Вышневолоцкая ТГК» о недопустимости уменьшения размера тарифов в первом полугодии 2018 года по сравнению с размером тарифов, действовавших во втором полугодии 2017 года.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 15 Основ ценообразования также предусмотрено, что срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Норм о недопустимости уменьшения величины тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования по сравнению с величиной соответствующих тарифов второго полугодия предшествующего года действующее законодательство не содержат.

Таким образом, снижение тарифов в отношении истца, обусловленное прекращением права аренды в отношении распределительных тепловых сетей и исключением расходов на их содержание и эксплуатацию из состава затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, действующему законодательству не противоречит.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый приказ ГУ РЭК Тверской области требованиям действующего законодательства соответствует, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ООО «Вышневолоцкая ТГК» о признании частично недействующим приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 19 декабря 2017 года № 392-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 года № 332-нп» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 04 июня 2018 года.

Председательствующий Т.В.Парфенова