НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 29.06.2020 № 3А-102/20

Дело № 3а-102/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2020 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при секретаре судебного заседания Воробьевой В.А.,

с участием прокурора Полещук Р.С.,

административного истца Ульянова В.В.,

представителя административного истца Володенко Е.А.

представителя Думы Вышневолоцкого городского округа и Администрации Вышневолоцкого городского округа Голубевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульянова В.В. об оспаривании решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 28 ноября 2019 года № 73 «О земельном налоге»,

установил:

Решением Думы Вышневолоцкого городского округа от 28 ноября 2019 года № 73 «О земельном налоге» установлены и введены в действие с 01 января 2020 года на территории муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области ставки земельного налога, исчисляемые от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации согласно таблице, в которой дифференцированно определены ставки налога в процентах от кадастровой стоимости по различным категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков в соответствии с Классификатором, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 года № 540.

Данным решением установлен налоговый период, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей для налогоплательщиков-организаций.

Признаны утратившими силу решение Вышневолоцкой городской Думы от 19 августа 2005 года № 71 «О земельном налоге» и решения о внесении в него изменений и дополнений, а также все ранее принятые решения Советов депутатов Борисовского, Горняцкого, Дятловского, Есеновичского, Зеленогорского, Княщинского, Коломенского, Красномайского, Лужниковского, Овсищенского, Садового, Солнечного, Сорокинского, Терелесовского, Холохоленского, которые устанавливали ставки земельного налога в данных поселениях.

Решение опубликовано в газете «Вышневолоцкая правда» в Приложении № 47 от 29 ноября 2019 года.

Ульянов В.В., <данные изъяты> обратился в суд с административным иском о признании недействующим указанного решения, поскольку представительным органом местного самоуправления нарушен порядок принятия нормативного правового акта, устанавливающего местные налоги.

Административный истец полагает, что проект оспариваемого решения был внесен, а после его принятия обнародован исполняющим обязанности главы города Вышний Волочек Рощиной Н.П. в нарушение части 12 статьи 35 и пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 5 статьи 32 Устава Вышневолоцкого городского округа, поскольку на момент внесения проекта и принятия решения Рощина Н.П. не являлась главой Вышневолоцкого городского округа и не возглавляла администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области.

В судебном заседании административный истец Ульянов В.В. и его представитель Володенко Е.А. заявленные исковые требования поддержали.

Представитель Думы Вышневолоцкого городского округа и Администрации Вышневолоцкого городского округа Голубева Е.В. в судебном заседании возражала против требований административного истца, полагала оспариваемый нормативный правовой акт принятым в соответствии с требованиями федерального закона, уполномоченным органом местного самоуправления.

Глава Вышневолоцкого городского округа Рощина Н.П. представила суду письменное возражение по административному иску.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Полещук Р.С. о соответствии оспариваемого нормативного правового акта требованиям закона, исследовав материалы дела, суд полагает требование административного истца не подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ).

Местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (часть 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положения о порядке установления, сроках уплаты, налоговых ставках, порядке исчисления земельного налога регламентированы главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

02 апреля 2019 года принят закон Тверской области от № 13-ЗО «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области».

В соответствии со статьей 1 закона Тверской области № 13-ЗО преобразованы муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области "Вышневолоцкий район": городское поселение поселок Красномайский, Борисовское сельское поселение, Горняцкое сельское поселение, Дятловское сельское поселение, Есеновичское сельское поселение, Зеленогорское сельское поселение, Княщинское сельское поселение, Коломенское сельское поселение, Лужниковское сельское поселение, Овсищенское сельское поселение, Садовое сельское поселение, Солнечное сельское поселение, Сорокинское сельское поселение, Терелесовское сельское поселение, Холохоленское сельское поселение (далее - преобразуемые поселения), путем их объединения с городским округом город Вышний Волочек Тверской области.

Установлено наименование преобразованного муниципального образования - Вышневолоцкий городской округ Тверской области с административным центром в городе Вышний Волочек.

08 сентября 2019 года состоялись муниципальные выборы в Вышневолоцком городском округе, по результатам которых сформирован представительный орган местного самоуправления – Дума Вышневолоцкого городского округа, состоящая из 21 депутата.

В соответствии со статьей 3 Закона Тверской области № 13-ЗО органы местного самоуправления Вышневолоцкого городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Вышневолоцкого района, преобразуемых поселений, которые на день вступления в силу данного закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Вышневолоцкого городского округа (часть 3).

До урегулирования муниципальными правовыми актами Вышневолоцкого городского округа вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления Вышневолоцкого района, преобразуемых поселений, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы (часть 4).

Решением Думы Вышневолоцкого городского округа № 9 от 26 сентября 2019 года с 26 сентября 2019 года прекращены полномочия представительных органов муниципальных образований Вышневолоцкого района Тверской области и городского округа город Вышний Волочек и полномочия депутатов.

В соответствии с Решением Думы Вышневолоцкого городского округа № 7 от 26 сентября 2019 года Дума Вышневолоцкого городского округа является правопреемником Собрания депутатов Вышневолоцкого района Тверской области, Вышневолоцкой городской Думы и советов депутатов городского и сельских поселений, функционировавших на территории Вышневолоцкого района Тверской области.

Согласно протоколу № 5 пятого очередного заседания Думы Вышневолоцкого городского округа оспариваемое административным истцом решение № 73 от 28 ноября 2019 года принято представительным органом, на заседании которого присутствовало 20 из 21 депутата, 14 голосами «за», при 5 – «против», 1 – «воздержался».

В соответствии с частью 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

Земельный налог в соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации относится к местным налогам.

Установление земельного налога и ставок земельного налога на территории городского округа осуществлено представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченным представительным органом местного самоуправления с соблюдением кворума, в пределах территории городского округа, определенной законом Тверской области от 02 апреля 2019 года № 13-ЗО.

Довод административного истца о том, что оспариваемым решением нарушены его права и интересы как плательщика налога и депутата представительного органа на принятие муниципального правового акта в соответствии с требованиями закона не может быть принят судом.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; право на обращение гражданина в суд обусловлено защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно разъяснению, приведенному в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Как видно из материалов дела, 21 ноября 2019 года исполняющим обязанности главы города Вышний Волочек Н.П. Рощиной в Думу Вышневолоцкого городского округа внесены вопросы для включения в повестку дня, в том числе о земельном налоге.

Решением постоянной комиссии по бюджету, финансам, налогам, муниципальной собственности и земельным отношениям Думы Вышневолоцкого городского округа от 27 ноября 2019 года проект решения «О земельном налоге» внесен на очередное заседание Думы, а оспариваемым решением Думы от 28 ноября 2019 года установлен и введен в действие на территории Вышневолоцкого городского округа земельный налог и установлены ставки земельного налога.

16 октября 2019 года Думой Вышневолоцкого городского округа приняты решения о ликвидации администраций сельских и городского поселений Вышневолоцкого района, прекращении их полномочий с 01 января 2020 года.

Решением Думы Вышневолоцкого городского округа № 94 от 20 декабря 2019 года Рощина Н.П. избрана главой Вышневолоцкого городского округа.

Решением Думы Вышневолоцкого городского округа № 97 от 20 декабря 2019 года наименование администрации города Вышний Волочек было изменено на Администрацию Вышневолоцкого городского округа.

Вопреки доводу административного истца, суд не усматривает нарушения прав заявителя и иных лиц тем обстоятельством, что проект решения о земельном налоге был внесен исполняющим обязанности главы города Вышний Волочек, поскольку в соответствии со статьей 1 Закона Тверской области № 13-ЗО от 02 апреля 2019 года преобразование муниципальных образований Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области "Вышневолоцкий район": городское поселение поселок Красномайский, Борисовское сельское поселение, Горняцкое сельское поселение, Дятловское сельское поселение, Есеновичское сельское поселение, Зеленогорское сельское поселение, Княщинское сельское поселение, Коломенское сельское поселение, Лужниковское сельское поселение, Овсищенское сельское поселение, Садовое сельское поселение, Солнечное сельское поселение, Сорокинское сельское поселение, Терелесовское сельское поселение, Холохоленское сельское поселение, осуществлено путем их объединения с городским округом город Вышний Волочек Тверской области.

Администрация города Вышний Волочек Тверской области не была ликвидирована, изменено лишь наименование данного органа местного самоуправления, поэтому нарушения требования части 12 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при внесении исполняющим главы администрации города проекта решения об установлении местного налога в представительный орган городского округа допущено не было.

Отсутствуют, по мнению суда, нарушения требований закона при подписании и обнародовании оспариваемого нормативного правового акта, поскольку решение подписано как исполняющим обязанности главы города, так и председателем Думы Вышневолоцкого городского округа в соответствии с действовавшим на момент вынесения решения решением Думы Вышневолоцкого городского округа № 5 от 26 сентября 2019 года «О наделении председателя Думы Вышневолоцкого городского округа полномочиями по подписанию и опубликованию нормативных правовых актов Думы Вышневолоцкого городского округа.

Решение Тверского областного от 27 ноября 2019 года по делу № 3а-139/2019, на которое ссылается административный истец, о признании пункта 5 части 1 статьи 11, пункта 1 части 1 статьи 66, статьи 68, 69, 70, части 1 статьи 71, части 6 статьи 53 Регламента Думы Вышневолоцкого городского округа, утвержденного решением Думы Вышневолоцкого городского округа от 26 сентября 2019 года № 1 недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, не содержит обстоятельств, которые в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации применительно к настоящему спору не подлежат доказыванию и оспариванию.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ульянова В.В. о признании недействующим со дня принятия решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 28 ноября 2019 года № 73 «О земельном налоге» отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Кустов

Мотивированное решение принято 03 июля 2020 года.

Председательствующий А.В. Кустов