НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 24.11.2021 № 21-479/2021

УИД: 69RS0038-03-2021-003522-33

Дело № 21-479/2021 судья Акбарова Н.В.

РЕШЕНИЕ

24 ноября 2021 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области К.А.Н. на решение судьи Московского районного суда г. Твери от 16 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт Воздушно-космических сил» Министерства обороны Российской Федерации,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт Воздушно-космических сил» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 41 000 рублей (т. 1 л.д. 38-43).

Решением судьи Московского районного суда г. Твери от 16 августа 2021 г. жалоба удовлетворена, постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (т. 2 л.д. 72-87).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, заместитель начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области К.А.Н. просит решение судьи районного суда отменить, принять по делу новое решение, которым постановление о привлечении ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ оставить без изменения. Критикуя выводы судьи районного суда об отсутствии доказательств, достоверно подтверждающих виновность ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России, полагает, что выводы о не соответствии протокола об административном правонарушении требованиям статьи 28.2 КоАП РФ должным образом не мотивированы, а также не дана оценка иным доказательствам, имеющимся в материалах дела. Считает, что неправильно определен размер средней заработной платы научных сотрудников ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России (т. 2 л.д. 93-99).

В возражениях на жалобу начальник ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России Д.Д.Г. считает судебное решение законным и обоснованным и указывает на то, что обстоятельства связанные с целенным бюджетным ассигнованием должностным лицом при привлечении учреждения к административной ответственности должным образом не исследовался (т. 2 л.д. 109-112).

В судебное заседание заместитель начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области К.А.Н. (т. 2 л.д. 106), руководствуясь пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника Г.А.Р., действующую по доверенности в интересах ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России, поддержавшую возражения на жалобу по доводам в них изложенным, и полагавшей учреждение ненадлежащим образом извещалось на составление протокола об административном правонарушения, оснований к отмене судебного акта не усматриваю.

Согласно части 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 22 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель, в числе прочего, обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исходя из положений абзаца 2 части 1 статьи 144 ТК РФ, системы оплаты труда в федеральных государственных учреждениях устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации предписано обеспечить повышение к 2018 г. средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

В целях реализации Указа разработана Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 г.г., которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (далее - Программа). Приложением № 4 к Программе определены примерные (индикативные) значения соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 г.г. (агрегированные значения).

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения врио руководителя государственной инспекции труда в Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными должностными лицами ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 47-50, 59-62).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда Тверской области в отношении ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России составлен протокол об административном правонарушении в котором вменено, что в нарушение статей 22, 135, 144 ТК РФ, Указа Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» младшему научному сотруднику С.Д.А. заработную плату в размере 200 процентов от средней заработной платы в <адрес> - рублей не выплачивалась за ДД.ММ.ГГГГ указанные действия образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ (т. 1 л.д. 26-29).

Постановлением заместителя начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Оценив имеющиеся в деле доказательства судья районного суда, пришел к выводу об отсутствии в материалах дела совокупности взаимосвязанных доказательств достоверно подтверждающих наличие в действиях ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России вмененного состава правонарушения, отменил постановление о назначении наказания и производство по делу прекратил по пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств.

Вопреки доводам жалобы оснований не согласиться с постановленным судьей решением оснований не усматриваю.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем событие вмененного ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.

Объективная сторона административного правонарушения по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде, регулирующих выплату заработной платы и других выплат, вытекающих из трудовых отношений в случае, когда эти действия (бездействие) не содержат признаки уголовного преступления

Вместе с тем событие вмененного ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.

При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России, должностное лицо фактически ограничилось указанием на диспозицию означенной нормы и ссылкой на Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены: не исследован вопрос о реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» посредством его исполнения Правительством РФ и применение Положения о порядке исчисления стимулирующих выплат научным сотрудникам ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России (приложение 15 к коллективному договору от ДД.ММ.ГГГГ – т. 2 л.д. 28-42), а также наличие вины учреждения в совершении инкриминируемого правонарушения не описана.

Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Необходимо также отметить, что, исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.

Кроме того, при производстве по делу должностным лицом административного органа допущены иные существенные нарушение процессуальных норм, поскольку в нарушение требований статей 25.1, 28.2 КоАП РФ сведений о надлежащем извещении ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат.

Так, в уведомлении, адресованном ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России указано, что «в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ принято решение о возбуждении административного дела по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>», в связи с чем Вам (иному представителю с надлежащим образом оформленной доверенностью) необходимо явиться ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в Тверской области по адресу: <адрес>, каб. , на составление протокола о возбуждении административного производства к 12:00» (т. 1 л.д. 54-56, 63).

ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России, вопрос о переизвещении на иную дату и время не обсуждался.

Изложенное свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФГБУ «ЦНИИ ВКС» Минобороны России в нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ без описания события правонарушения. Это обстоятельство, указывающее на неправильное составление протокола об административном правонарушении, в соответствии с пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ является основанием для вынесения должностным лицом, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении, при подготовке к такому рассмотрению определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое составило протокол.

Однако должностным лицом, вынесшим обжалованное постановление, определение о возвращении протокола об административном правонарушении для его пересоставления не вынесено, неправильно составленный протокол об административном правонарушении должностному лицу, которое составило протокол, возвращен и соответственно пересоставлен не был.

В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на данной стадии невозможно.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административному правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах решение судьи Московского районного суда г. Твери от 16 августа 2021 г., которым постановление заместителя начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении, отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Московского районного суда г. Твери от 16 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт Воздушно-космических сил» Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области К.А.Н. - без удовлетворения.

Судья И.В. Яшина