НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 23.07.2021 № 21-255/2021

УИД 69RS0039-01-2021-001495-50

Дело № 21-255/2021 судья Виноградов Р.И.

РЕШЕНИЕ

23 июля 2021 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника С., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в интересах генерального директора открытого акционерного общества «Тверской полиграфический комбинат» Б., на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора открытого акционерного общества «Тверской полиграфический комбинат» Б.,

установил:

постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ руководитель открытого акционерного общества «Тверской полиграфический комбинат» (далее – ОАО «ТПК», общество) Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 48-51).

Решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10 июня 2021 г. постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба защитника С., действующей по доверенности в интересах генерального директора открытого акционерного общества «Тверской полиграфический комбинат» Б., – без удовлетворения (л.д. 184-191).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник С., действующая по доверенности в интересах Б., просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность (л.д. 204).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 225-235), никаких ходатайств в адрес Тверского областного суда от них не поступало. При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 2 статьи 25.1, пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, оценив обоснованность доводов жалобы, оснований к отмене состоявшихся по делу решений не усматриваю.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ, Закон о валютном регулировании).

В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ валютой Российской Федерации являются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Согласно подпунктам «а», «б», «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»; нерезидентами признаются, согласно пункту 7 указанной статьи, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с «а» и «б» пункта 6 настоящей части.

Подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Выплата юридическим лицом - резидентом своему работнику - нерезиденту заработной платы за выполненную работу по трудовому договору валютой Российской Федерации является валютной операцией.

Согласно абзацу 1 части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

В силу части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее - Инструкция).

Как установлено пунктом 2.2 Инструкции физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.

В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов, указанных в пункте 3.1 Инструкции, представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, руководителем общества – генеральным директором ОАО «ТПК» (ИНН , КПП ) Б.ДД.ММ.ГГГГ осуществлена выплата заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ г. четырем иностранным работникам Н., Т., Б.А. и Р. наличными денежными средствами по платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму рублей, расчетный период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, минуя счета в уполномоченных банках, чем нарушены требования части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора ОАО «ТПК» Б. подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств: актом проверки соблюдения валютного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-44); копией трудового договора , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ТПК» и иностранным гражданином (нерезидентом) Таджикистана Б.А., согласно которому работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в ОАО «ТПК» на ремонтно-строительном участке в должности «укладчик-упаковщик», срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-71); копией национального паспорта Б.А. (л.д. 71 оборот); копией срочного трудового договора с, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ТПК» и иностранным гражданином (нерезидентом) Таджикистана Н., согласно которому работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в ОАО «ТПК» на ремонтно-строительном участке в должности «укладчик-упаковщик», срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72); копией национального паспорта Н. (л.д. 73); копией трудового договора , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ТПК» и иностранным гражданином (нерезидентом) Таджикистана Р., согласно которому работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в ОАО «ТПК» на ремонтно-строительном участке в должности «укладчик-упаковщик», срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-75); копией национального паспорта Р. (л.д. 75 оборот); копией срочного трудового договора с, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ТПК» и иностранным гражданином (нерезидентом) Таджикистана Т., согласно которому работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в ОАО «ТПК» на ремонтно-строительном участке в должности «укладчик-упаковщик», срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76); копией национального паспорта Т. (л.д. 77); копией платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Н., Т., Б.А. и Р. начислена и выплачена заработная плата за расчетный период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ на общую сумму рублей (л.д. 56); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, составленным главным государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России № 10 М. с участием защитника С., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в интересах Б. (л.д. 53-55), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы выводы о наличии в деянии генерального директора ОАО «ТПК» Б. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поскольку факт выплаты юридическим лицом-резидентом (ОАО «ТПК») через кассу организации наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации физическим лицам – нерезидентам (иностранным работникам – Н., Т., Б.А. и Р.), а не через счета в уполномоченном банке, образует состав правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

То обстоятельство, что иностранные граждане - нерезиденты, с которыми ОАО «ТПК» заключены трудовые договоры, выразили желание на получение заработной платы наличными денежными средствами и отказались от открытия расчетных счетов в банке, не свидетельствует о незаконности и необоснованности постановленных по делу решений.

В силу абзаца пятого статьи 11 ТК РФ отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом № 173-ФЗ, то есть к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.

Заключая трудовые договора с иностранными гражданами, генеральный директор ОАО «ТПК» Б. имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Выплачивая заработную плату иностранным гражданам наличными денежными средствами в нарушение Закона о валютном регулировании, Б. должна была предвидеть противоправный характер своей деятельности.

Нежелание иностранных граждан открывать счет в банке и написание заявления о выплате им заработной платы наличными денежными средствами (л.д. 13-16) не освобождало руководителя ОАО «ТПК» Б. от соблюдения Закона о валютном регулировании, и потому доводы о незаконности и необоснованности оспариваемых решений подлежат отклонению.

При рассмотрении дела нарушение требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ не установлено, поскольку, исходя из системного толкования положений статей 1, 14 Федерального закона № 173-ФЗ, статьей 2.1, 4.4 КоАП РФ, передача денежных средств по каждому расходно-кассовому ордеру свидетельствует о совершении генеральным директором ОАО «ТПК» Б. самостоятельного административного правонарушения, квалифицируемого по части 1статьи 15.25 КоАП РФ.

По своему содержанию доводы подателя жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей Пролетарского районного суда г. Твери при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ, и отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, вынесенном по настоящему делу.

Административное наказание назначено Б. в минимальном пределе санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, является справедливым и соразмерным.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом тяжести совершенного правонарушения и наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, что выражается в пренебрежительном отношении Б. к исполнению своих обязанностей, установленных нормативными правовыми актами в сфере валютного регулирования и валютного контроля, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации, по делу не имеется.

Кроме того, совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 и статьей 4.1.1 КоАП РФ, позволяющая заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, как при рассмотрении дела об административном правонарушении, так и при его последующем пересмотре, не установлено.

Порядок и срок давности привлечения генерального директора ОАО «ТПК» Б. к административной ответственности соблюдены.

Нарушений норм процессуального закона влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 10 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ОАО «ТПК» Б. оставить без изменения, жалобу защитника С., действующей по доверенности в интересах генерального директора ОАО «ТПК» Б., - без удовлетворения.

Судья И.В. Яшина