НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 22.10.2015 № 3-127/2015

Дело № 3-127/2015

Решение

Именем Российской Федерации

22 октября 2015 года г.Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Суханове М.А.,

с участием прокурора Мироновой М.С.

представителя административного истца – Назарова Д.Г.,

представителей Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области – Тюрина С.Н., Волченко В.С.,

представителя Правительства Тверской области и Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области Цветковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Тверская генерация» о признании недействующими приказов Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29 декабря 2014 года № и от 16 января 2015 года № ,

установил:

приказом Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29 декабря 2014 года № «Об установлении специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программы газификации открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Тверь» на территории Тверской области» установлена на период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» для финансирования программ газификации на территории Тверской области, применяемая ко всем группам потребителей кроме населения, в размере <данные изъяты> руб./<данные изъяты> куб.м без учета НДС, кроме того, дополнительные налоговые платежи в размере <данные изъяты> руб./<данные изъяты> куб.м без учета НДС.

Текст данного приказа опубликован в газете «Тверская жизнь» от 30 декабря 2014 года №

Приказом Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 16 января 2015 года № в приказ ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 года № внесены изменения, пункт 1 изложен в новой редакции, согласно которой установлена специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» для финансирования программ газификации на территории Тверской области, применяемая ко всем группам потребителей, кроме населения, с календарной разбивкой в следующем размере:

- на период с 01.01.2015 по 30.06.2015, в размере <данные изъяты> руб./<данные изъяты> куб. м без учета НДС, кроме того, дополнительные налоговые платежи в размере <данные изъяты> руб./<данные изъяты> куб. м без учета НДС;

- на период с 01.07.2015 по 31.12.2015, в размере <данные изъяты> руб./<данные изъяты> куб. м без учета НДС, кроме того, дополнительные налоговые платежи в размере <данные изъяты> руб./<данные изъяты> куб. м без учета НДС.

Текст данного приказа опубликован в газете «Тверская жизнь» от 17 января 2015 года № 4.

ООО «Тверская генерация» обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании данных нормативных правовых актов не действующими в части установления специальной надбавки на период с 01 января по 30 июня 2015 года в размере <данные изъяты> руб./<данные изъяты> куб. м без учета НДС, кроме того дополнительные налоговые платежи в размере <данные изъяты> руб./<данные изъяты> куб. м без учета НДС, со дня их принятия.

Заявленные требования обоснованы тем, что Общество как потребитель услуги по транспортировке газа в период регулирования является субъектом отношений, регулируемых данными приказами. Нарушение прав и законных интересов административного истца связано с применением оспариваемой им специальной надбавки в расчетах с ОАО «Газпром газораспределение Тверь», что влечет необоснованные расходы и повышение себестоимости продукции ООО «Тверская генерация». Так, при передаче произведенной тепловой энергии по тепловым сетям Общество несет сверхнормативные потери, не учтенные регулирующим органом при установлении тарифов на тепловую энергию. В то же время на ее производство расходуется газ, оплачиваемый с применением незаконно установленной инвестиционной надбавки. Кроме того, увеличение стоимости транспортировки газа влечет повышение стоимости производимой Обществом в режиме комбинированной выработки электрической энергии и влечет антиконкурентные потери ООО «Тверская генерация» на оптовом рынке электрической энергии.

Общество указало, что оспариваемые нормативные акты не соответствуют постановлению Правительства РФ от 03 мая 2001 года № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации», пункту 6 Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 21 июня 2011 года № так как Программа газификации Тверской области на 2015 год, финансируемая за счет специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Тверь», была утверждена Правительством Тверской области только в июне 2015 года. До утверждения программы размер затрат на ее финансирование не был известен, и специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа устанавливаться и взиматься не могла.

Размер специальной надбавки превышает максимально допустимый уровень, составляющий 25 процентов (включая налог на прибыль организаций, возникающий от применения специальной надбавки) среднего размера тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для конечных потребителей, установленного приказом ФСТ РФ от 27 мая 2014 года № на аналогичный период в размере <данные изъяты> руб.

ОАО «Газпром газораспределение Тверь» является одним из субъектов рынка транспортировки газа на территории Тверской области и установление надбавки исключительно для этого субъекта нарушает принципы конкуренции на указанном рынке, создает дискриминационные условия передачи газа, при которых данный хозяйствующий субъект поставлен в неравное (более выгодное) положение по сравнению с другими. Оспариваемые приказы нарушают требования статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей действия хозяйствующих субъектов, нарушающие установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, так как инициатива и исходные данные о размерах планируемых затрат на капитальное строительство были получены ГУ РЭК Тверской области от ОАО «Газпром газораспределение Тверь».

Кроме того, был нарушен порядок принятия оспариваемых приказов, установленный приведенными выше нормами законодательства, а также пунктами 2.9, 2.10, 4.2.1, 4.2.2 Регламента работы Правления ГУ РЭК Тверской области. Согласно протоколу заседания ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 года № 42 вопрос обоснованности установления спорной надбавки, размера полученных сверх плана в предыдущем периоде средств от применения специальной надбавки комиссией не рассматривался.

Основанием для признания незаконным решения ГУ РЭК Тверской области может являться также отсутствие в нем обоснования принятия правового акта.

В судебном заседании представитель ООО «Тверская генерация» Назаров Д.Г. поддержал заявленные требования.

Представители ГУ РЭК Тверской области Тюрин С.Н. и Волченко В.С. возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве, где указано, что расчет размера специальной надбавки произведен ГУ РЭК Тверской области в соответствии с Методикой определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 21 июня 2011 года № 154-э/4. Размер специальной надбавки не превышает 25% среднего размера тарифа на транспортировку газа. При расчете тарифа ООО «Тверская генерация» на услуги теплоснабжения для потребителей города Твери стоимость планируемого к покупке для оказания этих услуг газа, включая спорную специальную надбавку, ГУ РЭК Тверской области учтена в полном размере. Административный истец не доказал, что оспариваемый приказ ГУ РЭК Тверской области нарушает его права и законные интересы.

Представитель привлеченных в качестве заинтересованных лиц Правительства Тверской области и Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области Цветкова М.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что требования об утверждении программы газификации ранее установления специальной надбавки законодательство не содержит. Формирование программы осуществляется Министерством ТЭК и ЖКХ Тверской области во взаимодействии с ОАО «Газпром газораспределение Тверь», размер финансирования мероприятий программы соответствует планируемому объему выручки от применения специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Газпром газораспределение Тверь» Кирсенева А.В. поддержала письменный отзыв на административное исковое заявление, где указано, что заявленные требования являются необоснованными. Требование законодательства о направлении средств, полученных от применения специальных надбавок на финансирование утвержденных программ газификации, обусловлено их целевым характером. Административный истец не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми приказами. Размер спецнадбавки не превышает максимально допустимый. ООО «Тверская генерация» злоупотребляет правом, пытаясь отсрочить на неопределенный срок свою обязанность по оплате отобранного им газа, в то время как соответствующие расходы административного истца учтены в тарифе на поставку тепловой энергии на 2016 год.

Выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора Мироновой М.С. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Оспариваемый приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29 декабря 2014 года № в редакции приказа от 16 января 2015 года № является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает размер и срок действия специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа без указания конкретных потребителей, то есть его действие распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу пунктов 1 и 17 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № ГУ РЭК Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области и контроль за их применением. В сфере регулирования тарифов на природный и сжиженный газ Управление утверждает размер специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации.

Таким образом, оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.

Порядок установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации определен постановлением Правительства РФ от 03 мая 2001 года № 335.

Согласно пункту 1 данного постановления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.

Такие программы должны содержать перечень объектов строительства, объемы их финансирования (с распределением по конкретным объектам) и график строительных работ.

Программа газификации Тверской области на 2015 год, финансируемая за счет специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» утверждена пунктом 1 постановления Правительства Тверской области от 02 июня 2015 года № <данные изъяты> и предусматривает проектирование и строительство семи объектов газоснабжения в г.Твери и Тверской области в период с июня по декабрь 2015 года.

Пунктом 2 этого же постановления установлено, что финансирование Программы осуществляется за счет средств, полученных открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Тверь» в результате применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям.

В соответствии с пунктом 6 Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 21 июня 2011 года № расчет специальных надбавок производится исходя из получения газораспределительной организацией планируемого объема выручки в размере, необходимом для финансирования утвержденной программы газификации и уплаты возникающего при этом налога на прибыль по формуле:

где:

- сумма средств, необходимая для финансирования утвержденной программы газификации на период установления специальной надбавки; - альтернативные источники финансирования утвержденной программы газификации; - выпадающие доходы газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям; - расчетная плановая сумма налога на прибыль, возникающего от увеличения выручки ГРО в связи с введением специальной надбавки.

В соответствии с пунктом 11 Методики средний размер специальной надбавки рассчитывается путем деления планируемого объема выручки на суммарный объем транспортировки газа конечным потребителям на период становления специальной надбавки.

Из материалов дела следует, что на основании решения совещания по вопросам развития газораспределительной инфраструктуры на территории Тверской области в составе представителей Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, ГУ РЭК Тверской области, ОАО «Газпром газораспределение Тверь», проведенного 19 сентября 2014 года, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области 03 декабря 2014 года представило в ГУ РЭК Тверской области проект Программы газификации Тверской области на 2015 год, финансируемой за счет специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Тверь». Содержание данного проекта в части перечня объектов строительства и объемов их финансирования аналогично содержанию Программы газификации, утвержденной постановлением правительства Тверской области от 02 июня 2015 года №

08 декабря 2014 года ОАО «Газпром газораспределение Тверь» обратилось в ГУ РЭК Тверской области об установлении специальной надбавки.

Из пояснительной записки к расчету специальной надбавки, составленной консультантом ГУ РЭК Тверской области Котиковым Ю.Б., отзыва административного ответчика на административное исковое заявление следует, что расчет специальной надбавки был выполнен регулирующим органом в соответствии с вышеуказанными положениями Методики, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 21 июня 2011 года №

Сумма средств, учтенная в составе планируемого объема выручки для последующего расчета размера специальной надбавки, составила <данные изъяты> тыс. рублей в первом полугодии и <данные изъяты> тыс. руб. во втором полугодии 2015 года, всего - <данные изъяты> тыс. руб., что соответствует итоговой стоимости мероприятий, предусмотренных Программой газификации Тверской области на 2015 год, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 02 июня 2015 года № .

Расчетная плановая сумма налога на прибыль с учетом ставки налога на прибыль 20% определена также по установленной формуле в размере: <данные изъяты> тыс. руб. в первом полугодии и <данные изъяты> тыс. руб. во втором полугодии 2015 года.

Плановые объемы транспортировки газа потребителям 1-7 групп, в отношении которых применяется специальная надбавка, по полугодиям 2015 года по данным газораспределительной организации составили <данные изъяты> млн. куб. м в первом полугодии и <данные изъяты> млн. куб. м во втором полугодии 2015 года.

Таким образом, размер специальной надбавки составил:

- в первом полугодии 2015 года – <данные изъяты>+<данные изъяты>=<данные изъяты> руб./<данные изъяты> куб. м,

- во втором полугодии 2015 года – <данные изъяты>+<данные изъяты>)/<данные изъяты>=<данные изъяты> руб./<данные изъяты> куб. м.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика и заинтересованного лица ОАО «Газпром газораспределение Тверь», показаний свидетелей – сотрудников ГУ РЭК Тверской области, осуществлявших расчет спорной специальной надбавки - Котикова Ю.Б. и Никитина Е.О., не опровергнутых административным истцом и не вызывающих сомнения в достоверности у суда, а также расчета специальной надбавки, представленного газорапределительной организацией в ГУ РЭК Тверской области 08 декабря 2014 года, альтернативные источники финансирования программы газификации на 2015 год, в том числе средства, от применения специальных надбавок, полученные сверх плана в предыдущем периоде, отсутствовали.

Факт принятия оспариваемого приказа ГУ РЭК Тверской области до утверждения названой Программы газификации, вопреки доводам административного истца, о несоответствии его установленным требованиям, в том числе постановления Правительства РФ от 03 мая 2001 года № , а также Методики, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 21 июня 2011 года № , не свидетельствует. Запрета на принятие регулирующим органом соответствующего нормативного акта об установлении специальной надбавки ранее утверждения Программы газификации действующее законодательство не содержит, устанавливая лишь требование о том, чтобы размер такой надбавки соответствовал необходимому объему финансирования Программы газификации. Данное требование при принятии оспариваемого приказа ГУ РЭК Тверской области выполнено.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 03 мая 2001 года № для соответствующей газораспределительной организации средний размер специальной надбавки, рассчитываемый в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, не может превышать 25 процентов (включая налог на прибыль организаций, возникающий от применения специальной надбавки) среднего размера тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для конечных потребителей, рассчитываемого в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Утверждение административного истца о невыполнении данного требования при принятии оспариваемого приказа ГУ РЭК Тверской области неверно.

Порядок расчета среднего тарифа на транспортировку газа определен пунктом 27 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15 декабря 2009 года № , согласно которому средний тариф на транспортировку для конечных потребителей рассчитывается по результатам анализа затрат конкретной газораспределительной организации с учетом годового объема потребления газа по следующей формуле:

где:

- сумма расходов субъекта регулирования на транспортировку газа по газораспределительным сетям, входящих в структуру себестоимости; - сальдо прочих доходов и расходов субъекта регулирования, связанных с деятельностью по транспортировке газа; - сумма налога на прибыль субъекта регулирования в части прибыли, получаемой от деятельности по транспортировке газа; ЧП - сумма чистой прибыли субъекта регулирования, необходимой для покрытия всех согласованных с ФСТ России расходов из чистой прибыли по регулируемому виду деятельности; - суммарный объем транспортировки газа через газораспределительные сети данной ГРО; - объем транспортировки газа в транзитном потоке через газораспределительные сети данной ГРО.

Представленным ОАО «Газпром газораспределение Тверь» расчетом, произведенным по приведенной формуле с указанием в ней значений, взятых из тарифообразующих расходов предприятия, представленных им в ФСТ России для расчета тарифов на транспортировку газа для всех групп потребителей, подтверждается, что рассчитанный в соответствии с приведенной выше Методикой средний тариф на транспортировку газа составляет <данные изъяты> руб., что опровергает основанный на неверном расчете довод административного истца о том, что средний тариф на транспортировку составляет <данные изъяты> руб.

Таким образом, для ОАО «Газпром газораспределение Тверь» средний размер специальной надбавки, включая налог на прибыль, возникающий от ее применения, составляет: в первом полугодии 2015 года (<данные изъяты>+<данные изъяты>)*<данные изъяты>=<данные изъяты>% и во втором полугодии 2015 года <данные изъяты>+<данные изъяты>)*<данные изъяты>=<данные изъяты>% среднего тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для конечных потребителей, что не превышает предельно допустимого уровня.

Ссылки заявителя на нарушение ГУ РЭК Тверской области принципов конкуренции на рынке услуг по транспортировке газа на территории Тверской области и создание дискриминационных условий передачи газа бездоказательны.

Утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа предусмотрено действующим законодательством, руководствуясь положениями которого уполномоченный орган государственной власти Тверской области установил имеющую целевое назначение специальную надбавку в пределах допустимого уровня.

Данных об иных газораспределительных организациях, осуществляющих за счет собственных средств строительство газораспределительных сетей на территории Тверской области, обращавшихся в органы государственной власти Тверской области по вопросу участия в программе газификации на территории Тверской области и установления в связи с этим для них специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа, административный истец не привел.

Между тем, из объяснений представителей ГУ РЭК Тверской области, Правительства Тверской области и Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, данных в судебном заседании, следует, что таких газораспределительных организаций, помимо ОАО «Газпром газораспределение Тверь», на территории Тверской области не имеется, соответствующих обращений от иных хозяйствующих субъектов по вышеуказанному вопросу в органы государственной власти Тверской области не поступало.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на нарушение которой также указывает ООО «Тверская генерация», запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вместе с тем, доказательств совершения ОАО «Газпром газораспределение Тверь» на основе оспариваемых приказов таких запрещенных законом действий, а также наличия у заинтересованного лица возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям на соответствующем рынке услуг, административный истец в ходе судебного разбирательства вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил.

С утверждением ООО «Тверская генерация»о нарушении регулирующим органом порядка принятия нормативного правового акта также нельзя согласиться.

Порядок принятия указанного решения, установленный пунктом 23 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № , административным ответчиком был соблюден.

Решение об установлении специальной надбавки было принято коллегиальным органом – Правлением ГУ РЭК Тверской области после заслушивания доклада консультанта отдела регулирования электроэнергетической отрасли Котикова Ю.Б., выполнявшего расчет специальной надбавки, что подтверждается выписками из протоколов заседания Правления ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 года № и от 16 января 2015 года № , пояснительной запиской к расчету.

Ссылки административного истца на нарушения положений, содержащихся в пунктах 2.9, 2.10, 4.2.1, 4.2.2 Регламента работы Правления ГУ РЭК Тверской области, утвержденного приказом начальника ГУ РЭК Тверской области от 22 ноября 2013 года № , сводятся к утверждению о необходимости проведения экспертизы предложения об установлении тарифов, которое не основано на нормах законодательства, которым такое требование в случае установления специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа не предусмотрено.

Указания на иные конкретные нарушения законодательства при установлении специальной надбавки административное исковое заявление не содержит, в ходе судебного разбирательства таких нарушений судом также не установлено.

Безосновательными являются и доводы административного истца о том, что оспариваемый приказ нарушает его права и законные интересы.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу, сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Расходы на топливо являются одной из разновидностей расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности и включаемых в размер необходимой валовой выручки.

Согласно пункту 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года № 1021, цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Следовательно, для административного истца, являющегося теплоснабжающей организацией, расходы на покупку природного газа являются возмещаемыми посредством учета при установлении тарифов на производство и передачу тепловой энергии.

Ссылка на наличие сверхнормативных потерь в тепловых сетях производимой за счет потребления топлива – газа тепловой энергии, не учтенных регулирующим органом при установлении ООО «Тверская генерация» тарифов на тепловую энергию, о нарушении прав административного истца также не свидетельствует.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

Согласно пункту 8 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях.

Из пунктов 118 - 119 данных Методических указаний следует, что объем сверхнормативных технологических потерь, образующихся при передаче тепловой энергии, может быть учтен в тарифе с применением к нему определяемых ежегодных темпов снижения до уровня нормативных, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации, в случае представления регулируемой организацией в регулирующий орган данных о том, что более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период.

Затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных сетей, на что также ссылается Общество, наряду с расходами на содержание, ремонт и эксплуатацию тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или ином законном основании, также подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.

Что касается обязанности административного истца по поддержанию в исправном состоянии арендуемых им тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности, своевременному проведению их осмотра и ремонта, то такая обязанность, направленная, в том числе, на снижение технологических потерь тепловой энергии, прямо предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 28.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Доводы административного истца о том, что стоимость транспортировки газа влияет на стоимость производимой им в режиме комбинированной выработки электрической энергии, продажу которой он осуществляет на оптовом рынке электрической энергии, также не подтверждают нарушение прав Общества, поскольку ООО «Тверская генерация», наравне с иными участниками оптового рынка электрической энергии вправе самостоятельно определять цену поставки электрической энергии, учитывая при этом только экономически обоснованные затраты на ее производство.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемые приказы ГУ РЭК Тверской области требованиям действующего законодательства соответствуют, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требования ООО Тверская генерация» о признании приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29 декабря 2014 года № «Об установлении специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программы газификации открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Тверь» на территории Тверской области» в редакции приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 16 января 2015 года № «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 года № в части установления специальной надбавки на период с 01 января по 30 июня 2015 года – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова