НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 19.08.2020 № 21-200/20

69RS0038-03-2020-001465-77

Дело № 21-200/2020 судья Акбарова Н.В.

РЕШЕНИЕ

19 августа 2020 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу К.И.А. на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Московского районного суда г. Твери от 27 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Вектор» К.И.А.,

установил:

постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор общества с ограниченной ответственностью ООО «Вектор» (далее – ООО «Вектор», общество) К.И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 55-57).

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, К.И.А. обжаловал его в Московский районный суд г. Твери, заявив ходатайство о восстановлении срока на обжалование (л.д. 1-3).

Определением судьи Московского районного суда г. Твери от 06 мая 2020 г. заявителю восстановлен срок для подачи жалобы (л.д. 76-78).

Решением судьи Московского районного суда г. Твери от 27 мая 2020 г. постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба К.И.А.– без удовлетворения
(л.д. 102-113).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, К.И.А. просит постановленные по делу решения отменить с прекращением производства по делу ввиду наличия обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ. полагает, что неправомерно без учета по коллизии в нормах трудового и валютного законодательства по выявленному длящемуся нарушению законодательства он привлечен к ответственности трижды. Считает, что в силу части 6 статьи 4 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и др. толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. Открытие нерезидентом банковского счета на территории Российской Федерации является его правом, а не обязанностью. Действующими нормативно-правовыми актами меры понуждения со стороны работодателя к открытию работниками - иностранными гражданами (нерезидентами) банковских счетов для перечисления заработной платы не закреплены (л.д. 122-127).

В судебное заседание К.И.А. не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 152), никаких ходатайств в адрес Тверского областного суда от него не поступало. При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 2 статьи 25.1, пунктом 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника В.В.А., действующую по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в интересах К.И.А., поддержавшую жалобу по доводам в ней изложенным, оснований к отмене состоявшихся по делу решений не усматриваю.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ, Закон о валютном регулировании).

В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ валютой Российской Федерации являются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Согласно подпунктам «а», «б», «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»; нерезидентами признаются, согласно пункту 7 указанной статьи, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

Подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Выплата юридическим лицом - резидентом своему работнику - нерезиденту заработной платы за выполненную работу по трудовому договору валютой Российской Федерации является валютной операцией.

Согласно абзацу 1 части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее - Инструкция).

Как установлено пунктом 2.2 Инструкции физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.

В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов, указанных в пункте 3.1 Инструкции, представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, генеральным директором
ООО «Вектор» (ОГРН , ИНН К.И.А. за июнь 2018 года ДД.ММ.ГГГГ осуществлена выплата заработной платы иностранному работнику – гражданину Узбекистана С.А.Т. наличными денежными средствами по платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ, минуя счета в уполномоченных банках, на общую сумму 13257,02 рублей в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора ООО «Вектор» К.И.А. подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств:

- копией трудового договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Вектор» и иностранным гражданином (нерезидентами) Узбекистана С.А.Т., согласно которому работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей по профессии «водитель-экспедитор Автотранспортного цеха», срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ В силу пункта 3.3. договора выплата заработной платы в денежной форме два раза в месяц: 26 числа месяца – аванс за текущий месяц, 15 числа месяца - окончательный расчет за предыдущий месяц. Заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных средств в кассе работодателя либо по заявлению работника путем перечисления на его счет банковской карты (пункт 3.4. договора) - л.д.95-96;

- копией платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой С.А.Т. начислена и выплачена заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ года на общую сумму 13257,02 рублей (л.д. 27);

- копией расходного кассового ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28);

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, составленным главным государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России М.О.В. (л.д. 41-43), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы выводы о наличии в деянии генерального директора ООО «Вектор» К.И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поскольку факт выплаты юридическим лицом-резидентом (ООО «Вектор») через кассу организации наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации физическому лицу – нерезиденту (гражданину Узбекистана), а не через счета в уполномоченном банке, образует состав правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Доводы жалобы, обоснованные ссылкой на статьи 11, 131, 136 ТК РФ, часть 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ, и утверждения подателя жалобы о том, что если иностранный гражданин - нерезидент, с которыми
ООО «Вектор» заключен срочный трудовой договор, не выразил согласие на перечисление заработной платы на счет в банке, то выплата заработной платы наличными денежными средствами не противоречит действующему законодательству и соответственно не образует состава вмененного правонарушения, основаны на неверном толковании трудового законодательства и законодательства о валютном регулировании и валютных операциях.

В силу абзаца пятого статьи 11 ТК РФ отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом № 173-ФЗ, то есть к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.

Заключая трудовой договор с иностранным гражданином, генеральный директор ООО «Вектор» К.И.А. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Выплачивая заработную плату иностранному гражданину наличными денежными средствами в нарушение Закона о валютном регулировании, К.И.А. должен был предвидеть противоправный характер своей деятельности.

Принимая во внимание, что К.И.А. не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований валютного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что должностным лицом нарушение валютного законодательства необоснованно было квалифицировано как три самостоятельных правонарушения, а не как одно длящееся, судьей районного суда правомерно отклонен, поскольку наступление периода выплаты заработной платы является самостоятельным, в связи с чем образуется самостоятельный состава правонарушения по каждому периоду.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Доводы заявителя жалобы о наличии оснований для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ подлежит отклонению с учетом тяжести совершенного правонарушения и наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, что выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, установленных нормативными правовыми актами в сфере валютного регулирования и валютного контроля, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Доводы подателя жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей Московского районного суда г. Твери при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ, и отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, вынесенном по настоящему делу.

Порядок и срок давности привлечения К.И.А. к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и является соразмерным и справедливым.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Оснований для отмены состоявшихся по делу решений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Московского районного суда г. Твери от 27 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Вектор» К.И.А. оставить без изменения, жалобу К.И.А. - без удовлетворения.

Судья И.В. Яшина