НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 18.03.2022 № 3А-230/2021

Дело № 3а-30/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2022 года г.Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Пержуковой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудрявцевой А.А.,

с участием прокурора Голодковой А.А.,

представителей административного истца Стариковой Л.В., Доброхваловой В.П., представителя административного ответчика Волченко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» о признании не действующим приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 24 декабря 2020года №485-нп «О тарифах на горячую воду организациям водопроводно-канализационного хозяйства, обеспечивающим горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, для потребителей муниципальных образований Тверской области на 2021 год» в части компонента на тепловую энергию в строках 1 приложений 1, 27, 35, 62,

установил:

28 декабря 2021 года ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило суд признать не действующим приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 24 декабря 2020года №485-нп «О тарифах на горячую воду организациям водопроводно-канализационного хозяйства, обеспечивающим горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, для потребителей муниципальных образований Тверской области на 2021 год», опубликованный на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 25 декабря 2020 года, в части компонента на тепловую энергию в строках 1 приложений 1, 27, 35, 62; возложить на ГУ РЭК Тверской области обязанность принять замещающий нормативный правовой акт в части, признанной судом недействующей.

Пунктом 1 оспариваемого приказа установлены и введены в действие тарифы на горячую воду организациям, обеспечивающим горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, для потребителей муниципальных образований Тверской области на 2021 год согласно приложениям 1-82.

Пунктом 2 данного приказа установлен срок действия тарифов - с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.

В соответствии с пунктом 7 приказа он вступает в силу с 1 января 2021 года и подлежит официальному опубликованию.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что по муниципальным образованиям г. Осташков и г. Зубцов при утверждении двухкомпонентных тарифов на горячую воду ГУ РЭК Тверской области применило величину компонента на тепловую энергию в размере, отличном от одноставочного тарифа на тепловую энергию, утвержденного для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» по данным муниципальным образованиям, а именно, величина данного компонента в тарифе для населения занижена, а для прочих потребителей завышена от тарифа на тепловую энергию; по муниципальным образованиям г. Кимры и г. Лихославль ГУ РЭК Тверской области применило величину компонента на тепловую энергию в тарифе для населения ниже установленного органом регулирования одноставочного тарифа на тепловую энергию.

Общество полагает, что оспариваемые приложения приказа противоречат нормативным правовым актам, регулирующим отношения в области тарифного регулирования в сфере горячего водоснабжения. Не смотря на отсутствие законодательных актов, предусматривающих льготы на ГВС при использовании закрытой системы горячего водоснабжения, орган регулирования фактически устанавил льготные тарифы для населения и приравненных к нему категорий потребителей, что влечет необоснованное занижение тарифов и нарушение прав Общества как регулируемой организации, поскольку такой тариф не обеспечивает полного возмещения Обществу экономически обоснованных затрат на производство горячей воды и влечет возникновение убытков.

В судебном заседании представитель административного истца Доброхвалова В.П. и Старикова Л.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Волченко В.С. возражала против удовлетворения административного иска на основании доводов, приведенных в письменныхвозражениях, согласно которым оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области в строгом соответствии с нормами действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, опубликован в установленном порядке.

При утверждении оспариваемых тарифов орган регулирования исходил из следующего.

Распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2020 года № 2827-р «О среднем по субъектам Российской Федерации на 2021 год и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2021-2023 годы» утверждены предельные индексы изменения роста платы граждан в Российской Федерации, для Тверской области индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2021 году составил 3,4% по отношению к декабрю 2020 года.

Таким образом, рост совокупного платежа граждан в субъекте Российской Федерации по сумме коммунальных услуг не может превышать утвержденных предельных индексов изменения роста платы граждан за семь коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 4 Закона Тверской области от 20 декабря 2012 года № 122-ЗО «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель» льготный тариф устанавливается в случае, если рост размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанный с учетом экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (мощность, теплоноситель) превышает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленный в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьей 5 упомянутого закона определено, что компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, на основании статьи 4 настоящего Закона осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с порядком, определяемым Правительством Тверской области. При этом механизм возмещения выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов для группы потребителей «население», при установлении тарифов на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения не предусмотрен.

Таким образом, в соответствии с указанными правовыми нормами при расчете тарифов на горячую воду величина компонента на тепловую энергию для группы потребителей «население» и для прочих потребителей должна быть равна утвержденному экономически обоснованному тарифу на тепловую энергию в указанном муниципальном образовании.

Учитывая необходимость обеспечения доступности коммунальных услуг для населения и значительную величину расходов по оплате за коммунальные услуги, с целью соблюдения баланса интересов ресурсоснабжающих организаций и их абонентов ГУ РЭК Тверской области были приняты меры по сдерживанию роста платы за коммунальные услуги в указанных в иске муниципальных образованиях, а именно, при утверждении тарифов на горячую воду компоненты на тепловую энергию для прочих потребителей были установлены в размере, превышающем утвержденные экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, а компонент на тепловую энергию для населения был учтен равным размеру утвержденного тарифа на тепловую энергию для группы потребителей «население».

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора Голодковой А.А. о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» осуществляет деятельность по производству и передаче тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и отопления в четырех муниципальных образованиях на территории Тверской области, имеет 4 филиала, расположенных в городе Кимры, городе Зубцове, городе Лихославле и городе Осташкове Тверской области.

29 апреля 2020 года ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением об установлении тарифов на горячую воду на 2021 год для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Кимры, города Осташкова муниципального образования Тверской области Осташковский городской округ, городского поселения город Зубцов муниципального образования Тверской области Зубцовский район, городского поселения город Лихославль муниципального образования Тверской области Лихославльский район, с учетом необходимой валовой выручки с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, методом индексации установленных тарифов.

В тарифном предложении для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ Кимры (т.1, л.д. 67-68) Общество просило установить компонент на тепловую энергию – 2977,10 руб./Гкал без НДС; компонент на холодную воду – 22,13 руб./куб.м. без НДС.

Согласно приложению 1 к оспариваемому приказу тарифы на горячую воду обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь», обеспечивающему горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ Кимры установлены:

с 1 января по 30 июня 2021 года

компонент на тепловую энергию:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 1615,66 руб./Гкал;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС - 1864,88 руб./Гкал;

компонент на холодную воду:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 21,28 руб./куб.м.;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС – 25,54 руб./куб.м.;

с 1 июля по 31 декабря 2021 года

компонент на тепловую энергию:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 1713,23 руб./Гкал;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС - 1976,77 руб./Гкал;

компонент на холодную воду:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 21,79 руб./куб.м.;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС – 26,15 руб./куб.м.

В тарифном предложении для потребителей города Осташкова муниципального образования Тверской области Осташковский городской округ (т.1, л.д.116-117) Общество просило установить компонент на тепловую энергию – 3349,34 руб./Гкал без НДС; компонент на холодную воду – 28,37 руб./куб.м. без НДС.

Согласно приложению 27 к данному приказу тарифы на горячую воду общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь», обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, для потребителей города Осташкова муниципального образования Тверской области Осташковский городской округ установлены:

с 1 января по 30 июня 2021 года

компонент на тепловую энергию:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 3197,35 руб./Гкал;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС - 2177,32 руб./Гкал;

компонент на холодную воду:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 27,28 руб./куб.м.;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС – 32,74 руб./куб.м.;

с 1 июля по 31 декабря 2021 года

компонент на тепловую энергию:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 3320,05 руб./Гкал;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС - 2329,73 руб./Гкал;

компонент на холодную воду:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 27,28 руб./куб.м.;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС – 32,74 руб./куб.м.

В тарифном предложении для потребителей городского поселения город Зубцов муниципального образования Тверской области Зубцовский район Общество просило установить компонент на тепловую энергию – 2668,15 руб./Гкал без НДС; компонент на холодную воду – 37,12 руб./куб.м. без НДС.

Согласно приложению 35 к данному приказу тарифы на горячую воду общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь», обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, для потребителей городского поселения город Зубцов муниципального образования Тверской области Зубцовский район установлены:

с 1 января по 30 июня 2021 года

компонент на тепловую энергию:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 2693,32 руб./Гкал;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС - 2076,85 руб./Гкал;

компонент на холодную воду:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 35,70 руб./куб.м.;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС – 42,84 руб./куб.м.;

с 1 июля по 31 декабря 2021 года

компонент на тепловую энергию:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 2868,38 руб./Гкал;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС - 2201,46 руб./Гкал;

компонент на холодную воду:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 36,75 руб./куб.м.;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС – 44,10 руб./куб.м.

В тарифном предложении для потребителей городского поселения город Лихославль муниципального образования Тверской области Лихославльский район (т.1, л.д. 35-36) Общество просило установить компонент на тепловую энергию – 2986,56 руб./Гкал без НДС; компонент на холодную воду – 15,55 руб./куб.м. без НДС.

Согласно приложению 62 к данному приказу тарифы на горячую воду общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь», обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, для потребителей городского поселения город Лихославль муниципального образования Тверской области Лихославльский район установлены:

с 1 января по 30 июня 2021 года

компонент на тепловую энергию:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 1769,83 руб./Гкал;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС - 1932,74 руб./Гкал;

компонент на холодную воду:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 14,95 руб./куб.м.;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС – 17,94 руб./куб.м.;

с 1 июля по 31 декабря 2021 года

компонент на тепловую энергию:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 1885,14 руб./Гкал;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС - 2042,92 руб./Гкал;

компонент на холодную воду:

- для бюджетных и прочих потребителей (двухкомпонентный) без НДС – 15,40 руб./куб.м.;

- для населения (двухкомпонентный) с учетом НДС – 18,48 руб./куб.м.

Проверяя законность положений нормативного правового акта, который оспаривается, установив обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно статье 2 Закона № 416-ФЗ для целей настоящего Федерального закона понятие «водоснабжение» используется как водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В пункте 2 статьи 3 Закона о водоснабжении определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в их числе: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (подпункт 4); установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт 5).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как следует из части 4 статьи 31 Закона о водоснабжении, горячее водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 31 упомянутого закона тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) отнесен к тарифам в сфере горячего водоснабжения, подлежащим регулированию.

Судом установлено, что оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области, определенной пунктом 13.1 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, согласно которому ГУ РЭК Тверской области устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Помимо Закона о водоснабжении деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат); методом индексации; методом доходности инвестированного капитала; методом сравнения аналогов.

Расчет тарифов методом индексации осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.

Частью 2 статьи 32 Закона о водоснабжении определено, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Основ ценообразования этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктами 88, 89 и 90 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчёта платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).

Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду в соответствии с пунктом 111 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.

Примененные органом регулирования в приложениях №№ 1, 27, 35 и 62 значения компонента на холодную воду в составе тарифов на горячую воду административным ответчиком в рамках настоящего спора не оспариваются.

Согласно пункту 92 Основ ценообразования значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:

а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);

в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);

г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды, - в случае если такие расходы не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).

О необходимости определения величины компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду с учетом расходов, перечисленных в подпунктах «б», «в», «г» пункта 92 Основ ценообразования, ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» в орган регулирования не заявлялось.

Основания для учета данных расходов при определении величины компонента на тепловую энергию, как следует из расчета тарифа, произведенного уполномоченным по делу, орган регулирования не усмотрел.

Необходимости учета указанных расходов при определении значения компонента на тепловую энергию в тарифах на горячую воду на 2021 год, судом при рассмотрении настоящего дела также не установлено.

При таких обстоятельствах значение компонента на тепловую энергию должно быть равно значению тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Согласно частям 13, 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для других потребителей не допускается.

Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Закон Тверской области от 20 декабря 2012 года № 122-ЗО «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель» устанавливает на территории Тверской области лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, основание для предоставления льгот по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Из положений статей 4, 5 названного Закона Тверской области следует, что льготный тариф устанавливается в случае, если рост размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанный с учетом экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, превышает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленный в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Порядок определения размера льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель на основании статьи 4 настоящего закона, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с порядком, определяемом Правительством Тверской области.

Согласно пункту 1 Порядка он разработан в целях компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 2 апреля 2013 года № 109-пп, в целях компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, поставляющих тепловую энергию населению и потребителям, приравненным к населению, для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, осуществляемому с использованием открытых систем теплоснабжения, по льготным тарифам на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, установленным Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области.

Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения населению и потребителям, приравненным к населению, осуществляется путем предоставления субсидии.

Пунктом 16.1 названного Порядка предусмотрено, что результатом предоставления субсидий является обеспечение населения и потребителей, приравненным к населению, коммунальными услугами по отоплению и горячему водоснабжению, осуществляемому с использованием открытых систем теплоснабжения, по льготным тарифам на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, установленным РЭК Тверской области посредством компенсации из областного бюджета Тверской области выпадающих доходов теплоснабжающих организаций до стоимости тепловой энергии, рассчитанной с учетом экономически обоснованных тарифов, установленных РЭК Тверской области.

Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, поставляющих тепловую энергию населению и потребителям, приравненным к населению, для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, осуществляемому с использованием закрытых систем теплоснабжения, по льготным тарифам на тепловую энергию (мощность) не предусмотрена.

Из вышеизложенного следует, что при расчете тарифов на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения величина компонента на тепловую энергию для группы потребителей «население» и прочих потребителей должна быть равна утвержденному экономически обоснованному тарифу на тепловую энергию.

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 478-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Кимры на 2019 – 2023 годы» в редакции приказа от 17 декабря 2020 года № 467-нп установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь», для указанной категории потребителей.

Согласно таблице приложения 1 упомянутого приказа для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по системе подключения (тариф без учета НДС) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на период с 1 января по 30 июня 2021 года – 1615,66 Гкал.; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 1713,23 Гкал; для населения (тариф с учетом НДС) на период с 1 января по 30 июня 2021 года – 1864,88 Гкал.; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 1976,77 Гкал.

Компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение для прочих потребителей установлен органом регулирования с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1615,66 руб./Гкал (без НДС), то есть в размере одноставочного тарифа на тепловую энергию на этот период; с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 1713,23 руб./Гкал (без НДС), также в размере одноставочного тариф на тепловую энергию на этот период, то есть в соответствии с законодательством о тарифном регулировании всфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.

При этом, в нарушение данных норм орган регулирования в приложении № 1 оспариваемого приказа (город Кимры) установил компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение для населения с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1864,88 руб./Гкал (с учетом НДС), а с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 1976,77 руб./Гкал (с учетом НДС), то есть в размере одноставочного тарифа на тепловую энергию для населения, а не экономически обоснованного тарифа.

Кроме того, в экспертном заключении по тарифам, установленным в оспариваемом приложении №1, уполномоченный по делу анализировал приказ ГУ РЭК Тверской области № 53-нп, которым установлены тарифы на питьевую воду МУП города Кимры «Водоканал города Кимры» для потребителей городского округа города Кимры Тверской области, изданный 20 апреля 2021 года.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что экспертиза тарифного предложения на дату заседания Правления ГУ РЭК Тверской области по рассмотрению вопроса об установлении оспариваемых тарифов, проведенного 24 декабря 2020 года, и издания оспариваемого приказа отсутствовала, протокол заседания Правления ГУ РЭК Тверской области от 24 декабря 2020 года № 35 ссылок на экспертные заключения не содержит.

Согласно пункту 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406, в редакции, действовавшей на дату издания оспариваемого по настоящему делу приказа, орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.

Из приведенных нормативных положений следует, что экспертное заключение по результатам экспертизы тарифного предложения учитывается органом регулирования, в связи с чем его составление должно предшествовать принятию решения об установлении тарифов.

Как было установлено выше, в нарушение пункта 25 Правил регулирования тарифов экспертное заключение по состоянию на 24 декабря 2020 года составлено не было, принятое решение на заседании Правления ГУ РЭК Тверской области по рассмотрению вопроса об установлении оспариваемых тарифов, проведенном 24 декабря 2020 года, следовательно, органом регулирования не была проведена надлежащая оценка экономической обоснованности оспариваемой в приложении № 1 величины компонента на тепловую энергию.

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 445-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» для потребителей города Осташкова муниципального образования Тверской области Осташковский городской округ на 2019 – 2023 годы» в редакции приказа от 17 декабря 2020 года № 469-нп установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь», для потребителей данного муниципального образования.

Согласно приложению 1 упомянутого приказа для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на период с 1 января по 30 июня 2021 года – 2207,33 Гкал.; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 2234,28 Гкал; для населения (тариф с учетом НДС) на период с 1 января по 30 июня 2021 года – 2275,54 Гкал.; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 2412,06 Гкал.

В приложении № 27 оспариваемого приказа (город Осташков) орган регулирования установил компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение для населения, отличный от установленного одноставочного тарифа на тепловую энергию, а именно, с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 2177,32 руб./Гкал (с учетом НДС) при том, что установленный одноставочный тариф на тепловую энергию на этот период равен 2207,33 руб./Гкал (без НДС); с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 2329,73 руб./Гкал (с учетом НДС) при том, что установленный одноставочный тариф на тепловую энергию на этот период равен 2234,28 руб./Гкал (без НДС).

Кроме того, компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение для прочих потребителей установлен органом регулирования выше одноставочного тарифа на тепловую энергию, а именно, с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 3197,35 руб./Гкал (без НДС), с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 3320,05 руб./Гкал (без НДС), что прямо противоречит пункту 35 Основ ценообразования, согласно положениям которого установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов не допускается.

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 17 декабря 2020 года № 466-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» для потребителей городского населения город Зубцов муниципального образования Тверской области Зубцовский район на 2021 – 2025 годы» установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь», для потребителей городского населения город Зубцов муниципального образования Тверской области Зубцовский район на 2021 – 2025 годы согласно приложениям 1 и 2, которые действуют с 1 января 2021 года по 31 декабря 2025 года.

Согласно таблице приложения 1 упомянутого приказа для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на период с 1 января по 30 июня 2021 года – 2002,05 Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 2063,63 Гкал; для населения (тариф с учетом НДС) на период с 1 января по 30 июня 2021 года – 2325,78 Гкал.; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 2469,98 Гкал.

В приложении № 35 оспариваемого приказа (город Зубцов) орган регулирования установил компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение для населения ниже чем установленный одноставочный тариф на тепловую энергию, а именно, с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 2076,85 руб./Гкал (с учетом НДС) при том, что установленный одноставочный тариф на тепловую энергию на этот период равен 2002,05 руб./Гкал (без НДС); с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 2201,46 руб./Гкал (с учетом НДС) при том, что установленный одноставочный тариф на тепловую энергию на этот период равен 2063,63 руб./Гкал (без НДС).

Компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение для прочих потребителей установлен органом регулирования выше одноставочного тарифа на тепловую энергию, а именно, с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 2693,32 руб./Гкал (без НДС), с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 2868,98 руб./Гкал (без НДС), то есть с нарушением пункта 35 Основ ценообразования.

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 403-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» для потребителей городского поселения город Лихославль муниципального образования Тверской области «Лихославльский район» на 2019 – 2023 годы» в редакции приказа от 17 декабря 2020 года № 468-нп установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь», для указанной категории потребителей.

Согласно таблице приложения 1 упомянутого приказа для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на период с 1 января по 30 июня 2021 года – 1769,83 Гкал.; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 1885,14 Гкал; для населения (тариф с учетом НДС) на период с 1 января по 30 июня 2021 года – 1932,74 Гкал.; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 2042,92 Гкал.

Компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение для прочих потребителей установлен органом регулирования с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1769,83 руб./Гкал, то есть в размере одноставочного тарифа на тепловую энергию на этот период; с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 1885,14 руб./Гкал, также в размере одноставочного тариф на тепловую энергию на этот период, то есть в соответствии с законодательством о тарифном регулировании в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.

При этом, в нарушение приведенных выше норм в приложении № 62 оспариваемого приказа (город Лихославль) орган регулирования установил компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение для населения с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1932,74 руб./Гкал (с учетом НДС), а с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 2042,92 руб./Гкал (с учетом НДС), то есть в размере одноставочного тарифа на тепловую энергию для населения.

Кроме того, в экспертном заключении по тарифам, установленным в оспариваемом приложении № 62, уполномоченный по делу анализировал приказ ГУ РЭК Тверской области № 126-нп, которым установлены тарифы на питьевую воду МУП Лихославльского района «ЖКХ» для потребителей городского округа города Лихославля Тверской области, изданный 7 октября 2021 года, то есть спустя почти 10 месяцев после издания оспариваемого приказа.

Выше установленные судом обстоятельства также свидетельствуют о том, что в нарушение пункта 25 Правил регулирования тарифов экспертное заключение по состоянию на 24 декабря 2020 года составлено не было, принятое решение на заседании Правления ГУ РЭК Тверской области по рассмотрению вопроса об установлении оспариваемых тарифов, проведенном 24 декабря 2020 года, следовательно, органом регулирования не была проведена надлежащая оценка экономической обоснованности оспариваемой в приложении № 62 величины компонента на тепловую энергию.

Доводы административного ответчика о том, что при установлении тарифов на горячую воду для населения учитывался предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, который и обусловил применение в тарифе на горячую воду с использованием закрытой системы водоснабжения компонента на тепловую энергию для населения, сниженного по сравнению с экономическим обоснованным тарифом на тепловую энергию, и повышение тарифа для иных категорий потребителей, не основаны на законе.

Кроме того, доказательств превышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в случае установления данных тарифов в экономически обоснованном размере ГУ РЭК Тверской области не представлено, в экспертных заключениях тарифных предложений по указанным в иске муниципальным образованиям на необходимость ограничения величины тарифа индексом изменения платы граждан за коммунальные услуги не указывается, соответствующий данной позиции административного ответчика экономический анализ и соответствующие расчеты ни в экспертных заключениях, ни в протоколе заседания Правления ГУ РЭК Тверской области, на котором рассматривался вопрос об установлении оспариваемых тарифов, не содержатся.

Не представлен мотивированный расчет превышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и в материалы настоящего дела в ходе его рассмотрения.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что допущенные ГУ РЭК Тверской области нарушения приведенных выше положений Закона о водоснабжении и Основ ценообразования не позволили сформировать экономически обоснованные тарифы, что нарушает права и законные интересы административного истца при осуществлении регулируемой деятельности, в связи с чем приказ ГУ РЭК Тверской области в части установленных в строках 1 приложений 1, 27, 35, 62 компонентов на тепловую энергию подлежит признанию не действующим.

Оспоренный нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, и признание его не действующим в части с даты вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому он подлежит признанию не действующим в части с даты принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда по настоящему административному делу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части приказ, с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части настоящего решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» удовлетворить.

Признать приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 24 декабря 2020года №485-нп «О тарифах на горячую воду организациям водопроводно-канализационного хозяйства, обеспечивающим горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, для потребителей муниципальных образований Тверской области на 2021 год», в части установленных в строках 1 приложений 1, 27, 35, 62 компонентов на тепловую энергию - не действующим с даты принятия.

Возложить на Главное Управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области обязанность в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части приказ.

Взыскать с Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в пользу ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В.Пержукова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Л.В.Пержукова