НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тверского областного суда (Тверская область) от 10.03.2022 № 3А-227/2021

Дело № 3а-27/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2022 года г.Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Пержуковой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудрявцевой А.А.,

с участием представителей административного истца Логинова Д.В., Черепанова А.А., представителей административного ответчика: Волченко В.С., Котикова Ю.Б., представителя заинтересованного лица ООО «ЭнергоАльянс» Качкиной Г.В., прокурора Голодковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» о признании недействующим приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 13 марта 2018года №25-нп «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация», для потребителей городского округа город Тверь Тверской области на 2018 год»,

установил:

пунктом 1 приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 13 марта 2018года №25-нп «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация», для потребителей городского округа город Тверь Тверской области на 2018 год», опубликованного на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 марта 2018 года, установлены и введены в действие тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация», для потребителей городского округа город Тверь Тверской области на 2018 год согласно приложению.

Пунктом 2 данного приказа установлен срок действия тарифов - по 31 декабря 2018 года.

Согласно приложению к данному приказу одноставочный тариф для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС), вид теплоносителя - вода с момента вступления в силу настоящего приказа по 30 июня 2018 года установлен в размере 387,80 руб./Гкал и с 1 июля по 31 декабря 2018 года 390,47 руб./Гкал.

Настоящий приказ фактически прекратил действие с 1 января 2019 года в связи с истечением срока.

23 декабря 2021 года ООО «Тверская генерация» обратилось в суд с административным иском о признании указанного нормативного правового акта недействующим и возложении на административного ответчика обязанности принять новый его заменяющий приказ.

Заявленные требования мотивированы тем, что, устанавливая тарифы, ГУ РЭК Тверской области при учете объема полезного отпуска тепловой энергии допустило нарушения требований законодательства о ценообразовании и законодательства о теплоснабжении.

Административный истец предполагает, что в документах, представленных для утверждения оспариваемых тарифов, ООО «ЭнергоАльянс» указало объемы отпуска тепловой энергии, рассчитанные в соответствии с жилищным законодательством, тогда как в данном случае надлежало руководствоваться законодательством о теплоснабжении.

Требование к ООО «Тверская генерация» об оплате услуг, объем которых не учитывался при установлении тарифов для теплосетевой организации, влечет получение последней излишнего дохода и возникновение значительных расходов для теплоснабжающей организации – ООО «Тверская генерация», что нарушает принцип государственного ценового регулирования.

В судебном заседании представители административного истца Логинов Д.В. и Черепанов А.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, критикуя как все представленные ООО «ЭнергоАльянс» расчеты полезного отпуска тепловой энергии, обосновывающие тарифное предложение, так и доводы представителей административного ответчика, обосновывающих принятие органом регулирования объема полезного отпуска тепловой энергии в соответствии с тарифным предложением.

Представители административного ответчика Волченко В.С.и Котиков Ю.Б. полагали, чтоадминистративный иск не подлежит удовлетворению. В письменныхвозражениях административного ответчика на заявленные требования указано, что оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области в строгом соответствии с нормами действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, опубликован в установленном порядке. Тарифы на 2018 год установлены на основании тарифного предложения ООО «ЭнергоАльянс» с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 16, 17 Основ ценообразования.

Для оказания услуг по передаче тепловой энергии ООО «ЭнергоАльянс» арендует у ООО «ФинансИнвест» оборудование, предназначенное для передачи тепловой энергии, на основании договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Тепловые сети находятся в микрорайоне Брусилово города Твери и предназначены для передачи тепловой энергии в жилой фонд и детский сад. Данный тариф для ООО «Энергоальянс» на 2018 год устанавливался впервые, переданный в аренду имущественный комплекс является вновь созданным и ранее не использовался. Годовой объем полезного отпуска тепловой энергии из тепловой сети принят органом регулирования равным 14000 Гкал.

Указание в экспертном заключении на то, что годовой объем полезного отпуска тепловой энергии принят органом регулирования в соответствии с договором оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде между ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация», ошибочно и некорректно. При проверке обоснованности тарифного предложения уполномоченный по делу Котиков Ю.Б. анализировал материалы тарифного дела об установлении тарифов на тепловую энергию на 2016 год по заявлению ООО «ЭнергоАльянс», в котором был приведен расчет полезного отпуска тепловой энергии, равного 14000 Гкал, из них жилищным организациям – 13500 Гкал, бюджетным организациям – 500 Гкал. Данный объем полезного отпуска тепловой энергии был принят органом регулирования как обоснованный. Кроме того, им анализировались статистические данные ресурсоснабжающих организаций МУП «Сахарово» и ООО «Тверская генерация».В частности, были проанализированы фактические показатели отпуска тепловой энергии потребителям микрорайона Брусилово организацией, ранее эксплуатировавшей котельную Мамулино, за период 2014-2016 годы (МУП «Сахарово»). При этом средний полезный отпуск тепловой энергии, отпускаемой населению и приравненным к нему потребителям за 2014-2016 годы составил 12541,061 Гкал., бюджетным потребителям – 586,08 Гкал. Учитывая фактический полезный отпуск тепловой энергии за 2014-2016 годы потребителям микрорайона Брусилово и динамики полезного отпуска тепловой энергии, указывающей на увеличение отпуска населению и приравненных к ним потребителям, органом регулирования был принят объем полезного отпуска тепловой энергии в соответствии с тарифным предложением.

Согласно тарифному предложению объем потерь тепловой энергии в тепловых сетях при передаче тепловой энергии составил 1260,31 Гкал. Ввиду отсутствия расчета и утвержденного в установленном порядке объема потерь тепловой энергии в тепловых сетях ООО «ЭнергоАльянс» ГУ РЭК Тверской области приняло потери тепловой энергии в сетях при её передаче в размере 2,1% от принятого объема тепловой энергии в сеть для передачи, исходя из количества нормативных потерь в среднем по Тверской области за 2016, 2017 годы (в среднем 1% на 1 километр сетей) и протяженности тепловых сетей ООО «ЭнергоАльянс» в двухтрубном исчислении - 2,0908 км. Рассчитанный таким образом объем потерь составил 300,0 Гкал.

На основании изложенного общий объем принятой тепловой энергии составил 14300 Гкал.

Кроме того, действие оспариваемого нормативного правового акта прекращено, а потому на основании части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ производство по данному делу подлежит прекращению.

Представитель заинтересованного лица ООО «ЭнергоАльянс» Качкина Г.В. в судебном заседании поддерживала переданные суду письменные возражения. Так, критикуя доводы истца по существу заявленных требований, она указала, что разница объема полезного отпуска тепловой энергии в статистической отчетности ООО «Тверская генерация» и в предъявляемых ему к оплате протранспортированных объемах тепловой энергии, а также объемах тепловой энергии, установленных органом государственного регулирования в тарифе ООО «ЭнергоАльянс», возникла вследствие применения условий заключенного между ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация» договора, а также в результате недобросовестных действий ООО «Тверская генерация», нарушающего условия договора в части исполнения обязанности по установке узлов учета тепловой энергии в точках передачи и точках приема тепловой энергии и теплоносителя в срок до октября 2018 года.

При этом, разница объема полезного отпуска тепловой энергии, возникающая вследствие нарушения участником соответствующего гражданского оборота требований действующего законодательства РФ и возложенных на него обязанностей, не подлежит учету при определении объема полезного отпуска в тарифах ООО «Тверская генерация» и (или) ООО «ЭнергоАльянс». Стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения является одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за них должны осуществляться с применением расчетных способов, которые определяют количество энергоресурсов таким образом, чтобы стимулировать их покупателей к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. На ООО «ЭнергоАльянс», а также на конечных потребителей не могут быть возложены негативные последствия нарушений ООО «Тверская генерация» условий договора и действующего законодательства, равно как от данных нарушений не может зависеть и размер тарифа.

Полагает, что предъявляя настоящий иск в суд, ООО «Тверская генерация» намерено переложить экономические последствия своего ненадлежащего поведения на ООО «ЭнергоАльянс» с целью преодоления законной силы судебных актов, принятых по результатам рассмотрения исковых заявлений ООО «ЭнергоАльянс» к ООО «Тверская генерация» о взыскании задолженности по договору.

Поясняла, что представленный в материалы тарифного дела расчет объема полезного отпуска тепловой энергии составлен с техническими ошибками, а документом, обосновывающим в тарифном предложении, объем полезного отпуска, является реестр потребителей.

Представитель заинтересованного лица ФАС России, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Голодковой А.А. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012года № 1075 (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

Согласно пункту 23 статьи 2 Закона № 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Часть 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относит: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Полномочиями на установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Статья 10 Закона о теплоснабжении определяет, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1-2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1); срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Согласно пункту 4 Основ ценообразования к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о теплоснабжении, настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования, определен Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075.

Согласно пункту 13 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, ГУ РЭК Тверской области в сфере теплоснабжения устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя,

Оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области, в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном порядке, что в ходе судебного разбирательства участвующими в деле лицами не оспаривалось.

Проверяя соответствие оспариваемого приказа ГУ РЭК Тверской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Судом установлено, что ООО «ЭнергоАльянс» осуществляет регулируемую деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии в микрорайоне Брусилово города Твери с использованием оборудования (сети отопления, сети горячего водоснабжения, теплотрассы), предназначенного для передачи тепловой энергии в жилой фонд и детский сад, арендованного у ООО «ФинансИнвест» на основании договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (материалы тарифного дела, т. 1, л.д. 30-45).

ООО «Тверская генерация» с июня 2017 года, а также в течение 2018 года, являлось единой теплоснабжающей организацией в системе централизованного теплоснабжения города Твери, в том числе мкрн.Брусилово.

29 декабря 2017 года между ООО «ЭнергоАльянс» (теплосетевая организация) и ООО «Тверская генерация» (теплоснабжающая организация) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, по условиям которого теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям и передачу тепловой энергии в горячей воде от точки приема до точек поставок тепловой энергии, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги в объемах и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Согласно пункту 5.1 названного договора расчеты по договору производятся на основании тарифов, утверждаемых в соответствии с действующим законодательством.

Из приложения № 1 к договору следует, что передача тепловой энергии в соответствии с данным договором осуществляется в 7 многоквартирных жилых домов города Твери по следующим адресам: <адрес>, дома , , , ; <адрес>, дома , , , а также МБДОУ детский сад и котельную «Оснабрюкская, 37».

Судом установлено, что ООО «ЭнергоАльянс» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с просьбой об утверждении тарифа на передачу тепловой энергии на 2018 год с применением метода экономически обоснованных затрат в размере 590,01 руб./Гкал.

Данный тариф для ООО «ЭнергоАльянс» на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей мкр.Брусилово подлежал установлению впервые.

В тарифном предложении ООО «ЭнергоАльянс» просило учесть тарифообразующие затраты в общей сумме 8260,17 тыс.руб., из которых расходы на приобретение сырья и материалов – 229,12 тыс.руб.; арендная плата – 2390,33 тыс.руб.; расходы на оплату труда – 645,84 тыс.руб.; отчисления на социальные нужды в размере 30,2% от фонда оплаты труда – 195,04 тыс.руб.; расходы на электроэнергию – 2378,28 тыс.руб.; расходы на оплату услуг производственного характера по договорам со сторонними организациями – 25,52 тыс.руб.; расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей – 40,29 тыс.руб.; расчетная предпринимательская прибыль – 161,17 тыс.руб.; потеря тепловой энергии, теплоноситель – 2194,57 тыс.руб.; а также объем передачи тепловой энергии – 14000 Гкал., в том числе по группам потребителей: население – 13500,0 Гкал, бюджет – 500,0 Гкал.

Материалы на установление тарифа были представлены в орган регулирования 29 декабря 2017 года, входящий ; дополнительные материалы – 12 февраля 2018 года, входящий .

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 22 февраля 2018 года было открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, назначен уполномоченный по делу (эксперт), утвержден метод экономически обоснованных расходов (затрат), который, как следует из пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении и подпункта «а» пункта 17 Основ ценообразования применяется, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Согласно пункту 32 Основ ценообразования при расчете тарифов методом экономически обоснованных расходов НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.

Из системного анализа положений пунктов 28, 29, 30, 31 и 32 Правил регулирования тарифов и пунктов 15, 16, 18 и 22 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года № 163, следует, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое помимо общих мотивировочных выводов и рекомендаций должно содержать: анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Судом установлено, что ГУ РЭК Тверской области, изучив предложение ООО «ЭнергоАльянс», признало экономически обоснованными, документально подтвержденными расходы по следующим статьям:

- расходы на приобретение сырья и материалов – 42,93 тыс.руб.;

- расходы на оплату труда - 645,84 тыс.руб.;

- отчисления на социальные нужды - 195,04 тыс.руб.;

- покупная энергия на технологические цели – 1718,18 тыс.руб.;

- прочие расходы (расходы на оплату услуг производственного характера по договорам со сторонними организациями) – 10,51 тыс.руб.;

- арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи – 2265,84 тыс.руб.;

- покупка потерь тепловой энергии, теплоноситель: затраты до 30 июня 2018 года – 550,80 тыс.руб., с 1 июля 2018 года – 588,18 тыс.руб.

Данные выводы органа регулирования обоснованы в экспертном заключении к расчету тарифа на услуги по транспортировке тепловой энергии по сетям ООО «ЭнергоАльянс» на 2018 год, подтверждены материалами тарифного дела, участвующими в деле лицами не оспариваются и не согласиться с ними у суда оснований не имеется.

Соответственно, НВВ до 30 июня 2018 года составляет – 5429,14 тыс.руб., с 1 июля 2018 года - 5466,52 тыс.руб.

Как следует из экспертного заключения, годовой объем полезного отпуска тепловой энергии из тепловой сети принят ГУ РЭК Тверской области в соответствии с договором оказания услуг по передаче тепловой энергиив горячей воде между ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация» и составляет 14000,0 Гкал с разбивкой по группам потребителей: 13500 Гкал – население; 500,0 Гкал – прочие потребители.

Ввиду отсутствия расчета и утвержденного в установленном порядке объема потерь тепловой энергии в тепловых сетях организации ГУ РЭК Тверской области приняло потери тепловой энергии в сетях при передаче тепловой энергии в размере 2,1% от принятого объема тепловой энергии в сеть для передачи, что составляет 300,0 Гкал.

Проверяя доводы административного истца о несогласии с определенным объемом полезного отпуска тепловой энергии, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 8, 9 названных Методических указаний расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии, используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний.

При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, № 10, ст. 1242) расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования.

В соответствии с пунктом 21 Методических указаний № 760-э объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.

Согласно пункту 22 Методических указаний № 706-э фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в схеме теплоснабжения информация об объемах полезного отпуска тепловой энергии, которая могла бы быть использована при определении расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии, отсутствовала, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования не принята.

В связи с обращением за регулированием тарифом впервые формы статической отчетности, содержащей сведения об объеме полезного отпуска тепловой энергии, ООО «ЭнергоАльянс» не заполняло и не предоставляло.

Его тарифное предложение в части объема полезного отпуска тепловой энергии не подтверждается представленной в орган регулирования документацией, находящейся в материалах тарифного дела.

Договорные (ориентировочные) объемы передачи тепловой энергии по потребителям, подключенным к тепловым сетям, согласованы сторонами в приложении № 1 к договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде в размере 6,54817 Гкал/ч.

Оснований полагать, что данная величина была учтена при формировании тарифного предложения, не имеется.

Напротив, значение объема полезного отпуска тепловой энергии, принятое органом регулирования, очевидно взято без учета договорных (ориентировочных) объемов передачи тепловой энергии по потребителям, подключенным к тепловым сетям, согласованных ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация» в приложении № 1 к договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде в указанном выше размере.

В представленном в орган регулирования расчете полезного отпуска (передачи) тепловой энергии (тарифное дело, страница 118) частично заполнены сведения за период регулирования 2017 год, тогда как было установлено выше, тарифное регулирование ООО «ЭнергоАльянс» в 2018 году осуществляется впервые. Кроме того, значение объема полезного отпуска тепловой энергии в данной таблице (строка 6) определяется как разность значений, указанных в строках 4 и 5. Значение в строке 5 (потери тепловой энергии в сети) не заполнено, значение в строке 5 (отпуск тепловой энергии от источника тепловой энергии (полезный отпуск)) указано как 0,43 тысГкал, что менее значения, указанного в строке 6 - 14 тысГкал. Изложенное свидетельствует о невозможности использования данного расчета при проверке обоснованности тарифного предложения в части объема полезного отпуска тепловой энергии.

На некорректность данного расчета указывали представители ГУ РЭК Тверской области, а представитель ООО «ЭнергоАльянс» пояснял, что данный расчет составлен с техническими ошибками.

Приложенная к тарифному предложению пояснительная записка обоснования расчета годового объема полезного отпуска тепловой энергии – 14000 Гкал не содержит.

Вопреки требованиям, содержащимся в подпункте «а» пункта 28 Правил регулирования тарифов, в экспертном заключении органа регулирования обоснование принятого им объема полезного отпуска тепловой энергии не приведено, ссылка на то, что годовой объем полезного отпуска тепловой энергии из тепловой сети принят в соответствии с договором оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде между ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация» носит формальный характер и, как пояснили в ходе судебного разбирательства представители ГУ РЭК Тверской области Волченко В.С. и Котиков Ю.Б., данная ссылка приведена в экспертном заключении ошибочно и некорректно.

В ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом ООО «ЭнергоАльянс» представлен в суд расчет полезного отпуска тепловой энергии к заявлению об установлении тарифов на транспортировку тепловой энергии на расчетный период регулирования 2018 год (т. 2, л.д. 93), который, как следует из реестра материалов для утверждения тарифа на услуги передачи тепловой энергии мкрн. Брусилово 2018 год и материалов тарифного дела, в орган регулирования не представлялся и, соответственно, им не анализировался.

Из представленного суду данного расчета следует, что расход тепловой энергии на отопление за год по многоквартирным домам был определен с учетом их площадей и установленного решением Тверской городской Думы от 21 декабря 2001 года № 185 норматива потребления отопления – 0,18 Гкал/кв.м./год, который был разделен на 365 дней, а затем умножен на 212 суток отопительного периода, тогда как величина данного норматива установлена уже исходя из продолжительности отопительного периода 7 месяцев или 212 суток и, соответственно, такой расчет заведомо влечет безосновательное занижение объема полезного отпуска тепловой энергии.

Расход тепловой энергии на горячее водоснабжение квартир определялся путем деления площади квартир указанных многоквартирных домов на региональный норматив градостроительного проектирования Тверской области – расчетную минимальную обеспеченность общей площадью жилых помещений в городских населенных пунктах. Полученный результат умножался на значение норматива горячего водоснабжения – 2,86 куб.м./мес/чел, а затем на 12 месяцев. При этом в расчете расчетная минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений в городских населенных пунктах указана равной 26,6 кв.м./чел. - установленному данному нормативу на расчетный период - 2015 год, тогда как фактически площадь квартир указанных многоквартирных домов делилась на норматив, установленный на расчетный период 2030 год, равный 30 кв.м./чел. Такой расчет также влечет безосновательное занижение объема полезного отпуска тепловой энергии.

Определяя расход тепловой энергии на горячее водоснабжение нежилых помещений в многоквартирных домах, ООО «ЭнергоАльянс» использовало Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 года, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда и направленные на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ, а именно значение 6 кв.м./чел, которое согласно пункту 3.4 названных СанПиН определено как минимальная площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ).

Возможность использования данных значений нормативными правовыми актами, предусматривающими регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, не предусмотрена.

Второй представленный ООО «ЭнергоАльянс» в ходе рассмотрения дела расчет объема полезного отпуска тепловой энергии (т. 3, л.д.86), также отсутствующий в материалах тарифной заявки и тарифного дела, содержит исходные данные, которые не были подтверждены в ходе рассмотрения дела, и он также не может быть принят судом в качестве обоснования расчета объема полезного отпуска тепловой энергии на 2018 год.

В ходе судебного разбирательства представители административного ответчика ссылались на проведенный органом регулирования анализ фактических показателей отпуска тепловой энергии потребителям микрорайона Брусилово организацией, ранее эксплуатировавшей котельную Мамулино (МУП Сахарово), за период 2014-2016 годы. Определив средний полезный отпуск тепловой энергии, отпускаемой населению и приравненным к нему потребителям за 2014-2016 годы равным 12541,061 Гкал, бюджетным потребителям – 586,08 Гкал, учитывая фактический полезный отпуск тепловой энергии за 2014-2016 годы потребителям микрорайона Брусилово и динамику полезного отпуска тепловой энергии, указывающую на увеличение отпуска тепловой энергии населению и приравненных к ним потребителям, органом регулирования был принят объем полезного отпуска тепловой энергии в соответствии с тарифным предложением.

Вместе с тем, органом регулирования не учтено, что из 7 многоквартирных домов, подключенных к тепловым сетям, арендуемым ООО «ЭнергоАльянс», в 2014 году и до декабря 2015 года отпускалась тепловая энергия потребителям, проживающим в 4 многоквартирных домах, с декабря 2015 года по август 2016 года – в 5 домах, с сентября 2016 года – в 6 домах, а в многоквартирный дом по адресу: <адрес> в период 2014-2016 годы тепловая энергия не поставлялась.

Кроме того, как следует из объяснений представителей административных ответчиков и представленных ими сведений об объеме полезного отпуска тепловой энергии за 2014-2016 года, в 2016 году без учета тепловой энергии, отпускаемой в многоквартирный дом по адресу: <адрес>, то есть по 6 многоквартирным жилым домам, полезный отпуск тепловой энергии составил 17087,014 Гкал, что уже более чем на 3500 Гкал от значения, указанного в тарифном предложении.

Реестр потребителей с указанием объема и наличия приборов учета (тарифное дело, стр.68) и реестр потребителей с указанием объема и наличия приборов учета (тарифное дело на установление тарифа на тепловую энергию на 2016 год для организации ООО «ЭнергоАльянс», стр.73), на которые как на обосновывающие тарифное предложение в части объема полезного отпуска тепловой энергии ссылались представители административного ответчика, содержат одинаковые значения объема полезного отпуска тепловой энергии (14000 Гкал), тогда как, как было установлено выше, до сентября 2016 года тепловая энергия поставлялась только в 5 многоквартирных домов и детский сад.

Ссылка административного ответчика на подтверждение обоснованности принятого им объема полезного отпуска тепловой энергии договором на услуги по транспортировке тепловой энергии, в пункте 2.2 которого ООО «ЭнергоАльянс» приняло на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии – 14708 Гкал/год, судом во внимание не принята. Данный договор подписан одной стороной, следовательно, он не был согласован второй стороной, является не заключенным и не может являться допустимым доказательством при разрешении настоящего дела.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что в нарушение требований пункта 22 Основ ценообразования, пунктов 18, 21, 22 Методических указаний, пункта 28 Правил регулирования тарифов экспертное заключение органа регулирования не содержит соответствующего обоснования объема полезного отпуска тепловой энергии, отсутствует такое обоснование и в выписке из протокола № 8 заседания Правления ГУ РЭК Тверской области, кроме того, в ходе рассмотрения дела учтенный в тарифе расчетный объем полезного отпуска также не был обоснован и не подтвержден как материалами, имеющимися в тарифном деле, так и доказательствами, представленными в ходе рассмотрения настоящего дела.

При этом объем полезного отпуска тепловой энергии напрямую влияет на размер оспариваемых тарифов, которые при таких обстоятельствах не могут быть признаны законными и экономически обоснованными.

Данные нарушения привели к неверному расчету тарифов на 2018 год и нарушению прав административного истца, вносящего плату за оказанные ООО «ЭнергоАльянс» услуги по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, расчет которой производится на основании оспариваемых тарифов.

Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие наличие судебных споров между ним и ООО «ЭнергоАльянс», связанные с оплатой последнему оказанных административному истцу услуг в 2018 году, ввиду чего оснований для прекращения производства по данному делу, о чем ходатайствовал представитель административного ответчика, в связи с тем, что оспариваемый приказ утратил силу с 1 января 2019 года, не имеется.

Так, из разъяснений, данных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ в случае, если на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 КАС РФ). Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части. Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.

На основании изложенного заявленные ООО «Тверская генерация» требования подлежат удовлетворению, а оспариваемый приказ ГУ РЭК Тверской области от 13 марта 2018года №25-нп надлежит признанию недействующим.

Поскольку оспоренный нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, и признание его частично не действующим с даты вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому он подлежит признанию не действующим с даты принятия.

Для исключения возникновения правовой неопределенности в существующих правоотношениях в сфере осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд считает необходимым возложить на ГУ РЭК Тверской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим приказ, с учетом выводов настоящего решения.

При пересмотре объема полезного отпуска тепловой энергии на 2018 год органу регулирования необходимо учесть данные о фактическом полезном отпуске тепловой энергии за 2018 год в соответствии с законодательством о теплоснабжении.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск ООО «Тверская генерация» удовлетворить.

Признать приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 13 марта 2018года №25-нп «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация», для потребителей городского округа город Тверь Тверской области на 2018 год» не действующим с даты принятия.

Возложить на Главное Управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области обязанность в течение месяца со дня вступления в силу настоящего решения принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим приказ.

Взыскать с Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в пользу ООО «Тверская генерация» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В.Пержукова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Л.В.Пержукова